Дело . г. РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 06 августа 2012 года г. Комсомольск-на-Амуре Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Файзуллина И.Г, рассмотрев дело по жалобе Сталинская В.В. на постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Алексеева С.С., №04/11 - 27/62 от 15.05.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтераФедерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края» (ФБУ «Комсомольский ЦСМ») Сталинская В.В., . года рождения, уроженки ., проживающей по адресу: ., УСТАНОВИЛ: постановлением исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Алексеева С.Ю. № 04/11 - 27/62 от 15.05.2012 года главный бухгалтер ФБУ «Комсомольский ЦСМ»Сталинская В.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. Данным постановлением Сталинская В.В. признана виновной в нарушении порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неполном оприходовании в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно- кассовой техники в день ее получения -., ., ., ., нарушив пп.3.3, гл. 3, п.п. 5.3 гл. 5, ч. 2 п. 6.1 гл. 6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России . .-П. Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Сталинская В.В. обратилась в суд с жалобой об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что за реализованные услуги ФБУ «Комсомольский ЦСМ» применяет ККТ. Ввиду особенностей работы учреждения, оприходование денежной наличности в день ее получения невозможно, т.к. поверители оказывают услуги на объектах расположенных далеко от центра и физически не имеют возможности сдать денежную наличность в день ее получения. Она была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения как должностное лицо, однако должностным лицом является лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Согласно п.5.5 Устава ФБУ «Комсомольский ЦСМ», утвержденного приказом Госстандарта от . ., таким лицом является директор Центра, который единолично осуществляет руководство Центром, действует от имени Центра без доверенности, принимает и увольняет работников, принимает к ним меры поощрения и налагает взыскания, несет финансовую ответственность. Кроме того, в постановлении о привлечении ее к административной ответственности ИФНС указывает, что в период с . по . установлено четыре случая неполного оприходования в кассу наличных средств, также указано, что сверка кассовых документов ею, как главным бухгалтером в этот период не производилась, т.к. отсутствует подпись главного бухгалтера. Однако, согласно приказу .-К от . ей был предоставлен основной отпуск в количестве 28 календарных дней. Отпуск был предоставлен с . по . с выездом в .. В ходе рассмотрения жалобы Сталинская В.В. поддержала доводы жалобы, представила суду приказ об очередном отпуске, проездные документы - авиа билеты в месту проведения отпуска и обратно. Дополнительно пояснила, что в . она приехала . и заходила на работу ., так как замещающая ее ФИО5 отсутствовала на месте, она подписала несколько счет - фактур для проверки, просто продублировав их. Представитель ИФНС России и по г. Комсомольскв-на-Амуре Ланская Т.Ю., действующая на основании доверенности, возражая против доводов, изложенных в жалобе, пояснила, что довод Сталинская В.В. о том, что в связи с особенностью работы учреждения отсутствует возможность обеспечить ежедневную сдачу денежных средств в кассу центра, находящуюся по адресу . в ., не обоснован, поскольку доказательств невозможности оприходования денежной наличности в полном объеме в день её получения за услуги, оказываемые на территории г. Комсомольска-на-Амуре 13.03.2012, 19.03.2012, 20.03.2012, 28.03.2012, главным бухгалтером не представлено. Доводы главного бухгалтера о том, что при оказании услуг по поверке средств измерений, по месту их эксплуатации полученная сумма пробивалась на ККТ, предоставлялся кассовый чек по каждой счет-фактуре, выдавались квитанции к приходным ордерам, данные о поступившей денежной наличности отражены в фискальных отчетах ККТ, в журнале кассира-операциониста, представленном налоговому органу, а отсутствие в кассовой книге записи об учете поступивших денег не свидетельствует об их неоприходовании, также не могут быть приняты, поскольку не изменяют вывода о том, что полученная выручка в кассовой книге ежедневно учреждением не отражалась в нарушение Положения № 373-П. При таких обстоятельствах Постановление № 04/11-27/62 от 15.05.2012 в соответствии с которым должностное лицо - главный бухгалтер Сталинская В.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правомерным. В пп.3.1.6, 3.1.8, 3.1.10 должностной инструкции ФБУ «Комсомольский ЦСМ» указано, что главный бухгалтер осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, нарушений финансового и хозяйственного законодательства, ведет работу по обеспечению строго соблюдения финансовой и кассовой дисциплины. Пункт 4 должностной инструкции устанавливает ответственность главного бухгалтера в случаях принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей. Согласно п. 2.6. Положения №373 контроль за ведением кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии - руководитель. Сталинская В.В. в жалобе ссылается на отсутствие её на рабочем месте в связи с отпуском и выездом в . с . по ., однако в представленных налоговому органу счетах-фактурах, датированных ., стоит подпись главного бухгалтера Сталинская В.В., что указывает на то, что в проверяемый период главный бухгалтер была на рабочем месте и выполняла свои должностные обязанности. Материалами дела об административном правонарушении установлено неоприходование наличных денежных средств, что образует в действиях главного бухгалтера наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствие с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Заслушав объяснения Сталинская В.В., пояснения представителя ИФНС Ланской Т.Ю., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с п.3.3 гл. 3, вступившего в силу с 01.01.2012 года Положения Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 1, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). Согласно п. п. 5.3, 5.4 гл. 5 указанного Положения, кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Согласно ч. 2 п.6.1. того же Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения. Как следует из протокола об административном правонарушении . от ., в период с . с 14 часов 30 минут по . в рамках проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на основании поручения . от . проведена проверка полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью ФБУ «Комсомольский ЦСМ», расположенного по адресу: . за период с . по . включительно. В ходе проверки установлено нарушение порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, выразившееся вне полном оприходовании в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники в день её получения. За проверяемый период, согласно фискальных отчетов и суточных Z отчетов с ККТ, выручка составила: Миника 1102.3 К . рубля 37 копеек. Элвес-микро К . рублей 96 копеек. Элвес-микро К . рублей 50 копеек. Данная выручка отражена в книгах кассиров-операционистов по форме КМ-4. В нарушение требования п. 3.3 гл. 3 Положения, в организации приходные кассовые ордера оформляются на каждый пробитый по ККТ кассовый чек.В соответствии с требованиями п. п. 5.3, 5.4 гл. 5 Положения кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером. Следовательно, оприходование денежной наличности должно осуществляться в день её получения. В нарушение данных требований указанная сверка кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером не производится. Подпись гл. бухгалтера в кассовой книге отсутствует. Установлено 4 случая не полного оприходования в кассу организации наличных денег- ., ., ., . Общая сумма неоприходованной денежной наличности составила 79 319 рублей 21 копейка. Кроме того, согласно дополнению к акту проверки . от ., составленному ., в период проведения проверки ФБУ «Комсомольский ЦСМ» предъявлены следующие документы: фискальный отчет от . с ККТ Миника 1102.3 К ., от . . с ККТ Элвес- микро К 00514653, суточные Z отчеты с ККТ Элвес- микро К ., книги кассира- операциониста, кассовая книга организации, приходные и расходные кассовые ордера, приказ от . по учетной политике организации, положение об учетной политике организации, приказы о направлении в командировку, заказы- наряды, счета - фактуры. В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29-15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено иное. В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие факт исполнения главным бухгалтером Сталинская В.В. в период с ., ., ., . своих служебных обязанностей. Выводы представителя ИФНС Ланской Т.Ю., о том, что Сталинская В.В. на момент совершения административного правонарушения . исполняла обязанности главного бухгалтера опровергаются материалами дела об административном правонарушении. Так, согласно приказа директора ФБУ «Комсомольский ЦСМ» .-к от . главному бухгалтеру Сталинская В.В. предоставлен основной отпуск с . по .. Согласно п. 4 данного приказа, на время отпуска Сталинская В.В., обязанности главного бухгалтера возложены на бухгалтера 1 категории ФИО5 .ным документам- авиа и автобусным билетам, кассовым чекам, Сталинская В.В. со . по . находилась за пределами .. Из приходных листов кассовой книги ФБУ «Комсомольский ЦСМ» от ., от ., от ., следует, что они подписаны и.о. главного бухгалтера ФИО5 Согласно журнала кассира- операциониста ФГУ «Комсомольский ЦСМ», данные о снятии показаний суммирующих денежных счетчиков в кассовой книге ., ., ., . подписаны и.о. главного бухгалтера ФИО5, о чем свидетельствует ее подписи в данном журнале. Не имеет юридического значения при установлении виновности должностного лица, довод представителя ИФНС о том, что на счетах - фактурах ФБУ «Комсомольский ЦСМ» от . имеются подписи главного бухгалтера Сталинская В.В., поскольку этот факт не является основанием для привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за нарушение ведения кассовых операций, выразившееся неполном оприходовании в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно- кассовой техники в день ее получения . 2г., ., ., . 2г., учитывая, что обеспечение организации и контроль кассовых операций в указанные периоды производилось другим должностным лицом, на основании приказа директора ФБУ «Комсомольский ЦСМ» .-к от . При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что главный бухгалтер Сталинская В.В. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по фактам нарушений требований пп.3.3, гл. 3, п.п. 5.3 гл. 5, ч. 2 п. 6.1 гл. 6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России . .-П, имевших место ., ., ., ., судья приходит к выводу о том, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, должностным лицом ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, были неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для данного дела, что повлекло нарушение норм материального права. В соответствии со ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Алексеева С.С., №04/11 - 27/62 от 15.05.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтераФедерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края» (ФБУ «Комсомольский ЦСМ») Сталинская В.В.- отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу Сталинская В.В.- удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья И.Г. Файзуллина