Дело № 2- 1156/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Костровой Т.В.
при секретаре Сапожниковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
01 июля 2010 года
гражданское дело по иску Бодрикова Г.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), Военному комиссариату Кемеровской области по Ленинскому, заводскому и Центральному районам г. Кемерово о признании действий незаконными, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Бодриков Г.И. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании действий незаконными, об обязании совершить действия.
Свои требования мотивирует тем, что он вышел на пенсию с 01.10.2001 г. (страховое свидетельство ###)
При оформлении пенсии в 2001 году, истцом в Управление пенсионного фонда РФ по г. Кемерово и Кемеровскому району Кемеровской области (далее - управление пенсионного фонда) были представлены все документы для подтверждения его трудового стажа и расчета пенсии:
- период исполнения истцом обязанности военной службы по призыву в должности рядового до получения звания офицера запаса с 1 июня 1973 года по 1 августа 1973 года - 2 месяца, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» данный период засчитывается в трудовой стаж в двойном размере - т.е. 4 месяца,
- период службы истца в Вооруженных Силах СССР по призыву с 01.09.1973 г. по 28.09.1975 г. - 2 года и 28 дней в календарном исчислении (справка ### от 24.11.2009 г. и военный билет), при этом в льготном исчислении: служба в высокогорных районах (с коэффициентом 1,5), служба по призыву (коэффициент 2) составляет всего 6 лет, 20 дней.
- период прохождения истцом срочной службы по призыву в должности офицера запаса на курсах переподготовки офицерского состава с 09.03.1991 г. по 19.03.1991 г. (10 дней, с коэффициентом 2-20 дней), 60 дней и 90 дней, с коэффициентом 2-10 месяцев.
- период учебы истца в Кузбасском политехническом институте с 01.09.1968 г. по 08.06.1973 г. - 4 года, 8 месяцев и 8 дней (диплом Я ###),
- период работы истца в ТОО «Развитие» с 01.02.1994 по 20.03.1995 г. - 1 год, 1 месяц и 20 дней.
- период работы истца в ООО Инженерно-техническая фирма «Импекс» с 12.03.1994 по 04.01.1994 г. - 9 месяцев и 23 дня.
В соответствии с п.З ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», один день службы по призыву засчитывается за два дня трудового стажа и включается в стаж работы по профессии. Кроме того, Закон «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г., ст.ст. 91,92,93,94,95 и Закон СССР «о государственных пенсиях» от 14.07.1956 г. п.110 гарантировали ему включение в трудовой стаж период службы в ВС СССР в двойном размере, а учебы в институте - в одинарном размере.
Согласно ч.9.ст. 30 ФЗ, ст. 2 абз. 3 «о трудовых пенсиях в РФ» № 173, до 01.01.2002 года при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления трудового стажа, который был установлен и действовал до вступления в силу настоящего ФЗ. Закон предусматривает трансформацию трудового стажа напрямую в расчетный пенсионный капитал. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 25.07.2008 г. № 2-В08-7.
В нарушение Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, в трудовой стаж истца не были включены периоды его работы в ООО Инженерно-технической фирме «Импекс» и ТОО «Развитие» (всего 1 год, 11 месяцев и 13 дней). Кроме того, в нарушение действующего законодательства, истца принудили отказаться от включения в трудовой стаж периода с 12.03.1993 г. по 04.01.1994 г. и 01.02.1994 г. по 20.03.1995 г., не начисляя трудовую пенсию в течении 6 месяцев, мотивируя свои действия отсутствием сведений об отчислении персональных страховых взносов в отношении истца на указанных предприятиях, несмотря на то обстоятельство, что Закон «О персонифицированном учете», на который ссылался ответчик, вступил в действие только с 01.01.1997 года, т. е. спустя почти 2 года после завершения работы на указанных предприятиях, совершив, таким образом, неправомерные действии, направленные на ущемление законных прав и интересов истца.
При назначении истцу пенсии в 2001 году периоды прохождения истцом срочной службы по призыву, учебы в институте управлением пенсионного фонда были учтены, а в 2002 году при конвертации трудового стажа в расчетный пенсионный капитал в соответствии с 9. ст. 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях», в нарушение указанного Закона управлением пенсионного фонда указанные периоды были исключены из трудового стажа истца, в результате чего были совершены неправомерные действия, направленные на ущемление его законных прав и интересов при пенсионном обеспечении.
При этом, ненормативного акта - решения об отказе включения указанных периодов в трудовой стаж истцу направлено не было, в результате чего, он не имел объективной возможности узнать о нарушении его прав, а также возможности обжаловать указанный ненормативный акт управления пенсионного фонда в отношении истца в установленном порядке. Таким образом, в данном случае имеет место совершение управлением пенсионного фонда действий (уменьшение трудового стажа и размера начисленной пенсии), и бездействий (невынесение ненормативного акта и неуведомление о своих действиях) в нарушение ст. 20, п. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях», которые ущемляет законные права и интересы истца и подлежат отмене.
В результате указанных выше действий управления пенсионного фонда, право истца на получение трудовой пенсии было нарушено.
08.12.2009 г. истец обратился в управление пенсионного фонда с заявлением о выдаче ему в установленные п. 5. ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сроки ненормативного акта - решения о включении в трудовой стаж указанных выше периодов и перерасчете пенсии или об отказе включения указанных периодов в трудовой стаж истца, однако, управление пенсионного фонда соответствующее решение не вынесло и не уведомило об этом истца. Таким образом, в данном случае имеет место совершение управлением пенсионного фонда деяния в форме бездействия, которое ущемляет законные права и интересы истца и подлежит отмене.
Кроме того, в своем заявлении от 08.12.2009 г. истец требовал от управления пенсионного фонда
- предоставить ему полный расчет начисления пенсии в момент ее назначения в 2001 году, ее перерасчет в 2002 году, а также расчет пенсии в связи с требованием истца, изложенным в заявлении,
- указать величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г., размер стажевого коэффициента и размер соотношения среднемясячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в РФ на 01.01 2002 г., сумму доначисленной пенсии по месяцам, начиная с 01.01.2002 г.,
- сообщить сумму страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет истца по годам, с какой даты они стали увеличиваться и какой применяется расчетный период на каждый год.
Вес указанные требования были проигнорированы управлением пенсионного фонда, т.е. было совершено деяние в форме бездействия, нарушающее права и законные интересы истца.
Кроме того, истец исполнял обязанности военной службы по призыву в должности рядового до получения звания офицера запаса с 1 июня 1973 года по 1 августа 1973 года -2 месяца, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» данный период засчитывается в трудовой стаж в двойном размере - т.е. 4 месяца (основание - военный билет). Истец обратился в военный комиссариат по Ленинскому, Заводскому и Центральному районам г. Кемерово (далее - военный комиссариат) с просьбой выдать ему справку о подтверждении указанных сведений, однако, военный комиссариат такую справку истцу не предоставил и не предоставил мотивированный отказ в представлении такой справки.
Также истец просил военный комиссариат выдать ему справку о прохождении им военной службы по призыву в качестве рядового и офицера запаса на курсах переподготовки офицерского состава, однако, военный комиссариат такую справку истцу не предоставил и не предоставил мотивированный отказ в представлении такой справки.
Просит суд:
Признать незаконными действия и бездействия Управления пенсионного фонда РФ по Кемеровской области и Кемеровскому району Кемеровской области по заниженному исчислению мне трудового стажа и начислению истцу заниженного размера пенсии в 2001 году, по невыплате ему пенсии в течении 6 месяцев с целью понуждения истца отказаться от части периода его трудового стажа, по игнорированию требований истца, изложенных в заявлении в управление Пенсионного фонда, не издание в
установленные сроки ненормативного акта о назначении пенсии и несообщение истцу сведений об издании или об отказе издания ненормативного акта - решения о назначении ему пенсии в связи с заявленными им требованиями.
Отменить решение Управления пенсионного фонда РФ по г. Кемерово и
Кемеровскому району Кемеровской области от 2002 года о назначении истцу пенсии без учета периодов, указанных в данном заявлении.
Обязать ответчика издать новый ненормативный акт - решение о назначении истцу трудовой пенсии с внесением в трудовой стаж истца периодов прохождения им срочной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 01.09.1973 г. по 28.09.1975 г. - 2 года и 28 дней в двойном размере, с учетом периода с 06.10.1973 г. по 01.09.1975 г. службы в высокогорных районах - 2 г., 10 месяцев, 6 дней, исполнения истцом
обязанности военной службы по призыву в должности рядового по призыву до получения офицерского звания с 8 июня 1973 года по 8 августа 1973 года - 4 месяца, прохождения истцом военных сборов в в/ч 21078 в должности старшего инструктора отделения по комсомольской работе с 09.03.1991 г. по 19.03.1991 года - 20 дней, периода прохождении истцом военной службы по призыву в качестве рядового и офицера запаса на курсах
переподготовки офицерского состава - 10 месяцев, учебы истца в Кузбасском политехническом институте с 01.09.1968 г. по 08.06.1973 г. - 4 года, 8 месяцев и 8 дней, моей работы в ТОО «Развитие» с 01.02.1994 по 20.03.1995 г. - 1 год, 1 месяц и 20 дней, работы истца в ООО Инженерно-техническая фирма «Импекс» с 12.03.1994 по 04.01.1994 г. - 9 месяцев и 23 дня., всего 13 лет, 11 месяцев, 1 день.
Обязать ответчика совершить действия:
- предоставить истцу полный расчет начисления пенсии в момент ее назначения в 2001 году, ее перерасчет в 2002 году, а также расчет пенсии в связи с требованием истца, изложенным в заявлении, указать величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г., размер стажевого коэффициента и размер соотношения среднемясячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в РФ на 01.01 2002 г., сумму доначисленной пенсии по
месяцам, начиная с 01.01.2002 г., сообщить сумму страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет истца по годам, с какой даты они стали увеличиваться и какой применяется расчетный период на каждый год.
Обязать ответчика произвести увеличение стажевого коэффициента с учетом трудового стажа истца, указанного в данном заявлении, произвести перерасчет ранее начисленной пенсии и выплатить истцу недоначисленную разницу за период с 01.01.2002 г. до 01.01.2010 г.
Взыскать с ответчика в пользу истца госпошлину в размере 100 руб., почтовые и судебные расходы.
Обязать Военный комиссариат Кемеровской области по Ленинскому, Заводскому и Центральному районам г. Кемерово выдать справку о подтверждении исполнения истцом обязанностей военной службы по призыву в период с 01.01.1973 г. по 01.08.1973 г., а также выдать справку о прохождении истцом военной службы по призыву в качестве офицера запаса на курсах переподготовки офицерского состава в течении двух и
трех месяцев.
19.02.2010г. судом приняты уточнения исковых требования, в соответствии с которыми истец просит суд:
Дополнить п.1 заявления следующими требованиями:
Признать незаконными действия и бездействия должностного лица военного комиссара Ленинского, Заводского и Центрального районов г. Кемерово подполковника ... не выдачи истцу справки о исполнении обязанности военной службы в должности рядового, офицера, офицера запаса в период с 01.09.1968г. по 01.01.2002г.;
Дополнить п.7 искового заявления следующими требованиями:
Выдать справку о подтверждении исполнения истцом обязанностей военной службы по призыву, в качестве слушателя военной кафедры Политехнического института г. Кемерово, рядового, офицера по призыву, офицера запаса (курсы переподготовки) в период с 01.09.1968г. по 01.01.2002г. (основание ФЗ №53-фз от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службы» ст.1, ст. 37 п.1 пп Б, В, Д, Е, И, К; ст. 38 п.10 абз. 1-3, п.11 абз. 6)
05.03.2010г. судом приняты уточнения исковых требований, согласно которых он просит суд:
Рассмотреть данное исковое заявление по правилам ст. 245 абз. 5, ст. 246 п.1 и п.2 ГПК РФ и ФЗ №197-фз от 14.12.1995г., ст. 1 и ст. 2 в коллегиальном составе.
Дополнить п.1 исковых требований (искового заявления):
Взыскать с УПФР г. Кемерово за просрочку выплаты пенсии с 01.10.2001г. по 01.04.2002г. (6 месяцев) пеню за пользование чужими денежными средствами по ставкам рефинансирования ЦБ РФ и за моральные, физические и нравственные страдания, в соответствии с ГК РФ ст. 151, ст. 1099 п.2, ФЗ №197-фз от 14.12.1995г., ст. 7 в сумме 500000 рублей.
Дополнить п.3 исковых требований (искового заявления):
На основании ФЗ №53-фз от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службы» ст. 1, ст. 37 п.1 пп.Б, В, Д, Е, И, К; ст. 38 п.10 абз1-3, п.11 абз 6. Включить в общий трудовой стаж, исполнение обязанностей военной службы в качестве: слушателя военной кафедры Политехнического института г. Кемерово по призыву с 01.09.1970г. по 01.06.1973г.; рядового по призыву до получения офицерского звания с 01.06.1973г. по 01.09.1973г.; военные сборы в период присвоения очередных воинских званий ст. лейтенант приказ №47 от 23.11.1977г.; капитан приказ №13 от 30.03.1983г., на основании сведений истребованных у военного комиссара Ленинского района г. Кемерово- в двойном исчислении.
08.04.2010г судом приняты уточнения исковых требований, согласно которых истец просит суд:
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области установить истцу трудовую пенсию в размере 20837, 80 рублей по ФЗ №173-фз на 31.03.2010г. с исходными данными по ФЗ №340-1, из расчета размера трудовой пенсии на 01.01.2002г.- 3733,60 рублей.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области пересчитать размер пенсии истца в соответствии с расчетом изложенным истцом и выплатить не доначисленную часть пенсии с 01.01.2002г. по день вынесения решения суда в полном объеме.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление истца о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Борискин В.П., действующий на основании доверенности от 17.02.2010 года, в судебном заседании исковые требования дополнил: просил суд обязать УПФР г. Кемерово увеличить трудовой стаж истца на 3 года, с 01.01.1993г. по 01.01.1996г. – период индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве, на основании ст. 30 п.4 пп.1 ФЗ №173-фз. На удовлетворении исковых требованиях, с учетом уточнений и дополнений настаивал.
Представители ответчика Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области Лиманская А.В., действующая на основании доверенности, Марченко Н.С., действующая на основании доверенности №42 от 18.03.2010г., исковые требования не признали в полном объеме. В порядке ст. 35 ГПК РФ в дело представлен письменный отзыв на исковые требования.
Представитель ответчика Военный комиссариат Нежельская Т.Н., действующая на основании доверенности №2644 от 30.06.2010г., исковые требования не признала.
С учетом мнения представителей сторон, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ в данном порядке могут быть оспорены решения либо действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления либо их должностных лиц.
Перечень органов государственной власти приведен в ст. 11 Конституции РФ, а так же в Указе Президента РФ от 30.09.1992 г. № 1148 и в Указе Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Приведенный перечень является исчерпывающим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в качестве федеральных органов исполнительной власти в указанных документах не поименованы.
В силу своего правового статуса органы Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и местного самоуправления не относятся, а являясь государственными учреждениями, приравнены к бюджетным организациям.
Кроме того, в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 указано, что органы ПФР являются государственными учреждениями (со ссылкой на ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ), следовательно, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться по правилам Главы 25 ГПК РФ.
Таким образом, указанное заявление подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии со ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 (часть 2) Конституции РФ Федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 (часть 1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2002 №173-Ф3 «О трудовых пениях в РФ», в соответствии с которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Судом установлено, что 24.09.2001 года Бодриков Г.И. обратился в Управление ПФР в Ленинском районе г.Кемерово с заявлением о назначении пенсии. С 01.10.2001 Борикову Г.И. была назначена пенсия по старости в соответствии со ст.12«а» Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», как работающему пенсионеру при общем трудовом стаже 31год 9 мес. 15 дн.
При этом, в общий стаж был включен период учебы с 01.09.1968 по 08.06.1973; служба в армии с 01.09.1973 по 28.09.1975 в календарном исчислении (согласно нормам закона №340-1, в расчет в двойном размере учитывается служба по призыву в должностях рядового состава), а также периоды трудовой деятельности.
Периоды работы в ТОО «Развитие» с 01.02.1994 по 20.03.1995 и одновременно в ООО «Инженерно- техническая фирма «Импекс» с 12.03.1994 по 04.01.1995 засчитаны истцу с момента назначения пенсии, что подтверждается распечаткой стажа.
Размер пенсии на дату назначения составил 1065,96 рублей.
На основании п.а статьи 12 Закона № 340-1 РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г., действовавшим до 31.12.2001г., пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 50 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 лет. Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. пенсия устанавливалась в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.
При этом, в соответствии со ст.18 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. размер пенсии ограничивается на уровне 3-х минимальных размеров пенсий по старости. В соответствии со статьей 17 Закона № 340-1 минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. При этом, размер минимальной пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Таким образом, расчет пенсионного каптала Бодрикова Г.И. на дату назначения 01.01.2002г. по нормам закона РФ «О Государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. следующий:
(1065,96-450)*144=88698, 24 руб.
С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2002 №173-Ф3 «О трудовых пениях в РФ», в соответствии с которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.
В соответствии со ст. 14 закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости состоит из базовой и страховой части.
Страховая часть пенсии по состоянию на 01.01.2002 года определяется как разница между расчетным размером пенсии и базовой частью трудовой пенсии по старости.
В связи с вступлением в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. истцу в беззаявительном порядке была произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года по материалам пенсионного дела по наиболее выгодному варианту путем конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (ПК) по формуле:
ПК= (РП-БЧ)хТ, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП- расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п.2 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г.;
БЧ- размер базовой части трудовой пенсии (п.1 ст. 14 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г.), на 01.01.2002 составлял 450,0 рублей;
Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом ( п.5 ст. 14 и п.1 ст.32 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г.).
Расчетный размер пенсии (РП) рассчитывается по формуле:
РП= СК х ЗР/ЗП х СЗП, где
СК - стажевый коэффициент, который при наличии 20 лет общего трудового стажа составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год трудового стаж сверх указанной продолжительности.
Трудовой стаж истца на 01.01.2002г. составил 27 лет 00 месяц 07 дн.: СК=0,55 + 0,07 = 0,62.
Согласно п.4 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г. под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г., учитываемая в календарном порядке.
В стаж истца засчитана служба в армии, как и по нормам №340-1 – в одинарном размере.
Включение периодов обучения в Кузбасском политехническом институте в общий стаж данной статьей не предусмотрено.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период 2000-2001 годы.
Отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в РФ равно 1,2.
СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07.2001г. по 31.12.2001г., установленная Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001г. №720 в размере 1671 руб.
Таким образом, расчетный размер пенсии истца на 01.01.2002г. составил:
0,62 *1,2*1671-1243,22 руб.
То есть, при расчете пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001г. размер пенсии увеличился на 177, 26 рублей.
Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002г. равен: (1243,22-450)х 144 = 114 223,68 руб.
По нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г., расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002г. равен: 88 698,24 руб.
Порядок исчисления трудового стажа, который был установлен и действовал до дня вступления Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ применяется только для Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1, согласно, которому расчет производится из осовремененной заработной платы, и ограничивается на уровне 3,5 минимальных пенсий.
Размер пенсии, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ ( из календарного стажа и отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации), выше чем размер пенсии, исчисленный в соответствии с Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 ( из общего трудового стажа и из осовремененной заработной платы).
В соответствии со ст. 3-4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установлено законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых интересов, либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу, что в результате конвертации пенсионных прав отсутствует нарушение прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку размер пенсии, рассчитанный по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ выше размера пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340- 1 от 20.11.1990г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что размер пенсии истца при назначении и при перерасчете исчислен верно в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, действия Управления совершены в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании в отказе удовлетворить его законные требования при перерасчете пенсии после 01.01.2002г.незаконными, обязании Управления пенсионного фонда Р.Ф. в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области: увеличить его страховой стаж на 13 лет 11 месяцев 1 день, увеличить стажевый коэффициент, обязать ответчика пересчитать пенсию, выдать расчет, выплатить не доначисленную часть пенсии за период с 01.02.2002г. до 01.01.2010г., обязать ответчика предоставить полный расчет начисленной пенсии в момент ей назначения в 2001г., перерасчет в 2002г., указать величине расчетного капитала на 01.01.2002г., размер стажевого коэффициента, сообщить суммы страховых взносов.
Доводы истца о том, что в установленный законом срок в течение 5 дней Пенсионный фонд не удовлетворил его требования о перерасчете пенсии и не дал ответ суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001г. заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
Как следует из материалов дела, истец обратился в УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе КО с заявлением 08.12.2009г. о перерасчете трудовой пенсии, а не с заявлением о назначении пенсии, следовательно ответ ему должен был быть направлен в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На данное обращение подготовлен ответ от 30.12.2009 исх.№19-312к, который направлен Бодрикову Г.И. заказным письмом 11.01.2010 года, а следовательно, срок для ответа на письменное обращение Управлением не нарушен.
Так же являются несостоятельными доводы представителя истца о том, что поскольку при назначении пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340- 1 от 20.11.1990г. истцу был рассчитан трудовой стаж, пенсионный фонд при расчете пенсии по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не вправе был изменять уже ранее рассчитанный трудовой стаж. Нормами пенсионного законодательства не предусмотрено при расчете пенсии одновременное применение норм Закона РФ №340- 1 от 20.11.1990г. о порядке исчисления трудового стажа и норм Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ о порядке расчета размера пенсии.
Являются не состоятельными и доводы представителя истца о том, что спорные периоды службы истца в армии с 01.09.1973г. по 28.09.1975г. в календарном исчислении согласно нормам закона №340-1, и период его учебы с 01.09.1968г. по 08.06.1973г. исключены пенсионным фондом из общего стажа.
Согласно ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, т.о. страховой стаж является идентичным понятию трудовой стаж.
Доводы представителя истца о льготном исчислении срока военной службы суд считает не обоснованными, ввиду того, что на основании Закона РФ от 12.02.1993гю №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993г. №941, льготное исчисление выслуги касается только тех, кто имеет право на пенсию Министерства Обороны.
Суд считает не подлежащими удовлетворению и требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, по следующим основаниям.
Как следует из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
По мнению суда, истцом не представлены доказательства факта просрочки выплаты пенсии за период с 01.10.2001г. по 01.04.2002г., пенсия Управлением Бодрикову Г.И. назначена правильно, выплачивается своевременно и в полном объеме, стаж исчислен верно.
Требования Бодрикова Г.И. о включении в общий стаж периода индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве с 01.01.1993 по 01.01.1996 года. суд считает также не подлежащими удовлетворению, поскольку для включения указанных периодов в общий трудовой стаж отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся периоды, перечисленные в ст.11 Закона №173-Ф3. К ним, в частности, относятся:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к
ней службы;
2) период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения
им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице и другие периоды.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке.
Периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж перечислены в п. 4 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ. Периоды осуществления индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве в п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ не предусмотрены.
Под трудовой деятельностью понимаются периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.
Таким образом, период осуществления индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве невозможно признать трудовой деятельностью, в связи с тем, что истец в указанный период не состоял в трудовых отношениях и не являлся членом колхоза или иной кооперативной организации, не подлежал государственному социальному страхованию.
Кроме того, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 установлен перечень документов, подтверждающих стаж для назначение пенсии. В частности, пунктом 13 указанных правил установлено, что периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Таким образом, осуществляя индивидуальную трудовую деятельность, истец обязан был иметь соответствующую регистрацию и документы. Однако, в ходе рассмотрения дела истцом указанные документы в обоснование своих требований не представлены, более того, представителем истца в судебном заседании пояснено о том, что данный вид трудовой деятельности истцом не лицензировался, он зарабатывал на себя.
Исходя из вышеизложенного, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Требования истца в части признания незаконными действий и бездействий должностного лица военного комиссара Ленинского, Заводского и Центрального районов г. Кемерово подполковника ... в не выдачи истцу справки об исполнении обязанности военной службы в должности рядового, офицера, офицера запаса в период с 01.09.1968г. по 01.01.2002г.; обязании выдать справку о подтверждении исполнения истцом обязанностей военной службы по призыву, в качестве слушателя военной кафедры Политехнического института г. Кемерово, рядового, офицера по призыву, офицера запаса (курсы переподготовки) в период с 01.09.1968г. по 01.01.2002г., суд считает не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05.01.2010г. Бодриковым Г.И. в отдел военного комиссариата Кемеровской области по Ленинскому Заводскому и Центральному районам г. Кемерово было подано заявление о запросе в Министерстве обороны РФ, выдаче справки о прохождении истцом военной службы по призыву в периоды с 01.06.1973г. по 01.08.1973г. (2 года) и 09.03.1991г. по 19.03.1991г., включить периоды в справку, выдать справку с подтверждением его права на льготное исчисление срока военной службы, которую он проходил в высокогорных районах с указанием коэффициента льготного исчисления указанного срока, а также периода, подлежащего включению в трудовой стаж в связи с данным льготным исчислением срока службы.
21.01.2010г. в адрес Бодрикова Г.И. выслан мотивированный ответ на обращение, с указанием причин невозможности выдачи справки о прохождении военных сборов и направлении соответствующих запросов. Кроме того, разъяснено об отсутствии у истца права на льготное исчисление срока военной службы, которую он проходил в высокогорных районах. Не удовлетворение истца полученным разъяснением не является обоснованием для признания действий незаконными, кроме того, Военным комиссариатом, исходя из ответа, предприняты меры по получению необходимый информации.
Поскольку настоящим решением суда истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании расходов по оплате госпошлины и иных судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Бодрикова Г.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), Военному комиссариату Кемеровской области по Ленинскому, заводскому и Центральному районам г. Кемерово о признании действий незаконными, об обязании совершить действия,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Т.В. Кострова
Решение в мотивированной форме составлено 23.07.2010 г.