Решение - в удовлетворении требований отказать.



Дело № 2-3976/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

В составе председательствующего Исаковой Е.И.

При секретаре Игнатьевой Е.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово 11.10.2010 г.

Дело по иску Леонова Г.Ф. к ГУ УПФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о перерасчете пенсии и взыскании недополученных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Леонов Г.Ф. обратился с иском к ГУ УПФ в г. Кемерово и Кемеровской районе КО (межрайонное) о восстановлении общего трудового стажа, взыскать невыплаченную пенсию за 13 лет в размере 1370488 руб., от указанной суммы начислить ежемесячную пенсию в размере 31166 руб., выплатить за 156 месяцев надбавку в размере 20% и дополнительно ежемесячно к пенсии начислить 4624 руб., что составляет 1672448 руб. К пенсии в размере 31166 руб. дополнительно прибавить пенсию, назначенную ответчиком в размере 9529 руб., и ежемесячную выплату в размере 4624 руб. Обязать ответчика выплачивать ему пенсию в размере 45321 руб. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 400 тыс. руб.

Свои требования мотивирует тем, что он стал пенсионером с 08.04.1987 года, работал на Крайнем Севере. Его стаж составлял 50 лет 3 мес., а стал 49 лет 9 мес. 20 дней. К расчету его пенсии не применялся льготный индивидуальный коэффициент. При начислении пенсии за 1997-2009 года к его пенсии не начисляли северную надбавку в размере 20%. Пенсию в 2000 году ему назначили в 14 раз меньше льготной пенсии, получаемой им в СССР. Ему незаконно оставили календарный стаж 35 лет 8 мес. 11 дней, отобрав 14 лет 5 мес. 11 дней. Он обращался в райсобес с просьбой, чтобы ему выписали все коэффициенты повышения его пенсии с 1997 г. по 2009 г. и указали повышение в процентном соотношении, но из полученного ответа ничего невозможно понять.

В судебном заседании Леонов Г.Ф. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, предоставив письменные возражения.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что Леонов Г.Ф. является получателем пенсии с 08.04.1987 года. Пенсия назначена в соответствии с законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях». За работу на Крайнем Севере.

Далее размер пенсии исчислялся по нормам Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 и ФЗ от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ.

Как следует из заявленных истцом требований, размер пенсии до 1997 года им не оспаривается.

Истец полагает, что надбавка к пенсии с 01.01.1997 г. в связи с тем, что он являлся работающим пенсионером и которую он получал к 120 руб. северной пенсии 20% (общий размер пенсии был 144 руб.) должна составлять также 20% от пенсии, размер которой определен ответчиком на 01.01.1997 г., и не может составлять 1 руб. 87 коп. Истец также указывает, что в течение 1997-1999 г.г. размер его пенсии не увеличивался.

Указанные доводы истца являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела размер пенсии истца с 01.01.1997 г. составлял 350658 неденоминированных руб. Размер пенсии установлен в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1, которой размер максимальной пенсии ограничивался тремя минимальными размерами пенсий по старости (минимальный размер пенсии составлял 69575 руб.. Пенсия исчислена с районным коэффициентом 1,4, учтенного в заработке истца в условиях Крайнего Севера, и с учетом увеличения на 20% за отработанный стаж сверх требуемого (или 1,2 раза) (69575 х 1,4х1,2х3).

В течение 1997 года пенсия истцу увеличивалась в соответствии с Законом от 30.09.1997 г. в 1,1 раза (или на 10%) с 01.10.1997 г. - 350658 х10% + 350658=385726;

в 1,1 раза (или 10%) с 01.12.1997 г. и составляла 424297 руб. (385726 х 10% +385726) + 110500 руб. компенсационная выплата + 1875 руб. (надбавка за работу с отказом от пенсии, т. к. как работающему пенсионеру).

С 01.01.1998 г. произведена деноминация, денежные знаки уменьшились в 1000 раз. Соответственно пенсия с 01.01.1998 г. составляла 424 руб. 32 коп + 110,50 руб. +1,87 руб. Довод истца о том, что вместо надбавки в размере 1,87 руб. ему должна выплачиваться надбавка в размере 20% от размера пенсии, не основана на нормах пенсионного законодательства.

В последующем пенсия истцу увеличивалась в соответствии с действовавшим в тот период времени пенсионным законодательством. Подробный расчет изложен в отзыве представителя ответчика.

С 01.05.2001 размер пенсии истца был исчислен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), так как этот вариант исчисления размера пенсии стал наиболее выгоден. В связи с чем являются несостоятельными доводы истца о том, что пенсия рассчитывалась без ИКП.

Размер пенсии с 01.05.2001 определялся с учетом трудового стажа в календарном исчислении - 35 лет 8 мес. 11 дней (ст.7 Закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ) и отношения среднемесячной зарплаты пенсионера к среднемесячной зарплате по стране, которое не должно превышать 1,2 (согласно Указу Президента РФ от 17.04.2001 № 432).

Соответственно, размер пенсии с 01.05.2001 составил:

0,65 х 1,2 х 1523 руб. = 1187,94 руб. + 3,75 руб. (надбавка за работу с отказом от пенсии) = 1191,69 руб., где

-где: 0,65 - стажевый коэффициент за 35 лет календарного стажа (0,55 - за 25 лет требуемого стажа + 0,10 за 10 лет сверх требуемого стажа);

1,2 - отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации;

1523 руб. - среднемесячная заработная плата по стране за 2 квартал 2001, утвержденная постановлением Правительства.

С 01.08.2001, согласно постановлению Правительства РФ от 09.07.2001 № 521, утверждена среднемесячная заработная плата по стране за 3 квартал 2001 в размере 1671 руб., размер пенсии составил:

0,65 х 1,2 х 1671 руб. = 1303,38 руб. + 4,13 руб. (надбавка за работу с отказом от пенсии) = 1307,51 руб.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с 1 февраля 1998 года условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер - в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, вводя с 1 февраля 1998 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения наряду с предусмотренными Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве.

Что касается лиц, на которых в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, то в отношении них законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29 ноября 2003 года "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности.

Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9). Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П и отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Так в постановлении Пленума указано, что судам следует иметь в виду, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте.

Однако указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ (пункт 9). При этом необходимо иметь в виду, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы (службы), иных периодов, а также возможность включения ряда периодов в льготном исчислении, но и положения статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера (ПК).

В связи с изложенным доводы истца о том, что ответчик незаконно производит исчисление его пенсии исходя из общего календарного стажа, не принимаются судом во внимание. Кроме того, согласно представленному расчету размер пенсии истца по ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» наиболее выгодный для истца, чем по закону № 340-1 от 20.11.1990 г. (соответственно размер пенсии с 01.10.2010 г. по закону № 173 составляет 10129 руб. 47 коп.. по ФЗ № 340-1 – 7855 руб. 68 коп. Таким образом, применение для расчета пенсии календарного стажа работы истца не повлекло нарушение и ущемление его пенсионных прав.

По указанным основаниям являются несостоятельными доводы истца о том, что ответчик незаконно «отобрал» общий трудовой стаж. Все периоды работы истца подтверждаются соответствующими документами, которые находятся в его личном пенсионном деле. Доказательства. свидетельствующие, что не все периоды включены в общий трудовой стаж истца, суду не представлены. Исчисление же пенсии исходя из календарного стажа, как указывалось уже судом, не повлекло нарушение прав истца.

Являются несостоятельными доводы истца о том, что 20% надбавка к пенсии от размера начисленной пенсии за работу в условиях Крайнего Севера должна начисляться ежемесячно с 01.01.1997 г. по настоящее время, так как не основаны на нормах пенсионного законодательства.

Следовательно, требования истца о взыскании с ответчика 301 960 руб. удовлетворению не подлежат.

Не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что расчет его пенсии произведен без учета районного коэффициента, применяемого в районах Крайнего Севера. Указанный коэффициент применялся как при расчете пенсии по ФЗ № 340-1, так и при расчете пенсии по ФЗ № 173 в соответствии с п. 2 ст. 30 указанного закона.

Соответственно, требования истца о взыскании с ответчика недополученной суммы в размере 1370488 руб. удовлетворению не подлежат.

Не подлежат удовлетворению требования истца об установлении ему пенсии в размере 45321 руб., поскольку произведенный истцом расчет пенсии не основан на нормах пенсионного законодательства, как действовавшего в период наступления права на получение пенсии, так и нового пенсионного законодательства.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку настоящим решением суда не установлено нарушение пенсионных прав истца, кроме того, пенсионным законодательством не предусмотрен такой вид ответственности Управления пенсионного фонда как компенсация морального вреда.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Леонову Г.Ф. в удовлетворении требований к ГУ УПФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о перерасчете пенсии и взыскании недополученных сумм.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Е.И. Исакова

В окончательной форме решение изготовлено 19.10.2010 г.