Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-5391/2010.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего Костровой Т.В.

при секретаре Сапожниковой С.В.

с участием и.о. Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Третьяковой Л.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

«02» ноября 2010 года

гражданское дело по заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Разрез Купринский» о понуждении к исполнению обязанности, суд

У С Т А Н О В И Л:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Закрытому акционерному обществу «Разрез Купринский» об обязании до 01.11.2011 года разработать проект ориентировочного размера санитарно- защитной зоны для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с действующими санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и направить обосновывающие материалы для установления размера санитарно-защитной зоны Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

Требования мотивированы следующим.

Проведенной Кемеровской природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры области проверкой установлено, что уставная деятельность Закрытого акционерного общества «Разрез Купринский» (далее-ЗАО «Разрез Купрринский») по добыче каменного угля открытым и подземным способом связана с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Частью 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны. Частью 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» также предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санэпидблагополучии населения (ч.б ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Закона).

В соответствии с п.п. 3.1.6, 3.3.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ), проекты организации и благоустройства которых разрабатываются в строгом соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. Обязанность обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству СЗЗ в соответствии с действующими санитарными правилами возложена п. 4.1.1 вышеуказанных Гигиенических требований на юридических лиц, имеющих источники загрязнения атмосферы.

Требования к организации, размеру, благоустройству СЗЗ, а также ограничения на использование территории СЗЗ установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», новая редакция которых введена в действие с 01.03.2008, с изменениями № 2, действующими с 01.12.2009. В соответствии с п.2.1. указанных Правил, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. В силу требований п.2.5. Правил организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от территории жилой застройки санитарно-защитными зонами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Как установлено в ходе проверки, в состав ЗАО «Разрез Купринский» входят: участок открытых горных работ, внутренний и внешний отвалы, склад угля, промплощадка. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении ответчиком производственной деятельности происходит в результате ведения буровых и взрывных работ, пыления с поверхности отвалов, складов угля, осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Согласно Проекту нормативов предельно допустимых выбросов ЗАО «Разрез Купринский», при проведении инвентаризации на площадках предприятия выявлено 19 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, от которых в атмосферный воздух поступает 18 наименований загрязняющих веществ 1-4 классов опасности.

Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (п.2.1. Правил). Ориентировочный размер СЗЗ разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2 Правил).

На сегодняшний день ЗАО «Разрез Купринский» разработан проект расчетной (предварительной) СЗЗ. Однако для подтверждения расчетных параметров необходимы годовые натурные исследования и измерения загрязнения атмосферного воздуха и выполнение оценки риска здоровью населения. В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I - II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру СЗЗ принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения (п.3.6.Правил).

По состоянию на 27.08.2010 (день проведения прокуратурой проверки) работы по выполнению оценки риска для здоровья населения от воздействия выбросов ЗАО «Разрез Купринский» не начаты. Размеры и границы СЗЗ для принадлежащих ответчику источников воздействия не установлены. К осуществлению производственной деятельности, связанной с добычей угля. ЗАО «Разрез Купринский» фактически приступило до 2008 года.

Отсутствие у ЗАО «Разрез Купринский» организованной санитарно-защитной зоны, экспертного заключения на проект СЗЗ для эксплуатируемых им источников загрязнения атмосферы, которым определялись бы размер и границы СЗЗ, режим использования СЗЗ, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Истец просит суд:

Обязать Закрытое акционерное общество «Разрез Купринский» до 01.11.2011 года разработать проект ориентировочного размера санитарно- защитной зоны для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с действующими санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и направить обосновывающие материалы для установления размера санитарно-защитнои зоны Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

В судебном заседании и.о Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Третьякова Л.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика ОАО «Разрез Купринский» Жаркова Н.Г., действующая на основании доверенности от 25.05.2010г. сроком до 31.12.2010г., исковые требования прокурора признала, в материалы дела представила отзыв на исковое заявление.

Выслушав доводы и.о прокурора, изучив письменные материалы дела, суд считает требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право выступать в защиту интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и неопределенного круга лиц путем обращения в суд общей юрисдикции. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических правоотношений и отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Судом установлено, что проведенной Кемеровской природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры области проверкой установлено, что уставная деятельность Закрытого акционерного общества «Разрез Купринский» по добыче каменного угля открытым и подземным способом связана с негативным воздействием на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что в состав ЗАО «Разрез Купринский» входят: участок открытых горных работ, внутренний и внешний отвалы, склад угля, промплощадка. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении ответчиком производственной деятельности происходит в результате ведения буровых и взрывных работ, пыления с поверхности отвалов, складов угля, осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

Согласно Проекту нормативов предельно допустимых выбросов ЗАО «Разрез Купринский», при проведении инвентаризации на площадках предприятия выявлено 19 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, от которых в атмосферный воздух поступает 18 наименований загрязняющих веществ 1-4 классов опасности.

Согласно ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Часть 2 ст. 16 названного федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относит размещение отходов, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнение окружающей среды шумом и другими физическими факторами.

Частью 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны. Частью 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» также предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санэпидблагополучии населения (ч.б ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Закона).

В соответствии с п.п. 3.1.6, 3.3.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ), проекты организации и благоустройства которых разрабатываются в строгом соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов. Обязанность обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству СЗЗ в соответствии с действующими санитарными правилами возложена п. 4.1.1 вышеуказанных Гигиенических требований на юридических лиц, имеющих источники загрязнения атмосферы.

Требования к организации, размеру, благоустройству СЗЗ, а также ограничения на использование территории СЗЗ установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», новая редакция которых введена в действие с 01.03.2008, с изменениями № 2, действующими с 01.12.2009. В соответствии с п.2.1. указанных Правил, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. В силу требований п.2.5. Правил организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от территории жилой застройки санитарно-защитными зонами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п. 2.3.Правил критерием для определения размера СЗЗ является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно классификации объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания человека, угольные разрезы относятся, в соответствии с п.7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,...», к предприятиям первого класса опасности с ориентировочным размером СЗЗ 1000 м.

Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (п.2.1. Правил). Ориентировочный размер СЗЗ разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2 Правил).

В проекте СЗЗ должны быть определены мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п.ЗЛО) с учетом запретов на размещение в СЗЗ объектов, перечисленных в п.п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В силу п. 3.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, проектная документация по санитарно-защитной зоне должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

Установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ; экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения; систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух (п.4.2).

Установлено, что ЗАО «Разрез Купринский» разработан проект расчетной (предварительной) СЗЗ, однако для подтверждения расчетных параметров необходимы годовые натурные исследования и измерения загрязнения атмосферного воздуха и выполнение оценки риска здоровью населения. В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I - II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру СЗЗ принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения (п.3.6.Правил).

По состоянию на 27.08.2010 (день проведения прокуратурой проверки) работы по выполнению оценки риска для здоровья населения от воздействия выбросов ЗАО «Разрез Купринский» не начаты. Размеры и границы СЗЗ для принадлежащих ответчику источников воздействия не установлены. К осуществлению производственной деятельности, связанной с добычей угля. ЗАО «Разрез Купринский» фактически приступило до 2008 года.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 «ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарное законодательство, к которому относятся и санитарные правила, направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривающий необходимость установления санитарно-защитных зон, также направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие у ЗАО «Разрез Купринский» организованной санитарно-защитной зоны, экспертного заключения на проект СЗЗ для эксплуатируемых им источников загрязнения атмосферы, которым определялись бы размер и границы СЗЗ, режим использования СЗЗ, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обзывающего совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливаем в решении срок, в течение которого решением суда может быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в целях соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обязать Закрытое акционерное общество «Разрез Купринский» до 01.11.2011 года разработать проект ориентировочного размера санитарно- защитной зоны для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с действующими санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и направить обосновывающие материалы для установления размера санитарно-защитной зоны Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «Разрез Купринский» до 01.11.2011 года разработать проект ориентировочного размера санитарно- защитной зоны для эксплуатируемых им объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с действующими санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и направить обосновывающие материалы для установления размера санитарно-защитной зоны Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись Т.В. Кострова

Верно. Судья: