Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-4448/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

17 сентября 2010 года

гражданское дело по заявлению прокурора г. Топки в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области и другим требованиям,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Топки в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия руководителя Управления судебных приставов по Кемеровской области (УФССП России по Кемеровской области) по обеспече­нию надлежащей охраны помещения межрайонного отдела судебных приставов г. Топки и Топкинскому району незаконным и обязании руководителя Управления судебных приставов по Кемеровской области (УФССП России по Кемеровской области) в срок до 01.10.2010 обеспе­чить надлежащую охрану помещения межрайонного отдела судебных приста­вов г. Топки и Топкинского района соответствующим отделом вневедомствен­ной охраны органа внутренних дел Российской Федерации.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Топки на поднадзорной территории проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму. Установлено, что на территории Топкинского района осуществляет свою деятельность межрайонный отдел судебных приставов по г. Топки и Топкинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кеме­ровской области.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных при­ставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установ­ленной сфере деятельности.

Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что ФССП России осуществ­ляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные ор­ганы.

Согласно п. 3 Положения о территориальном органе Федераль­ной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 № 69 районные, межрайонные и специа­лизированные отделы ФССП России являются его структурными подразделе­ниями.

Таким образом, межрайонный отдел судебных приставов по г. Топки и Топкинскому району является структурным подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской об­ласти.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет подразделение службы судебных приставов субъекта Российской Федерации. При этом стар­ший судебный пристав организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного рас­следования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения су­дебных приставов.

Проведенной проверкой установлено, что охрана помещения, занимае­мого Отделом, надлежащим образом не организована, что может свидетельст­вовать о возможности возникновения негативных последствий, в том числе, террористического характера.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее - Закон № 1026-1) милиция в Российской Федерации - сис­тема государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделен­ных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законо­дательством.

В соответствии со ст. 7 Закона № 1026-1 милиция в Российской Федера­ции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Согласно ст. 9 Закона № 1026-1 основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, об­щественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, вы­явление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.д.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения мили­ции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. На поднадзорной территории - Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Топкинскому муниципальному району.

С целью осуществления задач, возложенных на милицию общественной безопасности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внут­ренних дел.

В соответствии с п. 12 Перечня административные здания ФССП России и их территориальных органов подлежит обязательной охране подразделе­ниями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Россий­ской Федерации, в данном случае - ОВО.

Проверкой установлено, что охрана помещения Отдела не осуществля­ется силами и средствами ОВО, договор на охрану помещения Отдела отсутст­вует. Отсутствие заключенного договора на охрану помещения силами и сред­ствами ОВО объясняется отсутствием финансирования.

Данное обстоятельство (отсутствие надлежащей охраны помещения) яв­ляется недопустимым, т.к. может повлечь наступление негативных последствий, связанных, в том числе, с проявлениями террористического характера, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав и законных интересов сотруд­ников Отдела, и граждан, т.к. помещение Отдела находится на первом этаже многоквартирного жилого дома.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) правовую основу про­тиводействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие фе­деральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Феде­рации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 2 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2. системность и комплексное использование политических, информаци­онно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

3. приоритет мер предупреждения терроризма;

4. минимизация последствий проявлений терроризма и т.д.

В соответствии со ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного са­моуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) лик­видации последствий проявлений терроризма и т.д.

В соответствии со ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Фе­дерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению тер­роризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терро­ризма.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р утвердившее перечень объектов, подлежащих обязательной охране под­разделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, в первую очередь, призвано обеспечить разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма, в том числе, на объектах обладающих определенной спецификой.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся контроль за соблюдением законодательства.

Перечисленные выше нарушения в части организации охраны помеще­ния Отдела нарушают права и интересы Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место неисполнение (игнорирование) норм действующего федерального законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора города Топки Альянов А.В. на требованиях настаивал в полном объеме, доводы заявления поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Денисова О.Ю., действующая на основании доверенности, требования полагала необоснованными, в порядке ст. 35 ГПК РФ представила в материалы дела письменный отзыв.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

При этом в силу положений ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интере­сов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из вышеуказанных положений, а также ст. 1 Феде­рального закона «О прокуратуре Российской Федерации» орга­ном, полномочным защитить права и интересы Российской Федерации в суде, являются органы прокуратуры.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных при­ставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установ­ленной сфере деятельности.

Согласно п. 1. Раздела 1. Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Министерства Юстиции РФ от 09.04.2007г. №69 территориальным органом ФССП является управление (отдел) ФССП, действующее на территории субъекта РФ.

В соответствии с п. 3 Положения о территориальном органе Федераль­ной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 № 69 районные, межрайонные и специа­лизированные отделы ФССП России являются его структурными подразделе­ниями.

Таким образом, МОСП по г. Топки и Топкинскому району является структурным подразделением Управления ФССП России по Кемеровской области.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее - Закон № 1026-1) милиция в Российской Федерации - сис­тема государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделен­ных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законо­дательством.

Статьей 7 Закона № 1026-1 установлено, что милиция в Российской Федера­ции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами милиции общественной безопасности, согласно ст. 9 Закона, являются обеспечение безопасности личности, об­щественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, вы­явление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.д.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения мили­ции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. На территории Топкинского района таковым органом является Отдел вневедомственной охраны при отдела внутренних дел по Топкинскому муниципальному району.

С целью осуществления задач, возложенных на милицию общественной безопасности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внут­ренних дел.

В соответствии с п. 12 Перечня административные здания ФССП России и их территориальных органов подлежит обязательной охране подразделе­ниями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Россий­ской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований охрана МОСП по г. Топки и Топкинскому району силами ОВО при ОВД по Топкинскому муниципальному району не обеспечена, договор на охрану указанного объекта не заключен.

Указанное обстоятельство подтверждено представленной в дело информацией ОВО при ОВД по Топкинскому муниципальному району, и не оспаривалось представителем УФССП по Кемеровской области.

Бездействие главного судебного пристава по Кемеровской области, выразившееся в необеспечении охраны помещений Межрайонного отдела судебных приставов по г. Топки и Топкинскому району силами соответствующего отдела вневедомственной охраны органа внутренних дел Российской Федерации, является незаконным, и может повлечь наступление негативных последствий, связанных, в том числе, с проявлениями террористического характера, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав и законных интересов сотруд­ников Отдела, и граждан, т.к. помещение Отдела находится на первом этаже многоквартирного жилого дома.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) правовую основу про­тиводействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие фе­деральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Феде­рации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 2 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2. системность и комплексное использование политических, информаци­онно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

3. приоритет мер предупреждения терроризма;

4. минимизация последствий проявлений терроризма и т.д.

В соответствии со ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного са­моуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) лик­видации последствий проявлений терроризма и т.д.

В соответствии со ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Фе­дерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению тер­роризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терро­ризма.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р утвердившее перечень объектов, подлежащих обязательной охране под­разделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, в первую очередь, призвано обеспечить разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма, в том числе, на объектах обладающих определенной спецификой.

При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора г. Топки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает не состоятельными возражения представителя УФССП по Кемеровской области, в той части, что п.12 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. №1629-р, в качестве объектов, подлежащих охране силами ОВО, указаны административные здания ФССП России и ее территориальных органов, а МОСП по г. Топки и Топкинскому район, к таковым не относится.

Из буквального толкования вышеуказанных положений п.12 Перечня объектов…, не следует, что силами ОВО обязательной охране подлежат только административные здания аппарата управления территориального органа ФССП России, а поскольку территориальный орган ФССП России в соответствии с п. 8 Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказ Минюста РФ от 09.04.2007 N 69 (ред. с изменениями и дополнениями), состоит из аппарата управления и структурных подразделений, силами ОВО подлежат охране все здания, занимаемые территориальным органом ФССП России, включая и здания структурных подразделений.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Принимая во внимание, что УФССП по Кемеровской области, является органом, финансируемым из бюджета, суд считает, что срок для возложения обязанности по устранению допущенных нарушений и обеспечения охраны помещений МОСП по г. Топки и Топкинскому району силами соответствующего отдела вневедомственной охраны при органе внутренних дел, должен быть установлен с учетом объемов финансирования деятельности УФССП по Кемеровской области на очередной финансовый год, т.е. не ранее 01.01.2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора города Топки – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие руководителя Управления службы судебных приставов по Кемеровской области, выразившееся в необеспечении охраны помещений Межрайонного отдела судебных приставов по г. Топки и Топкинскому району силами соответствующего отдела вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации.

Обязать руководителя Управления службы судебных приставов по Кемеровской области в срок не позднее 01.01.2011 года обеспечить охрану помещений Межрайонного отдела судебных приставов по г. Топки и Топкинскому району силами соответствующего отдела вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья: Н. А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 11.10.2010 года.