Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-5841/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.,

при секретаре Гончаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

08 декабря 2010 г.

гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Кемерово в интересах Пусенкова П.М. к администрации г. Кемерово об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Кемерово обратился в суд в интересах бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, Пусенкова П.М. с иском к администрации г. Кемерово об обязании совершить действия.

Требования мотивированы тем, что Пусенков П.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Пусенков П.М. зарегистрирован в ... и иного жилого дома и квартиры не имеет.

26.04.2010 Пусенков П.М. в Администрацию г. Кемерово подал заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно акту проверки жилищных условий комиссии по жилищным вопросам территориального управления Кировского района Администрации г. Кемерово Пусенков П.М. проживает в неблагоустроенном помещении общей площадью 14 кв. м. в ...

По заключению указанной комиссии Пусенков П.М. является нуждающимся в получении жилья и подлежит постановке на учет.

Распоряжением Администрации г. Кемерово от 21.05.2010 ### он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

08.06.2010 г. Распоряжением Администрации г. Кемерово ### Пусенков П.М. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на Закон Кемеровской области от 17.11.2006 № 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области».

При этом в письме Администрации г. Кемерово Пусенкову П.М. было дано разъяснение о том, что согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 № ### бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, приравненные к ветеранам Великой Отечественной войны, к льготной категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения, не относятся.

Действия администрации г. Кемерово по отказу в признании Пусенкова П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются незаконными по следующим основаниям.

1. Органом местного самоуправления, в данном случае, нарушен порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

2. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

3. В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как установлено, Пусенков П.М. самостоятельно защитить свои нарушенные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует его престарелый возраст, когда в организме человека происходят возрастные изменения, и утрачивается возможность полного восприятия мира (снижается память, возможность осознания, изучения и т.п.), следовательно, отсутствует возможность полноценно отстаивать свои права в судебном порядке.

Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законодательством механизмом обеспечения прав Пусенкова П.М. на квалифицированную помощь и, соответственно, его свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного ст. 45 ГПК РФ.

Просит признать действия Администрации г. Кемерово на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» по отказу в принятии Пусенкова П.М. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным; признать Пусенкова П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать администрацию города Кемерово принять Пусенкова П.М. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях исходя из даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

В судебное заседание истец Пусенков П.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца - старший помощник прокурора Кировского района г. Кемерово Звягинцев Д.Ю. на требованиях настаивал.

Представитель ответчика администрации г. Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам, концлагерей, гетто, других, мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Вместе с тем, законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7, часть 1), Рос­сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Россий­ской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходи­мость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распо­ряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституцион­но значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содер­жание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федера­ции. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помеще­ние, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 № 25-П, законодательное регулирование отноше­ний в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования диф­ференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения кон­ституционных прав граждан.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными норматив­ными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п. 3 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 21, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспече­ние за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отече­ственной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отече­ственной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей по­гибших в Великой Отечественной войне.

Судом установлено, что Пусенков П.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (удостоверение ### от 03.08.2005 – л.д. 14). Указанное обстоятельство также не оспаривалось ответчиком.

Согласно справке ### от 04.02.2010 ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» Пусенков П.М. зарегистрирован по адресу: ... и иного жилого дома или квартиры не имеет (л.д. 11, 12). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений УФРС по Кемеровской области, а также по сообщению ОАО «Городское бюро недвижимости», сведения о правах на жилые помещения, зарегистрированных за Пусенковым П.М. также отсутствуют (л.д. 16, 17).

Согласно акта проверки жилищных условий комиссии по жилищным вопросам территориального управления Кировского района Администрации г. Кемерово Пусенков П.М. проживает в неблагоустроенном помещении общей площадью 14 кв. м. по адресу: ... (л.д. 9-10).

26.04.2010 Пусенков П.М. в Администрацию г. Кемерово с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 7).

По заключению указанной комиссии Пусенков П.М. является нуждающимся в получении жилья и подлежит постановке на учет.

Распоряжением Администрации г. Кемерово от 21.05.2010 ### он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на основании Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 20).

08.06.2010 г. Распоряжением Администрации г. Кемерово ### Пусенков П.М. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на Закон Кемеровской области от 17.11.2006 №129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области» (л.д. 21).

При этом в письме Администрации г. Кемерово Пусенкову П.М. было дано разъяснение о том, что согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 № ### бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, приравненные к ветеранам Великой Отечественной войны, к льготной категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения, не относятся (л.д. 22).

Действия администрации г. Кемерово по отказу в признании Пусенкова П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий суд считает незаконным на основании следующего.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом категории, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями), Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-ФЗ «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», постановлений Главы г. Кемерово «О порядке реализации Закона Кемеровской области» от 10.06.2005 № 68-ФЗ «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» нормы площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Феде­рации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых по­мещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами се­мьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Таким образом, каких – либо иных обстоятельств, позволяющих ответчику лишить Пусенкова П.М. статуса нуждающегося в жилых помещениях и снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, а представителем ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено. При этом доводы представителя ответчика не могут быть приняты судом, поскольку законное право на получение жилья не может быть ограничено ведомственными разъяснениями.

С учетом изложенного, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого распоряжения от 08.06.2010 г. об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, требования заявителя о признании указанного решения незаконным и обязании устранить допущенное нарушение посредством включения Пусенкова П.М. в список нуждающихся в жилом помещении, исходя из первоначальной даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Кировского района г. Кемерово удовлетворить.

Признать действия администрации г. Кемерово по снятию с учета Пусенкова П.М. в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ФЗ «О ветеранах» незаконными.

Признать Пусенкова П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Обязать администрацию г. Кемерово принять Пусенкова П.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ФЗ «О ветеранах», как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, исходя из даты подачи им заявления о принятии на такой учет.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: М.К. Курилов