Решение - требования удовлетворить.



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«22» июля 2010 года

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего Исаковой Е.И.

при секретаре Хабаровой Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

гражданское дело по иску Хакимовой О.В. к ГУ УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Хакимова О.В. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения.

Свои требования мотивировала тем, что Хакимова О.В., работает учителем в МОУСОШ №31" г. Кемерово. В марте 2009 г. она подала все необходимые документы в Пенсионный фонд для назначения пенсии по выслуге лет. По представленным документам страховой стаж составлял 25 лет 5 месяцев и 22 дня. 25 июля 2009 года истица получила отказ в назначении пенсии.

Отказано по следующему основанию: из её педагогического стажа исключен период работы с 23.09.1991г по 26.10.92г.-1год 1 месяц и 4 дня, проходивший в должности воспитателя Детского комбината №166 Кемеровского п/о «Химволокно» и период с 02.12.1989г. по 26.05.1991г.-отпуска по уходу за ребенком 1.06.1988г.р., свыше 1,5 лет.

Верховный суд РФ 7 июня 2001 года и Конституционный суд 6 декабря 2001г. своим определением признал незаконным п.2 Постановления Правительства РФ от 22.09.99г. №1067 устанавливающий, что утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся только в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. Поэтому ссылка ответчика на то, что я работала в «детском комбинате» ведомственного типа противоречат действующему законодательству. Статьи 80 и 83 Закона РФ " О государственных пенсиях" не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Определением Верховного суда РФ от 31.07.01 было установлено, что" пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения, с которыми они состояли в трудовых отношениях".

Просит суд признать незаконным решение от 22 мая 2009 года ### комиссии по пенсионным вопросам государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда РФ в Заводском районе г. Кемерово об отказе Хакимовой Ольги Викторовне в назначении трудовой пенсии досрочно в соответствии с п.п.Юп.1 ст. 28 Федерального Закона " О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности.

2.Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово включить в период работы, связанной с педагогической деятельностью Хакимовой О.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истица исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ### от 28 мая 2009 года Управления пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в отношении Хакимовой О.В. в части не включения в специальный педагогический стаж периода ее работы с 02.12.1989 по 26.05.1991 (1 год 05 мес. 25 дней) - период ухода за ребенком до 3-х лет; с 23.09.1991 по 26.10.1992 (1 год 01 мес. 04 дня) - в должности воспитателя детского комбината № 166 Кемеровского п/о «Химволокно».

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы педагогической деятельности Хакимовой О.В. период 02.12.1989 по 26.05.1991 (1 год 05 мес. 25 дней) - период ухода за ребенком до 3-х лет; с 23.09.1991 по 26.10.1992 (1 год 01 мес. 04 дня) - в должности воспитателя детского комбината № 166 Кемеровского п/о «Химволокно»и назначить досрочную трудовую пенсию с 27 марта 2009 года.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности № 3 от 11.01.200 года исковые требования не признала.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает, что требования Хакимовой О.В. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста женщиной 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 утверждены «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (п.п. 10-12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п. 10-12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п. 10-12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как следует из решения комиссии по пенсионным вопросам ### от 28 мая 2009 года в отношении истицы, ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специально стажа, так как периоды работы с 02.12.1989 по 26.05.1991 (1 год 05 мес. 25 дней) - период ухода за ребенком до 3-х лет, т.к. ч. 5 ст. 167 КЗоТ РФ (в редакции до 25.09.92r) включение в стаж дающий право на назначение пенсии на льготных условиях дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста до 3-х лет не предусмотрено;

с 23.09.1991 по 26.10.1992 (1 год 01 мес. 04 дня) - в должности воспитателя детского комбината № 166 Кемеровского п/о «Химволокно» т.к. «Наименованием учреждений» Списков от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067 и от 29.10 2002 № 781 «детские комбинаты» не предусмотрены;

Работа истицы в период с 23.09.1991 года по 26.10.1992 года в должности воспитателя, Детского комбината № 166 п/о «Химволокно», подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 8-12).

В связи с принятием Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Постановлением Сомина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 был утвержден список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с указанным Постановлением было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются периоды работы в должности воспитателя в детских дошкольных учреждениях – детских садах всех типов, в том числе «ясли-сад». Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства, разработанного Центральным Статуправлением при Совете Министров СССР № 175018 от 01.01.1976 г., действовавшим в оспариваемый период работы истицы, наименование «детский комбинат» приводится как аналог наименования «ясли-сад».

Согласно п. 3 постановления № 463 сохранялись за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действия Закона «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе от рода и места деятельности.

Ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих, что детский комбинат не является детским дошкольным учреждением.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 06.03.2003 г. «О проверке конституционности подп. 2 п. 1, п.2 и п. 3 ст. 27 и пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях», согласно которой в правоприменительной практике не исключается возможность применения «старых» Списков, суд приходит к выводу, что требования истицы о включении в специальный педагогический стаж периода работы с 23.09.1991 года по 26.10.1992 года в должности воспитателя, Детского комбината № 166 п/о «Химволокно» подлежат удовлетворению.

Так же подлежат удовлетворению и требования истицы о включении в специальный педагогический стаж периода ухода за ребенком до 3-х лет с 02.12.1989 г. по 26.05.1991 г. по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного федерального закона, в частности лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от из возраста.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п. 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ».

Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17.10.2003 г. № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года, № 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Следовательно, при определении периодов работы для назначения досрочной пенсии по старости следует руководствоваться нормативной базой, действующей на период работы истца.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06 октября 1992 года, предусматривалось, что дополнительный отпуск матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением* Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пунктом 2 которого повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Таким образом, комиссия не обоснованно не включила в специальный стаж период отпуска истицы по уходу за ребенком с 02.12.1989 г. по 26.05.1991 г. – 1 год 05 месяцев 25 дней.

В связи с тем, что настоящим решением исковые требования истцы о включении в специальный стаж работы периода с 02.12.1989 по 26.05.1991 (1 год 05 мес. 25 дней) - период ухода за ребенком до 3-х лет; с 23.09.1991 по 26.10.1992 (1 год 01 мес. 04 дня) - в должности воспитателя детского комбината № 166 Кемеровского п/о «Химволокно» удовлетворены, специальный трудовой стаж истицы является достаточным для назначения пенсии и ею был полностью представлен пакет документов, то пенсия истицы должна быть назначена с 27 марта 2009 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ### от 28 мая 2009 года Управления пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в отношении Хакимовой О.В. в части не включения в специальный педагогический стаж периода ее работы с 02.12.1989 по 26.05.1991 (1 год 05 мес. 25 дней) - период ухода за ребенком до 3-х лет; с 23.09.1991 по 26.10.1992 (1 год 01 мес. 04 дня) - в должности воспитателя детского комбината № 166 Кемеровского п/о «Химволокно».

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы педагогической деятельности Хакимовой Ольги Викторовны период 02.12.1989 по 26.05.1991 (1 год 05 мес. 25 дней) - период ухода за ребенком до 3-х лет; с 23.09.1991 по 26.10.1992 (1 год 01 мес. 04 дня) - в должности воспитателя детского комбината № 166 Кемеровского п/о «Химволокно»и назначить досрочную трудовую пенсию с 27 марта 2009 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Исакова Е.И.

В окончательной форме решение изготовлено «03» августа 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200