Решение - в удовлетворении требований отказать.



Дело №2 – 3485/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе

Председательствующего Костровой Т.В.

При секретаре Сапожниковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

03 августа 2010 года

гражданское дело по заявлению Михайлова А.В. о признании незаконными действий по5 формированию кадастровой стоимости земельного участка, признании незаконными налоговых уведомлений ###, ###, ### на оплату физическим лицом земельного налога за 2006, 2007, 2008 годы и обязании исчислить земельный налог на основании нормативной стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Михайлов А.В. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с заявлением о признании незаконными действий по формированию кадастровой стоимости земельного участка, признании незаконными налоговых уведомлений ###, ###, ### на оплату физическим лицом земельного налога за 2006, 2007, 2008 годы и обязании исчислить земельный налог на основании нормативной стоимости земельного участка.

Заявленные требования мотивировал следующим:

Михайлов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ### общей площадью ### кв.м., расположенного по адресу: ..., приобретенного на основании договора купли-продажи земельного участка №8, заключенного 28.02.2005 года между Фондом имущества Кемеровской области и Михайловым А.В. 16.03.2005 право собственности истца на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии .... В последствии Территориальный отдел №5 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, город Кемерово, изменил кадастровый номер земельного участка с ### на ###

19.10.2009 г. истцом были получены от Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово три налоговых уведомления ###, ###, ### об уплате земельного налога за 2006, 2007, 2008 годы на общую сумму 1256470,22 рублей со сроком исполнения (уплаты) до 11.11.2009 года и до 12.11.2009 года. Земельный налог был полностью оплачен Михайловым А.В. тремя платежными поручениями ### от 11.11.2009 г., ### от 11.11.2009 г., и ### от 12.11.2009 г.

Согласно полученным уведомлениям кадастровая стоимость земельного участка составляет 34527206 рублей.

После получения налоговых уведомлений 22.10.2009 г. уполномоченный представитель Михайлова А.В. – адвокат Захаров Д.Н., действующий на основании доверенности от 13.02.2009 года, запросил у Территориального отдела №5 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, город Кемерово информацию о кадастровой стоимости указанного земельного участка, а также нормативно-правовые основания формирования кадастровой стоимости земельного участка.

Территориальный отдел №5 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, город Кемерово письмом ### от 29.10.2009 г. сообщил, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с 01.01.2006 г. составляет 34527206 рублей, а с 27.11.2008 г. составляет 131505587,52 рубля.

Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г., 01.01.2008. составила 34527206 рублей.

В письме ### от 29.10.2009 г. Территориальный отдел №5 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, город Кемерово в качестве обоснования кадастровой стоимости земельного участка сослался на Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области №520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенного пунктов Кемеровской области», которым было отменено распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области». При установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. учитывались показатели, утвержденные распоряжением Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г.

Однако, распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» не было опубликовано официально для всеобщего сведения.

Также заявитель указывает, что Постановление коллегии Администрации Кемеровской области №520 от 27.11.2008 года «О государственной кадастровой оценке земель населенного пунктов Кемеровской области» опубликовано в газете «Кузбасс» №223 за 04.12.2008 г., однако текст публикации не содержит самих результатов кадастровой оценки земель, то есть, опубликован без приложений. Так как результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №520 от 27.11.2008 года «О государственной кадастровой оценке земель населенного пунктов Кемеровской области», не опубликованы, то результаты кадастровой оценки земель не вступили в законную силу.

В связи с этим заявитель считает, что указанное распоряжение, в том числе и утвержденные им результаты кадастровой оценки земель не вступили в законную силу и не могли быть использованы для исчисления земельного налога.

Применение Распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» как нормативно-правового акта, выразилось в том, что Территориальным отделом №5 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, город Кемерово на основании указанного распоряжения была установлена кадастровая стоимость земельного участка, а Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово был исчислен земельный налог от установленной кадастровой стоимости земельного участка.

Заявитель, считает, что применение уполномоченными государственными органами, действия которых обжалуются, Распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» как нормативно-правового акта, который не опубликован официально для всеобщего сведения, является незаконным.

По его мнению, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. на территории Кемеровской области не была определена в установленном законом порядке, так как Распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» не вступило в силу.

В связи с этим заявитель считает, что в данном случае подлежит применению пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, в которых указано, что, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Кроме изложенного, заявитель ссылается на то, что при утверждении кадастровой стоимости земельного участка нарушен пункт 1.2. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39, что так как, при кадастровой оценке земельного участка должно было быть учтено разрешенное использование – «размещение железнодорожных путей», а не «базы и склады».

В связи с изложенным заявитель просил суд

Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером ### в Государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г., 01.01.2008 г.Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области установить нормативную цену земельного участка с кадастровым номером ### общей площадью 20056 кв.м., расположенного по адресу ..., и сообщить установленную нормативную стоимость указанного земельного участка Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово. Признать незаконными налоговые уведомления: ### на уплату физическим лицом земельного налога за 2006 год, выписанное 12.10.2009 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово; ### на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год, выписанное 13.10.2009 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово ### на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год, выписанное 13.10.2009 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово рассчитать земельный налог на основании нормативной стоимости земельного участка с кадастровым номером ### общей площадью 20056 кв.м., расположенного по адресу ....

В последствии представитель заявителя Захаров Д.Н., действующий на основании доверенности от 13.02.2009 г. уточнил заявленные требования в порядке статей 39, 246, 254 ГПК РФ.

Представитель заявителя считает, что настоящий спор подсуден Федеральному суду Центрального района города Кемерово. По мнению представителя истца, уполномоченный государственный орган пытается изменить выбранный заявителем способ защиты его прав, а именно с оспаривания действий уполномоченного государственного органа, на оспаривание нормативного правового акта по основаниям отсутствия его официальной публикации. Однако, согласно ст.12 ГК РФ только заявитель определяет способ защиты гражданских прав и его форму.

В связи с тем, что согласно пунктам 1, 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 №215 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области осуществляет иные административную процедуру – внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр. В связи с чем, заявленные требования подлежат уточнению.

Представитель заявителя считает, что произвольно (без нормативного правового обоснования) внеся сведения об экономической характеристике земельного участка с кадастровым номером ###, общей площадью 20056 квадратных метров, расположенного по адресу ..., (сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### в размере 34527206,24 рубля) в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области не законно установило налоговую базу для заявителя, который в результате указанных действий вынужден был оплатить не законно установленные налоги на общую сумму 1256470,22 рубля, что подтверждается платежными поручениями ### от 11.11.2009 г., ### от 11.11.2009 г., и ### от 12.11.2009 г. Указанные обстоятельства и являются нарушением законных прав и свобод заявителя.

Представитель заявителя уточнил предмет заявленных требований и просил суд:

Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером ###, общей площадью 20056 квадратных метров, расположенного по адресу ..., (сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### в размере 34.527.206,24 рубля.) в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года, 01.01.2008 года.

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области внести сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером ### общей площадью 20056 квадратных метров, расположенного по адресу ..., (сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### в размере нормативной стоимости) в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года, 01.01.2008 года и сообщить Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово.

Признать незаконными налоговое уведомление ### на уплату физическим лицом земельного налога за 2006 года, выписанного 12.10.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово, налоговое уведомление ### на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 года, выписанного 13.10.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово, налоговое уведомление ### на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 года, выписанного 13.10.2009 Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово рассчитать земельный налог на основании нормативной стоимости земельного участка с кадастровым номером ###, общей площадью 20056 квадратных метров, расположенного по адресу ..., сообщенной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, город Кемерово.

Определением суда от 05.07.2010г. произведена замена заинтересованного лица Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области а надлежащего – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области (Управление Росреестра по Кемеровской области) (л.д.13-14)

В судебное заседание заявитель Михайлов А.В. не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.7)

Представитель заявителя Захаров Д.Н., действующий на основании доверенности от 13.02.2009 г. (л.д.8), заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово Руденко О.А., действующая на основании доверенности от 07.04.2010г. №16-04-12 сроком на 1 год, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала письменные возражения на заявленные требования, согласно которых Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Представитель Управления Росреестра по КО Тарханов Г.О., действующий на основании доверенности №45Д от 12.05.2010г. сроком на 1 год, требования заявителя считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела.

Представитель Администрации Кемеровской области Сергиенко О.Н., действующая на основании доверенности №10-16/1667 от 18.03.2010г. сроком на три года, заявленные требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, считает заявленные Михайловым А.В. требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Налоговое законодательство в статье 390 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, при этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ в статье 66 предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.

Правовое регулирование деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и рядом подзаконных актов. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий в форме соответствующего постановления. Кадастровая стоимость земель определяется применительно к их целевому назначению и используется, как правило, для целей налогообложения. Результаты кадастровой стоимости обязательны для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Утвержденный органом исполнительной власти средний уровень кадастровой стоимости является основанием для расчета кадастровой стоимости конкретных земельных участков, в том числе и указанных в настоящем деле.

Судом установлено, что заявитель Михайлов А.В. имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ### общей площадью 20056 квадратных метров по адресу ..., на основании договора купли-продажи земельного участка ###, заключенного 28.02.2005 года между Фондом имущества Кемеровской области и Михайловым А.В. (л.д.14).

Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 16.03.2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области заявителю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии ... (л.д.18).

19.10.2009 г. Михайлов А.В. получил от Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово три налоговых уведомления ###, ### об уплате земельного налога за 2006, 2007, 2008 года соответственно, на общую сумму 1256470,22 рублей со сроком исполнения (уплаты) до 11.11.2009 г. и до 12.11.2009 г. (л.д.22,23,24)

Налогооблагаемая база, указанная в налоговых уведомлениях, составила 34527206 рублей. Указанная сумма была включена в налогооблагаемую базу как кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка была сообщена в марте 2009 года Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области установило указанную кадастровую стоимость земельного участка на основании распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области».

Таким образом, судом установлено, что на основании распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 34527206 рублей по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года, 01.01.2008 года.

Распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» было опубликовано в Специальном выпуске 2003 «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области» (л.д.36-43), который подписан в печать 05.09.2006 года. Кроме того, текст указанного распоряжения был размещен в правовых системах «Консультант Плюс» 15.03.2003 года, «Гарант» 19.06.2004 года и «Кодекс».

В последствии Распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №520 от 27.11.2008 г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области».

Согласно статье 15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», установлено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

В соответствии с п. 5 Распоряжения Администрации Кемеровской области от 03.08.2000 №761-р в редакции от 15.03.2005 «О регламенте Администрации Кемеровской области» (действующей на момент издания распоряжения №261 –р от 21.03.2003г.) предусматривает, что официальным источником опубликования постановлений и распоряжений Администрации Кемеровской области являются областная газета «Кузбасс» и сборник «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области», рассылаемый в структурные подразделения Администрации Кемеровской области, исполнительные органы государственной власти Кемеровской области, администрации городов и районов и Кемеровскую областную научную библиотеку им. В.Федорова.

Таким образом, нормативные правовые акты подлежат опубликованию в областной газете «Кузбасс» и в сборнике «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области».

При этом, указанным распоряжением не предусмотрено, что нормативные акты должны быть в обязательном порядке опубликованы во всех официальных источниках опубликования и что опубликование только в одном официальном издании не допускается. Кроме того, распоряжением не установлено наличие какого-либо минимального тиража.

В связи с указанным, суд соглашается с доводами представителя Администрации Кемеровской области в части того, что норма права, обязывающая опубликовывать официальные акты во всех официальных источниках, в том числе и в газете «Кузбасс», отсутствует.

Из материалов дела усматривается, что Распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» было опубликовано в сборнике «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области», что в силу п.5 Распоряжения Администрации КО от 03.08.2000г. №761-р (в редакции от 15.03.2005г.) «О регламенте Администрации Кемеровской области» является официальным опубликованием нормативного правового акта.

Кроме того, в материалах дела имеется официальная справка ООО «Компания Лад-Два» о размещении указанного распоряжения в правовой системе «КонсультантПлюсКузбасс» 15.03.2003г. (л.д.208, Т.1). Также, текст указанного распоряжения был размещен в правовой системе «Гарант» 19.04.2004г. и «Кодекс», а следовательно, заинтересованным лицам была обеспечена возможность ознакомления с ним.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что порядок опубликования постановления был соблюден, в соответствии с действующим законодательством.

Суд признает доказанным факт обнародования текста распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области».

Неопубликование в областной газете «Кузбасс» Распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» не влечет нарушения прав налогоплательщиков на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Лицам, чьи права и свободы указанное постановление затрагивает, была обеспечена надлежащим образом и в полном объеме возможность ознакомления с его содержанием.

По мнению суда, доводы представителя Администрации Кемеровской области о том, что исполнительный орган государственной власти Кемеровской области исполнил обязанность по обнародованию текста указного распоряжения путем его публикации в Специальном выпуске в 2003 году «Информационный бюллетень Администрации Кемеровской области» и путем его размещения в правовых системах «КонсультантПлюс» 15.03.2003 г., «Гарант» 19.06.2004 года и «Кодекс», являются обоснованными.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 6 Постановления от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указал: «Обратить внимание судов на то, что в силу ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены государственным органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Конституции РФ».

Суд не может согласиться с доводами представителя Администрации Кемеровской области о том, что распоряжение Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области» не является нормативным правовым актом федерального органа государственной власти, а является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку указанное распоряжение обладает следующими признаками:

Во-первых, акт принят в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 25.08.19999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель», согласно которому органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.

Во-вторых, указанным актом утверждены положения о кадастровой стоимости единицы площади в границах кадастровых кварталов по видам функционального использования земли. Данные положения рассчитаны на неоднократное применение, они не носят индивидуального характера и являются обязательными для неопределенного круга лиц, в том числе будущих собственников (землепользователей) земельных участков. Нормативный характер распоряжения администрации Кемеровской области подтверждается также положением п.4 ст.17 Федерального закона от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», в соответствии с которым сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008г. акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району является нормативным правовым актом.

В анализируемом акте установлен размер кадастровой стоимости в цифровом выражении, который обязателен для лиц, приобретающих и распоряжающихся земельными участками как для расчета выкупной цены земли, так и суммы земельного налога, в чем, по мнению суда, заключается установление правил поведения.

Кроме того, согласно статье 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 66 Земельного кодекса РФ и пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, предусматривают, что кадастровая стоимость земельных участков утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, акт утверждения кадастровой стоимости земельного участка – является нормативно-правовым актом.

Оценивая вышеизложенное, суд считает, что применение Распоряжения Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области», опубликованного в соответствии с требованием п. 3 ст. 15 Конституции РФ, является законным.

Судом также установлено, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на основании указанного распоряжения внесло сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, в Государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года, 01.01.2008 года.

До вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», а именно: до 01.03.2008 г., сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносились в государственный земельный кадастр.

С момента вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» на основании статьи 45 указанного закона записи, сделанные в государственном земельном кадастре, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.

Согласно пунктам 4, 5.4.2. Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 г. №418 и действовавшего до 29.06.2009 г. к полномочиям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области относилось введение государственного земельного кадастра.

Так как заявителем оспаривается запись, сделанная в государственном земельном кадастре, то и предмет заявленных требований заявлен в отношении государственного земельного кадастра, а не государственного кадастра недвижимости. Запись в государственном кадастре недвижимости производна от записи в государственном земельном кадастре, дублирует её, и, не оспорив первоначальную запись, внести изменения в государственный кадастр недвижимости нельзя. Кроме того, предметом оспаривания могут быть только те действия, которые реально были осуществлены, а это действия по внесению записей об экономических характеристиках указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, так как по состоянию на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г., 01.01.2008 г. государственный кадастр недвижимости отсутствовал.

Исходя из представленных суду доказательств, суд считает, что действия по внесению записей об экономических характеристиках земельного участка, принадлежащего заявителю, в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006, 01.01.2007, 01.01.2008 года осуществлены в соответствии с действующим законодательством и являются законными, поскольку основаны на подлежащем применению нормативном правовом акте – распоряжении Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 года «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области».

Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоговый кодекс РФ в статьях 390, 391 устанавливает порядок определения налога на землю: «Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом».

В соответствии с положениями статей 391, 396, 397 Налогового кодекса РФ, Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово определяет налоговую базу на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости; исчисляет налог и направляет физическому лицу налоговое уведомление для оплаты налога.

Между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (ныне Управление Росреестра по КО) и Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово 02.08.2007 г. заключено соглашение №130 об информационном взаимодействии по передаче сведений, внесенных государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) (л.д.44-46). Во исполнение указанного соглашения Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области передало Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Кемерово информацию о кадастровой стоимости земельного участка, которая в дальнейшем была использована как налогооблагаемая база.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Кемерово Руденко О.А. пояснила, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, за 2006, 2007, 2008 годы были получены налоговым органом 27.10.2008 г., хотя такие сведения должны предоставляться налоговому органу ежегодно. При этом, для налогового органа не имеет значения факт публикации сведений о кадастровой стоимости для всеобщего обозрения, поскольку действия налогового органа регулируются нормами Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено исчисление земельного налога на основании сведений, которые представляются Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости непосредственно налоговому органу, а не на основании сведений, которые опубликованы в средствах массовой информации.

Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, были направлены в налоговый орган только 01.02.2008 г., что следует из представленного в материалы дела письма руководителя Управления Роснедвижимости по КО начальнику Межрайонной ИФНС России по КО (л.д.58),

Кроме того, данное обстоятельство подтверждается представленными суду служебной запиской, адресованной начальнику отдела учета недвижимости ... от 12.01.2010 г. (л.д.71), из которой следует, что земельный участок, принадлежащий заявителю, был поставлен на государственный кадастровый учет в 2005 году, однако передача налоговому органу сведений о данном участке была совершена только по состоянию на 01.01.2008 г. и на 01.01.2009 г.

Как следует из письма руководителя Управления Роснедвижимости по КО ...., адресованного Директору ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КО ... 13.01.2010 г. (л.д.72), информация о дате передачи в налоговый орган сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### за период с 2006 по 2007 годы в Управление Роснедвижимости по КО не поступала.

Согласно представленным суду выпискам из информационной базы УФНС по КО (л.д.76, 77-78), в электронном виде сведения о земельном участке, принадлежащем Михайлову А.В., поступили в налоговые органы только 30.03.2009 г.

ИФНС РФ по г. Кемерово, получив от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, произвела расчет подлежащего уплате земельного налога за 2006, 2007, 2008 годы исходя из представленной кадастровой стоимости земельного участка определенной в размере 34527206 рублей.

О размере подлежащего уплате земельного налога заявителю было сообщено в уведомлениях: ### от 12.10.2009 г на уплату физическим лицом земельного налога за 2006 год; ### от 13.10.2009 г. на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год; ### от 13.10.2009 г. на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год (л.д.22, 23, 24).

Как следует из представленных суду платежных поручений ### от 11.11.2009 г., ### от 11.11.2009 г., ### от 12.11.2009 г., земельный налог, исчисленный налоговым органом, был полностью оплачен заявителем. Указанное обстоятельство не оспорено в судебном заседании представителем ИФНС России по г. Кемерово. Из ей пояснений установлено, что Михайлов А.В. оплачивает налоги в установленный законом срок, ежегодно представляет налоговые декларации и задолженности по уплате налогов не имеет.

Представитель заявителя считает, что произвольно (без нормативного правового обоснования) внеся сведения об экономической характеристике земельного участка, принадлежащего заявителю, в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2006 года, 01.01.2007 года, 01.01.2008 года Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области не законно установило налоговую базу для заявителя. В результате указанных действий заявитель вынужден был оплатить незаконно установленный налог на общую сумму 1256470,22 рубля, что подтверждается платежными поручениями ### от 11.11.2009 г., ### от 11.11.2009 г., и ### от 12.11.2009 г.

Вместе с тем, суд считает, что действия налогового органа, как основанные на подлежащем применению нормативном правовом акте – распоряжении Администрации Кемеровской области №261-р от 21.03.2003 г. «О государственной кадастровой оценке земель поселений Кемеровской области», являются законными и не нарушают права заявителя.

На основании изложенного, суд считает заявленные Михайловым А.В. требования о признании незаконными налоговых уведомлений ### от 12.10.2009 г на уплату физическим лицом земельного налога за 2006 год; ### от 13.10.2009 г. на уплату физическим лицом земельного налога за 2007 год; ### от 13.10.2009 г. на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из вышеизложенного, оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает заявленные Михайловым А.В. требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 193 – 199, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Михайловым А.В. требований о признании незаконными действий по формированию кадастровой стоимости земельного участка, признании незаконными налоговых уведомлений ###, ###, ### на оплату физическим лицом земельного налога за 2006, 2007, 2008 годы и обязании исчислить земельный налог на основании нормативной стоимости земельного участка,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья Т.В. Кострова

В окончательной форме решение изготовлено 25 августа 2010 года.