Дело №2-###/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Костровой Т.В.
При секретаре Сапожниковой С.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«28» июня 2010г.
гражданское дело по иску Д, к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Д, обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения.
Свои требования мотивирует тем, что 09.12.2008 г. истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в жилом районе Кедровка г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представил трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.
Комиссия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) 27.02.2009 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы истца были исключены периоды работы:
- с 24.07.1991 г. по 31.12.1993 г. – 02 года 05 месяцев 08 дней – в должности инструктора по физическому воспитанию ясли-сада №69;
- с 01.01.1994 г. по 31.03.1994 г. – 03 месяца 01 день в должности инструктора по физкультуре Детского сада №69;
- с 02.10.1996 г. 30.04.2001 г. – 04 года 06 месяцев 28 дней в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69;
- с 01.01.2003 г. по 30.09.2004 г. – 01 год 09 месяцев 01 день – в должности инструктора по физическому воспитанию Детского сада №69.
Эти периоды работы были исключены ответчиком из трудового стажа педагогической работы в связи с тем, что данные наименования должностей отсутствуют в Списке должностей и профессий, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Общий специальный стаж, исчисленный ответчиком, составил 22 года 09 месяцев 18 дней, и не являлся достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии.
Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в течение спорных периодов работы она осуществляла педагогическую деятельность по физическому воспитанию детей. Фактически занимаемые ею должности инструктора по физическому воспитанию и руководителя физического воспитания предполагают выполнение одинаковых должностных обязанностей, связанных с воспитанием детей и их физическим развитием.
Истец считает, что, поскольку работа в названных выше должностях является педагогической деятельностью, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Истец просила суд: Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №200 от 27.02.2009 г., которыми Д, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Обязать ответчика включить спорные периоды работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 09.12.2008 г. и выплатить истцу причитающийся размер пенсии.
В ходе рассмотрения дела истец дополнила заявленные требования и пояснила, что ранее 06.03.2006 г. и 11.09.2006 г. она дважды обращалась в Управление ПФР в жилом районе Кедровка г. Кемерово за назначением досрочной трудовой пенсии. Однако решениями Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ в жилом районе Кедровка №45 от 03.04.2006 г., №141 от 26.10.2006 г., в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано по причине отсутствия специального стажа. Истец считает, что принятые решения являются незаконными, поскольку ответчиком при подсчете специального стажа были исключены периоды работы:
- с 24.07.1991 г. по 31.12.1993 г. – 02 года 05 месяцев 08 дней – в должности инструктора по физическому воспитанию ясли-сада №69;
- с 01.01.1994 г. по 31.03.1994 г. – 03 месяца 01 день в должности инструктора по физкультуре Детского сада №69;
- с 02.10.1996 г. 30.04.2001 г. – 04 года 06 месяцев 28 дней в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69;
- с 01.01.2003 г. по 30.09.2004 г. – 01 год 09 месяцев 01 день – в должности инструктора по физическому воспитанию Детского сада №69.
Истец считает, что на момент ее первого обращения за назначением пенсии 06.03.2006 г. у нее имелся необходимый специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости. В связи с этим, все принятые ответчиком решения об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости являются незаконными и подлежат отмене.
10.03.2010г. истцом было подано заявление о дополнении исковых требований, согласно которого просит суд:
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в назначении истице досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельность, изложенной в редакции №200 от 27.02.2009г.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить период работы истицы с 01.10.1996г. по 01.05.2001г. в детском комбинате №69, кроме периода работы с 14 мая 1998. По 01.03.2010г. – декрет-дети, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.10 ч.1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и на основании Списка и Правил, утвержденных п.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.
Произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии с 09.12.2008г. и выплатить истице причитающийся размер пенсии.
В судебном заседании истец Д, на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Лиманская А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2009 г. №4, сроком на 1 год, заявленные исковые требования не признала, по основаниям изложенным в возражениях на заявленные требования.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования Д, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Судом установлено, что 06.03.2006 г. истец обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в жилом районе Кедровка г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представил трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.
Комиссия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в жилом районе Кедровка г. Кемерово по рассмотрению вопросов реализации прав граждан 03.04.2006 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы истца были исключены периоды работы
- с 24.07.1991г. по 31.12.1993г. - в должности инструктора по физическому воспитанию ясли-сада №69 (2 года 5 месяца 8 дней);
- с 01.01.1994г. по 31.03.1994г.- в должности инструктора по физкультуре детского сада №69 (3 месяца 1 день);
- с 02.10.1996г. по 30.04.2001г. - в должности руководителя физ.воспитания детского сада №69 (4 года 6 месяцев 28 дней);
- с 01.01.2003г. по 30.09.2004г. - в должности инструктора по физ.воспитанию детского сада №69 (1 год 9 месяцев 1 день).
Эти периоды работы были исключены ответчиком из трудового стажа педагогической работы в связи с тем, что данные наименования должностей отсутствуют в Списке должностей и профессий, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Общий специальный стаж, исчисленный ответчиком, составил менее 25 лет, и не являлся достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии.
11.09.2006 г. истец вновь обратилась ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в жилом районе Кедровка г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением Комиссии №141 от 26.10.2006 г. истцу вновь было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем же основаниям. Принятые решения комиссии истцом в Отделение ПФ по Кемеровской области обжалованы не были.
09.12.2008 г. истец вновь обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в жилом районе Кедровка г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Комиссия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) 27.02.2009 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы истца были исключены по тем же основаниям периоды работы:
- с 24.07.1991 г. по 31.12.1993 г. – 02 года 05 месяцев 08 дней – в должности инструктора по физическому воспитанию ясли-сада №69;
- с 01.01.1994 г. по 31.03.1994 г. – 03 месяца 01 день в должности инструктора по физкультуре Детского сада №69;
- с 02.10.1996 г. 30.04.2001 г. – 04 года 06 месяцев 28 дней в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69;
- с 01.01.2003 г. по 30.09.2004 г. – 01 год 09 месяцев 01 день – в должности инструктора по физическому воспитанию Детского сада №69.
Общий специальный стаж, исчисленный ответчиком, составил 22 года 09 месяцев 18 дней, и не являлся достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии.
Суд считает отказ истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа не законным по следующим основаниям:
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с положениями пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п.4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., №5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, при определении периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости ответчику следовало руководствоваться нормативной базой, действующей на период работы истца.
В соответствии с положениями п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.3 указанной статьи Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 — 13 п.1 ст. 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций).
В силу с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно ст. 80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.
Как видно из трудовой книжки истца с 02.10.1996 г. по 14.05.1998 г.; с 01.03.2000 г. по 30.04.2001 г. – 02 года 09 месяцев 10 дней в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69.
Указанные периоды исключены ответчиком из стажа истца в связи с тем, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, а также в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, за периоды работы до 01.11.1999 г., не содержится наименования должности «руководитель физического воспитания».
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в п. 3 установлено, что в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991г. № 463, а периоды работы после указанной даты — в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными п. 1 настоящего Постановления.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 6 сентября 1991 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953) утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В указанном Списке, действовавшем в период выполнения истицей педагогической деятельности с 02.10.1996 г. по 14.05.1998 г. в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69; приведен перечень наименований должностей и учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги.
В перечне «Наименование должностей» указанного Списка должность: руководитель физического воспитания, действительно, не предусмотрена.
К периодам работы после 1 ноября 1999г. применяются Списки и Правила, утверждённые п.1 Постановления Правительства РФ от 22. 09. 1999г. № 1067. В указанном Списке в разделе «наименование должностей» предусмотрен «руководитель физического воспитания».
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, высказанной в п. 9 постановления Пленума от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименования должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» (Учреждения дополнительного образования детей) списка, за периоды работы начиная с 01.01.2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий:
1. на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
2. у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименования должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений».
Определением суда от 20.04.2010г. была назначена экспертиза Условий труда истицы по должностям «руководитель физического воспитания», «инструктор физкультуры» л.д.163-164), в рамках которой был произведен анализ условий и характера труда при работе в должностях «инструктор по физическому воспитанию», «инструктор по физической культуре» и «руководитель физического воспитания».
Согласно Заключения экспертиза №52 от 16.06.2010г., эксперт пришел к следующим выводам л.д.171-178):
1. Работа Д, в спорный период с 01.01.1996г. по 01.05.2001г. в должности «руководителя по физическому воспитанию» («инструктора по физическому воспитанию») в детском комбинате №69 относится к педагогической деятельности.
2. Работа Д, в спорный период с 01.10.1996г. по 01.05.2010г. в должности «руководителя по физическому воспитанию» в детском комбинате №69 по своему характеру относится к педагогической работе, так как Д, имеет необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами по образованию.
3. Решение вопроса по определению тождественности наименования должностей не относится к полномочиям государственной экспертизы условий труда. Данный вопрос также не может быть решен судом, так как в соответствии с пунктом 5.2.62 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004н. №321) отнесен к полномочиям указанного федерального органа исполнительной власти. Функции, условия и характер деятельности в детском комбинате №Д, в спорный период с 01.10.1996г. по 01.05.2001г. соответствуют должности «руководитель физического воспитания»
4. Условия труда Д, в спорный период с 01.10.1996г. по 01.05.2001г. соответствует условиям труда педагогических работников, занятых образованием и воспитанием детей ежедневно за ставку заработной платы.
5. Норма педагогической нагрузки за ставку заработной платы Д, в спорный период с 01.10.1996г. по 01.05.2001г. выполнялась.
При выполнении даче Заключения эксперт определил соответствие функций, характера выполняемой работы и условий труда Д, работавшей в должности «инструктора по физическому воспитанию» функциям, характеру выполняемой работы по условиям труда «руководителя физического воспитания», эксперт был предупрежден по ст. 308 УК РФ.
В ходе судебного разбирательства судом были исследованы должностные инструкции на инструктора по физической культуре д/у № 69, утвержденная заведующей д/у № 69 09.03.1992 г., на инструктора по физическому воспитанию, утвержденная заведующей МДОУ № 69 30.03.2007; копии приказов; аттестационные листы; свидетельства курсов повышения квалификации; циклограммы педагогической деятельности; диплом; грамоты; должностная инструкция на руководителя физического воспитания детского сада №69 от 29.10.1996г. №120, утвержденная заведующей д/с №69 29.10.1996г.
Как установлено судом в периоды с 24.07.1991 г. по 31.12.1993 г., с 02.10.1996 г. по 30.04.2001 г. за исключением декретного отпуска, с 01.01.2003 г. по 30.09.2004 г. истец работала в МДОУ № 69 на полную ставку, что подтверждается справками о заработной плате от 28.10.2009 г., от 29.10.2009 г., предоставленных Центральной бухгалтерии при Территориальном Управлении ж.р. Кедровка выписанных на основании лицевых счетов истца, циклограммой по физкультурно-оздоровительной работе МДОУ № 69 и справкой за 1992 г., выданной ОАО «Инвестсибуголь» 12.10.2009 г.
Также суду предоставлена историческая справка от 28.10.2009 г. № 320 МУ «ЦБприТУ ж/р Кедровка, Промышленновский Администрации г.Кемерово, из которой следует, что с 1996 по 2002 год ведение бухгалтерского учета и отчетности, в том числе начисление и выплата заработной платы учреждений образования, культуры и спорта (в том числе и МДОУ № 69) осуществлялось бухгалтерией Кедровского поссовета.
В 2002 году создано учреждение «Централизованная бухгалтерия при территориальном управлении п.п. Кедровка, Промышленновский» для осуществления функций ведения бухгалтерского учета и отчетности учреждений образования, культуры и спорта на основании распоряжения Комитета по управлению Муниципальным имуществом г.Кемерово № 919 от 26.04.2002 года.
«Централизованная бухгалтерия при территориальном управлении п.п.Кедровка, Промышленновский» переименована в «Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия при территориальном управлении ж.р.Кедровка, Промышленновский» на основании распоряжения Комитета по управлению Государственным имуществом г.Кемерово № 09 от 12.01.2005 г.
Согласно аттестационного листа от 29.04.2008 г. истцу присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет, на основании приказа Департамента образования и науки от 12.05.2008 г. № 647. В граве занимаемая должность на момент аттестации истца указано: «воспитатель с 08.07.1986 года МДОУ № 69 г. Кемерово».
В сертификатах Д,, выданных МОУДПО «Научно-методический центр» также указано «воспитатель МДОУ № 69».
Также со стороны МДОУ № 69 предоставлено о профессиональной компетенции Д, от 20.10.2009 г., в котором указано, что Д, - опытный, грамотный, инициативный педагог, активный пропагандист здорового образа жизни. Ее отличает высокое профессиональное мастерство. Основное направление в работе Смираиды Васильевны - оздоровление детей, формирование у них привычки здорового образа жизни. Педагог обладает знаниями по современному содержанию инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников. Знакома с достижениями психолого-педагогической науки и практики по системам развивающего образования. В своей работе Смираида Васильевна учитывает психолого-педагогические особенности развития детей на разных возрастных этапах, самостоятельно ставит и обосновывает цели, исходя из результатов диагностики детей, потребности в коррекционной работе. Ею разработаны и успешно применяются системы дифференцированного закаливания, большого и малого планирования занятий, блочная система общеразвивающих упражнений, спортивно-развивающий цикл «Приключения и фантазия». Воспитанники Д, принимали участие в городской зимней спартакиаде, где заняли 2 место по лыжам. Педагог работает над совершенствованием спортивного оборудования, разработала комплекс-систему «Балаганчик». Смираида Васильевна использует в своей работе нетрадиционные формы и методы: самомассаж и шейпинг, степаэробику и художественную гимнастику. Повышая свою квалификацию на курсах и семинарах, принимает активное участие в работе «Школы молодого педагога», делится с коллективом секретами своего мастерства. Опыт ее работы получил высокую оценку на городском методическом объединении старших воспитателей. Администрация, методическое объединение и коллектив МДОУ № 69 просит суд признать профессиональную деятельность Д, педагогической.
Также со стороны истца предоставлены лицензия МДОУ № 69 и Устав, из которых следует, что МДОУ № 69 – это образовательное учреждение, по типу Детский сад, который занимается присмотром и оздоровлением детей с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что в течение спорных периодов работы, трудовая деятельность Д, имела характер педагогической деятельности и была связана с воспитанием и физическим развитием детей в дошкольном образовательном учреждении, исходя из анализа, проведенного экспертом Департамента труда и занятости населения Кемеровской области.
Все педагогические мероприятия, проводимые Д, построены в соответствии с образовательными, воспитательными, оздоровительными задачами. Все задачи относятся к педагогической деятельности, так как охватывает всех участников образовательного процесса: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.
На основании изложенного, суд считает, что период работы истца:
- с 02.10.1996 г. по 14.05.1998 г.; с 01.03.2000 г. по 30.04.2001 г. – 02 года 09 месяцев 10 дней в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69, должен быть включен в специальный педагогический стаж, дающий истице право на назначение досрочной пенсии по старости.
Доводы Комиссии при отказе в назначении пенсии истцу суд считает противоречащим ст.ст. 15, 19, 39 Конституции Российской Федерации.
Исходя из указанных норм, Конституция РФ гарантирует равенство пенсионных прав педагогического состава детских дошкольных учреждений.
По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими ее положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно статья 80 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, при том, что Закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать в дошкольном учреждении только с определенным названием. Статьей 83 этого закона Правительству РФ предоставлено право по согласованию с Пенсионным Фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ ( профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги. Но из этого Закона не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ обязано учитывать закрепленные в законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
По смыслу п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.
В силу ст. 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам ( статья 115, части 1 и 3).
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает, что общий специальный стаж Д,, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.19 ст. 27 ФЗ №173- Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», составил 25 лет 06 мес. 28 дней.
Общий педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на дату первого обращения истца с заявлением о назначении пенсии 06.03.2006 г. составляет более 25 лет и является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Доказательства, опровергающие вывод суда, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Д, о признании незаконным решения Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №200 от 27.02.2009 г., а также обязании ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода работы:
- с 02.10.1996 г. по 14.05.1998 г.; с 01.03.2000 г. по 30.04.2001 г. – 02 года 09 месяцев 10 дней в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69;
и начислении пенсии с учетом этих периодов с момента обращения с заявлением, т.е. с 06.03.2006г. обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области №200 от 27.02.2009 г. в отношении Д, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,- незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальной стаж работы Д, период работы в должности руководителя физического воспитания Детского сада №69 с 02.10.1996 г. по 14.05.1998 г.; с 01.03.2000 г. по 30.04.2001 г. – 02 года 09 месяцев 10 дней и назначить досрочную трудовую пенсию с 06.03.2006г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 дней.
Судья: Т.В. Кострова
В окончательной форме решение изготовлено **.**.****г.