Решение - в удовлетворении требований отказать.



Дело № 2-1155/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего Костровой Т.В.

при секретаре Сапожниковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

01 июля 2010 года

гражданское дело по иску Бодриковой Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о признании действий (бездействий) незаконными и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Бодрикова Т.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о признании действий (бездействий) незаконными и обязании совершить действия.

Требования мотивирует тем, что Бодрикова Т.Г. вышла на пенсию с 24.08.2006 г. (страховое свидетельство ###).

При оформлении пенсии в 2006 году, истцом в Управление пенсионного фонда РФ по г. Кемерово и Кемеровскому району Кемеровской области (далее - управление пенсионного фонда) были представлены все документы для подтверждения своего трудового стажа и расчета пенсии. При этом, были представлены документы в подтверждение:

- учебы в Кузбасском политехническом институте с 01.09.1968 г. по
12.06.1973 г. - 4 года, 8 месяцев и 12 дней (диплом Я ###),

- нахождение в предродовом отпуске с 30.07.1973 г. до 09.10.1973 г. – 70 дней и в отпуске по уходу за ребенком с 09.10.1973 г. по 09.10.1976 г. - 3 года.

Закон «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г., ст.ст. 91,92,93,94,95 и Закон СССР «о государственных пенсиях» от 14.07.1956 г. п.ПО гарантировали мне включение в трудовой стаж периоды предродового отпуска, отпуска по уходу за ребенком и учебы в институте.

Согласно ч.9.ст. 30 ФЗ « о трудовых пенсиях в РФ» № 173, до 01.01.2002 года при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления трудового стажа, который был установлен и действовал до вступления в силу настоящего ФЗ. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 25.07.2008 г. № 2-В08-7.

Однако, в нарушение указанного порядка и соответствующих нормативных актов, при назначении истице пенсии в 2006 году управлением пенсионного фонда указанный выше период 7 лет, 10 месяцев, 22 дня был исключен из трудового стажа.

Кроме того, 08.12.2009 г. истицей в управление пенсионного фонда были направлены документы о периоде её совместного проживания с мужем-офицером по месту прохождения им срочной военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 01.09.1973 г. по 28.09.1975 г. - 2 года и 28 дней (справка ### от 27.11.2009 г.) с требованием включить указанный период в общий трудовой стаж в соответствии со ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» и назначении истице пенсии с учетом указанного периода. Однако, управление пенсионного фонда соответствующее решение не вынесло и не уведомило её об этом. Таким образом, в данном случае имеет место совершение управлением пенсионного фонда деяния в форме бездействия, которое ущемляет законные права и интересы истца и подлежит отмене.

Управление пенсионного фонда при решении вопроса о назначении истице пенсии, проигнорировал положения п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, в результате чего неправомерно уменьшил её трудовой стаж на 9 лет, 11 месяцев и 20 дней. Т.е. ответчик совершил неправомерное действие (принятие решения о назначении пенсии без учета периодов, указанных в данном заявлении), нарушающее права и законные интересы истицы.

При этом, ненормативного акта - решения об отказе включения указанных периодов в трудовой стаж истице направлено не было, в результате чего, она не имела объективной возможности узнать о нарушении её прав, а также возможности обжаловать указанный ненормативный акт управления пенсионного фонда в отношении неё в установленном порядке. Таким образом, в данном случае имеет место совершение управлением пенсионного фонда действий (уменьшение трудового стажа), и бездействий (невынесение ненормативного акта и неуведомление о своих действиях), которые ущемляет её законные права и интересы и подлежат отмене.

В результате указанных выше неправомерных действий управления пенсионного фонда, право истицы на получение трудовой пенсии было нарушено.

В своем заявлении от 08.12.2009 г. истица просила о выдаче ей в установленные п. 5. ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сроки ненормативного акта —решения о назначении пенсии с учетом включения в трудовой стаж указанных выше периодов (учебы в институте, совместного проживания с мужем-офицером по месту прохождения им срочной службы, нахождения в предродовом отпуске и отпуске по уходу за ребенком) и перерасчете пенсии, однако, управление пенсионного фонда соответствующее решение не вынесло и не уведомило об этом истицу. Таким образом, в данном случае имеет место совершение управлением пенсионного фонда деяния в форме бездействия, которое ущемляет законные права и интересы истицы и подлежит отмене.

Кроме того, в своем заявлении от 08.12.2009 г. истица требовала от управления пенсионного фонда

- предоставить полный расчет начисления пенсии в момент ее назначения в 2006 году, а также расчет пенсии в связи с требованием истца, изложенным в заявлении,

- указать величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г., размер стажевого коэффициента и размер соотношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в РФ на 24.08 2006 г., сумму доначисленной пенсии по месяцам, начиная с 24.08.2006 г.,

- сообщить сумму страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет по годам, с какой даты они стали увеличиваться и какой применяется расчетный период на каждый год.

Все указанные требования были проигнорированы управлением пенсионного фонда, т.е. было совершено деяние в форме бездействия, нарушающее права и законные интересы истицы.

Просит суд:

Признать незаконными действия и бездействия Управления пенсионного фонда РФ по Кемеровской области и Кемеровскому району Кемеровской области по занижению при исчислении трудового стажа и начислению заниженного размера пенсии в 2006 году, по игнорированию требований, изложенных в заявлении в управление пенсионного фонда, не издание в установленные сроки ненормативного акта о назначении пенсии и несообщение сведений об издании или об отказе в издании ненормативного акта - решения о назначении пенсии в связи с заявленными требованиями.

Отменить ненормативный акт — решение Управления пенсионного фонда РФ по г. Кемерово и Кемеровскому району Кемеровской области от 2006 года о назначении пенсии без учета в трудовом стаже истицы указанных в данном заявлении периодов.

Обязать ответчика издать новый ненормативный акт - решение о назначении истице трудовой пенсии с внесением в трудовой стаж периодов её учебы в Кузбасском политехническом институте с 01.09.1968 г. по 12.06.1973 г. - 4 года, 8 месяцев и 12 дней, нахождения в предродовом отпуске с 30.07.1973 г. до 09.10.1973 г. - 70 дней и в отпуске по уходу за ребенком с 09.10.1973 г. по 09.10.1976 г. - 3 года, совместного проживания с мужем-офицером по месту прохождения им срочной военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 01.09.1973 г. по 28.09.1975 г. - 2 года и 28 дней, всего 9 лет, 11 месяцев, 20 дней.

Обязать ответчика совершить действия:

предоставить полный расчет начисления пенсии в момент ее назначения в 2006 году, а также расчет пенсии в связи с требованием, изложенным в заявлении,

указать величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г., размер стажевого коэффициента и размер соотношения среднемяеячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в РФ на 24.08 2006 г., сумму доначисленной пенсии по месяцам, начиная с 24.08.2006 г., сообщить сумму страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет по годам, с какой даты они стали увеличиваться и какой применяется расчетный период на каждый год.

Произвести увеличение стажевого коэффициента с учетом трудового
стажа, указанного в данном заявлении, произвести перерасчет ранее начисленной пенсии и выплатить истцу недоначисленную разницу за период с 24.08.2006 г. до 01.01.2010 г.,

Взыскать с ответчика в пользу истицы госпошлину в размере 100 руб., почтовые и судебные расходы.

03.03.2010г. исковые требования дополнены, Бодрикова Т.Г. дополнительно к ранее заявленным требованиям просит суд:

Рассмотреть данное заявление по правилам ст. 245 абз.5 ГПК РФ и ФЗ №197-ФЗ от 14.12.1995г., ст. 1 и ст. 2 в коллегиальном составе.

Признать действия, бездействия УПФР г. Кемерово незаконными по следующим основаниям:

Действия- отказались засчитать в трудовой стаж периоды проживания с мужем офицером, учебы в институте, периоды получения пособия по безработице, периоды индивидуальной трудовой деятельности, периоды послеродового отпуска и ухода за детьми по трех лет, в течении 5 дн. с момента подачи заявления, не сообщение в течении 5 дней с момента вынесения решения об отказе в перерасчете пенсии, согласно ст. 20 п.4 ФЗ №173-фз;

Бездействия- не издали ненормативный правовой акт (решение о перерасчете пенсии) в течении 5 дн. с момента подачи заявления, не предоставили расчет пенсии и коэффициента индексации, инвестирования страховой части, не сообщили об этом.

Обязать УПФР г. Кемерово увеличить трудовой стаж истицы на 12 лет 3 мес и 25 дн.:

- период проживания с мужем-офицером по месту прохождения им срочной службы с 01.09.1973г. по 28.09.1975г.- 2 года и 28 дн.;

- период учебы в Кузбасском политехническом институте с 01.09.1968г. по 12.07.1973г.- 4 года 9 месяцев 12 дней (ст. 30 п.4 п.п1 ФЗ №173-фз);

- период нахождения в предродовом отпуске с 30.07.1973г. до 09.10.1973г.- 70 дн. и отпуска по уходу за ребенком с 09.10.1973г. по 09.10.1976г.- 3 года;

- период получения пособия по безработице с 27.08.1997г. по 18.11.1998г. – 1 год 2 мес. и 21 дн. (ст. 30 п.4 пп.6 ФЗ №173-фз);

- период индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве с 19.11.1998г. по 31.12.2002г. – 3 года 1 мес и 12 дн. (ст. 30 п.4 п.п.1 ФЗ №173-фз)

Увеличить стажевый коэффициент – 0,7.

08.04.2010г. исковые требования были уточнены и дополнены, истец просит суд:

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области установить истцу трудовую пенсию в размере 8658 рублей по ФЗ №173-фз на 31.03.2010г. с исходными данными по ФЗ №340-1, из расчета размера трудовой пенсии на 01.01.2002г. – 1682, 61 руб.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области пересчитать размер пенсии истца и выплатить недоначисленную часть пенсии с 01.01.2002г. по день вынесения решения суда в полном объеме.

Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской, представленной в материалы дела его представителем, в судебное заседание не явилась, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца Борискин В.П., действующий на основании доверенности от 17.02.2010 года, в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях, с учетом уточнений и дополнений настаивал.

Представители ответчика Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области Лиманская А.В., действующая на основании доверенности, Марченко Н.С., действующая на основании доверенности №42 от 18.03.2010г., исковые требования не признали в полном объеме. В порядке ст. 35 ГПК РФ в дело представлен письменный отзыв на исковые требования.

С учетом мнения представителей сторон, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ в данном порядке могут быть оспорены решения либо действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления либо их должностных лиц.

Перечень органов государственной власти приведен в ст. 11 Конституции РФ, а так же в Указе Президента РФ от 30.09.1992 г. № 1148 и в Указе Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Приведенный перечень является исчерпывающим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в качестве федеральных органов исполнительной власти в указанных документах не поименованы.

В силу своего правового статуса органы Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и местного самоуправления не относятся, а являясь государственными учреждениями, приравнены к бюджетным организациям.

Кроме того, в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 указано, что органы ПФР являются государственными учреждениями (со ссылкой на ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ), следовательно, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться по правилам Главы 25 ГПК РФ.

Таким образом, указанное заявление подлежит рассмотрению по правилам искового производства.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии со ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 (часть 2) Конституции РФ Федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 (часть 1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2002 №173-Ф3 «О трудовых пениях в РФ», в соответствии с которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, имеющие страховой стаж не менее 5 лет.

Судом установлено, что 03.08.2006 года Бодрикова Т.Г. обратилась в УПФР В Ленинском районе г.Кемерово с заявлением о назначении пенсии. С 24.08.2006 года ей была назначена пенсия по старости в размере 2578,33 рублей., при общем стаже 26 лет 9 месяцев 29 дней.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.

В статье 10 Закона №173-ФЗ перечислены периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж. К ним относятся в частности периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Правовое понятие страхового стажа дано в ст. 2 указанного Закона. Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховой стаж состоит из периодов, классифицируемых по двум группам:

1) страховые периоды, включаемые в страховой стаж, - периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;

2) нестраховые периоды (в течение которых не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд), засчитываемые в страховой стаж наряду со страховыми периодами.

К нестраховым периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся периоды, перечисленные в ст. 11 Закона № 173-ФЗ:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице

5) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности и другие периоды.

Период работы включается в страховой стаж, если за него уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд. Из размера пособия по государственному социальному страхованию, выплачиваемого работнику вместо заработка в период его временной нетрудоспособности, страховые взносы не удерживаются. Периодом получения пособия является период, в течение которого застрахованному лицу вместо заработной платы, подлежащей взносообложению, выплачивается пособие по государственному социальному страхованию, с которого страховые взносы в Пенсионный фонд не взимаются.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период получения пособия по безработице. Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, не прерывает трудового стажа, однако из пособия по безработице также не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, а следовательно, отсутствуют суммы, которые можно было бы включить в расчетный пенсионный капитал для назначения пенсии за вышеуказанные периоды. Также данная статья предусматривает зачет в нестраховой период время ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Включение в страховой и нестраховой стаж периода учебы в Кузбасском политехническом институте, ничем не предусмотрено.

Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» предусмотрено выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов. Данное возмещение производится за следующие нестраховые периоды:

- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

С 24.08.2006г. истица является получателем пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона. Согласно нормам указанного Федерального закона размер трудовой пенсии определяется путем суммирования базовой и страховой частей. Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердом размере и является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения граждан при наличии у них определенной продолжительности страхового стажа.

Как следует из ответа Управления, направленного в адрес истицы 30.12.2009г., на 01.01.2002г. базовая часть трудовой пенсии составляет 450 рублей (п.1 ст. 14 Федерального закона)

Страховая часть пенсии определяется у каждого гражданина исходя из расчетного пенсионного капитала- общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ после 01.01.2002г. и пенсионных прав в денежном выражении (стаж, зарплата) до указанной даты по формуле:

СЧ=ПК/Т, где СЧ- страховая часть пенсии, ПК- пенсионный капитал; Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный с 24.08.2006г. 168 месяцам (п. 1 ст. 32 ФЗ).

В соответствии со ст. 30 ФЗ, осуществляется оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. путем их преобразования в расчетный капитал по формуле:

ПК=(РП-БЧ)8Т, где

ПК- пенсионный капитал;

РП- расчетный размер пенсии;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии (450 руб.) (п. 1ст. 14 ФЗ);

Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (та же величина что и в предыдущей формуле).

РП=СК*ЗР/ЗП*СЗП, где

СЗП- среднемесячная заработная плата в Российской Федерации, установленная постановлением Правительства от 10.10.2001г. №720 в размере 1671 руб.

ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП- среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СК- стажевый коэффициент, который составляет 0,55 при наличии общего трудового стажа для женщин 20 лет и повышается на 0,01 за каждый год стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Общий трудовой стаж истицы на день назначения пенсии составил 22 года 11 месяцев 29 дней, 1 год 6 дней период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что при назначении пенсии Управлением учтены и включены все периоды трудовой деятельности Бодриковой Т.Г., а также все нестраховые периоды, в их числе – период проживания с мужем военнослужащим, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, период получения пособия по безработице. Эти обстоятельства подтверждаются распечаткой данных о стаже, представленной в материалы дела.

Федеральный закон от 21.07.1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения пенсий» внес изменения в ст. 7 закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», позволяющую неработающим пенсионерам исчислять размер пенсии как с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), так и без него, т.е. в более выгодном варианте.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.03.2005г. № 18-ФЗ возмещение расходов ПФР по выплате страховой части трудовых пенсий из средств федерального бюджета засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

При определении права на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, имевших место до 01.01.2002 года, необходимо соблюдение условия – нестраховые периоды не должны быть учтены при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г., в том числе, когда расчетный период пенсии определен исходя из размера пенсии, установленного по нормам действовавшего ранее Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

При оценке пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», необходимо рассчитать возмещение за период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться, но не более 5 лет, применив Федеральный закон от 22.07.2008 № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий».

Пунктом 4 ст. 29 Закона № 173-ФЗ установлено, что если при перерасчете трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными ФЗ № 173-ФЗ, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день его вступления в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере, т.е. предусмотрен порядок, не допускающий снижения размера пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что размер пенсии истца при назначении и при дальнейших перерасчетах был исчислен в соответствии с действующим законодательством, является верным, нарушений действующего законодательства допущено не было, в связи с чем, требования истца в этой части необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что в установленный законом срок в течение 5 дней Пенсионный фонд не удовлетворил его требования о перерасчете пенсии и не дал ответ суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001г. заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Как следует из материалов дела, истец обратилась в УПФР в г.Кемерово и Кемеровском районе КО с заявлением 08.12.2009г. о перерасчете трудовой пенсии, а не с заявлением о назначении пенсии, следовательно ответ ему должен был быть направлен в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На данное обращение подготовлен ответ от 30.12.2009 исх.###, который направлен Бодриковой Т.Г. заказным письмом 11.01.2010 года, а следовательно, срок для ответа на письменное обращение Управлением не нарушен.

Таким образом, требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

Так же являются несостоятельными доводы представителя истца о том, что поскольку при назначении пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340- 1 от 20.11.1990г. истцу был рассчитан трудовой стаж, пенсионный фонд при расчете пенсии по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не вправе был изменять уже ранее рассчитанный трудовой стаж. Нормами пенсионного законодательства не предусмотрено при расчете пенсии одновременное применение норм Закона РФ №340- 1 от 20.11.1990г. о порядке исчисления трудового стажа и норм Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ о порядке расчета размера пенсии.

Требования Бодриковой Т.Г. о включении в общий стаж периода индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве с 19.11.1998г. по 31.12.2002г. суд считает также не подлежащими удовлетворению, поскольку для включения указанных периодов в общий трудовой стаж отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, относятся периоды, перечисленные в ст.11 Закона №173-Ф3. К ним, в частности, относятся:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к
ней службы;

2) период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения
им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице и другие периоды.
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке.

Периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж перечислены в п. 4 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ. Периоды осуществления индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве в п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ не предусмотрены.

Под трудовой деятельностью понимаются периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.

Таким образом, период осуществления индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве невозможно признать трудовой деятельностью, в связи с тем, что истец в указанный период не состояла в трудовых отношениях и не являлась членом колхоза или иной кооперативной организации, не подлежала государственному социальному страхованию.

Кроме того, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 установлен перечень документов, подтверждающих стаж для назначение пенсии. В частности, пунктом 13 указанных правил установлено, что периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Таким образом, осуществляя индивидуальную трудовую деятельность, истец обязана была иметь соответствующую регистрацию и документы. Однако, в ходе рассмотрения дела истцом указанные документы в обоснование своих требований не представлены.

Исходя из вышеизложенного, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

Поскольку настоящим решением суда истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании расходов по оплате госпошлины и иных судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Бодриковой Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (Государственное учреждение) о признании действий (бездействий) незаконными и обязании совершить действия,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: Т.В. Кострова

В окончательной форме решение изготовлено 23.07.2010г.