Дело №2-###/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Костровой Т.В.
При секретаре Калининой А.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«20» апреля 2010г.
Гражданское дело по иску П. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
П. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения.
Свои требования мотивирует тем, что 27.08.1982 года истица начала заниматься лечебной деятельностью по охране здоровья населения в Центральной городской клинической больнице г. Кемерово в должности медицинской сестры.
Медицинский стаж работы истица составил более 30 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, установленного ст. 7, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом один год в сельской местности засчитывается как 1 год и 3 месяца.
С целью реализации своего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости 14.10.2009г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное).
Решением комиссии № 2767 от 22.12.2009г. ей было отказано в назначении пенсии по причине не включения в специальный стаж периодов работы:
с 20.08.1991г. по 10.07.1992г. (10 мес. 21 день) - в должности врача в саду- ясли № 69 разреза «Кедровский» концерна «Кузбассразрезуголь», т.к. указанное учреждение не предусмотрено Списками от 06.09.1991г. № 464, от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002г. № 781.;
с 23.12.1992г. по 26.09.1994г. (1 год 9 мес. 4 дня) - в должности заведующего - врача педиатра Муниципального медицинского предприятия «Медико-санитарная часть № 15» п. Кедровка
1
Промышленовского района, т.к. указанное учреждение не предусмотрено Списками от 06.09.1991г. № 464, от 22.09.1999г. № 1066 и от 29.10.2002г. № 781.
С данным решением истица не согласна по следующим основаниям: 1). В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280), «при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа)».
В спорный период времени, т.е. с 20.08.1991г. по 10.07.1992г. действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в перечне которого врачи детских садов имели право на пенсию за выслугу лет, и соответственно работа в должностях и учреждениях, поименованных в указанном перечне, не зависимо от ведомственной принадлежности, включалась в стаж работы по специальности (специальный стаж).
07.10.1996г. ММ Предприятие № 15 переименовано, без изменения функций, в ММ Учреждение № 15.
В период и после переименования учреждения должностные обязанности истицы и место работы не менялись.
В течении всего периода своей трудовой деятельности она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда № 25 от 20.12.2005г. в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в стаж, необходимо учитывать, конкретные обязанности, выполняемые истцом в спорный период трудовой деятельности.
Просит суд:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) № 2767 от 22.12.2009г.
Обязать ответчика включить период работы истицы с 20.08.1991г. по 10.07.1992г. в должности врача в саду-ясли № 69, в специальный стаж.
Обязать ответчика включить период работы истицы с 23.12.1992г. по 26.09.1994г. в должности заведующего врача-педиатра Муниципального
Медицинского Предприятия МСЧ № 15 в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
В последствии истица уточнила исковые требования, просит суд:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) № 2767 от 22.12.2009г.
Обязать ответчика включить период работы истицы с 20.08.1991 г. по 10.07.1992г. в должности врача в саду-ясли № 69, в специальный стаж.
Обязать ответчика включить период работы истицы с 23.12.1992г.
по 26.09.1994г. в должности заведующего врача-педиатра Муниципального Медицинского Предприятия МСЧ № 15 в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) назначить истце досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, именно с 14.10.2009г.
В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала.
Представитель истца Моздукова Т.В., действующая на основании доверенности от 19.04.2010г., на удовлетворении исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Лиманская А.В., действующая на основании доверенности № 3 от 11.01.2010 г. исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв на заявленные требования.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковые требования П. подлежат удовлетворению.
Частью 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение медицинских работников осуществляется на основании пп.20п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 № 173-ФЗ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах сельской местности, в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 3 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 утверждены «Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и правила исчисления периодов работы,
3
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, указано, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
- лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Из решения комиссии по пенсионным вопросам №2767 от 22.12.2009г. в отношении истицы, следует, что ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения, поскольку её специальный стаж составил 27 лет 10 месяцев 11 дней при требуемом 30 л.д.5-7)
В зачисление стажа не были включены периоды ее работы в должности врача в саду- ясли № 69 разреза «Кедровский» концерна «Кузбассразрезуголь», поскольку данное учреждение не предусмотрено Списками от 06.09.91 №464, от 22.09.99 №1067, от 29.10.02 №781; в должности заведующего - врача педиатра Муниципального медицинского предприятия «Медико-санитарная часть № 15» п. Кедровка Промышленовского района, поскольку указанное учреждение также не предусмотрено вышеуказанными Списками.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О и Постановлений Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г. № 8-П и от 06.03.2003 г., при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии истцу должны применяться нормативные акты, регулирующие вопросы назначения досрочной трудовой пенсии, действовавшие на момент оспариваемых периодов работы истца, т. е. ФЗ «О государственных пенсиях в РСФСР» и Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников
4
здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением РФ №1067.
Судом установлено, что в период с 20.08.1991г. по 10.07.1992г. (10 мес. 21 день) истица работала в должности врача в саду- ясли № 69 разреза «Кедровский» концерна «Кузбассразрезуголь», в период с 23.12.1992г. по 26.09.1994г. (1 год 9 мес. 4 дня) - в должности заведующего - врача педиатра Муниципального медицинского предприятия «Медико-санитарная часть № 15» п. Кедровка Промышленовского района, что подтверждается записи в трудовой книжке истицы л.д. 8-14)
Списком, утвержденным Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, действительно не предусмотрено такое наименование учреждения, как: «ясли -сад».
Между тем, указанным Постановлением установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда №25 от 20.12.2005г. в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в стаж, необходимо учитывать конкретные обязанности, выполняемые истцом в спорный период.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, весь период своей трудовой деятельности истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Исходя из того, что на момент рассмотрения настоящего спора Правительством РФ не приняты нормы, регулирующие пенсионное обеспечение медицинских работников, осуществляющих лечебную деятельность в рассматриваемом учреждении, а также, что ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не содержит какие-либо ограничения для рассматриваемой категории медицинских работников, при решении вопроса о включении в специальный трудовой стаж определенных периодов работы необходимо руководствоваться положениями Конституции РФ.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П, "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10. 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных
5
правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Оценивая в совокупности представленные доказательства, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 06.03.2003 г. «О проверке конституционности подп. 2 п. 1, п.2 и п. 3 ст. 27 и пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях», согласно которой в правоприменительной практике не исключается возможность применения «старых» Списков, суд приходит к выводу, что требования истца о включении в специальный трудовой стаж периода работы с 20.08.1991г. по 10.07.1992г. в должности врача в саду-ясли №69 разреза «Кедровский» концерна «Кузбассразрезуголь» подлежит удовлетворению.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, также не предусмотрено такое наименование учреждения, как: «муниципальное медицинское предприятие».
Из Устава муниципального медицинского предприятия МСЧ №15 от 1992г. следует, что основной деятельностью предприятия является оказание населению качественных медицинских услуг.
Согласно Положения о Муниципальном медицинском учреждении
Медсанчасть №15, учреждение здравоохранения в соответствии со своими
задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата
осуществляет профилактическую, лечебно-диагностическую и
реабилитационную помощь населению.
Согласно выписки из постановления Администрации г. Кемерово №52 от 09.02.1994г. постановлено, в соответствии с Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.1993г. перерегистрировать муниципальное медицинское предприятие в муниципальное медицинское учреждение: Медсанчасть №15.
Согласно Устава Муниципального учреждения здравоохранения «Больница №15», целью создания учреждения является оказание медицинской помощи населению г. Кемерово.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в период до и после переименования предприятия в учрелсдение должностные обязанности истицы не менялись. В течении всего периода своей трудовой деятельности она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям),
которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
6
должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, суд считает, что период работы истицы в должности заведующего-врача педиатра Муниципального предприятия «Медико-санитарной части №15», должен быть включен в специальный стаж работы, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе от рода и места деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 471-0 от 3 октября 2006г., в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. Условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, установленного ст. 7, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом один год в сельской местности засчитывается как 1 год и 3 месяца.
В силу ст. 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3).
7
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004г. №11-П, "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Оценивая в совокупности представленные доказательства суд считает, что требования истца о включении в специальный стаж работы в льготном исчислении периода работы с 23.12.1992г. по 26.09.1994г. в должности заведующего врача-педиатра Муниципального медицинского предприятия МСЧ№15 подлежат удовлетворению.
Из протокола заседания Комиссии № 2767 от 22.12.2009г. л.д. 5-7) следует, что на момент обращения истицы в Управление с заявлением о назначении пенсии, ей специальный стаж составил 27 лет 10 месяцев 11 дней. С учетом установления необоснованности не включения в специальный стаж спорного периода работы истицы, на момент её обращения имелся достаточный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии (более 30 лет)
Доказательства, опровергающие вывод суда, ответчиком не представлены.
Следовательно, требования истца о признании незаконным решения комиссии Управления ПФРФ (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности №2767 от 22.12.2009г., подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета», утвержденными Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.02. № 16/19 Па, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения считается прием органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В судебном заседании было установлено, что истица с заявлением о досрочном назначении пенсии обратилась в УПФ РФ в Центральном районе г. Кемерово 14.10.2009г.
В связи с тем, что настоящим решением исковые требования П. удовлетворены, специальный стаж истицы с учетом спорного периода является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии, а также с учетом предоставления истицей при обращении полного пакета необходимых документов, пенсия истице должна быть назначена с даты её обращения, то есть с 14.10.2009г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) № 2767 от 22.12.2009г. в отношении П. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,- незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальной стаж работы П. период работы в должности врача в саду-ясли № 69 с 20.08.1991 г. по 10.07.1992г., а также период работы в должности заведующего врача-педиатра Муниципального Медицинского Предприятия МСЧ № 15 с 23.12.1992г. по 26.09.1994г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и назначить досрочную трудовую пенсию с 14.10.2009г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 дней.
Судья: Т.В. Кострова
В окончательной форме решение изготовлено **.**.****г.