Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-2140/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Кемерово

В составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

При секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

23 августа 2010 года

гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц (воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 96 «Детский сад комбинированного вида») к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 96 «Детский сад комбинированного вида» о запрете осуществления медицинской деятельности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Центрального района г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 96 «Детский сад комбинированного вида») к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 96 «Детский сад комбинированного вида» о запрете осуществления медицинской деятельности. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры города проведена проверка исполнения законодательства в деятельности дошкольных образовательных учреждений района, в том числе, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 96 «Детский сад комбинированного вида» осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии). Пунктом 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 (далее по тексту Типовое положение) закреплено, что дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями). Согласно п. 5 Типового положения основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно -речевого, социально — личностного, художественно — эстетического и физического развитии детей; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей и т.д. В силу п. 25 Типового положения медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Как следует из п. 4. 3 Устава образовательного учреждения, одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей за счёт использования комплекса оздоровительных мероприятий.

В соответствии с п. 4. 7 Устава образовательного учреждения, медицинское обслуживание осуществляется курирующим врачом МУЗ «ДКБ № 7» и медицинским персоналом учреждения, согласно штатному расписанию, который, наряду с администрацией, несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания.

В штатное расписание МДОУ № 96 включены медицинские работники - старшая медицинская сестра, медицинская сестра, врач.

В дошкольном образовательном учреждении организовано медицинское обслуживание детей и оказывается доврачебная медицинская помощь, медицинскими работниками осуществляется проведение систематических медицинских осмотров детей, основных медицинских мероприятий, выполняются медицинские назначения и процедуры в соответствии с указаниями врача, осуществляется медико - педагогический контроль над организацией двигательного режима в учреждении, методикой проведения утренней гимнастики и физических занятий и их воздействием на детский организм, контроль за проведением закаливающих мероприятий, планирование вакцинации и контроль состояния детей после её проведения.

В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ (в ред. от 30.12.2008, с изм. от 18.07.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Лицензия на право ведения медицинской деятельности выдается лицензирующим органом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, при этом ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ лицензирующие органы наделены правом осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Отсутствие лицензии не позволяет судить о соответствии осуществляемой медицинской деятельности лицензионным требованиям и может повлечь за собой причинение вреда здоровью воспитанников МДОУ № 96, нанесение ущерба их правам и законным интересам.

Согласно положению ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании изложенного, просил суд запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 96 «Детский сад комбинированного вида» осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Канаплицая О.А. на исковых требованиях настаивала.

Представитель МДОУ № 96 «Детский сад комбинированного вида» Сараева И.А., действующая на основании Устава учреждения и приказа о назначении на должность заведующей, исковые требования не признала. Суду пояснила, что в настоящее время ответчик до получения в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности приостановил медицинскую деятельность. Врач детского учреждения находится в административном отпуске без сохранения заработной платы, а медицинская сестра уволилась. Кроме того, суду пояснила, что ответчиком оформляются необходимые документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Представитель 3-его лица Администрации г. Кемерово Крючкова М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала необоснованными, поскольку ответчик добровольно приостановил осуществление медицинской деятельности. Поддержала письменные возражения по исковым требованиям, представленные в дело в порядке ст. 35 ГПК РФ.

Представитель 3-его лица, привлеченного к участию в деле, Управления Росздравнадзора РФ по Кемеровской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

С учетом мнения сторон, представителя 3 –его лица, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Росздравнадзора по Кемеровской области.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Статьей 12 Закона РФ «Об образовании» постановлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В силу ст. 32 п. 3 пп. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Кроме того, в соответствии с требованиями пп. 1, 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 предусмотрено, что лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 г. № 128-ФЗ, перечислены основные понятия, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу ст. 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензированию подлежит медицинская деятельность (ст. 17 п. 1 пп. 96 ФЗ «О лицензировании»).

В п. 1 ст. 1 названного ФЗ содержатся указания на перечень видов деятельности (п. 1 ст. 17), на которые распространяется действие указанного ФЗ, а также перечень видов деятельности (п. 2 ст. 1), на которые действие закона не распространяется. Если рассматриваемый вид деятельности не включен в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 17 Закона, то лицензирование данного вида деятельности прекращается со дня вступления в силу приведенного ФЗ (п. 2 ст. 18). Если вид деятельности указан в п. 2 ст. 1 ФЗ и подлежит лицензированию на основании иного нормативного акта, то лицензирование этого вида деятельности должно осуществляться на основании того нормативного правового акта, который установил необходимость его лицензирования.

Согласно Перечню Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", а также Постановлениям Правительства РФ от 23.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также медицинской деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Пунктом 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" предусмотрено, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги).

В соответствии с пунктом 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности в частности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);

е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;

з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);

и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;

л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

Согласно Перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, утв. указанным Постановлением (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), фтизиатрии, физиотерапии, медицинскому массажу, диетологии, сестринскому делу в педиатрии.

В соответствии с Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 323, работы (услуги) при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи выполняются на основании лицензии (п. 3).

Судом установлено, что воспитательно-образовательная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения № 96 «Детский сад комбинированного вида» (г. Кемерово) осуществляется на основании устава, утвержденного решением комитета по управлению муниципальным имуществом г.Кемерово ( л.д. 6-20).

Как следует из п. 4. 3 Устава образовательного учреждения, одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей за счёт использования комплекса оздоровительных мероприятий.

В соответствии с п. 4. 7 Устава образовательного учреждения, медицинское обслуживание осуществляется курирующим врачом МУЗ «ДКБ № 7» и медицинским персоналом учреждения, согласно штатному расписанию, который, наряду с администрацией, несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно -профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания.

В штатное расписание МДОУ № 96 включены медицинские работники -старшая медицинская сестра, медицинская сестра, врач.

В дошкольном образовательном учреждении на момент проведения прокурорской проверки было организовано медицинское обслуживание детей и оказывалась доврачебная медицинская помощь, медицинскими работниками осуществлялось проведение систематических медицинских осмотров детей, основных медицинских мероприятий, выполнялись медицинские назначения и процедуры в соответствии с указаниями врача, осуществляется медико - педагогический контроль над организацией двигательного режима в учреждении, методикой проведения утренней гимнастики и физических занятий и их воздействием на детский организм, контроль за проведением закаливающих мероприятий, планирование вакцинации и контроль состояния детей после её проведения.

Согласно трудовому договору, заключенному 05.03.09г. между МДОУ №96 «Детский сад комбинированного вида» и А., А. осуществляет трудовую деятельность в должности врача в МДОУ 96 «Детский сад комбинированного вида» ( л.д. 46).

Согласно Приказу заведующей МДОУ № 96 от 01.04.2010г. № 10 «О приостановлении медицинской деятельности в МОУ», медицинская деятельность в МДОУ приостановлена до получения медицинской лицензии, сокращены должностные обязанности медицинской сестре до получения медицинской лицензии, предоставлен административный отпуск А. до получения медицинской лицензии ( л.д. 51). В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что врач образовательного учреждения до настоящего времени находится в административном отпуске, а медицинская сестра уволилась.

Несмотря на указанный приказ № 10 от 01.04.2010 года, доводы представителя ответчика в той части, что в настоящее время медицинская деятельность ответчиком приостановлена до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в установленном порядке, суд не может принять во внимание.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела, несмотря на подготовку пакета необходимых документов, лицензия на осуществление медицинской деятельности в установленном законом порядке ответчиком не получена.

Те факты, что врач образовательного учреждения находится в административном отпуске без сохранения заработной платы, что подтверждается представленными в дело приказом, а также табелями учета рабочего времени, а медицинская сестра уволилась, сами по себе не свидетельствуют о фактическом приостановлении медицинской деятельности в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлено, что непосредственно силами работников образовательного учреждения осуществляются мероприятия по ежедневному составлению меню для воспитанников образовательного учреждения, между тем работы по диетологии, которые включают в себя и составление меню для воспитанников образовательного учреждения, также являются видом медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Что же касается представленного в дело акта проверки Управления Росздравнадзора по КО от 26. 05.2010 года, которым установлено, что на момент проверки выполнения предписания медицинская деятельность приостановлена, то данный акт также не может быть принят во внимание судом как безусловное доказательство, достаточное для отказе в иске, поскольку факт приостановления медицинской деятельности соответствовал дате проведения проверки.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что поскольку на момент рассмотрения дела существует объективная возможность возобновления образовательным учреждением медицинской деятельности, при отсутствии полученной в установленном порядке лицензии, имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора, так как сохраняется потенциальная опасность причинения вреда вследствие оказания медицинской деятельности.

С учетом существа постановленного решения, а также положений ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.36 НК РФ, принимая во внимание, что прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в сумме 4000 рублей подлежит взысканию в доход бюджета с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово удовлетворить.

Запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 96 «Детский сад комбинированного вида» осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 96 «Детский сад комбинированного вида» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 22.09.2010 года.