Дело № 2-2213/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Курилова М.К.
при секретаре Кошеваровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
18 июня 2010 г.
гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 200 «Детский сад комбинированного вида» о запрещении осуществления деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 200 «Детский сад комбинированного вида») к муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 200 «Детский сад комбинированного вида» с требованием о запрещении осуществления медицинской деятельности.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры города проведена проверка исполнения законодательства в деятельности дошкольных образовательных учреждений района, в том числе, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 200 «Детский сад комбинированного вида» (далее по тексту МДОУ № 200), который осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии).
Пунктом 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 (далее по тексту Типовое положение) закреплено, что дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
Согласно п. 5 Типового положения основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно- эстетического и физического развития детей; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей и т.д.
В силу п. 25 Типового положения медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Как следует из п. 4.1. Устава образовательного учреждения, целью создания МДОУ является всестороннее формирование личности ребенка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, создание условий для обучения, воспитания, социальной адаптации, оказание помощи семье для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Согласно п. 4.2. Устава одним из основных предметов деятельности учреждения является использование комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, частоболеющих и детей с другими отклонениями, физическое развитие детей.
В соответствии с п. 5.13. Устава образовательного учреждения, медицинское обслуживание МДОУ осуществляется курирующим врачом МУЗ «ДКБ № 7» и медицинским персоналом учреждения, согласно штатному расписанию.
В штатное расписание МДОУ № 200 включен медицинский работник -старшая медицинская сестра.
В дошкольном образовательном учреждении организовано медицинское обслуживание детей и оказывается доврачебная медицинская помощь, медицинским работником осуществляется проведение систематических медицинских осмотров детей, основных медицинских мероприятий, антропометрии детей, осмотров всех вновь поступивших в образовательное учреждение детей, наблюдение за диспансерной группой больных детей, осмотр детей при подозрении на острое заболевание и находящихся в изоляторе, контроль за организацией физического воспитания, закаливающих процедур и режима в дошкольном учреждении, доврачебная помощь детям в случае острого заболевания или травмы, манипуляции, определённые программой оздоровления, изоляция заболевших детей, осмотры, термометрия, прочие мероприятия для детей, имевших контакт с инфекционными больными.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ (в ред. от 30.12.2008, с изм. от 18.07.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Лицензия на право ведения медицинской деятельности выдается лицензирующим органом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, при этом ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ лицензирующие органы наделены правом осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Отсутствие лицензии не позволяет судить о соответствии осуществляемой медицинской деятельности лицензионным требованиям и может повлечь за собой причинение вреда здоровью воспитанников МДОУ № 200, нанесение ущерба их правам и законным интересам.
Согласно положению ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, полагает, что медицинская деятельность МДОУ № 200 «Детский сад комбинированного вида» должна быть приостановлена до получения соответствующей лицензии.
Просит запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 200 «Детский сад комбинированного вида» осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил также обязать ответчика получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Канаплицкая О.А. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика – заведующая МДОУ № 200 «Детский сад комбинированного вида» Чупрунова Н.В., действующая на основании приказа о назначении на должность № 34 от 14.02.2003 г., требования не признала.
Представитель третьего лица Администрации г. Кемерово Печерина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не поддержала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Статьей 12 Закона РФ «Об образовании» постановлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В силу ст. 32 п. 3 пп. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Кроме того, в соответствии с требованиями пп. 1, 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 предусмотрено, что лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. № 128-ФЗ, перечислены основные понятия, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу ст. 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензированию подлежит медицинская деятельность (ст. 17 п. 1 пп. 96 ФЗ «О лицензировании»).
В п. 1 ст. 1 названного ФЗ содержатся указания на перечень видов деятельности (п. 1 ст. 17), на которые распространяется действие указанного ФЗ, а также перечень видов деятельности (п. 2 ст. 1), на которые действие закона не распространяется. Если рассматриваемый вид деятельности не включен в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 17 Закона, то лицензирование данного вида деятельности прекращается со дня вступления в силу приведенного ФЗ (п. 2 ст. 18). Если вид деятельности указан в п. 2 ст. 1 ФЗ и подлежит лицензированию на основании иного нормативного акта, то лицензирование этого вида деятельности должно осуществляться на основании того нормативного правового акта, который установил необходимость его лицензирования.
Согласно Перечня Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", а также Постановлениям Правительства РФ от 23.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также медицинской деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" предусмотрено, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги).
В соответствии с пунктом 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности в частности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
Согласно Перечня работ при осуществлении медицинской деятельности, утв. указанным Постановлением (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), фтизиатрии, физиотерапии, медицинскому массажу, диетологии, сестринскому делу в педиатрии.
В соответствии с Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 323, работы (услуги) при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи выполняются на основании лицензии (п. 3).
Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», которое регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет ( п. 3 Положения).
В п. 5 Положения изложены основные задачи дошкольного образовательного учреждения, которыми являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) (п. 9 Положения).
Пунктами 7-8 Положения предусмотрено, что к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании).
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. (п. 8)
Пунктом 12 положения установлено, что дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения (п. 25 Положения).
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что в штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.
В силу ст. 4 Закона «Об образовании в Кемеровской области» от 28.11.2000 г. № 110-ОЗ, в задачи органов государственной власти Кемеровской области в сфере образования входит обеспечение безопасности в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона, государственная политика Кемеровской области в сфере образования осуществляется на основе региональной целевой программы развития образования, разрабатываемой с учетом положений федеральной целевой программы развития образования. Одной из составляющих областной программы развития образования являются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из положений ст. 8 п.п. 1, 4 указанного Закона, система образования Кемеровской области является составной частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных образовательных программ различного уровня и направленности и федеральных государственных образовательных стандартов; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью; органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций. Тип и вид образовательного учреждения, организации определяются уровнем и направленностью образовательных программ. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при государственной аккредитации.
В соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих. социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 57 Устава города Кемерово, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Как следует из материалов дела, воспитательно-образовательная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения № 200 «Детский сад комбинированного вида» осуществляется на основании Устава, утвержденного и.о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово 24.11.2009г. л.д. 44-60).
Согласно п. 4.1 Устава предметом деятельности Учреждения является реализация программ дошкольного образования, предусмотренных настоящим Уставом.
Учреждение обеспечивает воспитание, обучение, развитие, присмотр и уход за детьми.
Целью Учреждения является: развитие системы дошкольного образования, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, оказание помощи семье для обеспечения полноценного развития ребенка (п. 4.2 Устава).
В соответствии с п. 4.3 Устава основными задачами Учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей за счет использования комплекса оздоровительных мероприятий, обеспечение физического, познавательного, эстетического, личностного развития детей, создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащения разнообразной деятельности детей, осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку, удовлетворение потребности семьи в образовательных, оздоровительных, воспитательных услугах (п. 4.3 Устава).
В соответствии с п. 4.7 Устава образовательного учреждения, медицинское обслуживание детей в Учреждении обеспечивает МУЗ «Детская поликлиника № 7», которое наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала, осуществляет контроль их работы, в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного процесса (п. 4.8 Устава).
В штатное расписание МДОУ № 200 включен медицинский работник - старшая медицинская сестра.
На основании трудового договора от 11.01.2005 г. и приказа № 23 от 11.01.2005г. должностные обязанности старшей медицинской сестры исполняет Святкина Г.И. л.д. 31, 37), которая осуществляет трудовую деятельность в указанной должности по настоящее время. Святкина Г.И. является профессиональным медицинским работником, что подтверждается дипломом о профессиональном образовании ....
Согласно должностной инструкции старшей медицинской сестры, утвержденной 01.09.2008 г. заведующей МДОУ № 200 л.д. 18-20) старшая медицинская сестра относится к среднему медицинскому персоналу. Медицинская сестра должна иметь среднее специальное (медицинское) образование.
Старшая медицинская сестра обязана координировать работу медицинского блока детского учреждения, не допускать проведения диагностической, профилактической и лечебной деятельности некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой, организовывать и отпускать процедуры по назначению врача, выдача витаминов, проведение общеукрепляющей терапии, оказывать необходимую и возможную медицинскую помощь детям и сотрудникам в чрезвычайной ситуации, при несчастных случаях и травмах, и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию благоприятной валеосферы ребенка, давать рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направлять в случае необходимости к другим специалистам, организовывать и проводить систематический медицинский осмотр и антропометрию детей; осмотры всех вновь поступивших детей, с назначением им комплекса медико-оздоровительно-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации; ежедневный обход групп с целью контроля санитарного состояния и ведения журнала посещаемости; в ясельной группе фильтр детей; прием и осмотр детей после болезни; оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей; летнюю оздоровительную компанию; контроль состояния здоровья детей, посещающих бассейн, с учетом противопоказаний; контроль выполнения режима дня, организации питания, санитарного состояния помещений и участков ДОУ, давать соответствующие рекомендации; контроль за правильностью и своевременностью внесения всех изменений в паспорт здоровья ребенка, рекомендаций в соответствии с результатами медицинских осмотров и соответствующими назначениями; направлять к педиатру детей для необходимых диагностических проб, лабораторных исследований и лечения; наблюдение за диспансерной группой больных детей; осмотр детей при подозрении на острое заболевание и находящихся в изоляторе; контроль за организацией физического воспитания, закаливающих процедур и режима в дошкольном учреждении; распределение детей по группам здоровья для проведения физкультурных занятий и плавания; работу по профилактике отравлений и травматизма, учету и анализу всех подобных случаев; доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы; инструктаж по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима с медицинскими работниками, педагогами и обслуживающим персоналом; манипуляции, определенные программой оздоровления, изоляцию заболевших детей, а также осмотр, термометрию и прочие мероприятия для детей, бывших в контакте с инфекционными больными; текущую дезинфекцию и кварцевание групп.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ (в ред. от 30.12.2008, с изм. от 18.07.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Однако МДОУ № 200 не имеет лицензии на право осуществления медицинской деятельности.
Сторонами в судебном заседании не отрицалось, что включение в штат учреждения медицинского работника обусловлено задачами, которые стоят перед дошкольным образовательным учреждением данного типа и вида, а также спецификой образовательных программ учреждений дошкольного образования данного вида.
Согласно Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 22.01.07 г. № 30, для получения лицензии необходимо обеспечить возможность выполнения лицензионных требований и условий, а также предоставить документы, установленные данным положением. В штате МДОУ № 200 состоит медицинский работник, следовательно, он профессионально подготовлен, имеет диплом медицинского работника, имеет право на осуществление медицинской деятельности, соответственно, такая медицинская деятельность, осуществляемая в МДОУ № 200, подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 5 примечаний к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.10.2005 г. № 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся.
Ввиду того, что оказание медицинской помощи, в том числе и доврачебной, подлежит лицензированию, суд считает, что вопрос о лицензировании должен решаться той организацией, чьим структурным подразделением является здравпункт (медицинский кабинет) в образовательном учреждении. Исходя из требований действующего законодательства, для получения лицензии необходимо обеспечить возможность выполнения лицензионных требований и условий, а также предоставить документы, установленные ФЗ «О лицензировании» и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства от 22.01.2007 г. № 30. В целях организации медицинского обслуживания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Минздравсоцразвития РФ 15.01.2008 г. № 207-ВС утверждены методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Нормативно - правовые акты по лицензированию приняты позже нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в компетенцию образовательного учреждения входит создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Таким образом, поскольку медицинский кабинет в общеобразовательном учреждении является структурным подразделением МДОУ № 200, то содержание и укомплектование медицинского кабинета является обязанностью образовательного учреждения. Соответственно и лицензирование должно осуществлять образовательное учреждение.
После обращения прокурора Центрального района г. Кемерово в суд с исковым заявлением, 12.03.2010г. утверждена новая должностная инструкция старшей медицинской сестры, в соответствии с которой она осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием помещения и территории, контроль за пищеблоком и питанием воспитанников, координирует работу медицинского кабинета детского учреждения, организовывает и проводит ежедневный обход групп с целью контроля санитарного состояния и ведения журнала посещаемости, в ясельной группе проводит фильтр детей, летнюю оздоровительную компанию, контроль за организацией физического воспитания, закаливающих процедур и режима дошкольного учреждения, однако, по мнению суда, условия для нарушения ответчиком охраняемых общественных интересов сохраняются, поскольку соответствующие изменения в Устав и штатное расписание МДОУ № 200 не внесены, статус медицинского кабинета не изменен.
Что касается приказа № 86 о приостановлении медицинской деятельности, изданный заведующей МДОУ, то он не имеет правового значения для правильного рассмотрения требований истца, в связи с отсутствием у заведующей МДОУ полномочий по изменению уставных целей Учреждения, такими полномочиями обладает в силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 57 Устава города Кемерово лишь учредитель, то есть администрация города Кемерово. В связи с указанным доводы, изложенные в письменных возражениях представителя Администрации г. Кемерово, суд считает несостоятельными.
Таким образом, оценивая все собранные доказательства в их совокупности, нормы закона, суд считает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку осуществление вида деятельности, подлежащего обязательному лицензированию без такового, отсутствие лицензии не позволяет судить о соответствии осуществляемой медицинской деятельности лицензионным требованиям и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью воспитанников МДОУ № 200, нанесение ущерба их правам и законным интересам в будущем, создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью воспитанников.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить.
Запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 200 «Детский сад комбинированного вида» осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на ее осуществление.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 200 «Детский сад комбинированного вида» получить лицензию на право осуществление медицинской деятельности.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: М.К. Курилов
В окончательной форме изготовлено 09.07.10 г.