Дело № 2-3169/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Костровой Т.В.
При секретаре Сапожниковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
01 июля 2010 года
гражданское дело по иску Новоселова С.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о признании незаконными действий и бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Новоселов С.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о признании незаконными действий и бездействий.
Требования мотивирует тем, что ответчиком при назначении трудовой пенсии по старости были грубо нарушены права и интересы, гарантированные Конституцией РФ ст. 24, ст. 29, ст. 39, ст. 52, ст. 53, ст. 55.
Истец прослужил в Вооруженных Силах СССР с 15.05.1973г. по 30. 05. 1975г.- 2 года и 15 дн.
Его право на зачет в трудовой стаж периода срочной службы по призыву в двойном размере гарантировалось законом «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20.11.1990г. ст. 91-95; ФЗ №173-фз ст. 30 п.9, ст. 10, ст. 11; ФЗ «О статусе военнослужащего» ст. 10 п.3; Постановления Конституционного суда РФ №2-П от 29.01.2009г.; Определение Верховного суда РФ №2-В08-7 от 25.07.2008г.
Истец считает, что Конституция РФ положение ч.2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч1 ст. 17, ст.18, ст. 19 и п.1 ст. 55 предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ч.9 ст. 30 ФЗ №173-фз от 01.01.2002г. применяется порядок исчисления трудового стажа, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего ФЗ. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П и определение Верховного суда РФ №2-В08-7 от 25.07.2008г. при этом в течение 2002,2004 и 2008г.г. позиция членов Конституционного и Верховного суда РФ менялась в пользу пенсионеров. Если обязанность конституционного суда следить за соответствием законов и законодательных актов Конституции РФ, то Верховный суд следит за соответствием вынесенных решений действующему законодательству.
Истец требовал увеличить его трудовой стаж на 2 года и 15 дн, увеличить стажевый коэффициент, а также выплатить не доначисленную часть пенсии с 19.12.2004г. по сегодняшний день, издать не нормативный правовой акт (о перерасчете пенсии).
Данные требования были направлены 20.01.2010г. письменным заявлением в Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области. Письменного ответа истец от них не дождался и обращается для защиты свои интересов в суд.
Просит суд признать действия, бездействия Управления пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области незаконными по следующим основаниям:
действия- отказались засчитать в трудовой стаж периоды срочной службы по призыву в двойном размере в течении 5 дней с момента подачи заявления, не сообщили истцу в течении 5 дней с момента вынесения решения об отказе в перерасчете пенсии согласно ст. 20 п.4 ФЗ №173-фз;
бездействия- не издали не нормативный правовой акт (решение об отказе в перерасчете пенсии) в течении 5дней с момента подачи заявления, не предоставили расчет пенсии и коэффициенты индексации, инвестирования страховой и накопительной частей, и не сообщили об этом.
Просит суд:
Увеличить страховой стаж истца на 2 года и 15 дней, увеличить стажевый коэффициент.
Обязать ответчика пересчитать пенсию, выдать расчет на руки.
Выплатить недоначисленную часть пенсии с 19.12.2004г. по 01.02.2010г.
Обязать ответчика предоставить расчет суммы пенсионного капитала на 19.12.2004г. и период выплаты пенсии с 19.12.2004г., а также суммы доначисленной пенсии, по месяцам начиная с 19.12.2004г. по 01.02.2010г.
Взыскать с ответчика оплаченную госпошлину истцом, юридические и почтовые расходы.
Издать ненормативный правовой акт (о перерасчете пенсии)
В судебном заседании истец Новоселов С.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель истца Борискин В.П., действующий на основании устного ходатайства, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Лиманская А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. №4 сроком до 31.12.2010г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, представленном в материалы дела (л.д.13-15).
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные Новоселовым С.А. требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 2 ст. 39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
С 01 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.
Судом установлено, что 14.12.2004 года Новоселов С.А. обратился в УПФР в Центральном районе г.Кемерово с заявлением о назначении пенсии. С 18.12.2004 года ему была назначена пенсия по старости за работу в особых условиях (Список 1) в размере 2138,50 рублей., при общем стаже 28 лет 3 месяца 5 дней.
В статье 10 Закона №173-ФЗ перечислены периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж. К ним относятся в частности периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Правовое понятие страхового стажа дано в ст. 2 указанного Закона.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховой стаж состоит из периодов, классифицируемых по двум группам:
1) страховые периоды, включаемые в страховой стаж, - периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;
2) не страховые периоды (в течение которых не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд), засчитываемые в страховой стаж наряду со страховыми периодами.
К не страховым периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся периоды, перечисленные в ст. 11 Закона № 173-ФЗ:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице;
5) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности и другие периоды.
Кроме того, федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» предусмотрено выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов. Данное возмещение производится за следующие не страховые периоды: период прохождения военной службы по призыву; период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Таким образом, при назначении пенсии Новоселову С.А. учтен период прохождения военной службы по призыву с 15.05.1973 по 21.05.1975, согласно военному билету, что подтверждается распечаткой данных о стаже, приложенной к материалам дела (л.д.16)
Кроме того, расчет пенсии истца был произведен на более выгодных для него условиях, с учетом положений ст. 30 Закона №173-ФЗ. Размер пенсии, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ ( из календарного стажа и отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации), выше чем размер пенсии, исчисленный в соответствии с Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 ( из общего трудового стажа и из осовремененной заработной платы).
В соответствии со ст. 3-4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установлено законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых интересов, либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу, что в результате конвертации пенсионных прав отсутствует нарушение прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку размер пенсии, рассчитанный по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ выше размера пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340- 1 от 20.11.1990г.
Пунктом 4 ст. 29 Закона № 173-ФЗ установлено, что если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере, то есть предусмотрен порядок, не допускающий снижения размера пенсионного обеспечения.
Согласно Постановлений Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6(ч.2), 15(ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что размер пенсии истца при назначении и при перерасчете исчислен верно в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, действия Управления совершены в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об обязании Управления пенсионного фонда Р.Ф. в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области: увеличить его страховой стаж на 2 года 15 дней, увеличить стажевый коэффициент, обязать ответчика пересчитать пенсию., выдать на руки расчет, выплатить не доначисленную пенсию часть пенсии с 19.12.2004г. по 01.02.2010г., обязать ответчика предоставить расчет суммы пенсионного капитала на 19.12.2004г. и период выплаты пенсии с 19.12.2004г., а также суммы до начисленной пенсии, по месяцам начиная с 19.12.2004г. по 01.02.2010г.
Суд считает не состоятельными доводы представителя истца о том, что поскольку при назначении пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340- 1 от 20.11.1990г. истцу был рассчитан трудовой стаж, пенсионный фонд при расчете пенсии по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не вправе был изменять уже ранее рассчитанный трудовой стаж. Нормами пенсионного законодательства не предусмотрено при расчете пенсии одновременное применение норм Закона РФ №340- 1 от 20.11.1990г. о порядке исчисления трудового стажа и норм Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ о порядке расчета размера пенсии.
Ссылку представителя истца на п.6,п.7. ч.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в соответствии с которыми по аналогии период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР должен засчитываться в страховой стаж в льготном исчислении один к двум суд также считает несостоятельной, как не основанную на нормах закона, на который ссылается представитель истца, поскольку ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии, а не порядок расчета страхового стажа.
Суд также считает не состоятельными доводы истца в части незаконности действий и бездействий УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе (межрайонного) ввиду не представления доказательств.
Действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления либо их должностных лиц могут быть оспорены в порядке гл.25 ГПК РФ.
Перечень органов государственной власти приведен в ст. 11 Конституции РФ, а так же в Указе Президента РФ от 30.09.1992 г. № 1148 и в Указе Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Приведенный перечень является исчерпывающим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в качестве федеральных органов исполнительной власти в указанных документах не поименованы.
В силу своего правового статуса органы Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и местного самоуправления не относятся, а являясь государственными учреждениями, приравнены к бюджетным организациям.
Отсутствие у органов Пенсионного фонда РФ статуса органов государственной власти либо органов местного самоуправления подтверждается еще и тем, что финансирование Пенсионного фонда РФ и его структурных подразделений осуществляется не из федерального бюджета, либо бюджета субъекта федерации или муниципального образования, а из бюджета Пенсионного фонда РФ, который утверждается самостоятельными федеральными законами «О бюджете ПФР» на соответствующий финансовый год. Согласно п. 2 Положения о ПФР (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1), средства ПФР не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, органы ПФР являются государственными учреждениями (со ссылкой на ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ), следовательно, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться по правилам Главы 25 ГПК РФ.
Таким образом, органы Пенсионного фонда РФ не относятся к органам, решения либо действия (бездействие) которых могут быть оспорены в порядке, установленном Главой 25 ГПК РФ.
Доводы истца о том, что в установленный законом срок в течение 5 дней Пенсионный фонд не удовлетворил его требования о перерасчете пенсии и не дал ответ суд не может принять во внимание, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец обратился в УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе КО с заявлением от 25.01.2010 г. На данное обращение подготовлен ответ от 17.02.2010 исх.№19-54к, который направлен Новоселову С.А. заказным письмом, что подтверждено пенсионным делом истца.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 года № 5-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона).
Следовательно, срок для ответа на письменное обращение Управлением не нарушен.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из представленных суду доказательств, оценив их в совокупности, суд не усматривает нарушений со стороны ответчика в назначении Новоселову С.А. пенсии и оснований для удовлетворения его исковых требований. Доказательств, опровергающих вывод суда истцом не представлено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку исковые требования Новоселова С.А. оставлены без удовлетворения, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Новоселова С.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о признании незаконными действий и бездействий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Т.В. Кострова
Решение изготовлено в окончательной форме 16.07.2010 г.