Дело № 2-3000/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Трубиной И.Н.
При секретаре Мартынкиной В.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
26 июля 2010г.
гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой Л.Н. к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, обязании к назначению трудовой пенсии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Сидорова Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить указанную пенсию с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Требования мотивированы тем, что **.**.**** г. она обратилась в ГУ-УПФР в Кировском районе г. Кемерово с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от **.**.**** года ### ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа, так как в стаж лечебной деятельности не были включены периоды работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности ###, с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности ###, с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности ### Кировского района г. Кемерово, с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности ### с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности ### с **.**.**** г. по **.**.**** г., **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.****г. по **.**.**** г. - время нахождение на курсах повышения квалификации, с **.**.****г. по **.**.****г. - период нахождения в командировке, поскольку должность «заведующая» и наименование учреждения «медико-санитарная служба» не предусмотрены Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 не содержат нормы, предусматривающие включение в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках.
Считает отказ в назначении пенсии незаконным, в связи с чем просила суд признать незаконным решение комиссии ГУ-УПФР в Кировском районе г.Кемерово по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от **.**.**** г. об отказе принять к зачету вышеуказанные периоды работы, дающие право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и обязать ответчика назначить трудовую пенсию в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и профилактической деятельности по охране здоровья населения с момента подачи заявления в ГУ-УПФР Кировского района, а именно с **.**.**** г.
В судебном заседании Сидорова Л.Н. иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в суд не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом повесткой.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-Ф3 (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы в ГУ-УПФР) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что **.**.**** г. Сидорова Л.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Кемерово с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Кемерово по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан **.**.**** г. л.д.20 - 24) истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности специального стажа при этом в трудовой стаж не были включены периоды работы в должности ### с **.**.**** г. по **.**.**** г., в должности ### с **.**.**** г. по **.**.**** г., в должности ### Кировского района г. Кемерово с **.**.**** г. по **.**.**** г., так как должность ### не предусмотрена Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, и от 06.09.1991 № 464; в должности ### ### ### с **.**.**** г. по **.**.**** г., так как Списками не предусмотрено наименование учреждения «### в должностях и###» с **.**.**** г. по **.**.**** г., так как Списками не предусмотрено наименование должности «начальник» и наименование учреждения «медико-санитарная служба».
Также в стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождении на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., а также время нахождения в командировке с **.**.**** г. по **.**.**** г., так как Правилами от **.**.****г. не предусмотрено включение таких периодов в трудовой стаж.
В соответствии с п. 3 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в разделе «Наименование должности» предусматривает должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом — акушерки (фельдшера, медицинской сестры), заведующего фельдшерским пунктом -фельдшера (медицинской сестры), заведующего медицинским пунктом - медицинской сестры (фельдшера), фельдшера, фельдшера-лаборанта, старшего фельдшера. В разделе «Наименование учреждений» Списка предусмотрены: медико-санитарная часть, фельдшерско - акушерский пункт.
Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При рассмотрении вопроса о наличии специального стажа, необходимого для назначения пенсии, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, действовавшими в период осуществления истицей трудовой деятельности и формирования стажа для назначения трудовой пенсии.
В спорные периоды действовали следующие нормативные правовые акты:
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, согласно которого правом на льготную пенсию имели фельдшеры, работавшие в медсанчастях, здравпунктах.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, предусматривающий, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Список должностей..., утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, предусматривающий, что право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер, заведующий медицинским пунктом — медицинская сестра (или фельдшер), фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер. В разделе «Наименование учреждений» предусмотрены учреждения: медико-санитарная часть, фельдшерско — акушерский пункт.
Пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, согласно которого в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, в медицинской службе, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
Таким образом, нормы пенсионного законодательства, действующего в настоящее время, и действовавшего в период выполнения Сидоровой Л.Н. работы, учитываемой в качестве специального стажа при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусматривают, что такая работа может быть зачтена в специальный стаж при условии выполнения ее в тех должностях и в тех учреждениях, которые указаны в соответствующих Списках.
Довод истца о тождественности выполняемой ею работы в должности заведующей должности фельдшера суд не может принять во внимание, поскольку действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005г. № 25 не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности нежели той, в которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Иными словами, если гражданин работал в должности, наименование которой соответствует наименованию должности, указанному в Тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС), то оснований устанавливать тождественность данной должности другой должности, работа в которой, дает право на льготное пенсионное обеспечение, наименование которой также предусмотрено ТКС или ЕТКС, не имеется. В таком случае о праве на льготное пенсионное обеспечение может свидетельствовать только факт совмещения должности, дающей право на льготное назначение пенсии, что в судебном заседание судом не установлено.
Законодатель не включил в вышеуказанные Списки должности, при работе в которых гражданин может частично выполнять функции, относящиеся к тем должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако, в целом характер работы, в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны, для работы в должностях, указанных в Списках.
Поэтому довод истца о том, что работая в должностях заведующей здравпунктом и начальника медико-санитарной службы, она фактически выполняла работу по должности фельдшера, нельзя признать законным и обоснованным.
Списками должностей и учреждении, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 11 п.1 ст.28 Федерального закона, содержит исчерпывающий перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью. Указанными Списками должность «заведующая» и наименование учреждения «Медико-санитарная служба» не предусмотрены.
То есть, вышеуказанные периоды работы не подлежат включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В материалах дела имеется типовая должностная инструкция фельдшера, разработанная НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранения ММА им. Сеченова, из которой следует, что некоторые пункты данной типовой инструкции содержались и в должностной инструкции заведующей здравпунктом, которая свидетельствует о различиях в функциональных обязанностях фельдшера и заведующей здравпунктом. Различия в функциональных обязанностях и положены в основу деления профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.2 постановления Правительства "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 11.07.02 № 516 вопрос установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Согласно ст. 60 ГПК РФ иные доказательства тождественности наименований являются недопустимыми.
Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 не предусмотрено включение периода нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках. Данные периоды не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В соответствии со ст. 96 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», п.1 ст. 10, ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж приобретенный после регистрации в качестве застрахованного устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, период работы после даты регистрации Сидоровой Л.Н. в системе обязательного пенсионного страхования подлежит подтверждению на основании Выписки из индивидуального лицевого счета, застрахованного лица. Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица относится к числу документов, необходимых для назначения трудовой пенсии в соответствие со статьей 2, 14 Федерального закона.
Специальный стаж Сидоровой Л.Н. на дату обращения за назначением пенсии составил 19 лет 11 месяцев 23 дня, при требуемом 30 лет.
При таких обстоятельствах, суд считает отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным, а исковые требования Сидоровой Л.Н. к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по решению Комиссии Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Кемерово от **.**.****г., об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с **.**.****г. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сидоровой Л.Н. к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по решению Комиссии Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Кемерово от **.**.****г., об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с **.**.****г. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме 03.08.2010 г.