Дело № 2-4274/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,
при секретаре Семешовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
24 августа 2010 года
гражданское дело по иску Прокурора города Кемерово в интересах Колбасовой Н.Е. к администрации г. Кемерово о признании распоряжения незаконным и другим требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах Колбасовой Н.Е. с иском к администрации г. Кемерово о признании незаконным Распоряжения начальника Территориального управления Рудничного района Администрации города Кемерово №10 от 28.02.2007 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилищных помещениях» в части снятия Колбасовой Н.Е. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании Колбасовой Н.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании администрации города Кемерово во внеочередном порядке предоставить Колбасовой Н.Е. в собственность жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта - г.Кемерово, в черте г.Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м.
В процессе рассмотрения дела, прокурор уточнил исковые требования, просил суд в соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов», п.4 Порядка предоставления жилых помещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.02.2010 №71, при рассмотрении заявления рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения в собственность.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Кемерово Пачгина О.В. на уточненных требованиях настаивала.
Истец Колбасова Н.Е. в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Администрации города Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
С учетом мнения прокурора и представителя администрации г. Кемерово, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Колбасовой Н.Е.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что на основании распоряжения начальника Территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово №10 от 28.02.2007 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ряд граждан был снят с учета в администрации района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе Колбасова Н.Е. ( л.д. 19-20).
Положения указанного распоряжения в части снятия Колбасовой Н.Е. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
Как следует из письма Территориального управления Рудничного района г. Кемерово (л.д. 18), супруг Колбасовой Н.Е. - К., 1920 г.р., с 11.05.1987 г. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны.
На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.02.2007 №205-р «О предоставлении отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, благоустроенных квартир в областном доме для ветеранов», договора безвозмездного пользования №5, заключенного 01.03.2007 между Колбасовой Н.Е. и ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство», ей было предоставлено в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Кемеровской области в Областном доме для ветеранов по адресу: ..., для проживания в нем ( л.д. 12-14).
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области №7-2/67 от 17.01.2007, жилые помещения (квартиры с 1 по 74) включены в специализированный жилищный фонд Кемеровской области с отнесением их к жилым помещениям для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов», под областными домами для ветеранов для целей данного Закона понимаются специализированные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для проживания отдельных категорий граждан, предусмотренных статьей 2 данного Закона и нуждающихся в специальной социальной защите. Областные дома для ветеранов находятся в государственной собственности Кемеровской области и входят в состав специализированного жилищного фонда Кемеровской области. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по договору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.
В связи с указанными нормами данные жилые помещения являются жилыми помещениям специализированного жилищного фонда, а именно жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан, предусмотренными пунктом 7 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений в данном доме является предоставлением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в порядке статьи 109 ЖК РФ, в соответствии с которой, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным данным разделом. В соответствии с частью 1 статьи 98 ЖК РФ, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
В связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного пользования № 5 от 01.03.2007, начальником территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово было издано Распоряжение №10 от 28.02.2007, которым Колбасова Н.Е., в числе прочих граждан, была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, основанием для снятия Колбасовой Н.Е. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило предоставление ей однокомнатной квартиры в доме для ветеранов.
Согласно частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования не является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, положения Распоряжения начальника Территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово №10 от 28.02.2007 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» было издано с нарушением статьи 55, части 1 статьи 56 ЖК РФ, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», а также нарушает конституционное право указанного гражданина на жилище, закрепленное законодателем в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также право на получение, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», мер социальной поддержки в виде предоставления инвалиду Великой Отечественной войны жилого помещения, в связи с чем, требования Прокурора г. Кемерово о признании незаконным указанного Распоряжения в части исключения Колбасовой Н.Е. из общего и льготного списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также восстановлении Колбасовой Н.Е. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» необходимо завершить до 1 мая 2010 г.
К. 1920 г.р., а также Колбасова Н.Е. 1931 г.р., состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветераны Великой Отечественной войны с 08.01.1990. Таким образом, на них распространялось действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
По информации администрации города Кемерово, все граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относящиеся к указанной категории и поставленные на учет до 01.03.2005 года к указанному сроку жильем обеспечены. Однако поскольку распоряжением №10 от 28.02.2007 Колбасова Н.Е. незаконно была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальная поддержка согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма оказана ей не была.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.3 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», в случае наделения органов местного самоуправления Кемеровской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов указанная мера предоставляется органом, уполномоченным органом местного самоуправления на предоставление указанной меры социальной поддержки.
Согласно п.27 ст.2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 №99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» (в редакции Закона Кемеровской области от 01.03.2010 N 22-03) (далее — Закон №99-03), органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, установленной Федеральным законом «О ветеранах».
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, в силу п.п.1, 4 ч.1 ст.4 Закона №99-ОЗ, имеют право:
- на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставления бюджетам городских округов субвенций из бюджета Кемеровской области, а также
- на дополнительное использование собственных материальных и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно п.6 ч.2 ст. 11 Устава города Кемерово, отнесено к вопросам местного значения.
При этом в силу п.1 ч.2 ст.5 Закона №99-03, в обязанности органов государственной власти Кемеровской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий входит обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Кроме того, согласно п.2 ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», п.4 Порядка предоставления жилых помещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 №3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.02.2010 №71 (далее - Порядка предоставления жилых помещений), ветераны вправе выбрать форму предоставления жилого помещения (по договору социального найма, либо в собственность, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения).
Жилые помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Кемеровской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, п. 10 Порядка предоставления жилых помещений, предоставляемое жилое помещение должно быть расположено в г.Кемерово, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям правилам и нормам, установленным для жилых помещений, а также иным требованиям.
Предоставление жилого помещения в собственность, в силу п.п. 11, 12 Порядка предоставления жилых помещений, осуществляется путем приобретения уполномоченным органом жилого помещения в собственность гражданина в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Перечисление уполномоченным органом денежных средств на счет продавца жилого помещения, открытый им в российской кредитной организации, осуществляется на основании договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Принимая во внимание, что Колбасова Н.Е. была лишена возможности на реализацию права на жилище, предоставленного ей Конституцией Российской Федерации и жилищным законодательством именно вследствие неправомерных действий органа местного самоуправления, учитывая социальную значимость категории граждан, к которой относится Колбасова Н.Е., а также тот факт, что все ветераны Великой Отечественной войны, поставленные на учет до 01.03.2005 года, в настоящее время жильем обеспечены, суд считает необходимым обязать орган местного самоуправления обязанность обеспечить Колбасову Н.Е. жилым помещением во внеочередном порядке.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования прокурора города в интересах Колбасовой Н.Е. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово в срок не позднее 01.04.2011г. предоставить Колбасовой Н.Е. в собственность изолированное благоустроенное, применительно к условиям г. Кемерово, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное в г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв. метра.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Колбасовой Н.Е. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение начальника Территориального управления Рудничного района Администрации города Кемерово № 10 от 28.02.2007 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части исключения Колбасовой Н.Е. из общего и льготного списка очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Восстановить Колбасову Н.Е. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию города Кемерово в срок не позднее 01.04.2011 года предоставить Колбасовой Н.Е. в собственность изолированное благоустроенное, применительно к условиям г. Кемерово, жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное в г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв. метра.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Н.А. Савинцева
Решение в мотивированной форме составлено 06.09.2010 года.