Дело № 2-4389/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,
при секретаре Рябиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
06 октября 2010 года
гражданское дело по заявлению прокурора Заводского района г. в интересах неопределенного круга лиц, жителей многоквартирного дома № 276 по проспекту Кузнецкому в г. Кемерово к Администрации города Кемерово о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заводского района г. в интересах неопределенного круга лиц, жителей многоквартирного дома № 276 по проспекту Кузнецкому в г. Кемерово обратился в суд с заявлением к Администрации города Кемерово о понуждении к совершению действий, а именно: Обязать межведомственную комиссию администрации города Кемерово в месячный срок с момента принятия решения привести заключения межведомственной комиссии № 69 от 22.12.2009 года в соответствие с требованиями п. 47 Положения «О признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с п. 49 указанного Положения обязать администрацию города Кемерово издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в целях проведения ремонтно-восстановительных работ по дому.
В соответствии с п. 51 Положения обязать межведомственную комиссию администрации города направить копии заключения межведомственной комиссии № 69 от 22.12.2009 и распоряжения органа местного самоуправления (администрации города Кемерово) о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения физических лиц одному из собственников жилого помещения в многоквартирном доме гр-ну Дубовик А.В. по пр-ту Кузнецкий, 276-10.
Свои требования мотивирует тем, что Прокуратурой района по коллективному обращению жителей многоквартирного дома № 276 по пр-ту Кузнецкому в г. Кемерово о нарушении администрацией города жилищного законодательства Российской Федерации, проведена проверка.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Установлено, что квартиры № № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 18 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 276, на основании решения комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 05.06.2006 № 1406, включены в реестр муниципальной собственности.
В 2007 году состоялось обследование ветхого жилого фонда города территориальными управлениями районов и жилищными трестами. Сформированные в результате данного обследования предложения были переданы межведомственной комиссией. На основании проведенных обследований, исходя из лимитов финансирования, межведомственной комиссией было принято решение о признании ряда жилых домов города непригодными для проживания, в связи с чем, составлен план сноса ветхого и аварийного жилья до 2012 года.
Порядок признания домов непригодными для постоянного проживания установлен положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с данным положением, вопросы признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу либо о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ решаются межведомственной комиссией на основании вынесенных заключений, основанных на результатах изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 вопрос о признании многоквартирного дома по адресу: пр-т. Кузнецкий, 276 непригодным для постоянного проживания, в связи с многочисленными обращениями жильцов дома, был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии в 2009 году. В 2009 году комиссией было принято решение о необходимости привлечения, для определения состояния несущих конструкций многоквартирного дома, специализированной проектной организации.
Установлено, что в соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» администрацией города были проведены торги путем запроса котировок на право заключение муниципального контракта на выполнение обмерно-исследовательских и проектных работ, направленных на устранение аварийных ситуаций и усиления строительных конструкций дома. С победителем указанных торгов ООО «Кемеровостройпроект» администрацией города был заключен муниципальный контракт на выполнение указанного вида работ, в соответствии с распоряжением от 03.04.2009 № 115 на их проведение были выделены денежные средства в сумме 210, 000 тыс. рублей.
22.12.2009 года межведомственной комиссией, на основании технического заключения состояния строительных конструкций многоквартирного двухэтажного кирпичного жилого дома по пр-ту Кузнецкий, 276 проведенного ООО «Кемеровостройпроект» было принято решение о признании жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме пригодными для проживания после проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению.
Установлено, что при осуществлении вышеуказанной деятельности администрацией города и комиссией были допущены нарушения действующего законодательства, а именно:
в нарушении положений п. 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации (далее по тексту Положение) межведомственной комиссией в заключении от 22.12.2009 года о признании жилых помещений дома пригодными для проживания изложена формулировка решения, не предусмотренная указанной правовой нормой.
Так, межведомственной комиссией принято заключение о признании жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме пригодными для проживания после проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению. Однако нормы п. 47 Положения не предусматривают возможность принятия решения о признании жилых помещений многоквартирного дома пригодными для проживания под условием проведения капитального ремонта.
В силу требований указанной правовой нормы, в случае принятия межведомственной комиссией решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после их завершения, продолжается процедура оценки помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании жилых помещений многоквартирного дома пригодными для проживания под условием проведения работ по их капитальному ремонту противоречит требованиям законодательства (п. 47 Положения) по условием которого рассмотрение вопроса о пригодности (непригодности) помещений дома для проживания возможно лишь после выполнения капитального ремонта и последующего проведения процедуры их оценки.
При этом следует отметить небрежность в оформлении заключения -данный документ подписан не всеми участниками комиссии, а какие-либо сведения об отказе в его подписании к заключению не приобщены.
Кроме того, установлено, что в нарушение требований п. 49 вышеуказанного Положения, предусматривающего обязанность органа местного самоуправления издания распоряжения с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических лиц в целях необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома, администрацией города подобное решение принято не было.
Проверка материалов дела, сформированного по результатам работы межведомственной комиссии, показала, что указанное распоряжение, до настоящего времени не издано, что ставит под сомнение правомерность совершения любых последующих действий, в том числе направленных на обеспечение дальнейшего безопасного использования помещений дома, создает неопределенность с периодом начала и окончания ремонтных работ, отодвигает на неопределенное время продолжение процедуры оценки помещений дома на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшего проживания создаёт дополнительные препятствия к оспариванию решения заинтересованными лицами.
Кроме того, вызывает сомнение представленные администрацией города, в прокуратуру района, сведения о проведении обследования многоквартирного дома непосредственно муниципалитетом, по инициативе которого и были приняты меры по передаче материалов по многоквартирному дому № 276 по пр.Кузнецкому в межведомственную комиссию. Имеющиеся в материалах дела неоднократные обращения жителей указанного дома, адресованные в различные органы государственной власти, в том числе в приемную полномочного представителя Президента Российской Федерации, свидетельствуют о том, что проведение обследования дома, фактически было инициировано именно его жильцами. В связи с этим, а также учитывая, что ряд жильцов дома являются собственниками квартир, расположенных в доме, администрации города, при рассмотрении вопроса о создании комиссии для оценки жилых помещений дома № 276 по пр. Кузнецкому, следовало исполнить требования Положения (абз.6 п.7) о привлечении к работе комиссии собственников жилых помещений (их представителей). Однако названная правовая норма не была соблюдена.
Неисполнение названного правового предписания, в свою очередь, повлекло нарушение положений п.п. 44 и 51 Положения, в соответствии с которыми собственники жилых помещений имеют право на получение заключения комиссии и распоряжения органа местного управления, принятого по такому заключению. Кроме этого, неисполнение межведомственной комиссией обязанности по направлению копии заключения и распоряжения органа местного самоуправления одному из собственников жилого помещения (заявителю) нарушает основные принципы федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к каковым, помимо прочего, относятся принцип достоверности информации и своевременности ее получения.
Неисполнение названных правовых положений затрудняет, в настоящее время, возможность ознакомления собственников с решением комиссии и реализацию их прав на обжалование принятого решения.
По результатам выявленных нарушений закона прокуратурой района в адрес Главы города Кемерово Михайлова В.В. 18.03.2010 года было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. По результатам его рассмотрения 19.04.2010 (исх. № 833) заместителем Главы города Кемерово, начальником управления ЖКХ администрации гор Лоскутовым В.М. был дан ответ отклоняющего характера, мер по устранен нарушений закона принято не было.
Не устранение указанных нарушений межведомственной комиссии в ли председателя Главы города Кемерово свидетельствует о нарушении прав интересов жителей многоквартирного дома, поскольку в данном случае имеет место неисполнение (игнорирование) норм действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих о имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российское Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с изложенным считает, что в силу ст. 45 ГПК РФ и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единственным органом, способным защитить права, свободы и законные интересы граждан (жителей многоквартирного дома) являются органы прокуратуры.
Определением суда от 23 августа 2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска привлечен Дубовик А.В..
В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Медведев В.А. на требованиях настаивал в полном объеме, доводы заявления поддержал.
Третье лицо Дубовик А.В. требования прокурора Заводского района г. Кемерово поддержал, суду пояснил, что он является собственником жилого помещения в г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 276-10. Жильцы дома неоднократно обращались в различные контролирующие, надзорные инстанции, а также администрацию города Кемерово с заявлениями о проведении обследования жилого дома и оценки его состояния на предмет пригодности для проживания. Однако, никаких письменных уведомлений о принятых решениях собственникам направлено не было.
Представитель администрации города Кемерово в суд не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, лично под роспись.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции федерального закона № 131-ФЗ от 03.12.2008 местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации в целях решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения.
По смыслу указанных норм закона, а также в соответствии с требованиями ст. 65 ЖК РФ на органы местного самоуправления как «наймодателя» указанных жилых помещений возложены обязанности по передаче нанимателям жилых помещений отвечающих установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в том числе исполнение обязанностей по проведению капитального ремонта таких помещений.
Как следует из материалов дела, квартиры под №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 18 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 276, на основании решения комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 05.06.2006 № 1406, включены в реестр муниципальной собственности.
В 2007 году состоялось обследование ветхого жилого фонда города территориальными управлениями районов и жилищными трестами. Сформированные в результате данного обследования предложения были переданы межведомственной комиссией. На основании проведенных обследований, исходя из лимитов финансирования, межведомственной комиссией было принято решение о признании ряда жилых домов города непригодными для проживания, в связи с чем, составлен план сноса ветхого и аварийного жилья до 2012 года.
Порядок признания домов непригодными для постоянного проживания установлен положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с данным положением, вопросы признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу либо о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ решаются межведомственной комиссией на основании вынесенных заключений, основанных на результатах изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 вопрос о признании многоквартирного дома по адресу: пр. Кузнецкий, 276 непригодным для постоянного проживания, в связи с многочисленными обращениями жильцов дома, был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии в 2009 году.
В 2009 году комиссией было принято решение о необходимости привлечения, для определения состояния несущих конструкций многоквартирного дома, специализированной проектной организации.
Как следует из заявления прокурора и письменных материалов дела, в соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» администрацией города были проведены торги путем запроса котировок на право заключение муниципального контракта на выполнение обмерно-исследовательских и проектных работ, направленных на устранение аварийных ситуаций и усиления строительных конструкций дома. С победителем указанных торгов ООО «Кемеровостройпроект» администрацией города был заключен муниципальный контракт на выполнение указанного вида работ, в соответствии с распоряжением от 03.04.2009 № 115 на их проведение были выделены денежные средства в сумме 210, 000 тыс. рублей.
22.12.2009 года межведомственной комиссией, на основании технического заключения состояния строительных конструкций многоквартирного двухэтажного кирпичного жилого дома по пр-ту Кузнецкий, 276 проведенного ООО «Кемеровостройпроект» было принято решение о признании жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме пригодными для проживания после проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, судом установлено, что при осуществлении вышеуказанной деятельности администрацией города и комиссией были допущены нарушения действующего законодательства, а именно:
в нарушении положений п. 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации (далее по тексту Положение) межведомственной комиссией в заключении от 22.12.2009 года о признании жилых помещений дома пригодными для проживания изложена формулировка решения, не предусмотренная указанной правовой нормой.
Так, межведомственной комиссией принято заключение о признании жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме пригодными для проживания после проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к жилому помещению. Однако нормы п. 47 Положения не предусматривают возможность принятия решения о признании жилых помещений многоквартирного дома пригодными для проживания под условием проведения капитального ремонта.
В силу требований указанной правовой нормы, в случае принятия межведомственной комиссией решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после их завершения, продолжается процедура оценки помещений на предмет их пригодности (непригодности) для проживания.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании жилых помещений многоквартирного дома пригодными для проживания под условием проведения работ по их капитальному ремонту противоречит требованиям законодательства (п. 47 Положения), которым предусмотрено, что рассмотрение вопроса о пригодности (непригодности) помещений дома для проживания возможно лишь после выполнения капитального ремонта и последующего проведения процедуры их оценки.
Кроме того, данный документ подписан не всеми участниками комиссии, а какие-либо сведения об отказе в его подписании к заключению не приобщены.
В нарушение требований п. 49 вышеуказанного Положения, предусматривающего обязанность органа местного самоуправления издания распоряжения с указанием дальнейшего использования помещения, сроках отселения физических лиц в целях необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома, администрацией города подобное решение принято не было.
Проверка материалов дела, сформированного по результатам работы межведомственной комиссии, показала, что указанное распоряжение, до настоящего времени не издано, что ставит под сомнение правомерность совершения любых последующих действий, в том числе направленных на обеспечение дальнейшего безопасного использования помещений дома, создает неопределенность с периодом начала и окончания ремонтных работ, отодвигает на неопределенное время продолжение процедуры оценки помещений дома на предмет пригодности (непригодности) для дальнейшего проживания создаёт дополнительные препятствия к оспариванию решения заинтересованными лицами.
Кроме того судом установлено, жители указанного дома неоднократно обращались в различные органы государственной власти, в том числе в приемную полномочного представителя Президента Российской Федерации, о проведении обследования дома. При таких обстоятельствах, суд считает, что фактически оценка состояния жилых помещений дома была инициирована именно его жильцами. В связи с этим, а также учитывая, что ряд жильцов дома являются собственниками квартир, расположенных в доме, администрации города, при рассмотрении вопроса о создании комиссии для оценки жилых помещений дома № 276 по пр. Кузнецкому, следовало исполнить требования Положения (абз.6 п.7) о привлечении к работе комиссии собственников жилых помещений (их представителей). Однако названная правовая норма не была соблюдена.
Неисполнение названного правового предписания, в свою очередь, повлекло нарушение положений п.п. 44 и 51 Положения, в соответствии с которыми собственники жилых помещений имеют право на получение заключения комиссии и распоряжения органа местного управления, принятого по такому заключению. Кроме этого, неисполнение межведомственной комиссией обязанности по направлению копии заключения и распоряжения органа местного самоуправления одному из собственников жилого помещения (заявителю) нарушает основные принципы федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к каковым, помимо прочего, относятся принцип достоверности информации и своевременности ее получения.
Неисполнение названных правовых положений затрудняет, в настоящее время, возможность ознакомления собственников с решением комиссии и реализацию их прав на обжалование принятого решения.
По результатам выявленных нарушений закона прокуратурой Заводского района г. Кемерово в адрес Главы города Кемерово Михайлова В.В. 18.03.2010 года было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. По результатам его рассмотрения 19.04.2010 (исх. № 833) заместителем Главы города Кемерово, начальником управления ЖКХ администрации Лоскутовым В.М. был дан ответ отклоняющего характера, мер по устранению нарушений закона принято не было.
Как следует из пояснений свидетеля СВИДЕТЕЛЬ 1, проживающей по адресу: ..., никаких письменных документов по поводу того, что будет происходить с домом, жители не получали. Свидетель присутствовала на собрании 12.05.2010 года, где было сказано, что дом будет поставлен на капитальный ремонт, но письменных документов не предоставили. Жителям дома в устной форме представители администрации г. Кемерово говорили, что нужно выселяться. В мае 2010 года приезжал Глава города Кемерово Михайлов В.В.и говорил, что дом будет поставлен на капитальный ремонт, но письменных документов так администрация г. Кемерово и не предоставила.
Не устранение указанных нарушений межведомственной комиссии в лице председателя комиссии - Главы города Кемерово свидетельствует о нарушении прав интересов жителей многоквартирного дома, поскольку в данном случае имеет место неисполнение (игнорирование) норм действующего федерального законодательства.
Принимая во внимание изложенное, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит требования прокурора Заводского района г. Кемерово подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора города Заводского района г. Кемерово – удовлетворить.
Обязать межведомственную комиссию администрации города Кемерово в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести заключение межведомственной комиссии № 69 от 22.12.2009 года в соответствии с требованиями п. 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Обязать администрацию города Кемерово в соответствии с п. 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, и направить
Обязать межведомственную комиссию администрации города Кемерово в соответствии с п. 51 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 направить копии заключения межведомственной комиссии № 69 от 22.12.2009 года и распоряжения Администрации города Кемерово, принятое в соответствии с п. 49 Положения, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме Дубовик А.В., проживающему в ....
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением представления через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья: Н.А. Савинцева
Решение в мотивированной форме составлено 22.10.2010 года.