Дело ###
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 12 мая 2010 года
Центральный районный суд г. Кемерово,
в составе председательствующего судьи Ивановой И. М.,
с участием государственного обвинителя прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Бляха А.Н.
подсудимой подсудимая,
защитника Мельничук Л.А.,
при секретаре Головачевой Т.В.,
рассмотрев материалы дела в отношении
подсудимая, ...; ранее не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
подсудимая совершила преступление в ... при следующих обстоятельствах.
На основании приказа ### от **.**.**** г. она работала заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения ### «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников» и по роду своих должностных обязанностей, определенных Уставом МДОУ ### и должностной инструкцией заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением, осуществляла непосредственное руководство и управление деятельностью образовательного учреждения, обеспечивала административно-хозяйственную деятельность учреждения и была наделена правом формирования контингента воспитанников в соответствии с положениями Устава МДОУ ### и Положением о порядке приема и комплектования детей в образовательные учреждения ..., реализующие программы дошкольного образования, утвержденным приказом ### от **.**.****г., начальника управления образования Администрации г. Кемерово, т.е. являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении.
В нарушении ч.2 ст. 43 Конституции РФ от 12.12.1993 г., ч.3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., согласно которых государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования, **.**.****., в дневное время, подсудимая, находясь на своем рабочем месте – в служебном кабинете МДОУ ###, расположенном по адресу: ..., ... являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, работая заведующей МДОУ ###, с целью получения взятки, умышленно, действуя из корыстных побуждений, воспользовавшись тем, что свидетель 1, испытывает затруднения при устройстве в детское дошкольное учреждение своего внука – ДА, **.**.****, оценив ее материальное положение, предложила свидетель 1 передать ей в качестве взятки денежные средства в сумме 25000 рублей за устройство внука в МДОУ ###. свидетель 1, не располагая иными возможностями для устройства ребенка в дошкольное учреждение, согласилась с предложением подсудимая о даче взятки.
После этого **.**.****г. около 15.00 час.. подсудимая, находясь на своем рабочем месте – в служебном кабинете МДОУ ###, расположенном по адресу: ..., ... умышленно, действуя из корыстных побуждений, лично получила от свидетель 1 – бабушки ДА, **.**.**** за действия в пользу взяткодателя, а именно за устройство ребенка в МДОУ ### взятку в виде денег в сумме 25 000 рублей, не составляя при этом никаких бухгалтерских документов о приеме денежных средств у свидетель 1 После получения от свидетель 1 взятки, подсудимая составила договор с родителями ребенка, посещающего дошкольное учреждение в Российской Федерации от **.**.****г.. совершив тем самым действия, входившие в ее служебные полномочия должностного лица, определенные Уставом МДОУ ### и Положением о порядке приеме и комплектования детей, а именно правом приема детей в дошкольное муниципальное учреждение. Однако, преступление не было доведено до конца подсудимая по независящим от нее обстоятельствам, поскольку передача взятки в виде денег проходила в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия, проводимого органами внутренних дел в соответствии с Федеральным Законом №144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности», т.е. преступление не было доведено до конца по независящим от подсудимая обстоятельствам.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая подсудимая вину не признала и пояснила, что она проработала в МДОУ ### в течение 25 лет, 12 из которых в должности заведующей детского сада. Когда она приступила к работе, то не было такого, чтобы они сами выполняли ремонт, делали перепланировку, поскольку на тот период проверяющие организации, такие как роспотребнадзор, пожарные инспекторы, недостатков не обнаруживали, поскольку все соответствовало нормам. 3-4 года назад все изменилось, они вынуждены были, хотя этого и не было указано в должностной инструкции, белить, менять полы, проводили электричество, приобретали мебель, игрушки, то есть все содержание детей брали на себя. Только в экстренных случаях (крупная авария), они делали заявку в управление образования, а они уже принимали решение по включению в план или нет. Ранее все делалось планово, а затем приходилось всех упрашивать, уговаривать, но на всех совещаниях, управление образования говорили, чтобы они умели работать с родителями, что без участия родителей работать детский сад не может. Они брали ремонт детского сада на себя, сами выполняли работы, просили на родительском собрании родителей помочь, при поступлении ребенка в детский сад, просили родителей оказать помощь «кто сколько может», с 2004г. не называли суммы, поскольку им запретили озвучивать денежные знаки. В последний год в детском саду находилось три ребенка, родители которых не вносили суммы, поскольку одна из семей была многодетная, у другой семьи ребенок был у сотрудника детского сада, один ребенок из малоимущей семьи. С родителями она составляла разговор почти всегда в присутствии своих заместителей, в последнее время ее заместителем была медицинская сестра. Поскольку в управлении образования им говорили, что ходят по детским садам, делают видеозаписи, поэтому медицинская сестра сидела при разговоре с родителями. Размер добровольных взносов не указывался, но она передавала родителям квитанции, где не была указана сумма, родители через банк вносили суммы денежных средств, кто сколько мог. Детский сад ### специфический, поскольку он не приспособлен для принятия детей ясельного возраста, а принимали детей только с трех лет. Они записывали детей в книгу записей, и, как правило, получалось так, что дети, рожденные в январе, феврале месяце, попадали в детский сад наверняка, а рожденные позже не всегда могли попасть, и некоторые родители не могли дождаться трехлетнего возраста ребенка, поскольку им необходимо было выйти на работу, и записывали ребенка в несколько детских садов, и не предупреждая, не приходили. В соответствии с данными, указанными в книге записей детей, она старалась обзванивать родителей. И в данной ситуации, у нее образовалось одно свободное место, поскольку родители записали ребенка, а затем отказались. Ежегодно необходимо было набрать определенное количество детей, иначе ей пришлось бы сокращать штат сотрудников детского сада. Каждый месяц проводится совещание, где присутствуют заведующие детский садов ....
В мае перед заведующими других детских садов, она озвучила вопрос о том, что у нее имеется одно свободное место для ребенка трех лет, попросила, чтобы они направили ребенка данного возраста к ней детский сад. Через две недели ей позвонила заведующая детского сада свидетель 13, сказала, что у нее сидит бабушка, которая просит устроить ребенка в детский сад, предлагает любую помощь. свидетель 13 передала трубку свидетель 1, она с ней поговорила. В начале июня 2009г. к ней пришла свидетель 1. Она спросила возраст ребенка, свидетель 1 сказала, что внуку три года, сказала, что они ходили отмечаться в детский сад на ..., а поскольку ей будет удобнее водить ребенка в их детский сад, в связи с тем, что она работает главным бухгалтером в организации, расположенной недалеко от детского сада, то просила устроить ребенка к ним. Она рассказала ей о воспитательном процессе. В тот момент детский сад находился на ремонте, им необходимо было осуществить ремонт 600 кв.м. здания. Она показала свидетель 1 детский сад, показала ей накрененный пол, вскрытый пол, который стоял на кирпичах. Возникла острая необходимость сделать ремонт в детском саду, она показала свидетель 1 работника, который работал на полставки, и если ему заплатить, то он мог сделать ремонт. Она сказала свидетель 1, согласна ли она рассчитаться с этим человеком наличными денежными средствами. Она дала свидетель 1 квитанцию, свидетель 1 спросила про сумму, которую необходимо внести, но она свидетель 1 сказала, что не знает сумму. Она объяснила свидетель 1, что по этой же квитанции она будет вносить добровольные пожертвования. Но свидетель 1 сказала, что будет рассчитываться наличными денежными средствами. Тогда она познакомила свидетель 1 со строителем, который работал в детском саду на полставки. свидетель 1 сказала, что в понедельник придет с наличными денежными средствами. Она сказала строителю свидетель 15, что нашла родительницу, которая сможет оплатить его услуги по ремонту пола, но сказала, что сумму за работу, обговорим позже. свидетель 15 вскрыл пол, около 72 кв.м. Она поговорила с свидетель 1, которая сказала, что подойдет в обед. Также к ней в детский сад зашла семейная пара, которая хотела устроить своего ребенка в детский сад. Она им ответила, что мест не имеется, но мужчина был очень настойчив, просил записать ребенка, но она записывает детей по вторникам. Как выяснилось позже, этим мужчиной был капитан свидетель 2. Когда пришла к ней свидетель 1, то она показала ей то, что уже сделано в детском саду по ремонту. На тот момент рабочий заканчивал ремонт в медицинском кабинете. Они с свидетель 1 вернулись в ее кабинет. свидетель 1 сказала ей - «давайте я вам отдам деньги», на что она сказала «отдавайте», тогда свидетель 1 достала купюры по 1000 рублей и сказала, что отдаст 25000 рублей. Она удивилась такой сумме денег. Ей свидетель 1 сказала, чтобы она пересчитала денежные средства, она пересчитала. Затем свидетель 1 ушла, она работала в кабинете, затем вышла из кабинета через 50 минут. Затем закричали, чтобы она прошла в кабинет, она зашла, сказали не брать трубку телефона, руки положить на стол. Она так и сделала. У нее спросили, передавали ли ей денежные средства, на что она ответила, что передавали, тогда ее попросили выдать сумму денежных средств. Сотрудник свидетель 2 задавал вопросы, спросил у нее, почему она взяла денежные средства, на что она ответила, что взяла денежные средства, поскольку необходимо было осуществить большой объем ремонтных работ, а ей через одну неделю необходимо было открывать детский сад. Затем сотрудник свидетель 2 посадил ее в автомобиль. С ее слов свидетель 2 написал объяснение о том, что она взяла наличные денежные средства, пояснила для чего их взяла. Она была вынуждена попросить денежные средства для оплаты работы строителю свидетель 15 В видеозаписи отражен не весь разговор, состоявшийся в ее кабинете между ней и свидетель 1, не все фразы указаны. В настоящее время она не работает, находится на пенсии. После посещения следователя свидетель 14, у нее было очень высокое давление, был микроинсульт, имеется инвалидность по онкологическому заболеванию, в связи с тем, что у нее отсутствует одна почка. Для осуществления ремонта ей не хватило бы 86 тыс. рублей, но это добровольные пожертвования родителей. Они закупали строительные материалы (линолеум) на те денежные средства, которые поступали от родителей в виде добровольных пожертвований. 25 000 рублей были внесены свидетель 1 в тот момент, когда денежные средства из фонда «Дом радости», были израсходованы, причем имелись чеки, копии чеков, которые имеются в бухгалтерии ... Она точно может сказать, что при второй встрече с свидетель 1 заходила завхоз свидетель 4, в ее кабинете была свидетель 7. Свидетель свидетель 12, не имеет отношение к нашему детскому саду, поскольку у них существует свой ..., куда также входят еще 9 детских садов, а свидетель 12 собирает денежные средства с других детских садов. На базе детского сада ### имеется работник свидетель 8, которая приносит, в том числе в их детский сад, снятые со счета, расположенного в Банке Москвы, денежные средства, поступившие от родителей их детского сада, и передает наличные денежные средства завхозу их детского сада. На счете их детского сада в фонде «Дом радости», всегда имеются денежные средства, 20 числа каждого месяца, она снимает все денежные средства, которые родители один раз в месяц вносят на этот счет.
Несмотря на непризнание вины подсудимой, вина подсудимая подтверждается показаниями свидетелей свидетель 1, свидетель 5, свидетель 12, свидетель 4, свидетель 13, свидетель 3, свидетель 14, свидетель 2, письменными материалами дела.
Допрошенная в судебном заседании свидетель свидетель 1 суду пояснила, что в конце мая 2009 года у них в семье из-за трудного финансового положения возникла острая необходимость устроить внука Дмитрия в детский сад, так как снохе -свидетель 10 необходимо было выйти на работу. Она начала поиски подходящего детского сада в ..., ближе к месту работы, чтобы было удобно забирать внука из детского сада. **.**.**** года она поехала для выяснения вопросов об устройстве внука в детский сад к заведующей детским садом ###, расположенном по .... Она обратилась к заведующей, ранее ей незнакомой по имени Валентина Витальевна. При разговоре с ней Валентина Витальевна пояснила, что в настоящее время в детском саду мест нет, все группы переполнены и предложила ей обратиться в сентябре 2009 года. ВВ поинтересовалась возрастом внука. Она пояснила, что в конце июня ее внуку исполнится три года. Валентина Витальевна сказала, что от знакомой заведующей детским садом ###, расположенном по ... подсудимая слышала, что в детский сад ### требуются дети в возрасте 3 лет. После чего ВВ позвонила по городскому телефону заведующей детским садом ###, которой сказала, что она вскоре подъедет к ней. После телефонного разговора объяснила, где находится детский сад ### и сказала, что можно обратиться к заведующей - подсудимой для решения вопроса об устройстве внука в детский сад. В этот же день она поехала в указанный детский сад, где нашла кабинет заведующей, расположенный на 1 этаже, на двери которого висела табличка с надписью «Заведующая- подсудимая». Она обратилась к ней, которой пояснила, что она от ... и назвала ей свое имя. После чего подсудимая попросила предоставить ей данные ее внука в устной форме, записывая их себе в журнал регистрации детей. подсудимая пояснила какие документы нужно предоставить для устройства ребенка в детский сад, назвала сумму ежемесячной оплаты - 860 рублей за посещение ребенком детского сада и добровольное пожертвование в сумме 250 рублей, показав ей квитанции, а затем дала квитанцию на перечисление денежных средств на расчетный счет в банке о добровольных взносах. Затем подсудимая предложила ей пройти с ней, чтобы показать группу, в которую будет в дальнейшем ходить внук. Когда она и подсудимая зашли в группу, расположенную на 1 этаже, где работали рабочие, которые застилали пол, подсудимая стала говорить, что в детском саду идет ремонт, который Администрацией ... не финансируется, поэтому они все делают своими силами, то есть за счет денег родителей детей, посещающих детский сад. По словам подсудимая она поняла, что без внесения определенной суммы, ребенка в детский сад не устроить. Она спросила у подсудимая, что они должны за устройство ребенка в детский сад, на что та сразу сказала, что нужны деньги, так как необходимо платить рабочим. Она спросила у подсудимая, какую сумму нужно заплатить, на что подсудимая ответила - 25 000 рублей. Она поинтересовалась может ли перечислить указанную сумму на расчетный счет. подсудимая сказала, что деньги нужно внести именно наличными и передать ей лично в руки, после чего они заключат договор, но чтобы этот разговор остался между ними. Затем подсудимая спросила у нее, когда она может принести ей деньги, не интересуясь тем, согласна ли она на ее условия. Она ответила, что сможет подойти к подсудимая только в понедельник, **.**.**** года, после обеда. Ее возмутил тот факт, что подсудимая вымогает взятку. Она поняла, что если не заплатит подсудимая указанную сумму, то внука в детский сад не примут, а в других детских садах такое же положение. Она обошла множество детских садов, но нигде нет свободных мест. Она решила обратиться в милицию, понимая, что действия подсудимая противозаконны, и на следующий день **.**.**** года она обратилась с заявлением в ГУВД по Кемеровской области по адресу: ..., .... Сотрудники милиции приняли у нее заявление и предложили участвовать в оперативном эксперименте, на что она согласилась. Она сказала, что подсудимая ждет ее с деньгами **.**.**** года, во второй половине дня. После чего сотрудник милиции сказал, чтобы она пришла в ГУВД по КО до того, как они поедут в детский сад ### к подсудимая **.**.**** года около 12.00 часов ей на сотовый телефон позвонила подсудимая, которая спросила у нее, остается ли их договор в силе, на что она ответила, что согласна. подсудимая спросила у нее, когда она подойдет. Она ответила, что придет с 14.00 часов до 15.00 часов. После этого она позвонила сотруднику милиции, которому рассказала о разговоре с подсудимая, он попросил ее приехать в ГУВД по КО. Она приехала в ГУВД по КО около 14.00 часов, где в помещении служебного кабинета, расположенного в корпусе ### ГУВД по ... в ..., ..., ей в присутствии двух понятых - девушек, фамилии которых она не помнит, ей были переданы по акту денежные средства в сумме 25 000 рублей, купюрами достоинством 1 000 рублей в количестве 25 штук, при этом сотрудники милиции в ее присутствии отксерокопировали данные денежные средства, которые она пересчитала и положила в свой кошелек. После чего она и понятые подписали акт осмотра, пометки ксерокопирования и выдачи денежных купюр от **.**.****г., который составили сотрудники милиции. Кроме того, сотрудники милиции положили в ее сумку маленький микрофон, а на ее одежду было установлено видеоустройство, объяснив ей, что они будут слышать и видеть все, что будет происходить и о чем она будет разговаривать с подсудимая, а также будут записывать их с подсудимая разговор и все действия. После этого она вместе с сотрудниками милиции поехала в детский сад ###, расположенный по ... в .... Примерно около 15.00 часов она зашла в кабинет заведующей детского сада ### подсудимая. Та находилась в кабинете, за рабочим столом. Предложила ей присесть напротив. подсудимая, начав разговор, повторила, что часть денег, которые она принесла, пойдет на оплату рабочим, а куда пойдет вторая часть денег подсудимая не пояснила. Потом подсудимая предложила ей заключить с ней договор о зачислении ее внука в детский сад ###. Она своей рукой заполнила договор ### от **.**.**** года, так как подсудимая пояснила, что в июле она будет проходить комиссию с ребенком, а в августе с 1 числа ее внук будет посещать указанный детский сад. Она и подсудимая скрепили данный договор подписями, подсудимая поставила в договоре печать МДОУ ###, после чего отксерокопировала его, разъяснила ей каждый пункт в данном договоре, вновь повторила об условиях оплаты за детский сад. В договоре не была указана вносимая ею сумма 25 000 рублей. Затем подсудимая отдала ей копию указанного договора, а оригинал оставила у себя. После чего она достала из кошелька деньги, которые ей вручил сотрудник милиции, пересчитала их и отдала в руки подсудимая, попросив пересчитать. подсудимая пересчитала полученные от нее деньги в сумме 25 000 рублей и положила их в ящик стола с левой стороны от нее. После этого она задала подсудимая вопрос: «Реально ребенку поступить в детский сад без денег», на что подсудимая ответила, что без денег никак нельзя, что деньги берутся даже с малоимущих семей в сумме 5 000 рублей. Она попрощалась с подсудимая и вышла из кабинета. После нее в детский сад зашли сотрудники милиции вместе с девушками, которые участвовали в оперативном эксперименте в качестве понятых, а она в это время находилась в машине. Что происходило в кабинете заведующей подсудимая она не видела. Затем сотрудники милиции увезли ее в ГУВД по КО, где у нее забрали микрофон и видеокамеру, потом у нее взяли объяснение и она пошла домой. В настоящее время ее внук- ДА детский сад ### не посещает. Про 25 000 рублей она сама спросила у подсудимая, может ли перечислить указанную сумму на тот же расчетный счет, что и 250 рублей, на что подсудимая ответила, что нет, сказав, что 25 000 рублей это добровольные пожертвования для оплаты рабочим за ремонт детского сада, а не за то, чтобы ребенок был устроен в детский сад. Денежные средства она передавала после подписания договора с подсудимая. подсудимая не просила ее передать денежные средства в сумме 25000 рублей, она сама ей передала 25000 рублей, поскольку изначально с подсудимая у нее был разговор про 25000 рублей. В сумке у нее был микрофон, на груди была прикреплена брошка для осуществления видеонаблюдения, название аппаратуры ей неизвестно. Сотрудники милиции сняли с нее аппаратуру, запись ей не демонстрировали в этот день, она только давала объяснения. Она не хотела жертвовать денежные средства в сумме 25 000 рублей, т.к. у снохи и нее было тяжелое материальное положение, не было возможности отдать в детский сад 25000 рублей. Слова подсудимая о том, что необходимо рабочим отдать добровольные пожертвования, она восприняла, как просьбу о выплате денежных средств для того, чтобы ее внук попал в детский сад. С того момента, когда она вышли из автомобиля оперативных сотрудников до момента, когда она вернулась обратно прошло 30 минут, и в течение этого времени велась виде и аудиозапись. Изначально она поняла, что добровольные пожертвования – это сумма 250 рублей, но подсудимая ей сказала, что необходимо внести еще 25 000 рублей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля свидетель 5 суду пояснила, что ей подсудимая подсудимая знакома, поскольку **.**.**** года около 14.00 часов она находилась на остановке «ул. Кирова», расположенной по ... ..., к ней подошли сотрудники милиции и попросили ее поучаствовать в качестве понятой при проведении оперативного эксперимента при передаче взятки должностному лицу, на что она дала свое добровольное согласие. Она и сотрудники милиции прошли в здание ГУВД по ..., расположенное по ... в ..., в 5 корпус, в кабинет ###. Вместе с ней в данном кабинете находилась еще одна понятая, незнакомая ей девушка, а также незнакомая женщина, которая принимала участие в оперативном эксперименте и должна была передать денежные средства заведующей детского сада при устройстве ее внука в детский сад. Данная женщина назвалась свидетель 1. В их присутствии были отксерокопированы денежные купюры в количестве 25 штук достоинством 1000 рублей каждая, которые по серии и номеру были вписаны в акт осмотра, пометки, ксерокопирования и выдачи денежных купюр. В данном акте расписались она, вторая понятая. Затем указанные денежные средства были переданы в руки свидетель 1, которая должна была передать их заведующей детским садом. свидетель 1 поставила в указанном акте свою подпись, подтверждая факт получения ею денежных средств в сумме 25 000 рублей, которые положила в кошелек, а кошелек в свою очередь положила в сумку, находящуюся при ней. В ее присутствии к одежде свидетель 1 прикрепили видеоустройство, а в сумку положили микрофон. Сотрудники милиции пояснили, что данные денежные средства будут использованы в оперативном эксперименте «дача взятки». После этого совместно с оперативными работниками они все вместе проехали в детский сад « Василек» ###, расположенный по ... Приехав по указанному адресу, свидетель 1 зашла в помещение детского сада, а она и вторая понятая вместе с сотрудниками милиции находились в машине. Примерно через 15 минут свидетель 1 вышла из детского сада, а она и вторая понятая прошли в помещение указанного детского сада, где вместе с сотрудниками милиции проследовали в кабинет заведующей детского сада, расположенный на 1 этаже, где находилась незнакомая им женщина на вид 55 лет, которая сидела за письменным столом. Сотрудники милиции спросили ее имя и должность, на что женщина представилась заведующей указанного детского сада- подсудимая. После чего ей было предложено выдать незаконно полученные ею денежные средства в сумме 25 000 рублей, которые ей передала женщина, т.е. свидетель 1 подсудимая сама достала из ящика письменного стола денежные средства в сумме 25 000 рублей: 25 купюр по 1000 рублей каждая. Данные денежные купюры были разложены на столе, потом ей и второй понятой показали, что номера купюр в акте осмотра денежных средств и купюр, разложенных на столе совпадают. После чего сотрудниками милиции был составлен акт обследования помещения, в котором были описаны расположение кабинета, документы, находящиеся в кабинете, а также денежные средства в сумме 25 000 рублей, которые добровольно выдала подсудимая Указанные денежные средства были помещены в конверт, который в их присутствии был заклеен, опечатан печатью ГУВД по КО, где расписалась она, вторая понятая, подсудимая и сотрудники милиции. ВВ они ознакомились с актом осмотра, который также ими был подписан. На вопрос сотрудников милиции, за что свидетель 1 передала подсудимая деньги в сумме 25 000 рублей, подсудимая пояснила, что, свидетель 1 передала ей указанные деньги, якобы за ремонт детского сада. Видеозапись она не просматривала. С того момента, когда свидетель 1 вышла из автомобиля оперативных сотрудников до момента, когда она вернулась обратно и они вошли в здание детского сада прошло 30 минут, она и вторая понятая прошли в помещение детского сада.
Свидетель свидетель 12 суду пояснила, что визуально подсудимую не узнает. В МУ Централизованной бухгалтерии управления Образования Администрации ... она работает в должности главного бухгалтера. В ее должностные
обязанности входит ведение отчетности, бухгалтерского учета, проверка
регистров, ведение учета поступающих бюджетных и внебюджетных денежных
средств на расчетные счета образовательных учреждений. На лицевой счет МДОУ ### поступает «родительская плата» за содержание ребенка в детском саду, которая взимается в сумме 890 рублей. Добровольные родительские пожертвования на лицевой счет Управления Образования ... не поступали. Добровольные и спонсорские средства поступают на лицевой счет Управления Образования, а не на счет учреждения. В некоторых МДОУ созданы попечительские советы, на расчетные счета которых
поступают добровольные родительские пожертвования. С этих же счетов
осуществляется расход денежных средств. Затем данные по услугам и
приобретению товарно-материальных ценностей по договору пожертвования с
приложением первичных документов (накладные, чеки, акты выполненных
работ) передаются в ЦБУО. В МДОУ ### создан Некоммерческий Фонд
... Все приобретенное имущество
МДОУ ###, а также иных образовательных учреждений ставится материально-ответственным лицом на ответственное хранение. За 6 месяцев 2009г. от Некоммерческого Фонда в МДОУ поступило товарно-материальных ценностей на сумму 81 072 рубля 77 копеек, что отражено в данных бухгалтерского учета. Денежные средства на лицевые счета учреждений поступают в пределах утвержденных ассигнований, учет ведется в разрезе каждого учреждения. На проведение текущего ремонта на 2009 год лимитов выделено не было и поступлений за счет бюджетных средств не было. МДОУ могут осуществлять ремонт за счет добровольных пожертвований и спонсорской помощи. В случае передачи от родителей добровольных пожертвований, бухгалтер попечительского совета должен выдать на руки жертвователю корешок от приходно-кассового ордера, квитанцию, либо контрольно-кассовый чек, если имеется контрольно-кассовый аппарат, другие документы не являются основанием получения денежных средств в кассу учреждения. В МДОУ ### своей бухгалтерской службы не существует, бухгалтерского обслуживание осуществляет ЦБУО. Поступление денежных средств МДОУ фиксируется в разрезе каждого учреждения. С момента поступления заявки от детского сада, в течение 2 недель производится перечисление денежных средств детскому саду. Родители самостоятельно не могут внести наличные денежные средства в детский сад. У МДОУ ### попечительский совет «Капелька», в состав которого входит 15 учреждений. Невозможно, чтобы попечительский совет перечислил денежные средства, принадлежащие одному детскому саду - другому детскому саду, поскольку это целевые денежные средства, и в другое место они не могут быть направлены.
Допрошенная в судебном заседании свидетель свидетель 4 суду пояснила, что подсудимая подсудимая ей знакома с 2005г. В должности завхоза в МДОУ ###, расположенного по адресу: ... она работает с 2005 года. В ее обязанности входит контроль за приемом и списанием материальных ценностей МДОУ ###, контроль за имуществом, отчет за добровольные пожертвования от родителей. Практически все материальные ценности в детский сад принимаются за счет средств Некоммерческой организации .... Данный Фонд был создан на базе детского сада ### и с 2006 года все добровольные пожертвования от родителей воспитанников нашего детского сада по безналичному расчету перечисляются в указанную некоммерческую организацию. Все взаимоотношения между МДОУ ### и указанным Фондом регламентируются договором пожертвования с одобрения родительского комитета, так как своей бухгалтерии в МДОУ ### нет, поэтому родители воспитанников детского сада все добровольные пожертвования перечисляют только на счет Некоммерческой организации .... Бухгалтер данного Фонда, по мере поступления и в зависимости от нужд детского сада обналичивает поступившие в Фонд денежные средства и передает их ей лично под авансовый отчет. Сумма ежемесячно составляет около 10 000 рублей. После чего она лично осуществляет приобретение и учет материальных ценностей. Список необходимых для приобретения материальных ценностей согласуется с заведующей детским садом, медицинской сестрой, с ней. МДОУ ### предоставляет отчет некоммерческой организации. Те материальные ценности, которые родители приобретают за свой счет и приносят в детский сад, оформляются либо по договору передачи имущества во временное пользование, либо по договору добровольного пожертвования и ставятся на баланс детского сада. Наличные денежные средства от родителей воспитанников не принимаются в связи с тем, что в детском саду отсутствует бухгалтерия, а поступают в Централизованную бухгалтерию Управления образования. Обязательные взносы родители оплачивают через отделение Банка ..., а бухгалтер Некоммерческой организации, получив денежные средства, обналичивает их и распределяет их между МДОУ. На сегодняшний день обязательные взносы (обязательная оплата за посещение ребенком детского сада) составляет 890 рублей. Размер добровольных пожертвований родителей воспитанников, который в настоящее время составляет 200 рублей, определяют сами родители, а именно родительский комитет. В марте 2009 года по просьбе подсудимая производились работы по замене труб теплоснабжения в здании детского сада за счет обналиченных средств Некоммерческой организации .... В детском саду проводится родительское собрание, она на них не присутствует, составляется смета, ею и слесарем определяется примерная сумма, необходимая для ремонта. На собрании родители могут внести суммы в зависимости от их материального положения. Она не видела, чтобы кто-то передавал наличные денежные средства, родители приносят квитанции, а в том случае, если приносили денежные средства без квитанции, то оформлялся акт доверия. Заведующая подсудимая не приносила отдельно наличные денежные средства, ей не передавала, но она только могла попросить у родителей денежные средства, чтобы те внесли суммы через банк. За данные суммы они отчитывались в Некоммерческой организации ....
Свидетель свидетель 13 суду пояснила, что в должности заведующей в МДОУ ###, расположенного по адресу: ... она работает с 1987 года. В ее обязанности входит организация работы детским садом, контроль за организацией работы. По роду своей работы она общается со многими заведующими детских садов. На одном из совещаний, состоявшихся в ..., заведующая МДОУ ### подсудимая, в разговоре с коллегами сказала, что в детском саду ### имеется место для трехлетнего ребенка, так как набор в указанный детский сад ведется только с 3 лет. В начале лета 2009 года, точную дату она не помнит, так как прошло много времени, в детский сад ### пришла незнакомая ей женщина, на данный момент фамилию ее не помнит, которая спросила у нее есть ли места для ее внука в возрасте 3 лет. Она спросила у женщины записан ли ребенок в детский сад, на что женщина пояснила, что в детский сад ### ребенок не записан. Она вспомнила, что подсудимая говорила про детей 3-х летнего возврата и решила ей позвонить. Она в присутствии указанной женщины позвонила в детский сад ###, ей ответила подсудимая. Она сказала ей, что есть женщина с ребенком 3-х летнего возврата и поинтересовалась отправлять ли данную женщину к ней или нет. подсудимая сказала, чтобы женщина пришла к ней в детский сад. После разговора с подсудимая она дала данные детского сада ### и заведующей, после чего женщина от нее ушла и больше к ней никогда не обращалась. Что произошло в детском саду ### она не знает. подсудимая она знает давно, так как они работают в одном районе, общаются только по работе, на совещаниях. Родители оказывают помощь в разной форме: путем перечисления денежных средств через банк, путем оплаты за материальные ценности, непосредственно продавцу, например, оплата производителю за кроватки. Разговор с свидетель 1, о том, что ее ребенок поступит в детский сад только после оплаты определенной суммы не было. С подсудимая у нее такого разговора тоже не было. Наличные денежные средства от родителей не принимаются ни заведующей, ни воспитателем. Смета планируется на год, проводится родительское собрание, где обговаривается сумма, необходимая для осуществления ремонта, родители перечисляют денежные средства на проведение ремонта безналичным путем, приносят квитанции об оплате.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля свидетель 3 суду пояснила, что **.**.**** года около 14.00 часов я находилась на остановке «...», расположенной на ... ..., к ней подошли сотрудники милиции и попросили ее принять участие в качестве понятой при проведении оперативного эксперимента при передаче взятки должностному лицу, на что она дала свое добровольное согласие. Она и сотрудники милиции прошли в здание ГУВД по ..., расположенное по ... в ..., в 5 корпус, в кабинет ###. Вместе с ней в данном кабинете находилась еще одна понятая, незнакомая ей девушка, а также незнакомая женщина, которая принимала участие в оперативном эксперименте и должна была передать денежные средства заведующей детского сада при устройстве ее внука в детский сад. Данная женщина назвалась свидетель 1 В ее присутствии были отксерокопированы денежные купюры в количестве 25 штук достоинством 1000 рублей каждая, которые по серии и номеру были вписаны в акт осмотра, пометки, ксерокопирования и выдачи денежных купюр. В данном акте расписались она, вторая понятая. Затем указанные денежные средства были переданы в руки свидетель 1, которая должна была передать их заведующей детским садом. свидетель 1 поставила в указанном акте свою подпись, подтверждая факт получения ею денежных средств в сумме 25 000 рублей, которые положила в кошелек, а кошелек в свою очередь положила в сумку, находящуюся при ней. В ее присутствии к одежде свидетель 1 прикрепили видеоустройство, а в сумку положили микрофон. Сотрудники милиции пояснили, что данные денежные средства будут использованы в оперативном эксперименте «дача взятки». После этого совместно с оперативными работниками они все вместе проехали в детский сад ... ###, расположенный по ... Приехав по указанному адресу, свидетель 1 зашла в помещение детского сада, а она и вторая понятая вместе с сотрудника милиции находились в машине. Примерно через 15 минут свидетель 1 вышла из детского сада, а она и вторая понятая прошли в помещение указанного детского сада, где вместе с сотрудниками милиции проследовали в кабинет заведующей детского сада, расположенный на 1 этаже, где находилась незнакомая нам женщина на вид 55 лет, которая сидела за письменным столом. Сотрудники милиции спросили ее имя и должность, на что женщина представилась заведующей указанного детского сада- подсудимая. После чего ей было предложено выдать незаконно полученные ею денежные средства в сумме 25 000 рублей, которые ей передала женщина, т.е. свидетель 1 подсудимая сама достала из ящика письменного стола денежные средства в сумме 25 000 рублей: 25 купюр по 1000 рублей каждая. Данные денежные купюры были разложены на столе, потом ей и второй понятой показали, что номера купюр в акте осмотра денежных средств и купюр, разложенных на столе, совпадают. После чего сотрудниками милиции был составлен акт обследования помещения, в котором были описаны расположение кабинета, документы, находящиеся в кабинете, а также денежные средства в сумме 25 000 рублей, которые добровольно выдала подсудимая Указанные денежные средства были помещены в конверт, который в присутствии нас был заклеен, опечатан печатью ГУВД по КО, где расписалась она, вторая понятая, подсудимая и сотрудники милиции. ВВ они ознакомились с актом осмотра, который также ими был подписан. На вопрос сотрудников милиции, за что свидетель 1 передала подсудимая деньги в сумме 25 000 рублей, подсудимая пояснила, что, свидетель 1 передала ей указанные деньги, якобы за ремонт детского сада, хотя у детского сада имеется Фонд, куда перечисляются денежные средства родителей детей, посещающих указанный детский сад, и из данного Фонда затем денежные средства поступают на счет детского сада ###, но так как этих денег не хватает, то она берет деньги, якобы на ремонт детского сада и оплату рабочим. С того момента, когда свидетель 1 вышла из автомобиля оперативных сотрудников до момента, когда она вернулась обратно и они вошли в здание детского сада прошло 30 минут, она и вторая понятая прошли в помещение детского сада.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля свидетель 9 суду пояснила, что подсудимая подсудимая ей знакома около 10 лет по роду деятельности. В ее должностные обязанности входит анализ и контроль деятельности 155 муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов и типов. Порядок поступления и оформления денежных средств и иных добровольных пожертвований родителей определен приказом Управления образования и решением родительского комитета детского сада и постановлением Главы г. Кемерово, в котором указано о порядке привлечения внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений. Каждому руководителю образовательного учреждения разрешается привлечение добровольных пожертвований родителей путем перечисления ими на внебюджетный расчетный счет детского сада через отделение банка. Перечисленные денежные средства поступают в Централизованную бухгалтерию Управления образования. В каждом учреждении имеется смета на использование внебюджетных источников финансирования, руководитель учреждения определяет назначение расходования данных денежных средств. В случае необходимого проведения текущих ремонтных работ по подготовке учреждения к новому учебному году, заведующая МДОУ должна обратиться с заявкой в МУ ЦБОУ об оплате расходных материалов в соответствии со сметой, утвержденной родительским комитетом. Текущий ремонт дошкольного учреждения производится за счет добровольных пожертвований родителей, за счет сил сотрудников дошкольного учреждения. Аварийные работы дошкольного учреждения производятся специальными службами, которые обслуживают дошкольные учреждения, за счет средств городского бюджета, а затем внебюджетные источники финансирования используются для проведения восстановительных работ. подсудимая обращалась к ним с просьбой устранить аварийную ситуацию в медицинском кабинете, они выезжали по ее звонку, были приглашены службы для устранения аварийной ситуации. Полагает, что 60 тыс. рублей было бы достаточно для проведения восстановительных работ в этой части здания. В детском саду был произведен ремонт полов, но не контролировалось, за счет чьих сил. подсудимая является опытным, грамотным руководителем. Заведующая дошкольного учреждения не мела право принимать наличные денежные средства от родителей, поскольку это является нарушением приказа, с которым ознакомлены все руководители дошкольных учреждений.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля свидетель 14 суду пояснила, что вместе с документами ей оперативным сотрудником был предоставлен оптический диск DVD R, который был упакован в бумажный конверт коричневого цвета, c пояснительной надписью, скрепленный печатью ГУВД по КО, целостность конверта была не нарушена. В конверте был обнаружен оптический диск DVD R TDK синего цвета с надписью «подсудимая». В присутствии понятых она вскрыла конверт, извлекла диск, просмотрели его, затем в присутствии понятых она поместила диск в другой конверт, опечатала его, на нем поставили подписи она и понятые. Диск назывался DVD R TDK, а цифры, означающие скорость записи, она не стала указывать. Был проведен осмотр данного диска, в протоколе осмотра все было указано, а в обвинительном заключении она не указала эти подробные данные. На диске была надпись «подсудимая».
В судебном заседании обозревается оптический диск, после чего свидетель свидетель 14 пояснила, что она не стирала с диска надпись, возможно, что при использовании диска, надпись была частично стерта. Она ничего с диска не переписывала.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля свидетель 2 суду пояснил, что он проводил оперативный эксперимент в отношении подсудимая Какая была использована аппаратура он сказать не может, поскольку это государственная тайна, эта информация не рассекречена. Были сделаны запросы в подразделение, проводившее данное мероприятие. Им был предоставлен DVD диск с аудиозаписью и видеозаписью. На диске обычно указывается фамилия лица, в отношении которого проводится мероприятие. На диск DVD RW возможно несколько раз производить запись, а на диск DVD R вторичную запись произвести невозможно. Возникла опечатка в обозначении буквы «W», то есть диск был DVD R. Вероятнее всего аппаратура использовалась цифровая, не пленочная.
Допрошенная по ходатайству стороны защиты свидетель свидетель 8 суду пояснила, что подсудимая ей знакома. Она работает заведующей МДОУ ### в течение 22 лет. С подсудимая знакома по роду деятельности. Добровольные взносы в их детском саду принимаются. Родители вносят суммы через специальные квитанции в банк. Денежные средства поступают на счет в банке «...», «...» - это благотворительный некоммерческий фонд «...». Родители детского сада вносят различные суммы в данный фонд. Договорились платить 200 рублей в месяц, в том случае, если ребенок болеет, не ходит в детский сад, то сумма взноса уменьшается. Городской бюджет выделяет денежные средства детскому саду на питание детей, заработную плату сотрудников, коммунальные услуги. Но на ремонтные работы детского сада денежных средств не хватало. От родителей денежные средства поступали через банк по квитанциям, а через 1,5 недели денежные средства поступали к ним. Но иногда они допускают ошибку, которая была совершена подсудимая. В июне их детский сад был закрыт, поскольку необходимо было сделать ремонт лестничных маршей, а подсудимая в этот период времени делала новый процедурный кабинет, где не было пола, а стояли столбики из кирпичей. подсудимая ей сказала, что ей необходимо закончить ремонт через 3-4 дня, поскольку они обязаны открывать детский сад вовремя после ремонта. Для осуществления ремонта, она с завхозом составляют смету. В фонде имеется бухгалтер НА, которая приносит распечатку банка, где указан номер детского сада, фамилия ребенка, а также она приносит наличные денежные средства в детский сад. Бухгалтер отдела образования свидетель 12, ей знакома. Денежные средства, которые вносят родители на питание ребенка (в сумме 200 рублей) поступают на счет их детского сада в отдел образования (централизованная бухгалтерия), а добровольные пожертвования родителей поступают на счет детского сада в фонд «...». свидетель 12 не контролирует денежные средства, поступившие в фонд «...». Денежные средства централизованной бухгалтерии получать долго, в течение 1,5-2 недель, нежели получить денежные средства по заявке в фонде «...».
Допрошенная по ходатайству стороны защиты свидетель свидетель 7 суду пояснила, что подсудимая ей знакома, поскольку она работает заведующей МДОУ ###, она работает в течение 5 лет медицинской сестрой в детском саду ### 84. На работу принимала ее подсудимая. Обычно подсудимая одна не разговаривала с родителями по приему их ребенка, а приглашала ее или завхоза для того, чтобы ответить на вопросы по принятию ребенка, например, она объясняла, какие справки, прививки необходимы. В начале июня 2009г. к ним в детский сад пришла родительница, которую хорошо запомнила, женщина худощавая, светлые волосы до плеч. В тот момент она копировала документ на копире, который расположен в кабинете подсудимая. Женщина сидела на диване в кабинете подсудимая, просила устроить ребенка в детский сад, но подсудимая сказала ей, что мест не имеется, а женщина настойчиво просила, сказала, что может оказать любую помощь. подсудимая спросила, «какую помощь», на что женщина ответила какую. подсудимая дала женщине квитанцию, по которой необходимо внести сумму через банк. Женщина сказала «может быть наличными», но ей подсудимая сказала, что у них так не положено. Женщина спрашивала у подсудимая сумму, которую необходимо внести, но подсудимая сказала, что не может сказать сумму, поскольку нет фиксированной ставки. Женщина сказала, что «давайте я дам 25 тысяч рублей». подсудимая сказала, что такую большую сумму давать ни к чему. Все это время она находилась в кабинете, а затем пошла в свой кабинет, чтобы отдать карты. Затем женщина ушла, вышла через калитку, забор красили девочки, прошло 10 минут, трое мужчин забежали в калитку. Она была на улице, их не пустили в детский сад, а подсудимая не выпускали из него. Не за долго до прихода свидетель 1, приходил мужчина и женщина, просили устроить ребенка в детский сад. подсудимая им сказала, что мест не имеется. Затем этот мужчина оказался в составе оперативной группы. В тот день подсудимая была в розовой кофточке, вроде джинсовых брюках, точно не может сказать, она переодевалась в рабочую одежду. свидетель 1 настойчиво просила устроить ребенка в детский сад, в этот же день свидетель 1 дала денежные средства. Когда она вошла, то свидетель 1 уже сидела у подсудимая в кабинете. Ее не спрашивали ни о чем, с свидетель 1 беседовала подсудимая. Она не видела, как подсудимая водила свидетель 1 по детскому саду, поскольку она выдавала документы родителям. В ее кабинете в тот день ремонта не было. Ремонт в ее кабинете был произведен через неделю, поскольку полы были сильно сломаны. Денежные средства брали из фонда, куда родители добровольно вносят суммы. Материалы хранились на складе, покупали доски для пола, линолеум. Причем до ремонта они не знали, что полы сгнили, а покупали доски уже не заранее, а во время ремонта. Смета составлялась, составляли смету завхоз свидетель 4, она, подсудимая.
Допрошенный по ходатайству стороны защиты свидетель свидетель 15 суду пояснил, что он работает в МДОУ ### более 10 лет в должности дворника, его принимала на работу подсудимая, с которой у него рабочие отношения. подсудимая ему говорила, что необходимо дать показания в суде, говорила, какие необходимо дать показания. В июне 2009г. в детском саду проводился ремонт, оставалось несколько дней, ей необходимо было постелить линолеум, но оказалось, что пол находится в аварийном состоянии. Его необходимо было срочно перестилать. Он отказался его менять, поскольку в детском саду не было денег, ей оплачивали деньги за ремонт частями, он их практически не видел. На второй день подсудимая ходила с женщиной, которой показывала, что нужно сделать, объем работ в детском саду. Затем подсудимая вызвала ее к себе в кабинет. По сумме оплаты за ремонт пола они с ней не успели договориться. Во второй раз он видел эту женщину, когда он уже сделал ремонт в группе, и делал ремонт в медицинском кабинете. подсудимая завела к нему женщину, сказала, что надо ему оплатить за ремонт в группе. Они вместе пошли посмотреть ремонт в группе. Затем ему подсудимая сказала, что принесли денежные средства. Он обычно делал небольшой ремонт в детском саду. За 72 кв. м. переделанного пола он хотел получить около 15 000 рублей.
Допрошенная по ходатайству стороны защиты в качестве свидетеля свидетель 6 суду пояснила, что у МДОУ ### был небольшой долг в пределах 95 рублей. Некоммерческая организация «...» обслуживает 9 детских садиков, у которых открыты отдельные счета. Использовать денежные средства возможно только в пределах поступивших для определенного детского садика денежных средств. Детские сады могут снимать денежные средства со своего счета по мере поступления на их расчетный счет средств при накоплении нормальной суммы, но не какой-то фиксированной суммы. Затем они заказывают денежные средства, они снимают суммы и передают денежные средства ответственному лицу: заведующей детского сада или завхозу. Затем детские сады сдают им чеки, копии чеков, авансовые отчеты, они проверяют, а у них проводят проверку банки, налоговая инспекция. В МДОУ ### она передавала денежные средства подсудимая или свидетель 4 в зависимости от того, кто находился на рабочем месте. Они снимали денежные средства со счета детского сада, а затем детский сад приобретал необходимое, а затем отчитывался за данные денежные средства. Расчетный счет у МДОУ ### был открыт у Некоммерческого фонда «...» в «...», а при поступлении денежных средств на счет, в квитанциях было указано, от родителей какого детского сада поступили добровольные взносы, указывается фамилия ребенка. У нее имеется справка о наличии денежных средств на счете МДОУ ###, написанная от руки, поскольку сломался компьютер. МДОУ ### получали денежные средства в 20-х числах месяца, зимой это происходило 1 раз в месяц, а летом, могло быть и 2 раза в месяц.
Письменными материалами дела, а именно:
- приказом ### по городскому управлению образования г. Кемерово от **.**.**** г. л.д. 36) из которого следует, что подсудимая переведена с должности заместителя заведующей детским садом ### на должность заведующей детским садом ### с **.**.**** г.;
- уставом МДОУ ### л.д.44-60), согласно которому прием детей в МДОУ### осуществляется в порядке очередности, которая устанавливается руководителем МДОУ на основании усмтного заявления родителей (законных представителей) ребенка и свидетельства о рождении. Руководитель осуществляет постановку на очередь в течение всего учебного года без ограничений –п.5.3, непосредственное руководство МДОУ ### осуществляет заведующая – п.7.3 -7.4, которая действует на основании законодательства РФ, устава и должностной инструкции - п.7.5, действует без доверенности от имени МДОУ ###, распоряжается имуществом на праве оперативного управления, заключает договоры, осуществляет прием на работу и расстановку кадров, применяет к работникам меры поощрения и дисциплинарные взыскания, увольняет работников, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников – п.7.7.,
- должностной инструкцией заведующей МДОУ###, л.д.37-41), согласно которой на заведующую возлагаются функции руководства ДОУ, организация административно-хозяйственной работы, руководство ею;
- Положением о порядке приема и комплектования детей в образовательные учреждения ..., утвержденное приказом ### от **.**.****г. начальника управления образования Админисрации г.Кемерово л.д.203-205), согласно которому руководитель учреждения осуществляет постановку на очередь в течение всего учебного года без ограничений – п.2.7, прием оформляется приказом, договором между Учреждением и родителем – п.2.9,
подтверждается, что подсудимая осуществляла непосредственное руководство и управление деятельностью МДОУ ###, обеспечивала административно-хозяйственную деятельность и была наделена правом формирования контингента воспитанников.
Заявление свидетель 1 л.д.16) подтверждает факт обращения в правоохранительные органы **.**.****г. с сообщением о вымогательстве взятки.
Акт осмотра, пометки, ксерокопирования и выдачи денежных купюр от **.**.****г. л.д.21-22), подтверждает, что денежные купюры в количестве 25 штук достоинством в 1000 рублей каждая были осмотрены и ксерокопированы и выданы свидетель 1 для передачи директору детского сада ### подсудимая
Из акта обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от **.**.****г. л.д. 30-32) следует, что **.**.****г. был осмотрен кабинет заведующей МДОУ ### – подсудимая, по адресу: ... и изъяты деньги в сумме 25.000 рублей, которые были добровольно выданы подсудимая;
Договор ### от **.**.****г. л.д.33-34) подтверждает, что данный договор заключен между МДОУ ### в лице заведующей подсудимая и свидетель 1 о зачислении ребенка – ДА в МДОУ ###.
Положение об организации привлечения дополнительных источников финансирования муниципальных образовательных учреждений г. Кемерово л.д.197-202), подтверждает, что привлечение дополнительных источников финансирования (в том числе и добровольные пожертвования родителей), является правом а не обязанностью учреждения (п.1.4.1 – 1.4.3).
Протокол просмотра и прослушивания видеограммы л.д.106-109), подтверждает содержание разговора между подсудимая и свидетель 1, который был записан на видеоноситель **.**.****г. в ходе оперативно-розыскного мероприятия, а также передачу денежных средств в размере 25 000 рублей подсудимая
Оптический диск DVD + R ТDК 1-16x 4,7 gb синего цвета с имеющейся затертой надписью подсудимая, просмотренный в судебном заседании, содержит видеозапись, встречи между свидетель 1 и подсудимая, а также передачу денежных средств подсудимая
Изложенные доказательства, по мнению суда, являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в совокупности достаточными для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Суд считает установленным и доказанным, что подсудимая являясь должностным лицом работая заведующей МДОУ ### на постоянное основе осуществляла в нем организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции поскольку осуществляла непосредственное руководство МДОУ, т.е. его коллективом, организовывала занятие трудовой деятельность, поддерживала дисциплину. Кроме того, подсудимая руководила организацией образовательной, воспитательной, хозяйственной и финансовой деятельностью МДОУ, обеспечивала сохранность имущества, переданного МДОУ в оперативное управление, а также рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
В должностные обязанности подсудимая входил прием детей в порядке очередности, которая устанавливалась ею как руководителем МДОУ. Также как руководитель МДОУ ### подсудимая заключала различные договоры, что входило в ее функции и обязанности по организации и обеспечению МДОУ ###.
подсудимая, являясь должностным лицом получила от свидетель 1 денежные средства в размере 25 000 рублей, что не оспаривается самой подсудимой.
Однако, подсудимая отрицает, что денежные средства были получены ею как взятка, указывая, что имело место нарушение финансовой дисциплины. Указанную позицию подсудимой, суд расценивает как способ защиты.
Показания свидетеля свидетель 1 являются последовательными и непротиворечивыми, оснований не доверять им у суда не имеется. свидетель 1 категорически утверждает, что денежные средства были ею переданы в качестве взятки, которую предлагала ей дать подсудимая за устройство ребенка – внука свидетель 1 в МДОУ, и не являлись добровольным взносом, в связи с сообщением заведующей о невозможности устроить ребенка в детский сад без денег.
Ранее подсудимая и свидетель 1 знакомы между собой не были, неприязненные отношения отсутствуют, оснований для оговора подсудимой со стороны свидетель 1 судом не установлено.
Доводы подсудимая о том, что свидетель 1 изначально была подставным лицом, суд считает надуманными.
У свидетель 1 действительно имелся 3-летний внук, которого она желала устроить в детский сад.
Из показаний свидетеля свидетель 13 следует, что к ней обращалась женщина для устройства в детский сад внука 3 лет, который не был записан. Она направила женщину к подсудимая, которая сообщала ей ранее о том, что у нее в детском саду имеется место для 3-го ребенка. подсудимая по телефону сообщила ей, чтобы женщина пришла к ней в детский сад.
На эти же обстоятельства указывала свидетель 1, из ее показаний следует, что ей после беседы с заведующей детским садом, было понятно, что за устройство внука в детский сад у нее требуют денежные средства, которые она расценила как вымогательство взятки, а не добровольный взнос на ремонт, в связи с чем, она обратилась в органы внутренних дел. Это подтверждается вещественным доказательством л.д.16) в виде заявления от свидетель 1 от **.**.****г. Дальнейшие совместные действия свидетель 1 и сотрудников органов внутренних дел, были направлены на проверку о сообщенном преступлении, и фиксирование следов преступления, что соответствует действующему законодательству РФ.
Суд считает, что указанные обстоятельства полностью исключают искусственное создание доказательств совершения преступления, т.е. провокации.
свидетель 1 последовательно утверждает, что как добровольные взносы ей предложено оплатить по квитанции 250 рублей, подсудимая оплатить 25 000 рублей официально по квитанции не предлагала.
Это подтверждается противоречивостью показаний самой подсудимая в этой части, которая утверждает, что объясняла свидетель 1, что добровольны взносы необходимо вносить по квитанции, а затем показывая ремонт в детском саду, подсудимая сообщила свидетель 1 о том, что работнику необходимо за ремонт пола оплатить наличными и спросила свидетель 1 о том, согласна ли она рассчитаться наличными денежными средствами с этим человеком.
подсудимая указала, что при передаче ей 25 000 рублей свидетель 1, она удивилась такой сумме денег, т.к. сумму не оговаривала. Однако, как следует из просмотренной видеозаписи, оценивая ее как достоверную, суд считает, что подсудимая получая 25 000 рублей не была удивлена количеством денежных средств, выполнив просьбу свидетель 1 о пересчете денег.
О том, что видеозапись является достоверным доказательством, у суда сомнений нет. Так, сама подсудимая не отрицает, что на видеозаписи отображена она и свидетель 1 в день получения ею денежных средств от свидетель 1. **.**.****г. Указывает, что запись является неполной, не все фразы указаны. Однако, какие именно не указала.
Вместе с тем, из показаний понятых, участвующих при проведении оперативного эксперимента свидетель 5 и свидетель 3 следует, что в их присутствии к одежде свидетель 1 прикрепляли видеоустройство. свидетель 3 указала, что с того момента, когда свидетель 1 вышла из автомобиля сотрудников милиции до момента, когда она вернулась обратно, прошло 30 минут, после чего она и вторая понятая прошли в детский сад. свидетель 1 указывает, что запись длилась около 30 минут. Согласно протоколу прослушивания видеограммы от **.**.****г. следует, что продолжительность видеозаписи составляет 30 минут 43 секунды. При просмотре в судебном заседании установлено, что видеозапись составляет 30 минут 43 секунды. Просмотр видеозаписи в судебном заседании подтвердил содержание разговора между подсудимая и свидетель 1 **.**.****г., отраженное в протоколе прослушивания видеограммы, соответствует содержанию видеозаписи. В видеоряде, либо в ходе разговора, судом обрыва разговора не усматривается, общение между подсудимой и свидетельницей проходит в свободной последовательной манере, беседа носит логичный и непрерывный характер. В связи с чем, доводы подсудимая о прерывности видеозаписи, суд находит несостоятельными.
Указанная видоезапись подтверждает то обстоятельство, что денежные средства были переданы за устройство ребенка в детский сад. Так, на вопрос свидетель 1 о том, реально ли оформить ребенка в детский сад без денег., подсудимая поясняет, что нет, что без денег не берут в детский сад, просят оказать помощь. ВВ после передачи денег подсудимая сообщает, чтобы свидетель 1 не беспокоилась и место в детском саду для ее внука закреплено.
Кроме того, фразы в разговоре: «подсудимая: Это ясное дело. Так документы по приему. Квитанцию я вам по оплате давала. свидетель 1: Да, которая на 250 рублей. подсудимая: Здесь читайте, это добровольные родительские, которые вы будете платить 250 рублей. свидетель 1: Да вы мне дали, а еще пишу заявление?» подтверждает показания свидетель 1 о том, что ей выдавалась квитанция на оплату добровольных взносов в размере 250 рублей.
Доводы подсудимой и защиты об отсутствии корыстного умысла при получении денежных средств, а получении их для ремонта детского сада, суд считает избранным способом защиты.
Из показаний подсудимая следует, что в ходе ремонта детского сада была обнаружена неисправность пола, которая не была охвачена сметой расходов на ремонт и потребовались дополнительные денежные средства.
Из показаний свидетеля свидетель 9 следует, что порядок поступления и оформления денежных средств, добровольных пожертвований определен приказом управления образования, в соответствии с которым денежные средства перечисляются родителями на расчетные счета. Срочный ремонт проводится за счет администрации г.Кемерово. Денежных средств, находящихся на расчетному счету детского сада хватило бы для производства ремонта. подсудимая обращалась в управление с просьбой устранить аварийную ситуацию в медицинском кабинете, они выезжали по ее звонку, службы по устранению аварийной ситуации были приглашены.
Из показаний свидетеля свидетель 12 следует, что в МДОУ ### создан Некоммерческий Фонд «...», на расчетный счет которого поступали добровольные родительские пожертвования. За 6 месяцев 2009г. поступило товарно-материальных ценностей на сумму 81 072 руб 77 коп., что отражено в данных бухгалтерского учета.
Из показаний свидетеля свидетель 4 следует, что наличные денежные средства от родителей не принимаются. Смета перед проведением ремонта составлялась.
Из показаний свидетеля свидетель 13 следует, что наличные денежные средства от родителей не принимаются. Смета планируется, проводится родительское собрание, где обговаривается сумма на ремонт, которую родители оплачивают безналичным путем.
Из показаний свидетеля свидетель 8 следует, что на ремонтные работы детского сада деньги поступали от родителей через банк по квитанциям, а через 1,5 недели поступали в детский сад.
Свидетель свидетель 6 пояснила, что наличные денежные средства из некоммерческого фонда «...» получают заведующие, либо завхозы. Затем сдают копии чеков, авансовые отчеты.
По мнению суда, ремонт в детском саду, был использован подсудимая как прикрытие своих корыстных побуждений при принятии наличных денежных средств от свидетель 1.
Судом достоверно установлено, что ни при каких обстоятельствах подсудимая для обеспечения нужд детского учреждения не могла принимать денежные средства лично. Денежные средства на ремонт, согласно сложившейся практике, обеспечивались поступлениями на специальные счета путем добровольных взносов от родителей.
Показания свидетелей свидетель 7, свидетель 15, не опровергают выводы суда о виновности подсудимая, поскольку являются противоречивыми, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Так, свидетель 7 указывает суду, что заведующая детским садом подсудимая женщине, пришедшей в начале июня для устройства ребенка детский сад, сообщила, что мест в детском саду нет, на что женщина предлагала любую помощь, желала оказать помощь наличными деньгами, в сумме 25 000 рублей. Однако, сама подсудимая указывает, на то, что в детском саду имелось место, о чем она даже сообщила другим заведующим, в том числе и свидетель 1, которой, как настаивает подсудимая сумму добровольного взноса не озвучивала.
Из показаний свидетеля свидетель 15 следует, что ему подсудимая говорила как следует давать показания в суде. Он видел женщину, которая должна была оплатить ему работы по полу. Во второй раз он видел эту женщину, когда уже произвел ремонт полов в группе и в медицинском кабинете. Однако, из показаний свидетель 7 следует, что ремонт в ее рабочем медицинском кабинете был произведен через неделю после случившегося. Кроме того, свидетель 15 сообщил, что сумму оплаты своей работы за ремонт полов с подсудимая не обговаривал.
Показания указанных свидетелей суд расценивает как недостоверные, поскольку они являются способом помочь подсудимая избежать уголовной ответственности, с учетом сложившихся хороших отношений за период совместной работы, т.е ложно понятым интересам.
Суд не принимает как доказательство по делу - справку, подписанную бухгалтером свидетель 6, представленную в судебное заседание, поскольку она не соответствует требованиям, предъявляемым к официальным документам. Так, из справки следует, что на **.**.****г. остаток на счете МДОУ ### составил: - 95,96 (Долг). Т.е. в ней не указано валюта остаточных средств, точное количество, не ясно на каком счете в каком банке имелся остаток. Синяя печать некоммерческой организации «фонд ...» стоит не подписи бухгалтера, а отдельно от содержания справки. Кроме того, в справке отсутствует подпись руководителя организации.
Из представленной справки за подписью президента некоммерческой организации свидетель 11, бухгалтера свидетель 6 следует, что с января по май 2009г. включительно, были выданы денежные средства в детский сад ### в размере 140950 рублей. Из представленных копий платежных ведомостей, авансовых отчетов и чеков, следует, что уже с декабря 2008г. завхозом приобретались строительные товары для ремонта детского сада на денежные средства, перечисленные законным путем. Из показаний свидетель 6 в суде следует, что денежные средства из фонда передавались 1 раз в месяц, а летом могли выдавать денежные средства дважды. Т.е. у подсудимая имелась возможность получать денежные средства в установленном порядке, срочности в выплате денежных средств за работу свидетель 15, не имелось.
Таким образом, анализируя все представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает, что доводы подсудимая о том, что денежные средства у свидетель 1 были взяты в связи с острой необходимостью производства работ и введения МДОУ в работу за короткий период, не состоятельны, поскольку получение денежных средств наличными не было вызвано общественными интересами. Корыстный мотив при получении денег подсудимой, суд считает установленным и доказанным.
Суд полагает необходимым квалифицировать действия подсудимая как покушение на взятку, т.е. покушение на получение должностным лицом лично взятки в виде денег. Поскольку суд считает, что преступление не было доведено подсудимая до конца по независящим от нее обстоятельствам, т.к. получение ею взятки осуществлялось в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995г. №144 Фз «Об оперативно-розыскной деятельности». Суд учитывает, что взятка является формальным составом преступления, вместе с тем, момент принятия подсудимая денежных средств проходил под контролем органов внутренних дел. подсудимая совершила умышленные действия, направленные на получение денежных средств как взятки, вместе с тем, свидетель 1 сообщила в правоохранительные органы об этом, и преступление не было доведено до конца по независящим обстоятельствам от подсудимая
Из описания преступного деяния подсудимая следует исключить указание на то, что ДА,, на основании договора ### от **.**.****г. стал воспитанником МДОУ ###, поскольку согласно договора л.д.33) ребенок зачисляется в МДОУ на основании личного дела ребенка, в которое входит не только договор с родителями, а также паспортные данные одного из родителей, ксерокопия свидетельства о рождении ребенка, заявление родителей, и, медицинского дела, которое состоит из медицинской выписки, медицинского полиса ребенка, сертификата о прививках. Однако, судом достоверно установлено, что кроме договора датированного не наступившим числом на **.**.****г. – **.**.****г. документы, необходимые для зачисления полностью представлены не были, в связи с чем, обвинение в этой части подлежит исключению.
Оценивая изложенные доказательства в совокупности, суд считает, что действия подсудимая правильно квалифицировать по ст.30 ч.3 - ст. 290 ч.1 УК РФ как покушение на получение взятки, т.е. получение должностным лицом лично взятки в виде денег, за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица.
Решая вопрос о виде и мере наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, влияние назначенного наказания на исправление осужденной.
Суд учитывает личность подсудимая, которая впервые привлекается к уголовной ответственности, является пенсионеркой, ее состояние здоровья, то, что она является инвалидом третьей группы, находилась на стационарном лечении в неврологическом отделении МУЗ «...» с диагнозом острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в правой СМА, церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь 3 степени риска, по месту работы характеризуется исключительно положительно, что суд расценивает, как смягчающее вину обстоятельства.
Отягчающих вину обстоятельств судом по делу не установлено.
С учетом имущественного положения подсудимая, являющейся пенсионером, суд считает возможным назначить подсудимая минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи в виде штрафа.
Оснований для назначения дополнительного наказания в отношении подсудимая в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд не усматривает, в виду возраста подсудимая, которая в настоящее время не работает, находится на пенсии.
Обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления по делу не усматривается, оснований для применения ст.64 УК РФ не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 303, 307-310 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать подсудимая виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.30 ч.3 - ст. 290 ч.1 УК РФ и назначить наказание в соответствии с санкцией данной статьи в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей в доход государства.
Меру пресечения подсудимая оставить прежней - подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.
Вещественные доказательства в виде письменных материалов уголовного дела – хранить при деле; билеты банка России достоинством 1000 рублей каждая в количестве 25 штук: ###, находящиеся в конверте, заклеенном и опечатанном печатью ### «Главное Управление Внутренних Дел по Кемеровской области МВД России» - возвратить в финансовое управление ГУВД по КО; оптический диск DVD+R «TDK» с видеозаписью, - уничтожить; «Журнал очередности детей 2006г.р» на 59 листах, «Журнал очередности детей 2007г.р» на 80 листах, «Журнал очередности детей 2009г.р» на 46 листах, «Дополнительный список детей 2005 г.р.» на 48 листах, «Журнал очередности детей в МДОУ ###**.**.****.» на 79 листах – возвратить по месту изъятия в МДОУ ###.
Приговор может быть обжалован в Кемеровский областной суд в течение 10 суток. Осужденная вправе ходатайствовать о своем участии при обжаловании приговора в суде кассационной инстанции.
Судья : подпись.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья