Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2- 5099/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово

В составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Рябиковой Е.А.,

с участием прокурора Кашевич С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

22 октября 2010 г.

гражданское дело по исковому заявлению Звенякина С.В. к Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области о взыскании единовременно пособия,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ГУВД по Кемеровской области о взыскании единовременно пособия. Свои требования мотивировал тем, что с 23.04.1997 года проходит службу в отряде милиции особого назначения ГУВД по Кемеровской области в должности начальника инженерно-технического отделения. По специфике своей работы истец неоднократно привлекался для выполнения служебно-боевых задач по противодействию терроризму в Северокавказском регионе РФ.

12 августа 1999 года, истец, в составе сводного отряда ОМОН, выехал для выполнения служебных задач в Республику Дагестан (начало контртеррористической операции на Северном Кавказе). 31 августа 1999 года, при проведении контртеррористической операции в Кадарской зоне, селе Карамахи Республики Дагестан РФ, в результате ракетно-бомбового удара самолетом СУ-24 по позициям сил ОГВ (сил), отряд ОМОН Кемеровской области понес тяжелые потери. Истец в том бою получил минно-взврывную травму (...). После этого проходил лечение в больнице ГУВД по Кемеровской области и реабилитацию в Реабилитационном центре «Мазурово» ГУВД по КО. Затем, по направлению отдела кадров ОМОН истец был направлен для освидетельствования и определения степени тяжести полученной травмы в окружную военно-врачебную комиссию ГУВД по Кемеровской области. На тот момент, в соответствии с Законодательством РФ, истцу была произведена страховая выплата в размере 5 должностных окладов.

29 августа 2000 года истец в составе сводного отряда ОМОН, выехал для выполнения служебных задач в Республику Чечня. 10 октября 2000 года при проведении контртеррористической операции в Республике Чечня г. Грозный истец получил минно-взрывное ранение. Диагноз: ....

После такого ранения истец проходил очень длительное лечение в ГКГ МВД РФ, перенес несколько операций и непростой период реабилитации и восстановления. По направлению отдела кадров ОМОН истец был направлен для освидетельствования и определения степени тяжести полученной травмы в окружную военно-врачебную комиссию ГУВД по Кемеровской области. На тот момент, в соответствии с Законодательством РФ, ему была произведена страховая выплата в размере 10 должностных окладов.

Ответчиком своевременно не было выплачено истцу единовременное пособие как лицу, принимавшему участие в борьбе с терроризмом и получившему ранение на основании п.4 статьи 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» № 130 от 25.07.1998 года.

Вышеуказанный закон 01.01.2007 года утратил свою силу в связи с изданием ФЗ «По противодействию терроризму» № 35 от 06.03.2006 года. Закон обратной силы в данном случае не имеет, и действуют нормы нового закона.

Однако ответчиком и по настоящее время истцу не выплачивается единовременное пособие. С 01.01.2007 года изменились и суммы возмещения лицу, принимавшему участие в контртеррористических операциях и получившему ранение, сейчас это составляет 100 000 тысяч рублей.

В связи с указанным просил взыскать с ответчика в пользу единовременное пособие, как лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получившему ранение, в размере 200 000 рублей.

В судебном заседании истец Звенякин с.В. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Казакова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела в порядке ст. 35 ГПК РФ.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, а также материалы личного дела Звенякина С.В., выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Согласно ст. 29 Закона РФ от 18.04.1991года № 1026-1 «О милиции» все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию.

Все без исключения граждане Российской Федерации имеют право на полное возмещение вреда, причиненного их здоровью. Однако, учитывая особую специфику труда определенных категорий граждан, государство установило для них дополнительные формы социальной защиты. В случае получения ими повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей им подлежат выплате фиксированные суммы единовременного пособия. Эти два различных вида правоотношений (правоотношения по возмещению вреда и правоотношения по выплате единовременного пособия) реализуются в единой по социальному значению сфере защиты жизни и здоровья указанной категории граждан.

Дополнительные выплаты по возмещению вреда здоровью на момент получения ранений Звенякиным С.В. предусмотрены Федеральным законом от 25.07.1998года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

Статья 19 ФЗ «О 6орьбе с терроризмом» гарантировала социальную защиту лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Согласно указанной нормы к лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, относятся, в том числе, и военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом.

Согласно части 4 статьи 20 «О борьбе с терроризмом» в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 10 000 рублей.

Суд считает, что Звенякин С.В. по своему статусу подпадает под действие указанной нормы, т.к. являлся сотрудником ГУВД по Кемеровской области, командированным в Республику Дагестан и в Чеченскую республику.

Как следует из представленных в дело доказательств, истец Звенякин С.В. с 23.04.1997 года проходит службу в отряде милиции особого назначения ГУВД по Кемеровской области в должности начальника инженерно-технического отделения. По специфике своей работы истец неоднократно привлекался для выполнения служебно-боевых задач по противодействию терроризму в Северокавказском регионе РФ.

В период с 13.08.1999 по 08.09.1999 года во исполнение Указа Президента РФ от 20.01.1997 года № 23с «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе РФ», Постановления Правительства РФ от 20.08.1999 № 930-54, Оперативной Директивы Министра внутренних дел России от 03.02.1997 года № 1-1478, приказа МВД РФ от 10.08.1999 года № 588 истец Звенякин С.В. находился в служебной командировке в составе следственно-оперативной бригады МВД России в Республике Дагестан, принимал непосредственное участие в контртеррористической операции по ликвидации бандформирований и выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории республики Дагестан.

31 августа 1999 года, при проведении контртеррористической операции в Кадарской зоне, селе Карамахи Республики Дагестан РФ, в результате ракетно-бомбового удара самолетом СУ-24 по позициям сил ОГВ (сил), отряд ОМОН Кемеровской области понес тяжелые потери. Истец в бою получил минно-взврывную травму (...). После этого проходил лечение в больнице ГУВД по Кемеровской области и реабилитацию в Реабилитационном центре «Мазурово» ГУВД по КО. Затем, по направлению отдела кадров ОМОН истец был направлен для освидетельствования и определения степени тяжести полученной травмы в окружную военно-врачебную комиссию ГУВД по Кемеровской области.

29 августа 2000 года истец в составе сводного отряда ОМОН, выехал для выполнения служебных задач в Республику Чечня. 10 октября 2000 года при проведении контртеррористической операции в Республике Чечня г. Грозный истец получил минно-взрывное ранение. Диагноз: ....

После ранения истец проходил очень длительное лечение в ГКГ МВД РФ, перенес несколько операций и непростой период реабилитации и восстановления. По направлению отдела кадров ОМОН истец был направлен для освидетельствования и определения степени тяжести полученной травмы в окружную военно-врачебную комиссию ГУВД по Кемеровской области

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ГУВД по Кемеровской области является надлежащим ответчиком по делу и должен выплачивать, гарантированное государством единовременное пособие в связи с получением ранения, при проведении контртеррористической операции.

К данному выводу суд приходит на основании разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.12.2002 г. №17-П по делу о проверке конституционности положений норм Закона Российской Федерации «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих» в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным Законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, 7 причиненного жизни и здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ПС Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и др.), - входит в гарантированный Государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный вред.

Конституционный Суд Российской Федерации от 15.07.2009 года в своем постановлении по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 3акона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода указал, что статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, противоречащей Конституции Российской Федерации часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции», поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе, и в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации.

Согласно ст. 208 ГК РФ на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина исковая давность не распространяется.

Аналогичная норма содержится в п.10 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденной Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О борьбе с терроризмом», определяющей основные понятия для целей настоящего Федерального закона, борьба с терроризмом - это деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствии террористической деятельности; контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение, безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Согласно ст.6 названного Закона Министерство внутренних дел Российской Федерации относится к субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.

В силу п.1 ч.1 ст.19 указанного Закона военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.

Факт получения Звенякиным С.В. ранений именно при проведении контртеррористических операции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики, нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Проведение на территории Республики Дагестан после 01.08.1999 года контртеррорических операций подтверждается указанными выше Указом Президента РФ от 20.01.1997 года № 23с «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе РФ», Постановлением Правительства РФ от 20.08.1999 № 930-54, Оперативной Директивой Министра внутренних дел России от 03.02.1997 года № 1-1478, приказом МВД РФ от 10.08.1999 года № 588.

Проведение на территории Чеченской Республики контртеррористических операций подтверждается Указом Президента РФ № 1255 с от 23.09.1999 года «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ». Согласно данному Указу в соответствии с ФЗ «О борьбе с терроризмом» в целях объединения усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению конттеррористических операций, а также повышения эффективности деятельности, направленной на уничтожение незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона РФ, постановлено образовать Объединенную группировку войск (сил) по проведению конттеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД РФ, органов внутренних дел РФ и их подразделений, органов и подразделений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ.

Согласно п.3 ст.7 ФЗ «О борьбе с терроризмом» МВД РФ осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера.

Получение истцом ранений 31.08.1999 года и 10.10.2000 года непосредственно при проведении контртеррористических операций подтверждается представленными в дело Справкой за подписью Министра внутренних дел Республики Дагестан от 08.09.1999 года, справкой первого заместителя командующего ОГВ (Сил) от МВД России на территории Северо-Кавказского региона от 25.11.2000 года № 1111, справками ВВК о травмах № 3898 от 25.11.1999 года и № 5105 от 22.12.2000 года, показаниями самого истца Звенякина С.В., а также заключениями служебных проверок по факту получения истцом ранений.

Кроме того, факт получения истцом травм непосредственно при проведении контртеррористических операций подтверждается, по мнению суда. И тем обстоятельством, что ранений в соответствии зачтены истцу в льготном исчислении, что подтверждается сведениями личного дела истца, обозренного в судебном заседании.

Возражения ответчика в той части, что положения Федеральный закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не могут распространяться на отношения, возникшие между Звенякиным С.В. и ГУВД по Кемеровской области, суд также считает не состоятельными.

Право на получение единовременных пособий в соответствии с ч.4 ст. 20 ФЗ «О борьбе с терроризмом» Звенякиным С.В. не было реализовано. Это обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

В связи с принятием Федерального закона РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральный закон от 25.07.1998года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» утратил силу с 01.01.2007года.

Аналогичная норма, предусматривающая право лица, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, и получившего ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, на получение единовременного пособия в размере 100000 рублей за счет средств федерального бюджета, предусмотрена ч.4 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Указанный размер пособия в 100000 рублей соответствует наступившим последствиям от полученного истцом каждого из ранений на день вынесения решения суда. Таким образом, единовременно пособие в размере 200000 рублей ( по сто тысяч за каждое полученное ранение) за счет средств федерального бюджета и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Звенякина С.В. – удовлетворить.

Взыскать с Главного управления внутренних дел по Кемеровской области за счет средств федерального бюджета в пользу Звенякина С.В. единовременные пособия в размере 200000 рублей (двести тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья: Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 01.11.2010 года.