Решение - требования удовлетворить частично.



Дело № 2-5607/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.

При секретаре Пуховской М.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

06 декабря 2010 года

гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кемерово в интересах Гаврюшовой С.И. к администрации г.Кемерово об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Кемерово обратился в суд в интересах Гаврюшовой С.И. к администрации г.Кемерово об обязании предоставить жилое помещение.

Свои требования мотивирует тем, что Гаврюшова С.И., **.**.****. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Р..

Супруг Гаврюшовой С.И. - Р. с 20.05.1996г. состоял на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, как участник Великой Отечественной войны.

На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской об­ласти от 09.06.2007 ###, договора безвозмездного пользования ###, заключен­ного 13.07.2007 между Гаврюшовой С.И. и ГУ «...», ей было предоставлено в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности ... в Областном доме для ветеранов по адресу: ... для проживания в нем.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кеме­ровской области ### от 17.01.2007, жилые помещения (квартиры с 1 по 74) включены в специализированный жилищный фонд Кемеровской области с от­несением их к жилым помещениям для социальной защиты отдельных катего­рий граждан.

В связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного пользо­вания ### от 13.07.2007, Гаврюшова С.И. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, основанием для снятия Гаврюшовой С.И. с учета нуждающихся послужило предоставление ей однокомнатной квартиры в доме для ветеранов.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных
категорий граждан по договорам безвозмездного пользования не является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, Гаврюшова С.И. была снята с учета граждан, нуждаю­щихся в жилых помещениях, с нарушением статьи 55, части 1 статьи 56 ЖК РФ, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», а также нарушает кон­ституционное право указанного гражданина на жилище, закрепленное законо­дателем в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также право на получение, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21, статьи 23.2 Феде­рального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», мер социальной под­держки в виде предоставления членам семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 годов», обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участ­ников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» необходимо завершить до 1 мая 2010 г.

Как указывалось выше, Р., **.**.****., а также Гаврюшова С.И., **.**.****., состояли на учете в качестве нуж­дающихся в жилых помещениях как ветераны Великой Отечественной войны с 20.05.1996. Таким образом, на них распространялось действие Указа Президен­та Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем вете­ранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

По информации администрации города Кемерово, все граждане, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, относящиеся к указанной категории и поставленные на учет до 01.03.2005 года к указанному сроку жильем обеспече­ны. Однако поскольку Гаврюшова С.И. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальная поддержка согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде предоставления жилого по­мещения по договору социального найма оказана ей не была.

В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», п.4 Порядка предоставления жилых по­мещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобре­тение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 №3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.02.2010 №71 (далее - По­рядка предоставления жилых помещений), ветераны вправе выбрать форму предоставления жилого помещения (по договору социального найма, либо в собственность, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения).

Согласно заявлению Гаврюшовой С.И., ею выбрана форма предоставления жилого помещения - в собственность.

Принимая во внимание, что Гаврюшова С.И. была лишена возможности на реализацию права на жилище, предоставленного ей Конституцией Российской Федерации и жилищным законодательствам именно вследствие неправомерных действий органа местного самоуправления, учитывая социальную значимость категории граждан, к которой относится Гаврюшова С.И., а также тот факт, что все ветераны ВОв, поставленные на учет до 01.03.2005 года, в настоящее время жильем обеспечены, считает необходимым возложить на орган местного само­управления обязанность обеспечить Гаврюшову С.И. жилым помещением во внеочередном порядке.

В соответствии с часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и за­конных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоро­вья, возрасту не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распро­страняется на заявление прокурора, основанием для которого является обраще­ние к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государ­ственном и муниципальном жилищных фондах.

Кроме того, как установлено, Гаврюшова С.И. самостоятельно защитить свои нарушенные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует ее престарелый возраст, когда в организме человека происходят возрас­тные изменения, и утрачивается возможность полного восприятия мира (сни­жается память, возможность осознания, изучения и т.п.), следовательно, отсут­ствует возможность полноценно отстаивать свои права в судебном порядке.

Также Гаврюшова С.И, как вдова ветерана ВОв, в силу Федерального за­кона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждается и находится под особой социальной защитой государства, а значит и прокуратуры, поскольку именно она, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1997 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», является системой органов, осущест­вляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конститу­ции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на террито­рии Российской Федерации.

Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законода­тельством механизмом обеспечения прав Гаврюшовой С.И. на квалифициро­ванную помощь и, соответственно, ее свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного статье 12 ГПК РФ принципа осуществления правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон, является обращение прокурора в суд в защиту его прав и законных ин­тересов в порядке статьи 45 ГПК РФ.

Просит признать Гаврюшову С.И. нуждающейся в жилом
помещении, обязать администрацию города Кемерово предоставить Гаврюшо­вой Серафиме Игнатьевне жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта - г.Кемерово, в черте г.Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м. Установить срок исполнения решения - до 01.03.2011 года.

Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 15.11.2010г. производство по делу по иску прокурора г.Кемерово в интересах Гаврюшовой С.И. к администрации г.Кемерово об обязании предоставить жилое помещение прекращено в части требований о признании Гаврюшовой С.И. нуждающейся в жилом помещении в связи с отказом прокурора г.Кемерово от требований к администрации г.Кемерово в указанной части.

Истец Гаврюшова С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца –помощник прокурора г.Кемерово Пачгина О.В. уточнила требования: просила признать Гаврюшову С.И. нуждающейся в жилых помещениях исходя из даты подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а именно с 20.05.1996г.; обязать администрацию города Кемерово предоставить Гаврюшовой С.И. в собственность жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта – г.Кемерово, в черте г.Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м., установить срок исполнения решения – до 01.04.2011 года. На уточненных требованиях настаивала.

Представитель ответчика Фролов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что в администрации г.Кемерово отсутствуют сведения о постановке Гаврюшовой С.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 1996г.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Гаврюшовой С.И.

Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Рос­сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Россий­ской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

Судом установлено, что Гаврюшова С.И., **.**.****. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Р., что подтверждается справкой отдела социальных выплат и льгот УСЗН администрации города Кемерово №Г-310 от 08.04.2005 (л.д.12).

Супруг Гаврюшовой С.И. – Р. с 20.05.1996 г. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны, что подтверждается распоряжением Администрации Заводского района г.Кемерово №279 от 20.05.1996г.

На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской об­ласти от 09.06.2007 ###, договора безвозмездного пользования ###, заключен­ного 13.07.2007 между Гаврюшовой С.И. и ГУ «...», ей было предоставлено в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Кемеровской области в Областном доме для ветеранов по адресу: ... для проживания в нем.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кеме­ровской области №7-2/67 от 17.01.2007, жилые помещения (квартиры с 1 по 74) включены в специализированный жилищный фонд Кемеровской области с от­несением их к жилым помещениям для социальной защиты отдельных катего­рий граждан.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов», под областными до­мами для ветеранов для целей данного Закона понимаются специализирован­ные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для прожива­ния отдельных категорий граждан, предусмотренных статьей 2 данного Закона и нуждающихся в специальной социальной защите. Областные дома для вете­ранов находятся в государственной собственности Кемеровской области и вхо­дят в состав специализированного жилищного фонда Кемеровской области. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по дого­вору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.

В связи с указанными нормами данные жилые помещения являются жи­лым помещениям специализированного жилищного фонда, а именно жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан, преду­смотренными пунктом 7 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, предоставление жилых помещений в данном доме явля­ется предоставлением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в порядке статьи 109 ЖК РФ, в соответствии с которой, пре­доставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законода­тельством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 92 ЖК РФ, специализированные жилые помеще­ния не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением пере­дачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным данным разде­лом. В соответствии с частью 1 статьи 98 ЖК РФ, жилые помещения для соци­альной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граж­дан, нуждающихся в специальной социальной защите.

В связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного пользо­вания ### от 13.07.2007 (л.д.19-24), Гаврюшова С.И. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, основанием для снятия Гаврюшовой С.И. с учета нуждающихся послужило предоставление ей однокомнатной квартиры в доме для ветеранов.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», граж­дане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставле­ния им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений на­стоящей части.

Также, в соответствии со статьей 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до вы­явления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого поме­щения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование,
за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной
власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобрете­ние или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государствен­ной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строи­тельства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляю­щий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и по­служивших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных
категорий граждан по договорам безвозмездного пользования не является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 годов», обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участ­ников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» необходимо завершить до 1 мая 2010 г.

Как указывалось выше, Р., **.**.****., а также Гаврюшова С.И., **.**.****р., состояли на учете в качестве нуж­дающихся в жилых помещениях как ветераны Великой Отечественной войны с 20.05.1996. Таким образом, на них распространялось действие Указа Президен­та Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем вете­ранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В настоящее время Гаврюшова С.И. жилого помещения в собственности не имеет (л.д.26,27,28).

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.3 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», в случае наделения органов мест­ного самоуправления Кемеровской области отдельным государственным пол­номочием Российской Федерации по предоставлению меры социальной под­держки по обеспечению жильем ветеранов указанная мера предоставляется ор­ганом, уполномоченным органом местного самоуправления на предоставление указанной меры социальной поддержки.

Согласно п.27 ст.2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 №99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным пол­номочием в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населе­ния» (в редакции Закона Кемеровской области от 01.03.2010 N 22-03) (далее - Закон №99-ОЗ), органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению меры социальной поддержки по обеспече­нию жильем ветеранов, установленной Федеральным законом «О ветеранах».

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государ­ственных полномочий, в силу п.п.1, 4 ч.1 ст.4 Закона №99-03, имеют право:

- на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставления бюджетам городских округов субвенций из бюджета Кемеровской области, а также

- на дополнительное использование собственных материальных и финан­совых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, со­гласно п.6 ч.2 ст. 11 Устава города Кемерово, отнесено к вопросам местного значения.

При этом в силу п.1 ч.2 ст.5 Закона №99-ОЗ, в обязанности органов госу­дарственной власти Кемеровской области при осуществлении органами мест­ного самоуправления отдельных государственных полномочий входит обеспе­чение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полно­мочий.

Кроме того, согласно п.2 ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе исполь­зуют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денеж­ных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», п.4 Порядка предоставления жилых по­мещений и единовременной денежной выплаты на строительство или приобре­тение жилого помещения в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 №3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.02.2010 №71 (далее - По­рядка предоставления жилых помещений), ветераны вправе выбрать форму предоставления жилого помещения (по договору социального найма, либо в собственность, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения).

Согласно заявлению Гаврюшовой С.И., ею выбрана форма предоставления жилого помещения - в собственность.

Жилые помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квад­ратного метра общей площади жилья по Кемеровской области, устанавливае­мой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Прави­тельством Российской Федерации.

Кроме того, согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, п. 10 Порядка предоставления жи­лых помещений, предоставляемое жилое помещение должно быть расположено в г.Кемерово, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям правилам и нормам, установленным для жилых помещений, а также иным тре­бованиям.

Предоставление жилого помещения в собственность, в силу п.п. 11, 12 По­рядка предоставления жилых помещений, осуществляется путем приобретения уполномоченным органом жилого помещения в собственность гражданина в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для го­сударственных и муниципальных нужд.

Перечисление уполномоченным органом денежных средств на счет про­давца жилого помещения, открытый им в российской кредитной организации, осуществляется на основании договора купли-продажи жилого помещения, за­регистрированного в соответствии с действующим законодательством Россий­ской Федерации.

С учетом изложенного суд полагает, что обязанность по предоставлению Гаврюшовой С.И. жилого помещения должна быть возложена именно на администрацию г. Кемерово.

Что касается требований о признании Гаврюшовой С.И. нуждающейся в жилых помещениях исходя из даты подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а именно с 20.05.1996г., указанные требования удовлетворению не подлежат, поскольку, как следует из материалов дела, распоряжением администрации г.Кемерово №4551 от 11.10.2010г., Гаврюшова С.И. была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.34), в связи с чем прокурор г.Кемерово отказался от требований к администрации г.Кемерово о признании Гаврюшовой С.И. нуждающейся в жилом помещении. Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 15.11.2010г. производство по делу в указанной части прекращено, определение вступило в законную силу. В соответствии со ст.221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Однако, суд считает, что жилое помещение Гаврюшовой С.И. должно быть предоставлено исходя из даты постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в 1996г., поскольку, учитывая требования ст.56 ЖК РФ, основания, по которым Гаврюшова С.И. была поставлена на учет с указанного времени, не изменились.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего совершить какие-либо действия, не связанные с передачей денег, суд своим решением может установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение.

Принимая во внимание вышеуказанные положения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в части предоставления жилого помещения до 01.04.2011 года, поскольку полагает данный срок достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора г.Кемерово удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Кемерово предоставить Гаврюшовой С.И. в собственность жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолированное, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта г.Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м., в срок до 01.04.2011г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья М.К.Курилов