Дело №2 – 4809/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе
Председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
17 августа 2010 года
гражданское дело по иску Савельевой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Савельева Л.А. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Заявленные требования мотивировала следующим:
27.04.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.
Комиссия Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением ### от 04.05.2010 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы был исключен следующий период работы с 01.09.1983 г. по 31.08.1987 г. - 04 года 01 день – в должности старшей пионервожатой в Металлплощадской средней школе.
Указанные периоды исключены в связи с тем, что Списками профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Списком от06.09.1991 г. №463, Списком от 22.09.1999г. №1067 должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена.
Истец считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в указанный период работы она осуществляла деятельность, связанную с воспитанием и обучением малолетних детей, то есть – педагогическую деятельность, и имеет право на получение досрочной пенсии по старости, назначаемой в соответствии с пп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Истец просила суд: Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 04.05.2010 г., которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа. Обязать ответчика включить спорный период работы в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 27.04.2010 г. и выплатить ей причитающийся размер пенсии.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала.
Представитель ответчика пояснила, что Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст.39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором сказано, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 №173-ФЗ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Пунктом 3 ст.28 ФЗ-173 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 утверждены Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Списки). Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. засчитываются в специальный стаж периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, периоды после указанной даты в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.
В подсчет стажа включается педагогическая работа в соответствующих профессиях, должностях в штате учреждений и организаций, поименованных в Списках. Списки являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. С 14.11.2002 г. вступили в силу «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.
Раздел «Наименование должностей» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19. п.1. ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, содержит исчерпывающий перечень должностей, которые включаются в подсчёт специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Наименование должности «старшая пионервожатая» указанными списками не предусмотрено.
Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Специальный стаж на дату обращения истца составил 21 год 05 дней при требуемом 25 лет.
В связи с этим, представитель ответчика считает, что действия Управления совершены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
27.04.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представила трудовую книжку, согласно которой истец имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях 25 лет.
Комиссия Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решением ### от 04.05.2010 г. отказала истцу в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа.
При этом из стажа работы был исключен следующий период работы с 01.09.1983 г. по 31.08.1987 г. - 04 года 01 день – в должности старшей пионервожатой в ### средней школе.
Указанные периоды исключены в связи с тем, что Списками профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Списком от06.09.1991 г. №463, Списком от 22.09.1999г. №1067 должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена.
Работа истца в указанный период в должности старшей пионервожатой на полной ставке подтверждается представленной суду трудовой книжкой истца л.д. 6-9), справкой №1923 Управления образования Администрации муниципального района Кемеровской области от 09.06.2010 г. л.д. 20).
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В соответствии с положениями пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от из возраста.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п.4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г., №5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, при определении периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости ответчику следовало руководствоваться нормативной базой, действующей на период работы истца.
В соответствии с положениями п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.3 указанной статьи Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 – 13 п.1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций). То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года №310-0, согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с указанными конституционными положениями законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с особо вредными условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно ст.80 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.08.2002г. № 56- ВО2-10 указано, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам ранее назначалась в зависимости от вида деятельности. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение граждан, работающих в сфере образования.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. №1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956 г., работа в должности старшей пионерской вожатой засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.
В последующие Постановления Правительства РФ от 06.09.1991 г. №463 и от 22.09.1999 г. №1067 указанная должность включена не была.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 установлено, что с 01.10.1993 г. на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако, до принятия Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях», работа в указанной должности давала право на получение пенсии по выслуге лет.
В должности старшей пионервожатой истец работала в период с 01.09.1983 г. по 31.08.1987 г., то есть в период действия Постановления Совмина СССР №1397.
В связи с изложенным, суд считает, что ответчиком необоснованно исключен стаж работы истца в должности старшей пионерской вожатой, поскольку работа истца в указанный период заключалась в воспитании и обучении малолетних детей (педагогической работе с детьми), а досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в зависимости от вида деятельности, педагогической работы с детьми.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное расторжение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
То обстоятельство, что истец в указанный период осуществляла педагогическую деятельность, подтверждается пояснениями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Свидетель Свидетель 1 в судебном заседании пояснила, что истец в 1983 г. была трудоустроена на должность учителя французского языка. Затем истца перевели на должность пионервожатой. Однако, при этом не изменились ни условия, ни характер выполнения трудовой деятельности истца, как педагога. Норма часов преподавания у Савельевой Л.А. осталась та же, что и на должности учителя французского языка. Фактически истец совмещала должность «пионервожатой» и «учителя французского языка». В должности «пионервожатой» истец занималась организацией детей, устраивала праздники, сборы. Савельева Л.А. на должности «пионервожатой» выработала полную ставку и 0,5 ставки на должности «учителя французского языка».
Свидетель Свидетель 2 суду пояснила, что являлась директором ### средней школы, когда к ним устроилась Савельва Л.А. Истец была принята на должность «учителя французского языка», и с целью удержания хорошего преподавателя, ей была предложена дополнительно ставка «пионервожатой». Истец выполняла на ряду с преподаванием французского языка, должностные обязанности пионервожатой. А именно: проводила с детьми классные часы, сборы, водила детей в походы, подготавливала и проводила тематические вечера и комсомольские собрания.
У суда нет оснований критически оценивать пояснения свидетелей, поскольку они не имеют личной заинтересованности в результате рассмотрения дела, их пояснения подтверждаются письменными материалами гражданского дела.
В связи с изложенным, суд считает, что ответчиком необоснованно исключен стаж работы истца в должности старшей пионерской вожатой, поскольку работа истца в указанный период заключалась в воспитании и обучении малолетних детей (педагогической работе с детьми), а досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в зависимости от вида деятельности, педагогической работы с детьми.
Следовательно, период работы истца с 01.09.1983 г. по 31.08.1987 г. должен быть включен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, общий педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом спорного периода работы на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии 27.04.2010 г. составит 25 лет 00 месяцев 06 дней, и будет являться достаточным для назначения пенсии.
При этом суд считает возможным с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить требования истца об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 27.04.2010 г., то есть с момента обращения истца за назначением пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Савельевой Л.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 04.05.2010 г., которым Савельевой Л.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Обязать Управление Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), включить период работы с 01.09.1983 г. по 31.08.1987 г. (04 года 01 день) – в должности старшей пионервожатой в Металлплощадской средней школе.
в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 27.04.2010 г. и выплатить Савельевой Л.А. причитающийся размер пенсии.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья Н.Н. Зверева
В мотивированной форме решение суда изготовлено «___» ____________ 2010 года.