Дело №2-5812/10
Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
В составе председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово
16 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному нетиповому общеобразовательному учреждению «Лицей», Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.
Руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному нетиповому общеобразовательному учреждению «Лицей», Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей» в срок до 01.09.2011 г. оборудовать предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально – технической базой, а также обеспечить оснащение образовательного процесса в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
В случае недостаточности денежных средств у Муниципального нетипового общеобразовательного учреждения «Лицей» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего судебного решения на Администрацию г. Кемерово.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Зверева
Дело №2-5812/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
В составе председательствующего Зверевой Н.Н.
При секретаре Рязановой Ж.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
16 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному нетиповому общеобразовательному учреждению «Лицей», Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Муниципальному нетиповому общеобразовательному учреждению «Лицей», Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.
Заявленные требования мотивирует следующим:
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании и воинской обязанности в Муниципальном нетиповом общеобразовательном учреждении «Лицей».
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства в МНОУ «Лицей» отсутствует предметный кабинет граждан для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой, а также спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажёр).
Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено Конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодежи. Отсутствие в МНОУ «Лицей» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства.
В связи с этим истец просил суд обязать МНОУ «Лицей» оборудовать предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально-технической базой и оснащением образовательного процесса; оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий; оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажёр) в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». В случае недостаточности денежных средств у общеобразовательного учреждения возложить субсидиарную ответственность по исполнению мероприятий на Администрацию г. Кемерово. Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2011 г.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования: Просил суд обязать ответчика оборудовать предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально – технической базой и оснащение образовательного процесса в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». В случае недостаточности денежных средств у общеобразовательного учреждения возложить субсидиарную ответственность по исполнению мероприятий на Администрацию г. Кемерово. Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2011 г.
В судебном заседании представитель истца Плохотя А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика МНОУ «Лицей» Щербакова М.А., действующая на основании Устава, в судебном заседании уточнённые исковые требования признала. Суду пояснила, что предметный кабинет по военно-патриотическому воспитанию в МНОУ «Лицей» отсутствует в связи с нехваткой учебных кабинетов. Однако наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию имеются практически во всех кабинетах лицея. В настоящее время администрацией лицея проводится работа по оборудованию отдельного кабинета военно-патриотического воспитания.
Спортивный городок и элементы полосы препятствий в МНОУ «Лицей» отсутствуют в связи с тем, что территория, примыкающая к учреждению, находится в оперативном управлении МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей им. В.Волошиной». Своей территории у МНОУ «Лицей» нет.
Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Новосельцева Ю.Э. заявленные исковые требования не признала. Представила суду письменные возражения на заявленные требования, в которых указано, что в соответствии с п.4 Приказа Министра обороны №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 обязательность получения гражданами начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы должна быть предусмотрена федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, утвержденными Минобрнауки России.
Однако в настоящее время такие стандарты не утверждены, в связи с чем, общеобразовательные учреждения при составлении учебных планов руководствуются Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Указанным базисным учебным планом не предусмотрен такой предмет, как основы военной службы. Начальные знания в области обороны преподаются частью программы основ безопасности жизнедеятельности.
В связи с отсутствием утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования требования в отношении учебно-материальной базы образовательных учреждениях для преподавания основ военной службы носят рекомендательный характер. Программа основ безопасности жизнедеятельности не предусматривает уроков в спортивном тире или на электронном стрелковом тренажере. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
С целью закрепления старшеклассниками полученных теоретических начальных знаний в области обороны и с целью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» администрацией города Кемерово постановлением от 13.07.2006 №71 утвержден план организационных мероприятий, содержащий комплекс программ, планов и социально-значимых проектов, в том числе в сфере образования. Пунктом 2.5.7 указанного Плана предусмотрены сборы старшеклассников по основам военной службы совместно с бывшими военнослужащими. Распоряжением администрации города от 19.04.2010 г. №1552 предусмотрены организационные мероприятия по проведению с 17.05.2010 г. по 21.05.2010 г. пятидневных учебных сборов с обучающимися 10-х классов всех общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования города. Пунктом 1.1 указанного распоряжения предусмотрена совместная работа с отделами военного комиссариата Кемеровской области, во исполнение п.2.3 управлением образования разработан учебно-тематический план учебных сборов и план-график занятий по огневой подготовке в тире ГОУ «Кадетский корпус радиоэлектроники МО РФ».
МНОУ «Лицей» прошел процедуру лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации, что подтверждается соответствующими свидетельствами. В соответствии с п.17 ст.33 Закона РФ «Об образовании» свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Таким образом, соблюдение законодательства об образовании подтверждено установленными документами.
Представитель Администрации г. Кемерово просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования Прокурора Центрального района г. Кемерово поддержал.
Представитель отдела Военного комиссариата Кемеровской области по Ленинскому, Заводскому и Центральному районам г. Кемерово в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, считает заявленные требования Прокурора Центрального района г. Кемерово обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны. Обязательная подготовка граждан к военной службе определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 г. №1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе.
Согласно п.п. 2, 4, 5 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (п. 16 Положения).
В силу п.26 Положения Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1441 Министерству обороны Российской Федерации делегировано право принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, соответствии с п.п. 11,12,13 которой руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. Начальники учебных пунктов: обеспечивают организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; осуществляют военно-патриотическое воспитание обучающихся; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросу организации и проведения учебных сборов.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В соответствии с п.11 Приказа Министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Согласно п.14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, которая включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении №1 к Инструкции.
Так, образовательное учреждение должно иметь следующее учебно-методическое пособие и оборудование:. .. Текст Военной присяги - 1 комплект; Плакаты:. ..ОрденаРоссии- 1 комплект; Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе - 1 комплект; Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия - 1 комплект; Приемы и правила метания ручных гранат - 1 комплект, Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45 мм) автомата Калашникова 1 шт.; средства индивидуальной защиты - общевойсковой противогаз (по количеству обучающихся); респираторы - 5 шт.; компасы (по количеству обучающихся); учебное пособие по основам медицинских знаний, оказание первой медицинской помощи - 1 комплект.
Прокуратурой Центрального района г. Кемерово проведена проверка исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании и воинской обязанности в МНОУ «Лицей». Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства в МНОУ «Лицей» отсутствует предметный кабинет граждан для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой.
В судебном заседании представитель МНОУ «Лицей» не отрицала факт отсутствия в учреждении предметного кабинета для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой. Однако, представитель ответчика пояснила, что обучение по данному предмету производилось в других кабинетах, где имеются наглядные пособия, предусмотренные программой обеспечения. При этом учащиеся 10 классов проходят обучение на базе Кадетского корпуса, где имеется все необходимое техническое обеспечение. Программой обучения предусмотрено 40 часов практического обучения, и около 2–3 часов стрельб.
Представитель третьего лица Кузбассобрнадзора Цвелёва К.А. пояснила в судебном заседании, что принимала участие при проведении проверки в МНОУ «Лицей». В ходе проверки было установлено, что в соответствии с п.13 Инструкции в Мноу «Лицей» утвержден план обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы, согласно которому время обучения по программе составляет 68 часов. Данный план обучения исполняется учреждением полностью, при этом практические занятия должны составлять 40 часов и проводиться на базе данного образовательного учреждения. Однако в МНОУ «Лицей» проводится только несколько часов обучения, а огневая и тактическая подготовка, в нарушение требования п.10 Инструкции, проводится не на базе образовательного учреждения, а на базе Кадетского корпуса. В МНОУ «Лицей» имеется все необходимое оборудование для обучения по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», но, в нарушение п.14 Инструкции, отсутствует отдельный кабинет для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы, оснащенный необходимой материально-технической базой.
Суд считает, что фактическое предоставление МНОУ «Лицей» обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к основам военной службы в соответствии с программой обучения при отсутствии специально оборудованного кабинета, оснащенного в соответствии с требованиями закона, не является основанием для отказа в удовлетворении требований Прокурора Центрального района г. Кемерово.
Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено Конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу.
Суд считает, что достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно-патриотическое воспитание молодежи.
Статьёй 3 Конвенции ООН о правах ребёнка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.90, установлено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, защитой прав и интересов, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
В связи с изложенным, а также в целях реализации Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 г. №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», совместного приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ от 03.05.2001 г. №203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». Суд считает необходимым заявленные требования Прокурора Центрального района г. Кемерово об обязании ответчика МНОУ «Лицей» оборудовать предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально-технической базой.
Отсутствие в МНОУ «Лицей» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства.
В соответствии со ст.32 ч.1, 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям ст.51 Закона РФ «Об образовании», ответственность за создание необходимых условий для учёбы и труда несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Как следует из ч.2 ст.41 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счёт средств местных бюджетов.
В силу п.6.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений на содержание зданий и коммунальных расходов осуществляется из средств местных бюджетов.
Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам согласно ст.120 ГК РФ, несёт собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст.161 БК РФ, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим кодексом. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст.158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Таким образом, суд считает, что подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств у МНОУ «Лицей» по исполнению мероприятий по устранению нарушений на собственника имущества учреждения – Администрацию г. Кемерово.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Прокурор Центрального района г.Кемерово просил установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2011г. Суд считает такой срок для устранения нарушений разумным и достаточным для исполнения судебного решения, в связи с чем данное требование истца также подлежит удовлетворению.
Оценивая изложенное в совокупности, руководствуясь ст. ст. 193 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей» в срок до 01.09.2011 г. оборудовать предметный кабинет для обучения несовершеннолетних граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы и обеспечить его необходимой материально – технической базой, а также обеспечить оснащение образовательного процесса в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №96 и Министра образования Российской Федерации №134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
В случае недостаточности денежных средств у Муниципального нетипового общеобразовательного учреждения «Лицей» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего судебного решения на Администрацию г. Кемерово.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Зверева