Дело № 2-3500/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего Костровой Т.В.
При секретаре Сапожниковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
15 июля 2010 года
гражданское дело по иску Волкова Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (государственное учреждение) о признании действий незаконными.
Требования мотивирует тем, что в период с 01.01.1955 г. по 01.10.1963 г. он проживал в населенном пункте Казанка Рубцовского района Алтайского края, что подтверждается удостоверением, выданным ему 9.10.2008 г. Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в результате чего получил суммарную эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр). Данный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов Алтайского края и бывших КазССР, подвергшихся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994 г. № 162-р и от 15.03.1995 г. № 356-р соответственно (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002г. № 156-р).
16.10.2008 г. истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Кемерово с заявлением ### от 16.10.2008 г. о назначении трудовой пенсии по старости. Для назначения пенсии предоставил: копию трудовой книжки; удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 09.10.2008г.; свидетельство о рождении дочери; военный билет от 04.05.1973г. ###. С 09.10.2008г. истцу назначена государственная пенсия по старости по пп. 12 п. 1 ст. 10 Закона от 15.12.2001г. ###ФЗ в размере 7774 руб. Но, в сентябре 2009г. истец получил пенсию на 2.418 руб.76 коп. меньше обычного, в ответ на его заявление 19.10.2009г. поступило письмо от УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области, в котором истцу разъяснили, что с учетом действующего пенсионного законодательства, с 01.08.2009г. размер его трудовой пенсии с учетом индексации и перерасчета по страховым взносам составил 6031 руб. 24 коп., так как Законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», установлено прямое действие пенсионной льготы в части снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости на 10 лет, и не содержит отсылочных норм к другим федеральным законам.
В Законе от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» порядок применения пп.12 п.1 ст.10 указанного Закона не определен. Законодателем не оговорен круг лиц, относящихся к числу граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, не закреплено конкретных юридических фактов, с которыми связано их право на государственное пенсионное обеспечение этой категории граждан. На основании вышеизложенного размер пенсии снижен.
Истец не согласен с действиями УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области, считает их нарушающими его конституционные права.
За период существования Семипалатинского полигона на нем было проведено 117 ядерных взрывов в атмосфере. При проведении ядерных взрывов средствами наземной и воздушной радиационной разведки проводились измерения мощностей доз гамма-излучения на сформированном радиоактивном следе. Основной вклад в радиоактивной загрязнение природной среды и формирование доз облучения населения Алтайского края внесли атмосферные ядерные взрывы, проводившееся на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 7.08.1962г., все остальные взрывы сопровождались дозой облучения населения менее 5 сЗв и за пределы полигона не выходили.
Российская Федерация является одной из сторон «Соглашения о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний», зарегистрированного в г. Москве 09.09.1994г., в котором исходит из необходимости защиты прав и здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний, осознает, что государство- участник данного соглашения несет непосредственную ответственность за социальную защиту и охрану здоровья и охрану своих граждан, подвергшихся воздействию радиации, признает право граждан, подвергшихся радиации, на возмещение ущерба, материальных и моральных потерь, стремится к согласованности действий по охране здоровья и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства (ст.2 Конституции РФ). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведении комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Граждане имеют права на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.ст,1,22,26 Федерального закона от 09.01.1996г. «О радиационной безопасности населения»).
В соответствии со ст.1. Федерального закона от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Истец в течение восьми лет жил в населенном пункте, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем получил дозу облучения свыше 25 сЗв, чем нанес огромный вред здоровью, считает, что имеет полное право получать пенсию в размере 7774 руб., а также льготы и компенсации на основании Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Считает действия УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе КО незаконными и нарушающими его конституционные права.
Просит суд:
Признать незаконными действия ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в части снижения трудовой пенсии и признать за Волковым Н.Н., право на получение трудовой пенсии, начисленной в соответствии с пп.12 п.1 ст.10 Закона «О государственном обеспечении в Российской Федерации», обязать Управление Пенсионного Фонда России в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области исчислять назначенную пенсию в соответствии с пп.12 п.1 ст.10 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В последствии исковые требования Волковым Н.Н. были уточнены, истец просил суд: признать незаконным решение ответчика от 09.10.09 г., произвести с 01.09.09 г. назначение пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и выплатить причитающийся размер пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 04.03.2010г. в удовлетворении исковых требований Волкову Н.Н. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 05.05.2010г. решение суда от 04.03.2010г. отменено.
При новом рассмотрении дела, в судебном заседании истец исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Лиманская А.В., действующая на основании доверенности №4 от 11.01.2010г. сроком на 1 год, требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, в том числе, пенсионное дело Волкова Н.Н., суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе от рода и места деятельности.
Судом установлено, что 16.10.2008 г. Волков Н.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Кемерово с заявлением ### от 16.10.2008 г. о назначении трудовой пенсии по старости.
Для назначения пенсии были представлены следующие документы:
- копия трудовой книжки;
- удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 09.10.2008г.;
- свидетельство о рождении дочери А. 09.11.**.**.****.р.;
- военный билет от 04.05.1973г. НТ ###.
С 09.10.2008г. Волкову Н.Н. назначена государственная пенсия по старости в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. ###ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в размере 7774 руб.
09.10.09 г. Комиссия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) приняла решение: Волкову Н.Н. привести пенсионное дело в соответствие с нормами пенсионного законодательства и назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 173-ФЗ с 16.10.2008 г.
Как следует из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, при проверке пенсионного дела Волкова Н.Н. в октябре 2009г. было установлено, что пенсия по нормам закона от 15.12.20010г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» истцу была назначена неправомерно.
Решением комиссии от 09.10.2009г. №2003 истцу назначена трудовая пенсия по нормам закона от 17.12.20010г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста.
Действие данного Закона распространяется на граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» закрепил круг лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями в связи с радиационным воздействием. К данному кругу лиц относятся те, кто пострадал в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1-10 п. 1 ст. 10), а также граждане, которые пострадали в результате других радиационных техногенных катастроф (подпункт 12 пункта 1 статьи 10).
В п. 5 ст. 10 данного закона указано, что условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим вследствие других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей, устанавливается Правительством РФ. Порядок применения подпункта 12 пункта 1 статьи 10 указанного закона не определен ни федеральным законом, ни другими нормативно- правовыми актами.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного ФЗ, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
Таким образом, лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также членам их семей пенсия может быть назначена лишь по общим нормам пенсионного законодательства, на основании норм закона от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регулируются Законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, который с 12 января 2002 года установил прямое действие пенсионной льготы в части снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости на 10 лет, и не содержит отсылочных норм к другим федеральным законам.
Вместе с тем, суд считает Решение комиссии от 09.10.2009г. ### о назначении истцу трудовой пенсии по нормам закона от 17.12.20010г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ незаконным, по следующим основаниям.
Прекращение выплаты пенсии в ранее назначенном размере ответчиком мотивировано ошибочным применением пп.12 п.1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Однако, в соответствии с пп.12 п.1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.
В соответствии с п.5 ст. 10 этого же ФЗ условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособным членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Кемерово от 07.07.2008г. Волков Н.Н. признан лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр).
Факт того, что радиационное воздействие на граждан вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне и наличие у них суммарной эффективной дозы облучения являются подтверждением радиационной катастрофы, суд считает установленным.
В соответствии с п.п11 п.1 ст. 2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр, гарантируется назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона, при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему представляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом, одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Другим федеральным законом, а именно п.п.12 п.1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», установлены иные льготы в пенсионном обеспечении.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Волков Н.Н. вправе бы воспользоваться выбором льготы на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) по снижению размера выплаты пенсии истцу были произведены в нарушение действующего законодательства, являются не законными, в связи с чем, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волкова Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области удовлетворить.
Признать Решение комиссии от 09.10.2009г. ### о назначении Волкову Н.Н. трудовой пенсии по нормам закона от 17.12.20010г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,- незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (государственное учреждение) назначить Волкову Н.Н. пенсию в соответствии с п.п.12 п.1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и выплатить причитающийся размер пенсии.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья Т.В. Кострова
Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2010 г.