Решение - требования удовлетворены.



Дело № 2-4274/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

24 августа 2010 года

гражданское дело по иску Прокурора города Кемерово в интересах Колбасовой Н.Е. к администрации г. Кемерово о признании распоряжения незаконным и другим требованиям,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах Колбасовой Н.Е. с иском к администрации г. Кемерово о признании незаконным Распоряжения начальника Территориального управления Рудничного района Администрации города Кемерово №10 от 28.02.2007 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилищных поме­щениях» в части снятия Колбасовой Н.Е. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании Колбасовой Н.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании администрации города Кемерово во внеочередном порядке предоставить Колбасовой Н.Е. в собственность жилое помеще­ние, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолирован­ное, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пунк­та - г.Кемерово, в черте г.Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м.

В процессе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования, просил суд в соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов», п.4 Порядка предоставления жилых помещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.02.2010 №71, при рассмотрении заявления рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения в собственность.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Кемерово Пачгина О.В. на уточненных требованиях настаивала.

Истец Колбасова Н.Е. в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Администрации города Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

С учетом мнения прокурора и представителя администрации г. Кемерово, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Колбасовой Н.Е.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что на основании распоряжения начальника Территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово №10 от 28.02.2007 «О сня­тии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ряд граждан был снят с учета в администрации района в качестве нуждающихся в жилых поме­щениях, в том числе Колбасова Н.Е. ( л.д. 19-20).

Положения указанного распоряжения в части снятия Колбасовой Н.Е. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий противоре­чат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

Как следует из письма Территориального управления Рудничного района г. Кемерово (л.д. 18), супруг Колбасовой Н.Е. - К., 1920 г.р., с 11.05.1987 г. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучше­нии жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны.

На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской об­ласти от 22.02.2007 №205-р «О предоставлении отдельным категориям граж­дан, нуждающимся в социальной защите, благоустроенных квартир в област­ном доме для ветеранов», договора безвозмездного пользования №5, заключен­ного 01.03.2007 между Колбасовой Н.Е. и ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство», ей было предоставлено в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Кемеровской области в Областном доме для ветеранов по адресу: ..., для проживания в нем ( л.д. 12-14).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кеме­ровской области №7-2/67 от 17.01.2007, жилые помещения (квартиры с 1 по 74) включены в специализированный жилищный фонд Кемеровской области с от­несением их к жилым помещениям для социальной защиты отдельных катего­рий граждан.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов», под областными до­мами для ветеранов для целей данного Закона понимаются специализирован­ные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для прожива­ния отдельных категорий граждан, предусмотренных статьей 2 данного Закона и нуждающихся в специальной социальной защите. Областные дома для вете­ранов находятся в государственной собственности Кемеровской области и вхо­дят в состав специализированного жилищного фонда Кемеровской области. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по дого­вору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.

В связи с указанными нормами данные жилые помещения являются жи­лыми помещениям специализированного жилищного фонда, а именно жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан, преду­смотренными пунктом 7 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, предоставление жилых помещений в данном доме явля­ется предоставлением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в порядке статьи 109 ЖК РФ, в соответствии с которой, пре­доставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законода­тельством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 92 ЖК РФ, специализированные жилые помеще­ния не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением пере­дачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным данным разде­лом. В соответствии с частью 1 статьи 98 ЖК РФ, жилые помещения для соци­альной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граж­дан, нуждающихся в специальной социальной защите.

В связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного пользо­вания № 5 от 01.03.2007, начальником территориального управления Руднично­го района администрации города Кемерово было издано Распоряжение №10 от 28.02.2007, которым Колбасова Н.Е., в числе прочих граждан, была снята с уче­та нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, основанием для снятия Колбасовой Н.Е. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило предоставление ей однокомнатной квартиры в доме для ветеранов.

Согласно частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», граж­дане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставле­ния им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основа­ниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений на­стоящей части.

В соответствии со статьей 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до вы­явления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого поме­щения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобрете­ние или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государствен­ной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строи­тельства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляю­щий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и по­служивших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования не является осно­ванием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помеще­ниях.

Таким образом, положения Распоряжения начальника Территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово №10 от 28.02.2007 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» было издано с нарушением статьи 55, части 1 статьи 56 ЖК РФ, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в дейст­вие жилищного кодекса Российской Федерации», а также нарушает конститу­ционное право указанного гражданина на жилище, закрепленное законодате­лем в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также право на получение, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», мер социальной поддержки в виде предос­тавления инвалиду Великой Отечественной войны жилого помещения, в связи с чем, требования Прокурора г. Кемерово о признании незаконным указанного Распоряжения в части исключения Колбасовой Н.Е. из общего и льготного списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также восстановлении Колбасовой Н.Е. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 годов», обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участ­ников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» необходимо завершить до 1 мая 2010 г.

К. 1920 г.р., а также Колбасова Н.Е. 1931 г.р., состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветераны Великой Отечественной войны с 08.01.1990. Таким образом, на них распространялось действие Указа Президен­та Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем вете­ранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

По информации администрации города Кемерово, все граждане, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, относящиеся к указанной категории и поставленные на учет до 01.03.2005 года к указанному сроку жильем обеспече­ны. Однако поскольку распоряжением №10 от 28.02.2007 Колбасова Н.Е. незаконно была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальная под­держка согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма оказа­на ей не была.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.3 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», в случае наделения органов мест­ного самоуправления Кемеровской области отдельным государственным пол­номочием Российской Федерации по предоставлению меры социальной под­держки по обеспечению жильем ветеранов указанная мера предоставляется ор­ганом, уполномоченным органом местного самоуправления на предоставление указанной меры социальной поддержки.

Согласно п.27 ст.2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 №99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным пол­номочием в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населе­ния» (в редакции Закона Кемеровской области от 01.03.2010 N 22-03) (далее — Закон №99-03), органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению меры социальной поддержки по обеспече­нию жильем ветеранов, установленной Федеральным законом «О ветеранах».

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государ­ственных полномочий, в силу п.п.1, 4 ч.1 ст.4 Закона №99-ОЗ, имеют право:

- на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставления бюджетам городских округов субвенций из бюджета Ке­меровской области, а также

- на дополнительное использование собственных материальных и финан­совых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, со­гласно п.6 ч.2 ст. 11 Устава города Кемерово, отнесено к вопросам местного значения.

При этом в силу п.1 ч.2 ст.5 Закона №99-03, в обязанности органов госу­дарственной власти Кемеровской области при осуществлении органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий входит обеспе­чение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полно­мочий.

Кроме того, согласно п.2 ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе исполь­зуют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денеж­ных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», п.4 Порядка предоставления жилых по­мещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобре­тение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 №3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.02.2010 №71 (далее - По­рядка предоставления жилых помещений), ветераны вправе выбрать форму предоставления жилого помещения (по договору социального найма, либо в собственность, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения).

Жилые помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квад­ратного метра общей площади жилья по Кемеровской области, устанавливае­мой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Прави­тельством Российской Федерации.

Кроме того, согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, п. 10 Порядка предоставления жи­лых помещений, предоставляемое жилое помещение должно быть расположено в г.Кемерово, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям правилам и нормам, установленным для жилых помещений, а также иным тре­бованиям.

Предоставление жилого помещения в собственность, в силу п.п. 11, 12 По­рядка предоставления жилых помещений, осуществляется путем приобретения уполномоченным органом жилого помещения в собственность гражданина в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством о разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го­сударственных и муниципальных нужд.

Перечисление уполномоченным органом денежных средств на счет про­давца жилого помещения, открытый им в российской кредитной организации, осуществляется на основании договора купли-продажи жилого помещения, за­регистрированного в соответствии с действующим законодательством Россий­ской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Рос­сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Россий­ской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

Принимая во внимание, что Колбасова Н.Е. была лишена возможности на реализацию права на жилище, предоставленного ей Конституцией Российской Федерации и жилищным законодательством именно вследствие неправомерных действий органа местного самоуправления, учитывая социальную значимость категории граждан, к которой относится Колбасова Н.Е., а также тот факт, что все ветераны Великой Отечественной войны, поставленные на учет до 01.03.2005 года, в настоящее время жильем обеспечены, суд считает необходимым обязать орган местного само­управления обязанность обеспечить Колбасову Н.Е. жилым помещением во внеочередном порядке.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования прокурора города в интересах Колбасовой Н.Е. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово в срок не позднее 01.04.2011г. предоставить Колбасовой Н.Е. в собственность изолированное благоустроенное, применительно к условиям г. Кемерово, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное в г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв. метра.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Колбасовой Н.Е. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение начальника Территориального управления Рудничного района Администрации города Кемерово № 10 от 28.02.2007 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части исключения Колбасовой Н.Е. из общего и льготного списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Восстановить Колбасову Н.Е. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию города Кемерово в срок не позднее 01.04.2011 года предоставить Колбасовой Н.Е. в собственность изолированное благоустроенное, применительно к условиям г. Кемерово, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное в г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв. метра.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 06.09.2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200