Дело № 2-5840/2010
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Курилова М.К.
при секретаре Пуховской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
07 декабря 2010 г.
гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Кемерово в интересах Воробьевой О.В. к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заводского района г. Кемерово в интересах Воробьевой О.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Заводского района г. Кемерово проведена проверка по обращению Воробьевой о нарушении её жилищных прав.
Установлено, что Воробьева О.В. (девичья фамилия Дмитриенко), **.**.**** года рождения в соответствии с п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 17.11.2003 года Воробьева О.В. (Дмитриенко) поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Заводском районе г.Кемерово (на 01.10.2010г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» № 309).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным выше, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.1 вышеуказанного закона лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.ст. 1,3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-03 « О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Гражданам указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч.2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч.7 ст. 19).
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Кемеровской области от 04.12.2007 № 148-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», приложением 29 к закону «Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по г. Кемерово предусмотрено в 2008г.-36700 тыс. руб., 2009г.- 19740 тыс. руб., 2010г.- 13159 тыс. руб., что является недостаточным для обеспечения всех лиц указанной категории жилыми помещениями.
Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления.
Поскольку финансирование мероприятий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на имущество и жилое помещение является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, предоставление жилого помещения органом местного самоуправления г. Кемерово Воробьевой О.В. возможно только после выделения денежных средств органу местного самоуправления на указанные цели субъектом Российской Федерации.
Несмотря на то, что в настоящее время Воробьева О.В. имеет право на обеспечение её жилым помещением, и что её права и законные интересы в силу ст.4 ФЗ №159-ФЗ на дополнительные гарантии по социальной поддержке должны обеспечиваться и охраняться государством, Воробьева жилым помещением не обеспечена, что в свою очередь является не только нарушением её прав и законных интересов, но и грубым нарушением приведенного законодательства в целом.
На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (далее ГПК РФ), заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Предъявление прокурором исковых требований в интересах Воробьёвой О.В. обусловлено её обращением к прокурору Заводского района г. Кемерово о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилое помещение.
Просит обязать администрацию города Кемерово предоставить, Воробьевой О.В., **.**.**** года рождения, по договору социального найма жилое помещение по месту её жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не менее нормы предоставления.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Анфилатова М.В. уточнила требования, просила обязать администрацию г.Кемерово предоставить вне очереди Воробьевой О.В. по договору социального найма жилое помещение по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не менее нормы предоставления, на уточненных требованиях настаивала.
Воробьева О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом – лично под роспись.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральными законом или законом субъекта Российской Федерации.
Указанной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение данной категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Гражданам указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч. 2 ст. 19 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч. 7 ст. 19).
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделенных органу местного самоуправления.
Судом установлено, что матерью истца, родившейся **.**.**** Является Л.. Отцом Воробьевой (Дмитриенко) О.В. является К..
Мать истца Л. умерла **.**.****. (свидетельство о смерти – л.д. 16).
Отец истца К. лишен родительских прав на основании решения Федерального суда Заводского района г.Кемерово (л.д.14).
На основании распоряжения администрации Заводского района г. Кемерово ### от 22.12.1995г. опекуном Дмитриенко О.В. назначена О. (л.д.15).
Жилое помещение, подлежащее закреплению за ней, отсутствует.
Распоряжением администрации города Кемерово территориального управления Заводского района ### от 04.12.2003 г. Дмитриенко О.В., как ребенок-сирота, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.13).
**.**.****. Дмитриенко О.В. вступила в брак, после заключения брака ей присвоена фамилия Воробьева (л.д.17).
Из ответа начальника управления образования администрации г. Кемерово от 13.10.2010 г. ### (л.д. 8) усматривается, что Воробьева (Дмитриенко) О.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Заводском районе г.Кемерово (на 01.10.2010г. общегородская очередь по категории «дети-сироты» №###, состав семьи 4 человека).
Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ОАО «Городское бюро недвижимости», ГП КО «ЦТИ Кемеровской области», информация о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Воробьевой (Дмитриенко) О.В. отсутствует (л.д.25,26,28,29).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время Воробьевой (Дмитриенко) О.В. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено. С учетом установленного факта нуждаемости Воробьевой (Дмитриенко) О.В. в жилом помещении, истец, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
Постановлением Кемеровского совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, и полагает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Воробьевой (Дмитриенко) О.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Заводского района г. Кемерово удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Воробьевой О.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Кемерово.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней с момента составления решения в окончательной форме.
Судья М.К.Курилов
В окончательной форме решение составлено 13.12.2010 г.