Дело № 2-1819/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Трубиной И.Н.
При секретаре Мартынкиной В.В.
С участием прокурора Зуевой Е.А.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
27 апреля 2010 года
гражданское дело по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов об оспаривании нормативно правового акта, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с иском к Кемеровскому городскому Совету народных депутатов об оспаривании нормативно правового акта.
Свои требования мотивирует тем, что решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009г. за № 297 «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», эксплуатирующего объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в городе Кемерово, Кемеровском районе, на 2010 год (опубликовано в приложение «Вестник Кемеровского городского Совета народных депутатов» к газете «Кемерово», №49, 04.12.2009, «Кемерово» (спецвыпуск), №48/1, 28.11.2009) периодом действия с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. установлены платежи населения за услуги:
1.Холодного водоснабжения - Потребителям в жилищном секторе, ОАО "Теплоэнерго" в объеме фактически потребленной воды для оказания услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения для населения в размере 12,65 руб.
2.Водоотведение и очистка сточных вод - потребителям в жилищном секторе в размере 7,60 руб.
Кемеровский городской Совет народных депутатов руководствовался Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Уставом города Кемерово, Кемеровский городской Совет народных депутатов.
Считает, что указанное решение противоречит действующему законодательству.
Просит суд признать решение Кемеровский городской Совет народных депутатов с : 27.11.2009г.за №297 «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», эксплуатирующего объект: водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в городе Кемерово Кемеровском районе, на 2010 год. недействующим с момента его принятия, возместить судебные расходы.
В судебном заседание ЗАЯВИТЕЛЬ настаивал на требованиях.
Представитель Кемеровского городского Совета народных депутатов Салдаева Т.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, предоставила отзыв л.д. 13-14).
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что требования подлежат удовлетворению, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 251 п.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 246 п. 3 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009г. за № 297 «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», эксплуатирующего объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в городе Кемерово, Кемеровском районе, на 2010 год (опубликовано в приложение «Вестник Кемеровского городского Совета народных депутатов» к газете «Кемерово», №49, 04.12.2009, «Кемерово» (спецвыпуск), №48/1, 28.11.2009) периодом действия с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. установлены платежи населения за услуги:
1.Холодного водоснабжения - Потребителям в жилищном секторе, ОАО "Теплоэнерго" в объеме фактически потребленной воды для оказания услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения для населения в размере 12,65 руб.
2.Водоотведение и очистка сточных вод - потребителям в жилищном секторе в размере 7,60 руб.
Кемеровский городской Совет народных депутатов руководствовался Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Уставом города Кемерово, Кемеровский городской Совет народных депутатов.
Исходя из содержания заявления обжалуется тариф на соответствующие услуги, установленного для потребителя.
Согласно ст.5 ФЗ №210-ФЗ орган регулирования муниципального образования вправе:
- устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования,
- устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей,
- рассчитывать тарифы для потребителей с учетом тарифов для организаций коммунального комплекса и установленных к ним надбавок для потребителей.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены и в ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 28 Устава города, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 20 ст. 2, п. 1, 2 и 3.1 ст. 4, подпунктом 7 п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 18 ФЗ №210-ФЗ при утверждении тарифа на коммунальные услуги необходимо учитывать, что новый тариф может превышать ранее существовавший не более, чем на величину предельного индекса, установленного в порядке, предусмотренном данным Законом.
Под «предельными индексами» понимается - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Вместе с тем, при принятии решения №297 органом регулирования требования в части применения размеров предельного индекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования - не выполнены. Надбавки к тарифам на территории муниципального образования ни для одной организации коммунального комплекса до настоящего времени не утверждены.
В связи с чем, в случае, если указанным решением утверждены тарифы организации коммунального комплекса, следовательно, должны быть выполнены положения постановления Коллегии АКО от 10.1.2009 №453 по установленным предельным индексам 103, 5% и 104 % (в соответствии с расчетом заявителя).
Ссылка ответчика на соблюдение им предельного индекса (110%) по плате потребителей за коммунальные услуги путем снижения платы потребителей за отопление и горячее водоснабжение - несостоятельна поскольку в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ, в коммунальные услуги входит также электроснабжение, газоснабжение (в отзыве ответчика учет платы за указанные услуги не учтен). В соответствии с ФЗ № 131-Ф3 от 06.10.2003, ФЗ №210-ФЗ от 30.12.2004 ОМСУ не предоставлены полномочия по установлению тарифов (цен) для потребителей.
Более того, довод ответчика о «разнице между размером платы для населения (6, 60 руб. и 3, 96 руб.) и тарифом ОАО «СКЭК» для потребителей в жилищном секторе (12, 65 руб. и 7, 60 руб.)», содержание заявления ЗАЯВИТЕЛЬ, определяющих установленные решением №297 тарифы как плату для потребителей за услуги водоснабжения, водоотведения, позволяет рассматривать установленные тарифы как ценовые ставки (тарифы) для потребителей по услугам, предоставляемых организациями коммунального комплекса.
Однако, полномочия по установлению тарифов (ценовых ставок) для потребителей органам местного самоуправления не предоставлены.
Более того, в соответствии с наименованием нормативного правового акта, им должны регулироваться тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», эксплуатирующего объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в городе Кемерово, Кемеровском районе, на 2010 год.
В силу ст.ст. 2, 3 ФЗ №210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу Закона, представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги. Тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса подлежат включена (включаются) в состав цен (тарифов) для потребителей. Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не включаются в состав тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Цены (тарифы) для потребителей представляют собой ценовые ставки, которые включают в себя тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, являются их суммой, обеспечивающей производство товаров и услуг (необходимую валовую выручку) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Примером такой суммы является стоимость водоснабжения (цена (тариф) для потребителя), которая складывается из нескольких тарифов на товары (услуги) для организаций коммунального комплекса, в частности тарифов на добычу воды, очистку воды, транспортировку воды.
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению.) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее -потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги (п. 17 ст. 2 ФЗ №210-ФЗ).
Таким образом, законодателем потребители разделены на две группы: потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе и иные потребители.
Вместе с тем, согласно Приложению решения №297 тарифы ОАО «СКЭК» установлены по группам потребителей в нарушении требований п. 12 Основ ценообразования без учета различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей, при этом из категории «прочие потребители» выделены потребители:
1. бюджетные организации, с установлением тарифов отличных от тарифов «для прочих потребителей» (23,88 руб./ куб.м. /51,38 руб./куб.м.)
2. ОАО «Теплоэнерго» с установлением для организации тарифа аналогичного тарифу для потребителей в жилищном секторе (12,65 руб./куб.м. / 51, 38 руб./куб.м.).
Тем самым, органом регулирования при отсутствии полномочий, создана новая норма регулирования порядка установления тарифов для организаций коммунального комплекса в указанной сфере правоотношений, фактически установив льготные тарифы для отдельных «прочих» потребителей за счет повышенных тарифов для общей группы «прочих» потребителей (холодная вода для потребителей: в жилищном секторе - 12, 65 руб./куб. м.; бюджетные организации - 23, 88 руб./куб.м; прочие потребители - 51, 38 руб./куб.м.), что противоречит требованиям также ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Орган регулирования муниципального образования вправе лишь устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, и рассчитывать тарифы для потребителей с учетом тарифов для организаций коммунального комплекса и установленных к ним надбавок для потребителей, а не устанавливать их по группам потребителей.
Таким образом, положения решения №297 в силу своего содержания не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивают единообразного понимания и толкования правоприменителями, что приводит к нарушению установленного ст. 19 Конституции РФ принципа равенства всех перед законом и верховенства закона и ст. 5 Федерального закона Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающей ОМСУ осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий, поскольку устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержат неопределенные требования и тем самым создают условия для проявления коррупции (ст.1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Что означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой деятельности, в том числе - правотворческой, связанной с установлением норм муниципального права.
Принятие правовых актов при превышении полномочий, в противоречии федеральному законодательству, не отвечающих критериям определенности, ясности и недвусмысленности регулирования, создают возможности злоупотребления для должностных лиц, осуществляющих функции по исполнению правовых актов, препятствуют осуществлению прав и свобод граждан и организаций, ведет к нарушениям требований ст. ст. 5, 6 Федерального закона №273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» по осуществлению органами местного самоуправления мер по профилактике коррупции.
Согласно п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (п.3).
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (п.4).
При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства, нормы закона, суд приходит к выводу о том, что требования ЗАЯВИТЕЛЬ подлежат удовлетворению.
Суд полагает необходимым признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009г. № 297 «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», эксплуатирующего объекты водоснабжения, водоотведения и очистки, сточных вод в городе Кемерово, Кемеровском районе на 2010 год» в части пункта 1 недействующим со дня вступления указанного решения в силу.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 251-253 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Требования ЗАЯВИТЕЛЬ удовлетворить.
Признать решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2009г. № 297 «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», эксплуатирующего объекты водоснабжения, водоотведения и очистки, сточных вод в городе Кемерово, Кемеровском районе на 2010 год» в части пункта 1 недействующим со дня вступления указанного решения в силу.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский» областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме 13.05.2010 г.