Дело № 2-5304/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего Костровой Т.В.
при секретаре Сапожниковой С.В.
с участием помощника Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Овчинникова Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«10» ноября 2010 года
гражданское дело по заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Кузбассэнерго»- Беловская ГРЭС о понуждении к исполнению обязанности, суд
У С Т А Н О В И Л:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Кузбассэнерго»- Беловская ГРЭС о понуждении к исполнению обязанности, а именно обязать до 31.12.2001г. разработать проект зоны санитарной охраны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», и направить проект в Управление Федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
Требования мотивированы следующим.
Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой, по заданию прокуратуры Кемеровской области, проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии в деятельности Кузбасского филиала ОАО «Кузбассэнерго» Беловская ГРЭС (далее Общество).
Проверкой установлено, что Общество осуществляет забор воды из поверхностного водного объекта р. Иня для горячего водоснабжения населения и промышленных предприятий п. Инской и п. Снежинский. Производственную деятельность Общество осуществляет в нарушение требований санитарного законодательства, а именно, забор воды ведется без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения (далее ЗСО). Данный факт подтверждается Актом проверки ### от 25.03.2010 года и предписанием ТО Управления Роспотребнадзора по КО в г. Белово и Беловском районе, информацией Управления Роспотребнадзора по КО на имя первого заместителя прокурора Кемеровской области, а также пояснениями заместителя главного инженера ОАО «Кузбассэнрего».
Действия Общества нарушают требования федерального законодательства по следующим основаниям.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 52 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно п. 3 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. в целях охраны окружающей среды, городских и сельских поселений, создаются защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 11 и п.З ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 (далее Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.3 Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее «СанПиН 2.1.4.1110-02») соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. На основании п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
На основании предъявляемых требований п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов
зон санитарной охраны.
Таким образом, неисполнение Обществом требований природоохранного и санитарного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
Истец просит суд:
Обязать Кузбасский филиал ОАО «Кузбассэнерго»- Беловская ГРЭС до 31.12.2001г. разработать проект зоны санитарной охраны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», и направить проект в Управление Федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
В судебном заседании помощник Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Овчинников Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ОАО «Кузбассэнерго»- Беловская ГРЭС Борщенко П.А., действующий на основании доверенности от 20.09.2010г., исковые требования признал частично по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав доводы помощника прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд считает требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право выступать в защиту интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и неопределенного круга лиц путем обращения в суд общей юрисдикции. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических правоотношений и отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Судом установлено, Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой, по заданию прокуратуры Кемеровской области, проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии в деятельности Кузбасского филиала ОАО «Кузбассэнерго» Беловская ГРЭС, которой установлено, что Общество осуществляет забор воды из поверхностного водного объекта р. Иня для горячего водоснабжения населения и промышленных предприятий п. Инской и п. Снежинский. Производственную деятельность Общество осуществляет в нарушение требований санитарного законодательства, а именно, забор воды ведется без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения (далее ЗСО). Данный факт подтверждается Актом проверки ### от 25.03.2010 года и предписанием ТО Управления Роспотребнадзора по КО в г. Белово и Беловском районе, информацией Управления Роспотребнадзора по КО на имя первого заместителя прокурора Кемеровской области, а также пояснениями заместителя главного инженера ОАО «Кузбассэнрего».
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 52 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно п. 3 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. в целях охраны окружающей среды, городских и сельских поселений, создаются защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 11 и п.З ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 (далее Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.3 Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее «СанПиН 2.1.4.1110-02») соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. На основании п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
На основании предъявляемых требований п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов
зон санитарной охраны.
В ходе проведенной проверки Кемеровским природоохранным прокурором установлено нарушение Обществом вышеуказанных требований федерального законодательства, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обзывающего совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливаем в решении срок, в течение которого решением суда может быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в целях соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обязать Кузбасский филиал ОАО «Кузбассэнерго»- Беловская ГРЭС до 31.12.2001г. разработать проект зоны санитарной охраны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», и направить проект в Управление Федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Кузбасский филиал ОАО «Кузбассэнерго»- Беловская ГРЭС до 31.12.2001г. разработать проект зоны санитарной охраны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», и направить проект в Управление Федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись Т.В. Кострова
Верно. Судья: