Дело № 2-4366/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе
Председательствующего Копыловой Е. В.
При секретаре Корсаковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
14 сентября 2010 года
гражданское дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах Российской Федерации к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кемеровской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением об обжаловании действий территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, обязании совершить действия.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой области при осуществлении государственных надзорных полномочий 09.07.2010 года в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат) направлено требование о предоставлении информации о добыче угля ШАХТА1 и ШАХТА2 Однако Кемеровостат письмом от 22.07.2010 года отказал в предоставлении требуемой информации со ссылкой на её ограниченный доступ, установленный частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Просит признать незаконными действия Кемеровостата по отказу в предоставлении информации о добыче угля ШАХТА1 и ШАХТА2 по форме П-1, обязать предоставить указанную информацию в прокуратуру Кемеровской области не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца Павленко И.В., представивший служебное удостоверение ###, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Кемеровостат Алимов В.И., действующий на основании доверенности от 16.08.2010 г., заявленные требования не признал.
Представитель заинтересованного лица ШАХТА1 Дальчанина Е.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала.
Представитель заинтересованного лица ШАХТА2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что требования заявлены обосновано и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 249 ГПК РФ предусматривает, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Согласно частям 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2010 года № 132-ФЗ) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
При осуществлении своих государственных полномочий прокурор вправе в соответствии со статьями 6, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Требования прокурора подлежат безусловному исполнению.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой области при осуществлении государственных надзорных полномочий 09.07.2010 года в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области направлено требование о предоставлении информации о добыче угля ШАХТА1 и ШАХТА2. Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, данная информация была истребована в Кемеровостате после трагических событий на шахте «Распадская», повлекших смерть десятков людей. В целях анализа причин трагедии, а также в предупредительных целях была истребована информация о добыче угля угольными предприятиями. Письмом от 22.07.2010 года Кемеровостат отказал в предоставлении требуемой информации со ссылкой на её ограниченный доступ, мотивируя отказ отсутствием согласия на предоставлении такой информации обладателей указанных сведений, т.е. непосредственно предприятиями угольной промышленности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» целью закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учёта, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям" (Административный регламент), утвержденный приказом Росстата от 18.03.2008 г. № 61, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы государственной статистики (Росстат) при осуществлении полномочий по предоставлению официальной статистической информации указанным выше органам.
В соответствии с п. 23 Административного регламента в предоставлении официальной статистической информации по письменному запросу может быть отказано в следующих случаях: по запросу невозможно однозначно определить состав запрашиваемых статистических показателей и временные интервалы запрашиваемых статистических показателей; требуемая статистическая информация не разрабатывается в рамках федерального плана статистических работ либо не может быть получена на основании сведений, подготавливаемых Росстатом; решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти; запрашиваемая статистическая информация относится к информации ограниченного доступа, а орган или организация, направившая запрос, не обладают правами доступа к данной информации. Данный перечень оснований к отказу в предоставлении стат.информации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отказ Кемеровостата мотивирован тем, что запрашиваемая прокуратурой Кемеровской области статистическая информация относится к информации ограниченного доступа.
В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. К такой информации относится: врачебная тайна, тайна усыновления, государственная тайна, тайна связи, конфиденциальная информация в СМИ, адвокатская тайна, информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, коммерческая тайна.
Кемеровостат полагает, что запрашиваемая прокуратурой Кемеровской области статистическая информация относятся к категории коммерческой тайны.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 09.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
При этом закон устанавливает, что доступ к информации, составляющей коммерческую тайну означает ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.
В связи с этим, суд полагает необходимым отметить государственный характер исполнения полномочий прокурором (отсутствие коммерческого интереса), следовательно, к субъектам, которым ограничен доступ, прокурор не относится. Иное толкование закона приведет к ненадлежащему осуществлению прокурорского надзора от имени Российской Федерации.
Именно в этой связи, полагает суд, законодатель счел необходимым специальной нормой Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно статьей 6, подчеркнуть обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по реализации возложенных надзорных функций в соответствующих сферах правовых отношений. Исполнение основанных на законе требований прокурора не может быть связано с какими-либо условиями и выполняется в сроки, указанные законодательством, либо в согласованные с прокурором сроки.
Прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует как представитель федеральной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
По требованию прокурора руководители и должностные лица, согласно ст. ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ», обязаны представить необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения. При этом федеральный законодатель не конкретизирует характер (не ограничивает круг) статистических сведений, которые вправе истребовать прокурор при осуществлении возложенных на него полномочий.
Таким образом, исходя из системного анализа норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Кемеровостата в предоставлении истребуемой информации о добыче угля ШАХТА1 и ШАХТА2 прокурору, действующему в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, является незаконным.
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего совершить какие-либо действия, не связанные с передачей денег, суд своим решением может установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение.
Принимая во внимание вышеуказанные положения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Кемеровской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области в предоставлении информации о добыче угля ШАХТА1 и ШАХТА2» по форме П-1.
Обязать территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области предоставить информацию о добыче угля ШАХТА1 и ШАХТА2 по форме П-1 прокурору Кемеровской области в срок не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья Е. В. Копылова
В мотивированной форме решение изготовлено 17.09.2010 года.