Решение - в удовлетворении требований отказать.



Дело № 2-2667/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.

при секретаре Фоминых К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 11 октября 2010 года

гражданское дело по иску Шабанова В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о перерасчете пенсии, взыскании суммы недоплаты и пени, признании действий и бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Шабанов В.И. обратился в Центральный районный суд г.Кемерово с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о перерасчете пенсии, взыскании суммы.

Свои требования мотивирует тем, что управление пенсионного фонда РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области при назначении трудовой пенсии по старости грубо нарушило его законные права и интересы.

Он родился **.**.**** г.р., страховое свидетельство ###, вышел на пенсию в 2001г.; прослужил в Вооруженных Силах СССР с 17.11.1969 г. по 28.11.971 г – 2 года и 11 дн., что подтверждается военным билетом ###.

В период с 01.09.1967г. по 10.07.1969г. - 1 год 10 мес. и 10 дн. истец учился в Профессионально-техническом училище. № 77 г. Кемерово.

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» ст. 10 п.3 один день службы по призыву засчитывается за два дня трудового стажа и включается в стаж работы по профессии.

Согласно ч. 9 ст.30 ФЗ № 173-ФЗ до 01.01.2002 г. применяется порядок трудового стажа, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего ФЗ. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.,в определении Верховного Суда РФ № 2-В08-7 от 25.07.2008г.

Считает, что в соответствии со ст. 11 в страховой стаж подлежит включению 3 года 10 мес. и 21 день, которые были учтены при назначении истцу пенсии в 2001 г,, а в 2002г. исключены из страхового стажа

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» № 1-340 от 20.11. 1990г. ст. 91 ст.93, ст.94, ст.95 и Закон СССР о государственных пенсиях от 14.07 1956 г. п.110. гарантировали истцу включение в трудовой стаж периодов службы в ВС СССР в двойном размере, а учебы в Профессионально-техническом училище в одинарном размере.

Истец обратился в УПФ в г. Кемерово и Кемеровском районе с заявлением, в котором просил увеличить его страховой стаж на 3 г.10 мес. и 21 день, увеличить стажевый коэффициент, произвести перерасчет ранее начисленной пенсии и выплатить ему не до начисленную разницу за период с 01.01.2002 г. по 01.11.2009 г. до начисленную разницу за период с 01.0 1.2002г. по 1.11.2009г.

Так же просил представить ему полный расчет начисления пенсии в момент ее назначения в 2001г., а также расчет пенсии в связи с его требованием на сегодняшний момент, указать величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 г., размер стажевого коэффициента, размер соотношения его среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в РФ, период выплаты пенсии с 01.01.2002 года, а так же сумму доначисленной пенсии, по месяцам, начиная с 01.01.2002 года

Просит суд признать действия и бездействия Управления пенсионного фонда Р.Ф. в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в отказе
удовлетворить его законные требования при перерасчете пенсии после 01.01.2002г. незаконными. Обязать Управления пенсионного фонда Р.Ф. в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области: увеличить его страховой стаж на 3 гола 10 мес. и 21 день, увеличить стажевый коэффициент, обязать ответчика пересчитать пенсию., выдать на руки расчет, выплатить не доначисленную пенсию часть пенсии с 01 01.2002г. по 1.11. 2009г., обязать ответчика предоставить расчет суммы пенсионного капитала на 01 01.2002г. и период выплаты пенсии с 01.01.2002г., а также суммы до начисленной пенсии, по месяцам начиная с 01.01.2002г. по 01.11.2009г.

Взыскать с ответчика оплаченную истцом госпошлину, юридические и почтовые расходы.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 13.01.2010г. в удовлетворении исковых требований Шабанову В.И. было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31.03.2010г. вышеуказанное решение суда от 13.01.2010г. отменно, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела Шабанов В.И. исковые требования увеличил, просит суд: издать не нормативный правовой акт о перерасчете пенсии; установить трудовую пенсию в размере 20161,30 руб., по ФЗ №173-ФЗ на 01.05.2010г., с исходными данными ФЗ №340-1, из расчета размера трудовой пенсии на 01.01.2002г. – 3493,36 руб.; пересчитать размер пенсии в соответствии с представленным им расчетом и выплатить не доначисленную часть пенсии с 01.01.2002г. по день вынесения решения суда, в полном объеме, с учетом коэффициентов индексации, в соответствии со ст. 30 п.8, ст. 17 п.7 ФЗ №173-ФЗ; обязать ответчика внести данные периоды в трудовой стаж при валоризации пенсии за период с 01.01.1991г., пересчитать сумму валоризации на 01.01.2010г. и выплатить не доначисленную часть суммы валоризации по день вынесения решения суда; обязать ответчика представить платежные документы о дате и сумме выплаченной пенсии с момента ее назначения, за 2001-2010гг.; взыскать с ответчика за просрочку выплаты пенсии с 29.09.2001г. по день фактической выплаты пенсии, пеню за пользование чужими денежными средствами по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, за моральные, физические и нравственные страдания, в связи с несвоевременной выплатой пенсии и ее недоначислением, не соблюдением прав пенсионера гарантированные Конституцией РФ, за не издание ненормативного правового акта, за не увеличение общего трудового стажа, за не проведение перерасчета пенсии в установленные законом сроки в сумме 500000 руб. (л.д. 82-83).

В дальнейшем, в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец свои требования дополнил, просит суд признать действия и бездействия ответчика незаконными в связи со следующим: действия – отказались засчитать в общий трудовой стаж период службы в Вооруженных силах СССР и учебу в училище, в течении 5 дней с момента подачи заявления, не сообщили в течении 5 дней с момента вынесения решения об отказе в перерасчете пенсии, согласно ст. 20 п.4 ФЗ №173-ФЗ; бездействия – не издали ненормативно правовой акт (решения в перерасчете пенсии) в течении 5 дней с момента подачи заявления, не предоставили информацию, касающуюся пенсионного обеспечения. Также просит суд рассмотреть его исковое заявление по правилам гл. 24 и г.25 ГПК РФ и Федерального закона №197-ФЗ от 14.12.1995г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (л.д. 93).

Истец Шабанов В.И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Письменным заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.92).

Представитель истца Борискин В.П., действующий на основании доверенности от 18.11.2009 года, на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика – Лиманская А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г. (л.д.22), исковые требования не признала в полном объеме. В порядке ст. 35 ГПК РФ в дело представила письменный отзыв на исковые требования.

Представитель ответчика Марченко Н.С., действующий на основании доверенности от 18.03.2010г. (л.д. ) с исковыми требованиями Шабанова не согласилась, пояснив, что расчет пенсии, представленный истцом не соответствует требованиям закона.

С учетом мнения представителей сторон, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ в данном порядке могут быть оспорены решения либо действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления либо их должностных лиц.

Перечень органов государственной власти приведен в ст. 11 Конституции РФ, а так же в Указе Президента РФ от 30.09.1992 г. № 1148 и в Указе Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Приведенный перечень является исчерпывающим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в качестве федеральных органов исполнительной власти в указанных документах не поименованы.

В силу своего правового статуса органы Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и местного самоуправления не относятся, а являясь государственными учреждениями, приравнены к бюджетным организациям.

Кроме того, в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 указано, что органы ПФР являются государственными учреждениями (со ссылкой на ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ), следовательно, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться по правилам Главы 25 ГПК РФ.

Таким образом, указанное исковое заявление Шабанова В.И. подлежит рассмотрению по правилам искового производства.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии со ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 (часть 2) Конституции РФ Федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 (часть 1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2002 №173-Ф3 «О трудовых пениях в РФ», в соответствии с которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Судом установлено, что 24.09.2001 года Шабанов В.И. обратился в Управление ПФР в Ленинском районе г. Кемерово с заявлением о назначении пенсии. С 24.09.2001 Шабанову В.И. была назначена пенсия по старости, по достижении им возраста 51 год за работу в особых условиях труда в соответствии с п.2 ст. 12 «а» Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г.

На дату назначения трудовой пенсии общий стаж истца составил 31 год 9 месяцев 11 дней (календарный стаж - 28 лет 01 месяц 01 день). При этом в общий стаж был включен период обучения с 01.09.1967г. по 04.05.1969г. - 1 год 08 мес. 4 дня и период службы в армии с 17.11.1969г. по 22.11.1971г. в двойном исчислении - 4 года 0 мес. 12 дней. Размер пенсии на дату назначения составил 1065,96 рублей.

На основании п. «а» статьи 12 Закона № 340-1 пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 50 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 лет. Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. пенсия устанавливалась в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

При этом, в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. размер пенсии ограничивается на уровне 3-х минимальных размеров пенсий по старости. В соответствии со статьей 17 Закона № 340-1 минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. При этом, размер минимальной пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Таким образом, расчет пенсии Шабанова В.И. на дату назначения по нормам закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. следующий: 6366,92 рублей - осовремененная заработная плата, представленная истцом; 66% - стажевый коэффициент (55% - за 20 лет требуемого трудового стажа +11% сверх требуемого общего стажа); 6366,92 руб. х 66% = 4202,17 руб.

Минимальный размер пенсии составлял 240,92 руб. + 11% = 267,42 рублей. Максимальный размер пенсии, как указывалось выше, установлен на уровне 3,5 минимальных размеров пенсии: 267,42 руб. x 3,5 = 935,96 руб.

Указом Президента РФ от 15.04.2000г. №681 «О компенсационной выплате пенсионерам» установлена компенсационная выплата в размере 130 рублей, то есть размер пенсии истца составил 935,96 руб. +130 руб. = 1065,96 рублей.

Доводы представителя истца о том, что ПФ при расчете пенсии Шабанову не были учтены 11% (свыше 20 лет), в связи с чем размер пенсии Шабанова должен составлять 1168,93 руб., суд оценивает как несостоятельный.

Из представленного стороной ответчика расчета усматривается, что 11% от минимального размера пенсии (240,92 руб.) составляет 26,50 руб., и был учтен ПФ при определении размера пенсии истца (240,92 руб. + 26, 50 руб. = 267,42 руб. х 3,5 + 130 руб. = 1065,96 руб.

Тогда как расчет представителя истца является неверным, поскольку при определении размера пенсии Борискин расчет производит из минимального размера пенсии в размере 267, 42 руб., что противоречит пенсионному законодательству, действовавшему на момент назначения пенсии Шабанову.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2002 №173-Ф3 «О трудовых пениях в РФ», в соответствии с которым устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

В соответствии со ст. 14 закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости состоит из базовой и страховой части.

Страховая часть пенсии по состоянию на 01.01.2002 года определяется как разница между расчетным размером пенсии и базовой частью трудовой пенсии по старости.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. истцу в беззаявительном порядке была произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года по материалам пенсионного дела по наиболее выгодному для Шабанова варианту путем конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (ПК) по формуле: ПК = (РП-БЧ) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п.2 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г.; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии (п.1 ст. 14 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г.), на 01.01.2002 составлял 450,0 рублей; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.5 ст. 14 и п.1 ст.32 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г.).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) рассчитывается по формуле: РП= СК х ЗР/ЗП х СЗП, где СК - стажевый коэффициент, который при наличии 20 лет общего трудового стажа составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год трудового стаж сверх указанной продолжительности (п. 2 ст. закона № 173-ФЗ).

Трудовой стаж истца на 01.01.2002г. стаж составил 28 лет 1 месяц 1 день, следовательно, СК = 0,63 (0,55 + 0,08).

Согласно п.4 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г. под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г., учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах бывшего СССР.

Приведенная норма закона свидетельствует, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости, не предусматривал включение в страховой стаж периодов учебы в высших учебных заведениях, а также кратное исчисление (в двойном размере) времени прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР.

Включение периодов обучения в Профессионально-техническом училище № 77 в общий стаж данной статьей не предусмотрено.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период 2000-2001 годы.

Отношение среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в РФ равно 3,431, а предельное отношение - 1,2 (п.2 ст.30 закона №173-ФЗ).

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07.2001г. по 31.12.2001г., установленная Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001г. №720 в размере 1671 руб.

Таким образом, расчетный размер пенсии истца на 01.01.2002г. составил: 1263,28 руб., то есть при расчете пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001г. размер пенсии увеличился на 197,32 рублей.

Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002г. равен: (1263,28-450) х 144 = 117112,32 руб.

По нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г., расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002г. равен: (1065,96 - 450) х 144 = 88698, 24 руб.

В соответствии с условными расчетами, пенсия истца на 01.05.2010 года составляет: по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340- 1 от 20.11.1990г. 7708,06 рублей (л.д. ); по нормам Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Фз от 17.12.2001г. 8631,09 рублей (л.д. ).

Порядок исчисления трудового стажа, который был установлен и действовал до дня вступления Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ применяется только для Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1, согласно, которому расчет производится из осовремененной заработной платы, и ограничивается на уровне 3,5 минимальных пенсий.

Размер пенсии, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (из календарного стажа и отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации), выше, чем размер пенсии, исчисленный в соответствии с Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 (из общего трудового стажа и из осовремененной заработной платы).

В соответствии со ст. 3, 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установлено законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых интересов, либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, указывая на необходимость включения в страховой стаж периодов учебы, а также исчисления периода прохождения срочной службы в двойном размере, истец фактически настаивает на том, чтобы его трудовая пенсия по старости была назначена на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, однако стаж бы при этом исчислялся в порядке, который был предусмотрен ранее действовавшим Законом РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340-1, что является необоснованным.

Так, подпунктом «е» пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005г. № 25 предусмотрено, что в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

При этом следует иметь в виду, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте.

Однако указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ (пункт 9). При этом необходимо иметь в виду, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой Т периодов работы (службы), иных периодов, а также возможность включения периодов в льготном исчислении, но и положения статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера (ПК).

Конституционным Судом РФ была проведена проверка конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П указывается, что норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 указанного Федерального закона согласно которой, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный капитал отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж, включавшихся в него ранее действовавшим законодательством и исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа, не противоречит Конституции Российской Федерации. Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив и него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.

Следовательно, суд приходит к выводу, что в результате конвертации пенсионных прав отсутствует нарушение прав истца на пенсионное обеспечение, поскольку на 01.01.2002г. размер пенсии, рассчитанный по Федеральному закону от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в размере 1263,28 руб.) выше размера пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. (в размере 1065,96 руб.).

На основании изложенного, суд считает, что размер пенсии истца при назначении и при перерасчете исчислен верно, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, действия Управления совершены в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании в отказе удовлетворить его законные требования при перерасчете пенсии после 01.01.2002г. незаконными, обязании Управления пенсионного фонда РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области: увеличить его страховой стаж на 3 года 10 мес. и 21 день, увеличить стажевый коэффициент, обязать ответчика пересчитать пенсию, выдать на руки расчет, выплатить не доначисленную пенсию часть пенсии с 01 01.2002г. по день вынесения решения суда; установить трудовую пенсию в размере 20161,30 руб., по ФЗ №173-ФЗ на 01.05.2010г., с исходными данными ФЗ №340-1, из расчета размера трудовой пенсии на 01.01.2002г. – 3493,36 руб.; пересчитать размер пенсии в соответствии с представленным им расчетом и выплатить не доначисленную часть пенсии с 01.01.2002г. по день вынесения решения суда, в полном объеме, с учетом коэффициентов индексации, в соответствии со ст. 30 п.8, ст. 17 п.7 ФЗ №173-ФЗ; обязать ответчика внести данные периоды в трудовой стаж при валоризации пенсии за период с 01.01.1991г., пересчитать сумму валоризации на 01.01.2010г. и выплатить не доначисленную часть суммы валоризации по день вынесения решения суда; обязать ответчика представить платежные документы о дате и сумме выплаченной пенсии с момента ее назначения, за 2001-2010гг.

Вместе тем, Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу 01.01.2010 года.

Так, согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Согласно п.3 ст. 30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) может по прежнему" определяться по формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, при этом в общем трудовой стаже не учитываются периоды обучения, в том числе в высших учебных заведениях, а исчисление продолжительности периодов службы в Вооруженных Силах РФ, Вооруженных силах бывшего СССР, также как и иных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Пункт 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.1010г. предусматривает возможность определения расчетного размера трудовой пенсии по старости (в случае выбора застрахованного лица) по иной формуле: РП = ЗР х СК, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд; СК - стажевый коэффициент.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: служба в Вооруженных I Силах бывшего СССР, периоды подготовки к профессиональной деятельности; обучение в училищах, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно- полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство с 01.01.2010 г. предусматривает в случае выбора застрахованным порядка исчисления расчетного размера пенсии, предусмотренного п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возможность включения в общий трудовой стаж периода обучения в высшем учебном заведении, а также учет периодов военной службы по призыву в двойном размере.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. ..» также была дополнена глава VI статьями 30.1 – 30.3.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Согласно пп.5 п.1 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора застрахованным, иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. предусмотренного статье 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, при предоставлении дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав указанного застрахованного лица при установлении ему трудовой пенсии.

В силу пп. 6 п.1 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора застрахованным иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статье 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.

В соответствии с п. 2 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определение размера (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с применением порядка и сроков, которые установлены статьей 20 настоящего Федерального закона. При этом количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

Согласно п. 3 ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» определение размера (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 Пункта 1 настоящей статьи, осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по материалам пенсионного дела на основании заявления пенсионера со дня первоначального установления трудовой пенсии по старости с учетом суммы валоризации. При этом применяется то же количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, которое было применено при первоначальном установлении трудовой пенсии с учетом суммы валоризации.

Таким образом, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действующей с 01.01.2010г., предусматривает возможность перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости в случае обращения заинтересованного лица в установленном порядке с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости и предоставления им дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Указанное следует как из приведенных норм закона, так и подтверждается положениями ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного предоставления им необходимых документов.

Пунктом 28 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. № 17/19пб предусмотрено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001г., производится на основании письменного заявления пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Из указанных Правил следует, что необходимые документы предоставляются в подлиннике, поскольку согласно п. 11 Правил при приеме заявления территориальный орган Пенсионного фонда РФ сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения.

С учетом изложенного, в настоящее время с учетом внесения изменений в пенсионное законодательство, Шабанов вправе обратиться в Пенсионный фонд в установленном порядке с заявлением о перерасчете расчетного размера трудовой пенсии по старости по иному варианту и включении в общий трудовой стаж периода прохождения срочной службы в двойном размере, а также периода учебы в училище.

Доводы истца о том, что в установленный законом срок в течение 5 дней Пенсионный фонд не удовлетворил его требования о перерасчете пенсии и не дал ответ суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001г. заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Как следует из материалов дела, Шабанов В.И. обратился 01.11.2009 г. в УПФ РФ с заявлением о перерасчете трудовой пенсии, а не с заявлением о назначении трудовой пенсии, следовательно, ответ ему должен быть направлен в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В указанном заявлении не содержится требование о перерасчете размера трудовой пенсии в связи выбором Шабанова иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, а лишь указывается на необходимость включения в общий трудовой стаж периода его обучения в училище, а также периодов прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР в двойном размере.

К данному заявлению не приложены подлинные документы, подтверждающие выполнение истцом той общественно-полезной деятельности, которая, как следует из заявления, выполнялась им в спорные периоды и подлежит включению в общий трудовой стаж в календарном или двойном исчислении.

Заявление Шабанова рассмотрено в срок, предусмотренный статьей 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а именно в течение 30 дней со дня поступления.

Ответ УПФ РВ в г.Кемерово и Кемеровском районе направлен Шабанову В.И. 01.12.2009 г., то есть в установленный законом срок.

При этом из материалов дела видно, что ответчиком даны подробные разъяснения о назначении пенсии, приведен расчет, указаны суммы страховых взносов по годам, приведен расчет суммы валоризации, указаны периоды, подлежащие включению в стаж для назначения пенсии (л.д. 13-15).

Так же являются несостоятельными доводы представителя истца о том, что поскольку при назначении пенсии по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20.11.1990г. истцу был рассчитан трудовой стаж, пенсионный фонд при расчете пенсии по Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ не вправе был изменять уже ранее рассчитанный трудовой стаж.

Нормами пенсионного законодательства не предусмотрено при расчете пенсии одновременное применение норм Закона РФ №340-1 от 20.11.1990г. о порядке исчисления трудового стажа и норм Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ о порядке расчета размера пенсии.

Ссылку представителя истца Борискина на п.6,п.7. ч.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в соответствии с которыми по аналогии период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР должен засчитываться в страховой стаж в льготном исчислении один к двум, суд считает несостоятельной, как не основанную на нормах закона, на который ссылается представитель истца, поскольку ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии, а не порядок расчета страхового стажа.

Являются несостоятельными и доводы представителя истца о том, что спорные периоды службы истца в Вооруженных Силах СССР с 17.11.1969г. по 28.11.1971г., и период с 01.09.1967г. по 10.07.1969г. – обучения истца в Профессионально-техническом училище. № 77 г. Кемерово исключены пенсионным фондом из страхового стажа истца.

Согласно ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, таким образом страховой стаж является идентичным понятию трудовой стаж.

Исковые требования о взыскании с ответчика за просрочку выплаты пенсии с 29.09.2001г. по день фактической выплаты пенсии, пеню за пользование чужими денежными средствами по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, также удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на законе.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт просрочки выплаты пенсии, учитывая, что установлена пенсия истцу была в соответствии с требованиями закона, а с заявлением о перерасчете размера пенсии истец в установленном порядке не обращался.

Поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требований Шабанова об увеличении трудового стажа, возложении на УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе обязанности пересчитать пенсию, выплатить недоначисленную сумму пенсии, отсутствуют и основания для удовлетворения требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

При этом суд учитывает, что в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Исходя из положений ч.3 ст.196 ГПК РФ суд рассматривает иск в пределах заявленных требований.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку настоящим решением суда истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не подлежат удовлетворению требования о взыскании с ответчика в пользу Шабанова расходов по оплате госпошлины, расходов по оплате услуг представителя, расходов по оформлению доверенности, почтовых расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шабанову В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о перерасчете пенсии, взыскании суммы недоплаты и пени, признании действий и бездействия незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2010 года.

Судья: Н.В. Маркова