решение по жалобе



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

7 апреля 2011 года г.Комсомольск-на-Амуре

Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Станкевич К.К.,

рассмотрев дело по жалобе (заявлению) Якимов С.С, на постановление заместителя начальника Амурской таможни по правоохранительной деятельности № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Регион» Якимов С.С,, <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Амурской таможни по правоохранительной деятельности № директор ООО «Регион» Якимов С.С.привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Данным постановлением директор ООО «Регион» Якимов С.С.признан виновным в том, что являясь должностным лицом, в силу наделения организационно - распорядительными функциями, совершил нарушение таможенных правил, установленных п.2 ст.13, ст.158 Таможенного Кодекса РФ, выразившееся в том, что ООО «Регион» предоставило в таможенный орган железнодорожную накладную №, в которой указан фитосанитарный сертификат № и содержатся исправления номера железнодорожного вагона с № на №.

Директор ООО «Регион» Якимов С.С. обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что 30.03.2010г. во исполнение внешнеэкономического контракта № №. ООО «Регион» на Комсомольский-на-Амуре таможенный пост Амурской таможни была подана Декларация на товары, зарегистрированная под № (далее - по тексту ДТ), на декларирование в режиме экспорта лесоматериалов различных наименований. С данной ДТ был предоставлен таможенному органу полный пакет документов, предусмотренный законодательством РФ.

При сдаче к отправке загруженного лесоматериалами ж/д вагона № на ст.Хурмули РЖД выяснилось, что по базе данных ОАО «РЖД» вагона с регистрационным № не существует, а фактически грузоотправителю предоставлен ж/д вагон с №, и соответственно в Амурскую таможню при подаче ДТ был действительно представлен недействительный ФСС № на не существующий ж/д вагон №. Однако декларантом ООО «Регион» после получения информации о том, что вагона с регистрационным номером № не существует, были немедленно предприняты все необходимые меры, направленные на получение нового фитосанитарного сертификата на фактически отправляемый ж/д вагон №. В результате ООО «Регион» получило ФСС № на ж/д вагон №, и внесло соответствующие изменения в ТТН №. Таким образом государственную границу РФ пересек ж/д вагон № по действительному ФСС №. Кроме того действия Общества не повлекли за собой изменения в наименовании лесоматериалов, в количестве вывозимого товара, а также в уплате таможенных сборов и пошлин.

ООО «Регион» не отрицает факт предоставления в Амурскую таможню при оформлении товаров по ДТ недействительного ФСС №, однако считает, что факт допущения описанной ошибки с учетом вышеназванных обстоятельств не причинил существенного вреда охраняемым государством общественным отношениям, также как и не причинил вреда экономическим и не экономическим интересам РФ. В связи с этим считает, что совершенное ООО «Регион» правонарушение можно квалифицировать, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, как малозначительное.

В судебном заседании Якимов С.С. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление как незаконное.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя, суд приходит к следующему :

В соответствии с ч.3. ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.7 ТК России в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно ст.32 Федерального закона от 08.12.2003г. №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, вводятся меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены в частности для обеспечения соблюдения, не противоречащих международным договорам РФ, нормативных правовых актов РФ, касающихся представления таможенным органам РФ, одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

В соответствии с положениями статей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров в таможенный орган представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Как следует из положений ст.124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно п.2 ст.13 ТК России товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 8 Федерального Закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) вывозимой с территории Российской Федерации сопровождается фитосанитарным сертификатом.

В силу п.5 ст.2 Международной конвенции по карантину и защите растений, принятой постановлением Правительства РФ от 18.12.2001г. №874, фитосанитарные сертификаты или их эквиваленты, там где они принимаются заинтересованной импортирующей договаривающейся стороной, должны соответствовать образцу, данному в Приложении к настоящей Конвенции. Эти сертификаты должны заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных договоров.

Согласно Международному стандарту по фитосанитарным мерам все части фитосанитарных сертификатов должны быть заполнены, в разделе «заявленный способ транспортировки» необходимо указывать номер транспортного средства, перевозящего подкарантинную продукцию.

В соответствии с ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП РФ).

Таким образом для наличия события правонарушения необходимо установить, что были заявлены недостоверные сведения или представлены недействительные документы, которые могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно статье 16 Таможенного кодекса РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, в случае, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, возлагается на российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку, а после начала таможенной процедуры декларирования товаров, в соответствии со статьей 126 Таможенного кодекса РФ - на декларанта.

Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (статья 11 ТК РФ).

Как следует из содержания пп.17 п.1 ст.11, п.1,2 ст.139 ТК РФ таможенный брокер (представитель) - посредник, совершивший таможенные операции от имени и по поручению декларанта.

Из материалов дела следует, что 30.03.2010г. ООО «Регион» предоставило в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста грузовую таможенную декларацию №. В связи с тем, что вывозимый товар - лесоматериалы - является подкарантинной продукцией, ООО «Регион» совместно с грузовой таможенной декларацией представило фитосанитарные сертификаты, в том числе и фитосанитарный сертификат №, оформленный на лесоматериалы, погруженные в железнодорожный вагон №. Однако фактически лесоматериалы были погружены в железнодорожный вагон №, и отправлены со станции Дземги по железнодорожной накладной № №

Установив факт предоставления недействительного фитосанитарного сертификата, содержащего недостоверные сведения о номере железнодорожного вагона, таможенный орган пришел к выводу о совершении директором ООО «Регион» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление начальника Амурской таможни не содержит указание на нарушения ООО «Регион» таможенных правил, которые могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В постановлении также не содержится сведений о том, какие именно запреты либо ограничения, установленные законодательством РФ, не были применены либо могли быть не применены к ООО «Регион» на основании представленного фитосанитарного сертификата с неправильно указанным в нем номером железнодорожного вагона. Не подтверждается наличие указанных нарушений и материалами дела.

Неправильное первоначальное указание номера вагона не повлияло на осуществление карантинного фитосанитарного контроля в отношении вывозимых лесоматериалов, не могло послужить и не послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством.

С учетом сказанного судья приходит к выводу об отсутствии в действиях директора ООО «Регион» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

Само по себе заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, которые не могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законом, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.16.2 КоАП РФ.

Кроме того в соответствии со статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В обжалуемом постановлении не указано в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение Якимовым С.С. своих должностных обязанностей, послужившее основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Кроме того в обжалуемом постановлении в нарушение требований ст.29.10 ч.1 п.4 КоАП РФ не указаны все обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения - не указано место совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, поскольку в действиях директора ООО «Регион» Якимова С.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление заместителя начальника Амурской таможни подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника Амурской таможни по правоохранительной деятельности № №. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Регион» Якимова С.С. - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья Станкевич К.К.