РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
13 января 2011 года г.Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Известкина И.Г., рассмотрев дело по жалобе защитника Ткаченко А.Ф. - Разуванова А.В. на постановление № заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу Ч.В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Альянс» Ткаченко А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу Ч.В.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко А.Ф. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данным постановлением должностное лицо - директор ООО «Агентство недвижимости «Альянс» Ткаченко А.Ф. признан виновным в том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.1 ст. 7 Федерального закона РФ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не обеспечил организацию внутреннего контроля, выразившуюся в ненадлежащем осуществлении программ идентификации и изучения клиентов - физических и юридических лиц, а именно не установлении в договорах на оказание услуг следующих сведений: в отношении клиентов - физических лиц - гражданство и реквизиты документа, удостоверяющего личность; в отношении клиентов - юридических лиц - идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Ненадлежащая идентификация проведена в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> договорах, в ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> договорах, в ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> договорах.
Ткаченко А.Ф. как должностное лицо - директор ООО «Агентство недвижимости «Альянс» признан виновным и в том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.2 ст. 7 Федерального закона РФ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 05 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не обеспечил организацию внутреннего контроля, выразившуюся в назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также не обеспечил прохождение специальным должностным лицом ООО «Агентство недвижимости «Альянс» целевого инструктажа, предусмотренного п.9 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01 ноября 2008 года № 256.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, защитник Ткаченко А.Ф. - Разуванов А.В., действующий на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что фактически в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агентство недвижимости «Альянс» осуществляло юридические и представительские услуги при заключении договоров купли-продажи недвижимости, а не операции с денежными средствами или иным имуществом, в связи с чем считает, что сотрудники Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу не установили юридически значимые обстоятельства по делу об административном правонарушении, поэтому постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Ткаченко А.Ф., извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, просил рассмотреть жалобу без его участия.
Заслушав объяснения защитника Ткаченко А.Ф. - Разуванова А.В., действующего на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно п.2.2 Устава основными видами деятельности ООО «Агентство недвижимости «Альянс» являются: деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (продажа, покупка, сдача в аренду, посреднические услуги и пр.); посреднические и представительские услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 7 Федерального закона РФ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Согласно ч.2 ст. 7 Федерального закона РФ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
В соответствии с положением ст. 3 данного Федерального закона под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Подпунктом «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 05 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
Пункт 9 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01 ноября 2008 года № 256, предусматривает, что целевой инструктаж для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, - не реже двух раз в год, а для иных работников организаций - не реже одного раза в три года.
В силу положений пунктов 2, 13, 14, 15, 16 вышеуказанного Положения руководитель организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основе программ обучения организация разрабатывает план-график реализации программ обучения на очередной календарный год, который включает в себя тематику обучающих мероприятий, сроки их проведения и лиц, ответственных за организацию и проведение обучения. Данный план-график утверждается руководителем организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, не позднее 31 января текущего года.
Из материалов дела усматривается, что в нарушение требований п.1 ч.1 ст. 7 Федерального закона РФ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» должностное лицо - директор ООО «Агентство недвижимости «Альянс» Ткаченко А.Ф. ненадлежащим образом осуществлял идентификацию клиентов - физических и юридических лиц, а именно: не устанавливал гражданство и реквизиты документы, удостоверяющего личность, в отношении клиентов - физических лиц, а в отношении клиентов - юридических лиц не устанавливал идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащая идентификация клиентов директором ООО «Агентство недвижимости «Альянс» Ткаченко А.Ф. имела место в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> договорах, в ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> договорах, в ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> договорах.
Далее, Ткаченко А.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение правил внутреннего контроля и программ его осуществления как должностное лицо ООО «Агентство недвижимости «Альянс» не соответствовал утвержденным квалификационным требованиям в части прохождения специальным должностным лицом целевого инструктажа, предусмотренного п.9 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01 ноября 2008 года № 256.
Доводы защитника Ткаченко А.Ф. - Разуванова А.В. о том, что ООО «Агентство недвижимости «Альянс» в соответствии с Уставом осуществляет лишь юридические и посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи недвижимости, что не является операциями с денежными средствами или иным имуществом, несостоятельны, поскольку противоречат положениям ст.ст. 3, 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», определяющим понятие операций с денежными средствами или иным имуществом, а также указывающим, что к организациям, осуществляющим данные операции, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены законного и обоснованного постановления заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу Ч.В.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ткаченко А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу Ч.В.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Альянс» Ткаченко А.Ф. оставить без изменения, а жалобу защитника Ткаченко А.Ф., Разуванова А.В., - без удовлетворения.
Жалоба на решение может быть подана в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Известкина И.Г.