Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-3658/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.

при секретаре Лютенко Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

28 октября 2010 года

гражданское дело по иску Попова В.А. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Попов В.А. обратился в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово о признании права собственности.

Требования мотивирует тем, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону (регистрационный номер в реестре - ###) от 11 августа 2009 года в его собственность перешло недвижимое имущество, принадлежавшее ранее покойной матери - Л..

Наследство, на которое было выдано свидетельство, состояло из жилого дома, находившегося в г. Кемерово по адресу: ..., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ###, состоявшего из основного деревянного строения общей площадью 20,5 кв.м., жилой-12,2 кв.м..

Указанный жилой дом принадлежал наследодателю на основании свидетельства о праве на наследства по закону, выданного 23.02.1977 года. Регистрация права не проводилась.

По сведениям ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» земельный участок, на котором было расположено строение, выделялся покойному отцу истца И. в соответствии с решением исполнительного Комитета центрального районного Совета депутатов трудящихся № 33 от 21.01.1964 г.

По данным Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово согласно адресному плану города указанный жилой дом принадлежит истцу и имеет соответствующий почтовый адрес.

После смерти родителей старая постройка была приведена в негодность (снесена в силу старения материалов).

В 1997 году истцом на указанном земельном участке построен жилой дом общей площадью 55,2 кв.м., жилой-31,5 кв.м. (с соответствующими придомовыми постройками хозяйственного назначения).

Дом построен из рубленого леса.

Перед постройкой и после нее до настоящего времени истцом не оформлен
соответствующий проект. Однако Управлением архитектуры и градостроительства
администрации г. Кемерово истцу выдано градостроительное заключение о соответствии
градостроительным требованиям расположения строения. В данном документе истцу
указано на необходимость оформления самовольной постройки в судебном порядке.
По состоянию на сентябрь 2009 года по заданию истца произведено техническое обследование данного строения, в соответствие с которым «ЦТИ Кемеровской области» оформлен технический паспорт; дому присвоен инвентарный номер, определено его месторасположение. То есть, фактически определен статус этой постройки как жилого дома, обладающего всеми техническими данными, обеспечивающими возможность безопасного проживания в нем.

В силу сложившихся обстоятельств дом на настоящее время является самовольной постройкой, то есть жилым домом, созданным без получения на это необходимых разрешений.

В силу ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой, продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии ч. 3 указанной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Полагает, что при строительстве дома им не допущены нарушения градостроительных норм и правил, строительных норм и правил. В противном случае невозможно было бы техническое заключение, выданное «ЦТИ Кемеровской области», и выдача соответствующего градостроительного заключения.

Инвентаризационная стоимость дома составляет 4 673 рубля; оценка по действующим в настоящее время ценам составляет 162 664 рубля.

В настоящее время истцу необходимо определиться с правовым статусом жилого дома, в котором он и его семья проживает с момента его постройки. В этих целях истец вынужден обратиться с настоящим исковым заявлением в суд.

Просит признать за ним право собственности на самовольную постройку -индивидуальный жилой дом, расположенный в г. Кемерово по адресу: ....

Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 28.10.2010г. по делу произведена замена ненадлежащего ответчика – Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово на надлежащего – Администрацию г.Кемерово.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд поступило ходатайство от представителя администрации г.Кемерово Азовцевой М.В. об отложении судебного заседания в связи с занятостью в Рудничном районном суде г.Кемерово, однако документов, подтверждающих полномочия указанного представителя (доверенность) суду не представлены, в связи с чем суд не находит оснований для отложения судебного заседания.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей ст. 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.

Право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам вытекает из конституционных правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом и специального оговорено в законе (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, ст. 263 ГК РФ).

Реализация указанных прав установлена конституционной обязанностью собственника земли не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания права.

В силу требований п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Положениями п. 1 ст. 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, постройка может быть признана самовольной при наличии хотя бы одного из перечисленных условий:

- отсутствует отвод земельного участка под строительство;

- не получены необходимые разрешения на строительство;

- строение возведено с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.

Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в определенных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из требований п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.08.2009г. истцу принадлежит жилой дом, находящийся в ..., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ###, состоящего из основного деревянного строения общей площадью 20,5 кв.м., из нее жилой – 12,2 кв.м. Указанный жилой дом принадлежал наследодателю – матери Попова В.А. – Л. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного старшим государственным нотариусом Первой государственной нотариальной конторы 23.02.1977г. по реестру ###, зарегистрированного в Городском бюро технической инвентаризации администрации г.Кемерово 09.03.1977г. за номером ### и в Комитете по управлению имуществом администрации г.Кемерово 13.02.1997г за номером серия ###. Регистрация права не проводилась (л.д.5).

Согласно выписки из решения исполнительного комитета Центрального районного совета депутатов трудящихся от 21.01.1964г. №33, земельный участок, на котором было расположено строение, выделялся покойному отцу истца И. для строительства индивидуального жилого дома (л.д.25).

В соответствии с ч.1 ст.35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Следовательно, истец владеет земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования.

По данным Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово согласно адресному плану города указанный жилой дом принадлежит истцу и имеет соответствующий почтовый адрес (адресная справка от 04.03.2010г. ### – л.д.27).

В 1997г. период проживания в указанном доме истцом была осуществлена реконструкция жилого помещения, а также нежилого, в результате чего изменилась жилая и общая площадь дома.

Как следует из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: ..., составленного ГПКО ЦТИ КО по состоянию на 14.09.2009 года, общая площадь жилого дома составляет 55,2 кв.м., жилая площадь составляет 31,5 кв.м. (л.д.10-23).

Сведений о том, что Попову В.А. выдавалось разрешение на производство реконструкци жилого дома, в материалы дела не представлено.

Таким образом, жилой дом с общей площадью 55,2 кв.м. и жилой площадью 31,5 кв.м., перепланированный Поповым В.А. без получения соответствующего разрешения, с учетом положений ст. 222 ГК РФ, признается самовольной постройкой.

Между тем, как уже было отмечено выше, в судебном порядке возможно признание права собственности на самовольную постройку в случае, если лицо, у которого земельный участок, занятый самовольной постройкой, находится: (или) в собственности; (или) в пожизненном наследуемом владении; (или) в постоянном (бессрочном) пользовании.

При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово ### от 21.04.2010 года следует, что самовольно перестроенный жилой дом по ... располагается в территориальной зоне Р2-З – перспективной рекреационной зоне, в зоне затопления 1% обеспеченности паводковыми водами. Жилое строение нарушает требования СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства (утверждены постановлением Госстроя России от 30.12.1999г. №94), п.п. 2.10, 2.12 местных нормативов градостроительного проектирования на территории г.Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов четвертого созыва от 16.08.2007г. №165.

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Определением суда от 14.07.2010г. по делу была назначена судебно-строительная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта ### (л.д.44-51) зона Р2-3 не является зоной затопления 1% обеспеченности паводковыми водами, согласно ст.23 Правил землепользования и застройки г.Кемерово. Согласно топографической съемки, с юго-восточной стороны дома на расстоянии 50 метров расположена спланированная территория с гаражным кооперативом (гаражи расположены по рельефу ниже обследуемого жилого дома), а с западной стороны в пределах 100 метров начинается зона Ж6-3, т.е. согласно карты градостроительного зонирования жилой ... не может находиться в зоне затопления.

Жилой дом, расположенный по адресу ..., согласно ст.2 Правил землепользования и застройки г.Кемерово, является не вновь выстроенным. А реконструированным. Реконструкция – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Расположение жилого ..., по адресу ..., согласно приложения №1 СНиП 2.07-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не нарушает противопожарных требований. ... по своему статусу является проездом и жилой ... удален от красной линии проезда более, чем на 3 метра.

Существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил не выявлено. Жилой дом, расположенный по адресу ... не создает угрозы жизни и здоровью граждан, живущих в нем, а также права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ч.1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

У суда нет оснований сомневаться в правильности или обоснованности данного заключения, поскольку исследование и выводы экспертов изложены четко и полно, противоречий не имеется, носят утвердительных характер, а также, не опровергнуты иными доказательствами по делу.

Принимая во внимание изложенное, суд считает возможным признать право собственности Попова В.А. на жилой дом, общей площадью 55,2 кв.м., в том числе жилой площадью 31,5 кв.м., находящейся по адресу: ..., поскольку данная перепланировка осуществлена Поповым В.А. на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке под жилую застройку, при этом указанная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Попова В.А. удовлетворить.

Признать за Поповым В.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., общей площадью 55,2 кв.м., в том числе жилой площадью 31,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: М.К.Курилов