Решение - требования удовлетворены частично.



Дело № 2-2104/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе

Председательствующего судьи Курилова М.К.,

при секретаре Лютенко ТА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

05 мая 2010 г.

Гражданское дело по иску Дубовца В.В. к администрации г.Березовский, администрации Кемеровской области о признании распоряжения незаконным, обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Дубовец В.В. обратился в суд с иском к администрации г.Березовский, администрации Кемеровской области о признании распоряжения незаконным, обязании предоставить жилое помещение.

Свои требования мотивирует тем, что в период с 18.03.2001 года по 29.03.2002 года истец принимал участие в боевых действиях в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ в в/ч ### в составе объединенной группировки войск в п. Ханкала Республика Чечня в должности водителя зенитной установки, в связи с чем был признан ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением Ветерана боевых действий.

С 26.11.2003 года истец состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Республике Чечня в Администрации г. Березовский Кемеровской области. В г. Березовский истец проживал у родителей, своего жилья не было. В декабре 2006 года истец уехал из г. Березовский в г. Новокузнецк для трудоустройства.

В силу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 июля 1997 г. N 10-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П. В сфере учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, данный принцип также оказал определенное влияние на правоприменительную практику. В частности, Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 апреля 2002 г. N КАС 02-176 п. 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, предусматривавший обязательное условие для принятия на учет граждан, нуждавшихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений - проживание с регистрацией по месту жительства в населенном пункте, был признай не соответствующим федеральному закону и не подлежащим применению в части слов "с регистрацией по месту жительства".

Вместе с тем 29.12.2006 года был снят с учета по распоряжению Администрации г. Березовский ###р в связи с выездом на постоянное место жительство в г. Новокузнецк, что подтверждается справкой ### от 27.03.2007 года. Жилищное обустройство и ссуда на приобретение жилья истцу также не предоставлялись. Данное решение принималось в его отсутствие без выяснения причин выезда из г. Березовский в отсутствие заявления. О принятом решении о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Республике Чечня истец узнал в апреле 2007 года из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Березовский ### от 27.03.2007 года.

По приезду в г. Новокузнецк истец обратился в Администрацию Орджоникидзевского района для постановки на учет как участник боевых действий в Республике Чечня, однако в постановке на учет как участника боевых действий в Республике Чечня ему было отказано в связи с тем, что он обратился за постановкой на учет после 01.01.2005 года, истец был поставлен на жилищный учет на общих основаниях.

Считает распоряжение ###р Администрации г. Березовский о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Республике Чечня в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование незаконным, нарушающим его права на жилище, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ. Выезд из г. Березовский в г. Новокузнецк не может считаться выездом на постоянное место жительства, так как в г.Новокузнецке истец своего жилья не имеет, вынужден снимать жилье, родители и родственники проживают в г. Березовский.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», именно на органы государственной власти субъектов РФ возложены полномочия по обеспечению жильем.

С 2003 года по 2006 год истец состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Республике Чечня в г. Березовский Кемеровской области, жилье либо ссуды на его приобретение ему не предоставлялись. Данные обстоятельства указывают, что до 01.01.2005 года истец стоял на жилищном учете. По вынужденным обстоятельствам истец выехал на постоянное место жительство в г. Новокузнецк, где также своего жилья не имеет, снимает жилое помещение.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в том числе и в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование.

В Определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-01 Конституционный Суд РФ отметил, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. По мнению Конституционного Суда РФ, введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан, не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями ст. ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ. При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями ст. 40.1 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ "О занятости населения", может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, необязательно связанных с видом регистрации.

Считает, что отказ в сохранении за истцом права стоять в очереди на получение жилья как участника боевых действий в Республике Чечня является незаконным и нарушающим его права. До настоящего времени истец и его семья не имеют никакого жилья ни в собственности, ни в постоянном пользовании.

Исходя из нормы 18 кв.м., установленной со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», размер предоставляемого жилого помещения должен составить не менее 62 кв.м.

Просит признать распоряжение Администрации г. Березовский Кемеровской области ###р от 29.12.2006 года о снятии Дубовца В.В. с учета в очереди на получение жилья как участника боевых действий в Республике Чечня незаконным; Признать его право на получение жилья как участника боевых действий в Республике Чечня; Восстановить его в очереди в г. Березовский на получение жилья как участника боевых действий в Республике Чечня; Обязать Администрацию г. Березовский, Администрацию Кемеровской области предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение в размере не менее 62 кв.м.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал. Его представитель Койнова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрация г.Березовский Устинова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление.

Представитель администрации Кемеровской области Махова А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Кемеровской области.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. На учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец был поставлен 26.11.2003г., то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР, поэтому, поскольку спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР, следует руководствоваться Кодексом, действовавшим на тот период.

Согласно ст.28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В силу ст.30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Согласно ст.32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

В соответствии со ст.16 ФЗ «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.23.2 п.1 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,16,21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

П.12 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления полномочиями, указанными в п.1 настоящей статьи.

Закон Кемеровской области от 27.07.2005г. №99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» вышеназванные полномочия о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, установленной Федеральным законом «О ветеранах», передал органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом. Часть 3 ст. 52 ЖК РФ говорит о том, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в том числе и в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование.

В силу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 июля 1997 г. N 10-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П.

В Определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-01 Конституционный Суд РФ отметил, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан, не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями ст. ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ.

Судом установлено, что 11.11.2003 года Дубовец В.В. обратился к Главе г.Березовский с заявлением о принятии его как участника боевых действий в Республике Чечня на учет для получения жилой площади л.д.21), мотивированное отсутствием собственного жилья и проживанием с семьей из 11 человек с родителями.

Дубовец В.В. состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Республике Чечня с 26.11.2003г., составом семьи 1 человек. Был снят с учета по распоряжению администрации г.Березовский ###р от 29.12.2006г. в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. Жилищное обустройство и ссуда не предоставлялись.

Согласно информации, представленной Управлением Федеральной регистрационной службы КО, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на жилые помещения, зарегистрированные на Дубовец В.В.

Из пояснений истца следует, что в настоящее время он проживает в г.Новокузнецке в квартире родителей, указанное подтвердила также допрошенная в судебном заседании свидетель Утробина Н.А. Дубовец В.В. зарегистрирован по месту жительства – г.Новокузнецк, ул.Пржевальского, 14-67 с 02.04.2005г.

Исследовав представленные доказательства по делу, суд считает решение администрации г.Березовского от 29.12.2006г. ###р о снятии Дубовец В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не основанным на законе.

Как следует из пояснений истца, он узнал об исключении его из списка очередников на получение жилья в 2007г., доказательств извещения истца об исключении из указанного списка не имеется. В связи с изложенным, суд считает, что решение администрации г.Березовского от 29.12.2006г. ###р принято с нарушением закона и подлежит отмене.

С учетом изложенного, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения от 29.12.2006г. о снятии Дубовец В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, требования заявителя о признании указанного решения незаконным и обязании устранить допущенное нарушение посредством включения Дубовец В.В. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника боевых действий в Республике Чечня, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает, что требования истца об обязании ответчика предоставить ему и членам его семьи жилое помещение в размере не менее 62 кв.м. удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Дубовца В.В. удовлетворить частично.

Признать распоряжение администрации г.Березовского ###р от 29.12.2006г. в части снятия с учета в очереди на получение жилья Дубовца В.В. незаконным.

Восстановить Дубовца В.В. в очереди на получение жилья как участника боевых действий в республике Чечня.

В остальной части требований – отказать.

В требованиях к Администрации Кемеровской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме.

Судья: М.К.Курилов

Решение в мотивированной форме составлено 11.06.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200