Дело № 2-4090/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
председательствующего Курилова М.К.
при секретаре Лютенко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
24 августа 2010 г.
гражданское дело по заявлению ОАО «Евразруда» об оспаривании предписания ГИТ в КО А. по устранению нарушений трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Евразруда» в лице и.о. директора по правовым вопросам О. обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания ГИТ в КО А. ### от 02.06.10 г. по устранению нарушений трудового законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что 02.06.2010г. на Горно-Шорском филиале ОАО «Евразруда» государственным инспектором труда в Кемеровской области А. была проведена внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства.
По результатам проверки было выдано предписание ### от 02.06.2010 г.
Данное предписание считает незаконным по следующим причинам.
П. 1 предписания содержит требование обеспечить в установленном порядке проведение периодического осмотра всех работников Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда», срок исполнения 09.07.2010 г. Данный пункт необоснован, так как на момент проверки прохождение указанного медосмотра уже было обеспечено работодателем, а именно заключен договор с медицинским учреждением и составлен график прохождения медосмотра.
В п.2 предписания инспектор требует рассмотреть вопрос об обеспечении организации проведения послесменных осмотров работников, однако данный вопрос был рассмотрен ранее и принято отрицательное решение в виду отсутствия необходимости в проведении указанных осмотров соответствующих категорий работников.
Также инспектор требует окончания проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Данное требование считает недопустимым, так как обследование и аттестация рабочих мест, проводимая на филиале, еще не завершена и запланирована до декабря текущего года, таким образом, в случае прекращения обследования в настоящий момент не будут учтены опасные производственные факторы, возникающие в зимний период, кроме того результаты предыдущей аттестации действуют до декабря.
Предписанием ### от 02.06.2010 г. госинспектор труда обязал ОАО «Евразруда» обеспечить составление акта Н-1 на основании и в соответствии с Заключением по несчастному случаю с легким исходом от 28.05.2010 г. Из указанного заключения следует, что 27.06.2009 г. на Горно-Шорском филиале ОАО «Евразруда» с дорожно-путевым рабочим участка внутришахтного транспорта ### Л., произошел несчастный случай, подлежащий квалификации как связанный с производством, подлежащий оформлению актом формы Н-1, учету и регистрации в ОАО «Евразруда». Излагая обстоятельства несчастного случая, госинспектор указывает следующие сведения: 27.06.2009г., выполняя работы, согласно полученного наряда, Л. получил травму руки, ему была оказана первая помощь, после чего он выехал нагора и обратился в МУЗ «Таштагольская Центральная районная больница» где ему был установлен диагноз: «Ушибленная рана II пальца левой кисти. Краевой перелом ладьевидной кости». Также инспектор указывает, что медицинским заключением от 22.04.2010 г. указанное повреждение отнесено к категории «легкое». Однако в представленных материалах отсутствует пояснение в связи с чем медицинское заключение было сделано через десять месяцев после происшествия и на основании каких материалов сделано указанное заключение.
Вместе с тем сведения, изложенные госинспектором в заключении по несчастному случаю, не подтверждаются материалами расследования, а именно: отсутствуют объяснения очевидцев происшествия, запись здравпункта Горно-Шорского филиала об оказании первой помощи, обращение потерпевшего об уведомлении работодателя о несчастном случае.
Кроме того, 27.06.2009 Л. отработал полную смену, после чего самостоятельно покинул место работы, не сообщив никому из должностных лиц о полученной травме, следовательно полагать, что травма, указанная в медицинском заключении, была получена им во время выполнения рабочей функции, нет оснований.
Также госинспектор А. в ходе проверки и при вынесении предписания не представил работодателю документов подтверждающих наличие несчастного случая (заявление потерпевшего, медицинские заключения и др.). В связи с чем требование об оформлении акта о несчастном случае на основании заключения является незаконным.
Ранее госинспектором А. по факту указанного несчастного случая была проведена проверка и вынесены постановления о привлечении ОАО «Евразруда» к административной ответственности ### от 19.05.2010г. и ### от 19.05.2010г., и вынесено предписание ### от 18.05.2010г., содержащее те же требования, что и предписание ### от 02.06.2010г. Не согласившись с мнением госинспектора ОАО «Евразруда» обжаловало привлечение к административной ответственности в суде общей юрисдикции, а также обратилось в Федеральную службу по труду и занятости о признании предписания ### от 18.05.2010г. незаконным. Указанные жалобы находятся на рассмотрении компетентных органов.
Просит признать незаконным предписание ### от 02.06.2010г., выданное государственным инспектором труда в Кемеровской области А.
В судебном заседании представитель заявителя Жданов С.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал.
Государственный инспектор труда в КО А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, считает, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, законность принятого решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что по результатам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в ОАО «Евразруда» на основании распоряжения руководителя ГИТ в КО К. от 26.05.2010г. ###, в период с « 26 » мая 2010г. по «02» июня 2010г., государственным инспектором труда в КО А. составлен акт от «02» июня 2010г. ###, из которого следует, что при проведении проверки выполнения директором Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. предписания, выданного 26.03.2010 г. ### государственным инспектором труда в Кемеровской области А., определено:
- Пунктом № 1 предписания от 26.03.2010 г. ### директор Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. обязан был в срок до 26.05.2010 г. обеспечить в установленном порядке проведение периодического медицинского осмотра всех работников Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда». ОАО «Евразруда» с МУЗ «Таштагольская Центральная районная больница» заключен договор от 31.03.2010 г. ### о проведении периодического медицинского осмотра с 01.06.2010 г. по 09.07.2010 г.;
- Пунктом № 2 предписания от 26.03.2010 г. ### директор Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. обязан был в срок до 26.04.2010 г. обеспечить организацию проведения послесменного осмотра работников для контроля состояния их здоровья, в обязательном порядке для контроля на признаки алкогольного опьянения. Не рассмотрено из-за отсутствия финансирования;
- Пунктом № 4 предписания от 26.04.2010 г. ### директор Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. обязан был в срок до 26.06.2010 г. обеспечить окончание проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Издано распоряжение от 02.09.2009 г. № 335 «О создании аттестационной комиссии». Издано распоряжение от 01.06.2010 г. № 251 «Об изменении состава комиссии по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда». Составлен «Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда». 01.06.2010 г. направлено письмо в экспертную организацию о завершении в срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
2) При проведении проверки выполнения директором Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. предписания, выданного 26.04.2010 г. ### государственным инспектором труда в Кемеровской области А. установлено, что все пункты данного предписания выполнены.
3) При проведении проверки выполнения директором Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. предписания, выданного 18.05.2010 г. ### государственным инспектором труда в Кемеровской области А. определено:
- Пунктом № 1 предписания от 18.05.2010г. ### (далее «предписание») директор Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. обязан был в срок до 21.05.2010 г. обеспечить составление акта формы Н-1 на основании и в соответствии с Заключением, составленным госинспектором труда в Кемеровской области А. (форма 5 Приложение № 1 к Постановлению Минтрудсоцразвития РФ от 24.10.2002 г. № 73) от 18.05.2010 г. по несчастному случаю на производстве, происшедшему 27.06.2009 г. с дорожно-путевым рабочим Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Л. (данное заключение выдано Щ. 18.05.2010 г. на руки), на 02.06.2010 г. данный пункт не выполнен;
- Пунктом № 2 предписания Щ. обязан был в срок до 19.05.2010г. сообщить в исполнительный орган страховщика ГУ КРО ФСС РФ Филиал № 14 (по месту регистрации страхователя) о данном несчастном случае на производстве, на 02.06.2010 г. данный пункт не выполнен;
- Пунктом № 3 предписания Щ. обязан был в срок до 21.05.2010 г. обеспечить в установленном порядке утверждение акта формы Н-1, на 02.06.2010г. данный пункт не выполнен;
- Пунктом № 4 предписания Щ. обязан был в срок до 25.05.2010г. обеспечить вручение оригинала утверждённого акта формы Н-1 пострадавшему Л., на 02.06.2010г. данный пункт не выполнен;
- Пунктом № 5 предписания Щ. обязан был в срок до 25.05.2010 г. обеспечить направление утверждённого акта формы Н-1 в установленном порядке в органы и организации, на 02.06.2010 г. данный пункт не выполнен;
- Пунктом № 6 предписания Щ. обязан был в срок до 25.05.2010 г. обеспечить регистрацию и учет данного несчастного случая в установленном порядке в ОАО «Евразруда», на 02.06.2010 г. данный пункт не выполнен;
- Пунктом № 12 предписания Щ. обязан был в срок до 25.05.2010 г. обеспечить направление утверждённого акта формы Н-1 по Л. в Новокузнецкий отдел Государственной инспекции труда в Кемеровской области, на 02.06.2010 г. данный пункт не выполнен.
Таким образом, на 02.06.2010г. пункты №№ 1, 2, 4 предписания от 26.03.2010г. ### и пункты №№ 1, 2, 3, 4, 5. 6, 12 предписания от 18.05.2010 г. ### директором Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. не выполнены, что является нарушением абз. 18 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.
По результатам указанной проверки Государственным инспектором труда в КО А. вынесено предписание ### от 02.06.10 г., которым ГИТ в КО
обязал управляющего директора ОАО «Евразруда» Е. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
1. обеспечить в установленном порядке проведение периодического медицинского осмотра всех работников Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда». Основание: ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 6.11.2. Коллективного договора ОАО «Евразруда» на 2007-2010 г.», п.п. 6.18.7.8 «Правила внутреннего трудового распорядка»; п. 4.5.1. «Регламента по Единой системе управления охраной труда и промбезопасности ОАО «Евразруда»;
2. Рассмотреть вопрос об обеспечении opганизации проведения послесменного осмотра работников для контроля состояния их здоровья, в том числе для контроля на признаки aлкогольного опьянения, а также, для создания условий, необходимых для соблюдения работниками дисциплины труда и для обеспечения принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций. Основание: ст.ст.212, 357 Трудового кодекса РФ;
3. Обеспечить окончание проведения аттестации рабочих месте по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Основание: ст. 212 ТК РФ;
4. Обеспечить составление акта формы Н-1 на основании и в соответствии с Заключением, составленным госинспектором труда в Кемеровской области А.), (форма 5 Приложение № 1 к Постановлению Минтрудсоцразвития РФ от 24.10.2002 г. № 73) от 18.05.2010 г. по несчастному случаю на производстве, происшедшему 27.06.2009 г. с дорожно-путевым рабочим филиала ОАО «Евразруда» Л., травма отнесена к категории «легкая». Основание: ст.ст. 229.3, 230 Трудового кодекса РФ, п.п. 26, 27, 31 Постановления Минтрудсоцразвития РФ oт 24.10.2002 г. № 73;
5. Сообщить в исполнительный opган страховщика ГУ КРОФСС РФ Филиал № 14 (по месту регистрации страхователя) о несчастном случае на производстве, происшедшем 27.06.2009г. с Л.
Основание: ст. 211 ТрК РФ, п. 6 ч. 2 ст.17 ФЗ РФ oт 24.07.1998 г. № 125-Ф3 «Об обязательном социальном страховании oт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: абз. 1 п. 5 «Положения о расследовании несчастных случаев на производстве в oтдельных отраслях и организациях;
6. Обеспечить в установленном порядке утверждение акта формы Н-1 работодателем. Основание: ст. 230 ТрК РФ;
7. Вручить оригинал утверждённого акта формы Н-1 пострадавшему Л. Основание: ст. 230 ТрК РФ;
8. Обеспечить направление утверждённого акта формы Н-1 в установленном порядке в органы и организации. Основание: ст. 230, 230.1 ТрК РФ;
9. Обеспечить регистрацию и учет данного несчастного случая в установленном порядке в ОАО «Евразруда». Основание: ст. 230.1 ТрК РФ;
10. Обеспечить направление утвержденного акта формы Н-1 по Л. в Новокузнецкий отдел Государственной инспекции труда в Кемеровской области. Основание: ст.ст. 22, 357 ТрК РФ.
По мнению суда, предписание ГИТ в КО А. от 02.06.2010 г. является незаконным в части п. 2,3 предписания на основании следующего.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования) (ст. 213 ТК РФ).
Таким образом, требование ГИТ в КО о проведении послесменных осмотров не основано на действующем законодательстве в области охраны труда.
Работодатель также обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5).
Как следует из Протокола аттестации рабочих мест по условиям труда Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» от 26.12.2005 г., аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена с 01.06.2004 г. по 24.12.2005 г. (л.д. 23), следовательно, учитывая требования п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, требование ГИТ в КО о проведении очередной аттестации рабочих мест в июне 2010 г. является преждевременным.
Что касается требований заявителя о признании незаконным п. 1 предписания от 02.06.2010 г., то, по мнению суда, оно является обоснованным и не противоречащим закону.
Как указывалось выше, в соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
Пунктом № 1 предписания от 26.03.2010 г. ### директор Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» Щ. обязан был в срок до 26.05.2010 г. обеспечить в установленном порядке проведение периодическою медицинского осмотра всех работников Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда».
Как следует из пояснений представителя заявителя, материалов дела, что в соответствии с Распоряжением директора Горно-Шорского филиала ОАО «Евразруда» от 31.05.2010 г. № 247, с 01.06.2010 г. по 09.07.2010 г. с 16 до 18 час. в Шерегешской поликлинике будет проводится периодический медицинский осмотр работников Горно-Шорского филиала, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (л.д. 24). Таким образом, в срок, установленный предписанием ГИТ в КО от 26.03.2010 г. – до 26.05.2010 г., заявитель проведение мед.осмотра не организовал, в связи с чем, данное нарушение было обоснованно указано в предписании ГИТ в КО от 02.06.2010 г.
Что касается п.п. 5-10 предписания от 02.06.2010 г., связанных с оформлением несчастного случая на производстве с работником Л., то суд не усматривает в данном случае каких-либо нарушений законодательства о труде со стороны ГИТ в Ко А.
Согласно ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 229.3 ТК РФ, государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
Согласно ст. 230 ТК РФ, по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (часть пятая статьи 229 настоящего Кодекса), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.
Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.
Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве (ст. 230.1 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением от Л. в ГИТ в КО, инспектором труда в КО А., на основании ст.ст. 227, 229.3 ТК РФ, п. 25 «Положения о расследовании несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утв. Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 24.10.2002 г. № 73, провел расследование несчастного случая на производстве с Л., по результатам которого составил заключение, в соответствии с которым ГИТ в КО пришел к выводу, что несчастный случай подлежит квалификации, как связанный с производством, оформлению актом формы Н-1, учету и регистрации в ОАО «Евразруда» (л.д. 8-10).
Доводы представителя заявителя о том, что заключение ГИТ в КО о несчастном случае на производстве с Л. не соответствует его фактическим обстоятельствам, не могут быть рассмотрены в настоящее время судом, поскольку в соответствии со ст. 231 ТК РФ, разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда. Доказательств вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решений по указанным вопросам, суду, представителем заявителя представлено не было. Следовательно, доводы представителя заявителя в части оспаривания п. 5-10 предписания основаны на неправильном толковании норм материального права.
Иных оснований для признания незаконным предписания государственного инспектора труда в Кемеровской области ### от 02.06.10 г. заявлено не было.
Таким образом, оценивая собранные доказательства в их совокупности, нормы закона, суд находит предписание ### от 02.06.10 г. незаконным в части п.п. 2,3 предписания, в остальной части оснований для признания предписания незаконным не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ОАО «Евразруда» удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание государственного инспектора труда в КО А. от 02.06.2010 г. ### в части п.п. 2, 3 предписания.
Обязать государственного инспектора труда в КО А. устранить допущенные нарушения закона.
В остальной части заявление ОАО «Евразруда» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: М.К. Курилов
В окончательной форме изготовлено 09.09.10 г.