Решение - требования удовлетворены частично.



Дело № 2-###/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Лютенко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

**.**.**** года

гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению ### «Детский сад общеразвивающего вида», администрации г. Кемерово об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам с требованиями об обязании совершить действия.

Свои требования мотивирует тем, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в соответствии с Распоряжением Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области проведена проверка в деятельности Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения ### «Детский сад общеразвивающего вида» (далее по тексту МДОУ ###).

По результатам проведённой проверки **.**.**** заведующей МДОУ ### «Детский сад общеразвивающего вида» внесено предписание ### - ОЛ по устранению выявленных нарушений, согласно которому необходимо выполнить следующие мероприятия: установить теневые навесы с 3 - х сторонним ограждением и деревянным полом (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 п. 2.1.12), расстановку детских кроватей во всех группах провести с соблюдением минимальных разрывов между кроватями (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 п. 2. 4. 15), в прачечной не соблюдена поточность стирки постельного белья, оборудовать окно или дверь для выдачи чистого постельного белья (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 п. 2.2.32), обеспечить все группы кроватями согласно списочного состава детей, раскладушки и диваны заменить на раскладные кроватки с жестким ложем (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 п. 2.4.14), выполнить обогрев пола в игровых младшей группы и средней группы, размещённых на первом этаже здания (СанПиН 2.4.1.1249 - 03 п. 2.3.5).

По выявленным нарушениям, согласно предписанию, был установлен срок исполнения до **.**.****, однако предписание уполномоченного органа не выполнено до настоящего времени.

Таким образом, МДОУ ### «Детский сад общеразвивающего вида» нарушает санитарное законодательство в сфере защиты прав потребителей, а именно: требования ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 ФЗ - 52, СанПиН 2.4.1.1249 - 03 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», согласно которым установленные санитарно -эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией дошкольных образовательных учреждений, воспитанием и обучением детей.

В соответствии со ст. 32 ч.1, 2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266 - 1 (в ред. от 27.12.2009) «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям ст. 51 Закона РФ «Об образовании», ответственность за создание необходимых условий для учёбы и труда несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Как следует из ст. 41 ч. 2 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов.

В силу ст. 29 п. 6. 1 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений на содержание зданий и коммунальных расходов осуществляется из средств местных бюджетов.

В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации, администрация г. Кемерово несёт субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального образовательного учреждения.

Статьёй 3 Конвенции ООН о правах ребёнка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.90, установлено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, защитой прав и интересов, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

Исковые требования прокурором заявлены в порядке ст. 45 Гражданско -процессуального Кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц.

Образовательное учреждение не является закрытым, доступ в помещение не ограничен и здание посещают не только воспитанники и работники образовательного учреждения, но и работники различных контролирующих органов, граждане, круг которых определить невозможно.

Кроме того, родители (законные представители) воспитанников не обратились самостоятельно в судебный орган с заявлениями о защите нарушенных прав на безопасные условия жизни и здоровья их детей.

Просит обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
### «Детский сад общеразвивающего вида» выполнить мероприятия, предписанные **.**.**** Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области: установить теневые навесы с 3 - х сторонним ограждением и деревянным полом, расстановку детских кроватей во всех группах провести с соблюдением минимальных разрывов между кроватями, в прачечной соблюдать поточность стирки постельного белья, оборудовать окно или дверь для выдачи чистого постельного белья, обеспечить все группы кроватями
согласно списочного состава детей, раскладушки и диваны заменить на раскладные кроватки с жестким ложем, выполнить обогрев пола в игровых младшей группы и средней группы, размещённых на первом этаже здания в срок до **.**.****. При недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения ### «Детский сад общеразвивающего вида» возложить субсидиарную ответственность по исполнению судебного решения на Администрацию г. Кемерово.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Центрального района г.Кемерово Канаплицкая О. А. на требованиях настаивала.

Представитель ответчика заведующая МДОУ ### «Детский сад общеразвивающего вида» А., действующая на основании приказа о назначении на должность, исковые требования признала в части требований об обязании установить теневые навесы с 3-сторонним ограждением и деревянным полом, об обязании выполнить подогрев пола в игровых младшей группы и средней группы, размещенных на первом этаже здания; об обязании выполнить расстановку детских кроватей во всех группах с соблюдением минимальных разрывов между кроватями, об обеспечении всех групп кроватями согласно списочного состава детей, об обязании заменить раскладушки и диваны на раскладные кроватки с жестким ложем; не признала требования об обязании в прачечной соблюдать поточность стирки постельного белья, оборудовании окна и двери для выдачи чистого постельного белья.

Представитель ответчика Администрации города Кемерово Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила в материалы дела письменные возражения на исковые требования.

Представители третьего лица – Управления Роспотребнадзора по КО И., О., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в части на основании следующего.

Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Частью 1 ст. 28 данного федерального закона установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

При этом законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года).

В частности, в настоящем случае подлежат применению СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», которыми четко регламентированы условия содержания и организации режима работы дошкольных учреждений, условия нахождения в данных учреждениях детей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области на основании распоряжения заместителя руководителя о проведении мероприятий по контролю проведена проверка деятельности МДОУ ### «Детский сад общеразвивающего вида» на предмет соблюдения последним требований санитарного законодательства и санитарно – гигиенических и противоэпидемических правил и нормативов по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия.

При проведении плановой выездной проверки с **.**.****г. по **.**.****г. в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения ### «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников», были выявлены нарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ статьи 28 ч.1 и СанПиН 2.4.1.1249-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», в результате чего выдано предписание от **.**.**** ###.

Предписанием ### от **.**.****г. предложено в срок до 01.12.2011г.:

- игровые площадки для всех групп оснастить игровым оборудованием: качалками, горками, лабиринтами, рукоходами, пеньками (СанПиН 2.4.11249-03 п.2.1.13),

- теневые навесы на игровых площадках младшей группы, средней группы, старшей группы оборудовать трехсторонним ограждением (СанПиН 2.4.1.1249-03 п.2.1.12),

В срок до 01.12.2009 года:

- приобрести второй комплект наматрасников (СанПин 2.4.1.1249-03 п. 2.8.17),

- расстановку детских кроватей во всех группах провести с соблюдением минимальных разрывов между кроватями (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.4.15),

- исключить перекомплект в детском саду (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 1.7),

- на пищеблоке оборудовать вытяжную вентиляцию (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.10.3),

- в прачечной соблюдать поточность стирки постельного белья, оборудовать окно или дверь для выдачи чистого белья (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.2.32),

- на игровой площадке для подготовительной группы установить теневой навес с трех сторонним ограждением и деревянным полом (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.1.12),

- все группы обеспечить кроватями согласно списочного состава детей, раскладушки и диваны заменить на раскладные кроватки с жестким ложем (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.4.14),

- выполнить обогрев пола в игровых младшей группы и средней группы, размещенных на первом этаже здания (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.3.5).

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 16.12.2009 г. № 811-вн проведена проверка в отношении МДОУ ### с целью проверки исполнения предписания Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от **.**.**** г. ###, срок исполнения которого истекает 01.12.2009г.

По результатам проверки составлен акт ### от **.**.****г., из которого следует, что пункт 3 предписания от 11.06.2009 г. выполнен - приобретен второй комплект наматрасников. Остальные пункты предписания не выполнены.

Таким образом, в установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения не устранены, предписание Управления Роспотребнадзора по КО не выполнено.

Решением начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от **.**.**** г. назначен новый срок исполнения пунктов 4-10 предписания ### от 11.06.2009г. до 01.10.2010 г.

Суд считает, что наличие в здании образовательного учреждения вышеуказанных невыполненных мероприятий по санитарно – эпидемиолгической и санитарной безопасности нарушает конституционные права граждан на безопасные условия их жизни и здоровья.

В соответствии со ст.ст. 32, 43, 51 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266 - 1 (в ред. от 27.10.2008) «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовыми положениями об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность, создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Статьёй 3 Конвенции ООН о правах ребёнка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.90 года, установлено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, защитой прав и интересов, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

Согласно требованиям ст. 51 Закона РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы и труда несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Принимая во внимание, что ответчиком МДОУ ### «Детский сад общеразвивающего вида» не представлено доказательств, подтверждающих исполнение им в полном объеме предписания Управления Роспотребнадзора по КО на момент рассмотрения дела, требования истца об обязании МДОУ ### «Детский сад общеразвивающего вида» выполнить мероприятия, предписанные 11.06.2009 года Управлением Роспотребнадзора по КО в части установления теневых навесов с 3-х сторонним ограждением, расстановки детских кроватей во всех группах с соблюдением минимальных разрывов между кроватями, обеспечения всех групп кроватями согласно списочного состава детей, замены раскладушек и диванов на раскладные кроватки с жестким ложем, выполнения обогрева пола в игровых младшей группы и средней группы, размещенных на первом этаже здания подлежат удовлетворению.

Также суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о возложении в этой части субсидиарной ответственности на Администрацию города Кемерово.

Согласно положениям ст. 120 ГК РФ при недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам возлагает на собственника имущества, закреплённого за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ### «Детский сад общеразвивающего вида» является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется исключительно из местного бюджета на основе сметы доходов и расходов, других источников дохода не имеет.

Согласно ст. 159 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, в данном случае - администрация города Кемерово.

Ответчиком – Администрацией города Кемерово не представлено доказательств, указывающих на то, что администрация г. Кемерово свои обязанности собственника имущества по финансированию мероприятий санитарной и санитарно – эпидемиологической безопасности, выполнила.

Исходя из вышеизложенного, суд находит требования истца к Администрации г. Кемерово подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего совершить какие-либо действия, не связанные с передачей денег, суд своим решением может установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение.

Принимая во внимание вышеуказанные положения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.06.2011 года, поскольку полагает указанный срок разумным и достаточным для выполнения образовательным учреждением требований санитарной и противоэпидемиологической безопасности.

Вместе с тем суд считает не подлежащими удовлетворению требования об обязании ответчика в прачечной соблюдать поточность стирки постельного белья, оборудовать окно или дверь для выдачи чистого белья (СанПиН 2.4.1.1249-03 п. 2.2.32), поскольку, согласно п. 3.3 Технического заключения от 03.06.2010 г. «О состоянии строительных конструкций здания МДОУ ###», выполненного ГПИ «Кемеровогорпроект», расширение площади застройки хоз.строений МДОУ, например, под увеличение площади прачечной с целью приведения в соответствие с требованиями службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (предписание ### от 11.06.2009г.) повлечет необходимость корректировки существующего благоустройства. Изменение расстановки технологического оборудования и инвентаря в условиях стесненной прачечной для организации пространства с целью использовать имеющийся оконный проем под выдачу чистого белья, не представляется возможным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ### «Детский сад общеразвивающего вида» выполнить мероприятия, предписанные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области 11.06.2009г., а именно:

- установить теневые навесы с 3-сторонним ограждением и деревянным полом;

- расстановку детских кроватей во всех группах провести с соблюдением минимальных разрывов между кроватями;

- обеспечить все группы кроватями согласно списочного состава детей;

- раскладушки и диваны заменить на раскладные кроватки с жестким ложем;

- выполнить обогрев пола в игровых младшей группы и средней группы, размещенных на первом этаже здания, в срок до 01.06.2011 г.

При недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения ### «Детский сад общеразвивающего вида», возложить субсидиарную ответственность по исполнению судебного решения на Администрацию города Кемерово.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья: М.К.Курилов

Решение в мотивированной форме изготовлено **.**.**** г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200