Решение - требования удовлетворить частично.



Дело № 2-2468/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Рябиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

06 октября 2010 года

гражданское дело по иску Николаевой С.В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным и другим требованиям,

у с т а н о в и л :

Истец Николаева С.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Кемерово и Кемеровскому району Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным. Свои требования мотивировала тем, что 14 июля 2009 года истец обратилась в Отдел ПФР в Центральном районе г.Кемерово с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» от 17.12.2001 г. №173-Ф3.

В соответствии с указанной нормой сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста

Государственным учреждение - Управлением пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе было отказано истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа (Протокол заседания комиссии Управления ПФР от 13.10.2009 г. №2038 прилагается).

По мнению комиссии, у истца отсутствует требуемый специальный стаж - 30 лет, в наличии - 22 года 09 мес. 14 дней.)

При этом в специальный стаж не были засчитаны следующие периоды работ: «Принять к зачету в специальный стаж с применением льготного исчисления 1 год работы как 1 год и 3 месяца не представляется возможным период работы:

- с 16.03.1983 (08 мес. 16 дн.) - дородовым и послеродовый больничный лист, отпуск по уходу за ребенком до года т.к. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 дородовый и послеродовый больничный лист, отпуск по уходу за ребенком до года засчитывается в календарном исчислении;

- с 19.03.1984 по 31.08.1984 (05 мес. 13 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года т.к. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 отпуск по уходу за ребенком засчитывается в календарном исчислении;»

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П при исчислении стажа для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст.28 Закона от 17.12.2001 могут применятся ранее действующие правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа до введения в действие новых.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (далее - Закон N 3543-1), согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. Их ст. 71 была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону N 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

«- с 03.08.1981 (12 дней), с 16.11.1981 по 23.11.1981 (08 дней) - отпуск без сохранения заработной платы, т.к. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 отпуск без сохранения заработной платы зачету в специальный стаж не подлежит;

- с 03.01.2002 (1 день) - отпуск без сохранения заработной платы, т.к. Постановлением Правительства РФ от 11. 07.2002 г. № 516 отпуск без сохранения заработной платы зачету в специальный стаж не подлежит»;

В данном случае отпуск предоставлялся истцу в соответствии со ст.68, 72 КЗоТа, действующими на тот момент и должен был засчитан в специальный стаж.

«- с 16.10.2007 по 19.11.2007 (01 мес. 04 дня) - учеба на курсах, т.к. Постановлением Правительства РФ от 11. 07.2002 г. № 516 периоды обучения на курсах зачету в специальный стаж не подлежат»

П.п. «ж» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного

постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г № 1397 время обучения на курсах повышения квалификации по специальности засчитывалось в специальный стаж (выслугу лет);

«- с 27. 06.1982 по 15.03.1983 (08 мес. 19 дней - календарно, 10 мес. 23 дня - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта т.к. наименование должностей утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 должность «заведующей» не предусмотрена;

- с 02.12.1983 по 18.03.1984 (03мес. 17 дней - календарно, 04 мес. 13 дн. - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта т.к. наименование должностей утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 должность «заведующей» не предусмотрена;

- с 01.09.1984 по 23.06.1985 (09 мес. 23 дня - календарно, 01 год 06 дн. - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта т.к. наименование должностей утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 должность «заведующей» не предусмотрена;

- с 17.07.1985 по 30.07.1988 (03 года 14 дней) - в должности фельдшера медвытрезвителя УВД, т.к. Списком наименования учреждений утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 «медвытрезвители» не предусмотрены;

- с 04.10.1993 по 09.06.1994 (08 мес. 06 дней) - в должности фельдшера ТМУ №7, т.к. Списком наименования учреждений утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «территориальные медицинские учреждения» не предусмотрены;»

Истец полагает, что согласно п.1 Списка от 06.09.1991 г. № 464, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, который устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний персонал независимо от наименования должностей лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений независимо от форм собственности.

Таким образом, считает, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, т.к. мой специальный стаж составляет более 30 лет.

В связи с указанным просила: признать незаконным отказ в назначения трудовой пенсии, обязать Ответчика назначить пенсию, исчислив ее с 13.10.2009 года.

В процессе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просила признать незаконным отказ в назначения трудовой пенсии. Просила обязать ответчика включить в трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: с 03.08.1981 по 14.08.1981 (12 дней), с 16.11.1981 по 23.11.1981 (08 дней) - отпуск без сохранения заработной платы, с 03.01.2002 (1 день) - отпуск без сохранения заработной платы, с 16.10.2007 по 19.11.2007 (01 мес. 04 дня) - учеба на курсах, с 27. 06.1982 по 15.03.1983 (08 мес. 19 дней - календарно, 10 мес. 23 дня - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта, с 02.12.1983 по 18.03.1984 (03мес. 17 дней - календарно, 04 мес. 13 дн. - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта, с 01.09.1984 по 23.06.1985 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта ( в льготном исчислении), с 17.07.1985 по 30.07.1988 (03 года 14 дней) - в должности фельдшера медвытрезвителя УВД, с 04.10.1993 по 09.06.1994 (08 мес. 06 дней) - в должности фельдшера ТМУ №7, а также обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 14.07.2009 года.

В судебном заседании истец Николаева С.В. и ее представитель Шевченко М.С., допущенный к участию в деле в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ на основании заявления истца, на уточненных исковых требованиях настаивали.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В соответствии со ст. 35 ГПК РФ ответчиком в дело представлен письменный отзыв на исковые требования.

С учетом мнения истца, ее представителя, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, в том числе огласив показания свидетелей, допрошенных в порядке судебного поручения, суд считает исковые требования Николаевой С.В. подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что 14.07.2009 года истец Николаева С.В. обратилась в ГУ УПФ Р по г. Кемерово и Кемеровскому району Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной иной деятельности по охране здоровья.

Решением комиссии Управления ПФР (ГУ) г. Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.10.2009 года № 2038 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку комиссия пришла к выводу, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 22 года 9 месяцев и 14 дней при требуемом 30 лет.

При этом Комиссией не были приняты к зачету следующие периоды работы истца: с 03.08.1981 (12 дней), с 16.11.1981 по 23.11.1981 (08 дней) - отпуск без сохранения заработной платы, с 03.01.2002 (1 день) - отпуск без сохранения заработной платы, с 16.10.2007 по 19.11.2007 (01 мес. 04 дня) - учеба на курсах, с 27. 06.1982 по 15.03.1983 (08 мес. 19 дней - календарно, 10 мес. 23 дня - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта, с 02.12.1983 по 18.03.1984 (03 мес. 17 дней - календарно, 04 мес. 13 дн. - (в льг.исчислении) - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта, с 01.09.1984 по 23.06.1985 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта, с 17.07.1985 по 30.07.1988 (03 года 14 дней) - в должности фельдшера медвытрезвителя УВД, с 04.10.1993 по 09.06.1994 (08 мес. 06 дней) - в должности фельдшера ТМУ №7., а также в календарном исчислении были зачтены периоды с 16.03.1983 по 01.12.1983 года – дородовый и послеродовый больничный, отпуск по уходу за ребенком до года, а также с 19.03.1984 по 31.08.1984 года – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что решение комиссии по отказу к зачету вышеуказанных периодов работы за исключением периода работы фельдшера медвытрезвителя УВД является незаконным.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осу­ществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсион­ный капитал.

Согласно п.9 ст.30 названного Федерального закона при оценке пенси­онных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и под­тверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государствен­ных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Вер­ховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопро­сах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражда­нами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пен­сионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установ­ленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Фе­дерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специаль­ный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и харак­тера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должен ре­шаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым долж­ностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений дея­тельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 г. № 197-О.

При рассмотрении вопроса о наличии специ­ального стажа, необходимого для назначения пенсии, следует руководство­ваться нормативными правовыми актами, действовавшими в период осуще­ствления истцом трудовой деятельности и формирования стажа для назначе­ния трудовой пенсии.

Согласно Постановлений Конституционно­го Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П, принципы равенства и справедливости, на которых основано осу­ществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и соци­альном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполага­ют по смыслу статей 1, 2, 6(ч.2), 15(ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конститу­ции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость зако­нодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Суд считает, что периоды работы истца с 27.06.1982 по 15.03.1983, с 02.12.1983 по 18.03.1984 года, и с 01.09.1984 по 23.06.1985 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта, подлежат включению в специальный стаж работы в льготном исчислении как 1 года за 1 год и 3 месяца.

В соответствии с п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Судом установлено, что в период с 27.06.1982 по 15.03.1983, с 02.12.1983 по 18.03.1984 года, и с 01.09.1984 по 23.06.1985 года истец работала, согласно сведениям трудовой книжки и представленным приказам в должности заведующей Чистоборского фельдшерско-акушерского пункта.

Согласно представленной в дело справки МУ «Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район» от 26.07.2010 года, фельдшерско-акушерский пункт с. Чистоборское в период с 27.06.1982 по 23.06.1985 года входил в состав Нижневартовской центральной районной больницы по территориальной принадлежности относился к сельской местности.

Отказ ответчика включить указанный период работы истца в специальный стаж был мотивирован тем, что должность заведующей фельдшерско-акушерского пункта отсутствует во всех Списках профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (далее – Списках).

Суд считает отказ ответчика во включении указанного периода работы истца в специальный стаж незаконным.

Действительно, согласно п.1 Списка от 06.09.1991 № 464, право на досрочную пенсию было предусмотрено в отношении врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В наименовании должностей, предусмотренных в Списке от 22.09.1999 года № 1066 и в списке от 29.10.2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра).

Как следует из пояснений истца в судебном заседании, несмотря на то, что ее должность в указанный период работы именовалась как заведующая акушерско-фельдшерским пунктом, фактически истец была единственным медицинским работником в штате указанного пункта, и фактически выполняла работу фельдшера.

Из справки, представленной в суд МУ «Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район» от 26.07.2010 года, следует, что сведения о штатной численности работников ФАП с Чистоборское за период с 1982 по 1985 годы представлены быть не могут, так как ведомости начисления заработной платы за указанный период на хранение в архив не поступали.

Однако, пояснения истца в той части, что в указанный период она была единственным работником данного ФАП, и выполняла работу фельдшера были подтверждены показаниями свидетелей СВИДЕТЕЛЬ 1 и СВИДЕТЕЛЬ 2, допрошенных в порядке судебного поручения Федеральным судом г. Мегион Ханты-Мансийского автономного округа Югры, которые пояснили, что знакомы с истцом, по совместному проживанию в селе Чистоборское Нижневартовского района в период с 1980 по 1987 годы. Свидетели пояснили, что Николаева С.Н. работала в сельском ФАП фельдшером. ФАП – был единственным лечебным учреждением в селе, а истец его единственным работником, она оказывала медицинские услуги, наблюдала беременных, ходила по вызывам к больным, выписывала листки нетрудоспособности и т.д.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется оснований, поскольку показания свидетелей последовательны, подтверждаются письменными материалами дела, свидетели не являются лицами, каким-либо образом заинтересованными в исходе дела.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что при рассмотрении настоящего дела нашел свое подтверждение тот факт, что в период работы с 27.06.1982 по 15.03.1983, с 02.12.1983 по 18.03.1984 года, и с 01.09.1984 по 23.06.1985 года истец, являясь заведующей ФАП с. Чистоборское, фактически исполняла трудовые обязанности фельдшера ФАП, и, следовательно, указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 года за 1 год и 3 месяца.

Суд также считает, что в льготном исчислении как 1 года за 1 год и 3 месяца подлежат включению в специальный стаж следующие периоды : с 16.03.1983 по 01.12.1983 года - дородовый и послеродовый больничный лист, отпуск по уходу за ребенком до года; с 19.03.1984 по 31.08.1984 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисление общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лети дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены эти отпуска.

Также включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, подлежит период работы истца в должности фельдшера ТМУ № 7 с 04.10.1993 по 09.06.1994 г.

Ответчик, отказывая во включении указанного периода в специальный стаж, указал, что учреждение – Территориальное медицинское учреждение не предусмотрено Списками.

Действительно такое наименование лечебного учреждения как Территориальное медицинское учреждение, не было предусмотрено Списками, действовавшими как в период работы истца в должности фельдшера ТМУ № 7, так и Списками, действующими на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.

Вместе с тем, суд считает, что указанный период работы подлежит включению в специальный стаж в связи со следующим.

Как следует из исторической справки, предоставленной МУЗ «Детская клиническая больница № 7», на основании приказа городского управления здравоохранения г. Кемерово от 30.06.1988 № 208, «7-я детская больница» с 30.06.1988 года была переименована в «Территориальное медицинское объединение № 7», в последующем на основании приказа Городского управления здравоохранения от 08.04.1993 года № 68 «Территориальное медицинское объединение № 7» с 08.04.1993 года было переименовано в «Муниципальное территориальное медицинское учреждение № 7». На основании распоряжения администрации г. Кемерово от 30.11.1998 года № 2528 «Муниципальное территориальное медицинское учреждение № 7» с 30.11.1998 года было переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Территориальное медицинское объединение № 7», которое в последующем на основании распоряжения администрации г. Кемерово от 16.12.1999 года № 2902 с 01.11.1999 года было переименовано в МУЗ « Детская клиническая больница № 7».

Согласно представленным по запросу суда Уставам указанного учреждения за период с 1988 и по настоящее время цели и предмет деятельности учреждения оставался неизменным и заключался в оказании качественных медицинских услуг детскому населению города Кемерово, а именно: доврачебная медицинская помощь в детских дошкольных и школьных учреждениях, скорая и неотложная помощь, амбулаторная врачебная помощь, стационарная специализированная помощь и т.д.

Анализируя представленные в соответствии со ст. 56 ГПК РФ вышеуказанные доказательства суд пришел к выводу, что истец в указанный период работала в лечебном учреждении и осуществляла в качестве фельдшера лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которая должна учитываться в спе­циальном стаже для назначения досрочной трудовой пенсии.

Законодательное введение досрочной пенсии медицинским работникам связывается с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда) а также особая значимость, ценность такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

С учетом изложенного, установление возможности досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям граждан, является ничем иным как одним из видов социальной защиты указанных лиц, и отказ во включении указанного периода работы истца в льготный стаж, только по тем основаниям, что подобное наименование учреждения не предусмотрено Списками…, повлечет нарушение конституционных прав истца, на равные права в сфере социального обеспечения.

Суд также считает, что включению в специальный стаж в календарном исчислении подлежит период обучения истца на курсах повышения квалификации с 16.10.2007 по 19.11.2007 (01 мес. 04 дня). В указанный период истец работала в ГУЗ «Областная станция переливания крови г. Кемерово».

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата.

По указанным основаниям период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом, судом также принято во внимание, что для истца, как медицинского работника, повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, и данный период подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Вместе с тем, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчика включить в льготный стаж периода работы с 17.07.1985 по 30.07.1988 года в должности фельдшера медвытрезвителя УВД.

Как уже указано выше, в соответствии с указаниями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Как следует из материалов дела, в спорный период работы истца действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данный Перечень не относил медицинские вытрезвители органов внутренних дел к Списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.

Согласно пункту 1 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайорганах внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30.05.1985 N 106, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.

Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.

Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Правительство Российской Федерации издало Постановление N 723 от 17 сентября 1992 г., в соответствии с которым на Минздрав России возложены обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел России продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции".

В настоящее время МВД России продолжает выполнять обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей.

Медицинский вытрезвитель не отнесен к учреждениям системы здравоохранения.

В Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 781 от 29 октября 2002 года учреждение "УВД" не указано, не указано оно и в вышеуказанных Списках, следовательно, спорный период работы не может быть включен в льготный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.

Суд также считает необоснованными требования истца о включении в специальный стаж периодов отпусков без сохранения заработной платы: с 03.08.1981 по 14.08.1981 (12 дней), с 16.11.1981 по 23.11.1981 (08 дней) и 03.01.2002 (1 день).

В силу ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, поскольку в указанные периоды заработная плата за истцом не сохранялась, и, соответственно, не уплачивались страховые взносы, указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Несмотря на то обстоятельство, что суд пришел к мнению об обоснованности в части исковых требований Николаевой С.В., суд считает, что требование истца об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с 14.07.2010 года не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Суд считает, что на дату обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости даже при условии включения указанных выше периодов работы истца в специальный стаж, в том числе, при включении периодов работы с 16.03.1983 по 01.12.1983 года - дородовый и послеродовый больничный лист, отпуск по уходу за ребенком до года; с 19.03.1984 по 31.08.1984 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года, с 27. 06.1982 по 15.03.1983 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта; с 02.12.1983 по 18.03.1984 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта; с 01.09.1984 по 23.06.1985 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта; - в льготном исчислении, трудовой стаж истца составляет 27 лет 3 месяца и 19 дней, при требуемом – 30 лет.

Поскольку и на момент рассмотрения заявленного спора трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет менее 30 предусмотренных законом лет, требования истца об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом существа постановленного решения суд считает, что с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям подлежат присуждению судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Николаевой С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии Управления ПФР (государственного учреждения) г. Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2038 от 13.10.2009 года в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы Николаевой С.В.:

В льготном исчислении как один год за один год и три месяца:

с 16.03.1983 по 01.12.1983 года - дородовый и послеродовый больничный лист, отпуск по уходу за ребенком до года;

с 19.03.1984 по 31.08.1984 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года.

с 27. 06.1982 по 15.03.1983 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта;

с 02.12.1983 по 18.03.1984 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта;

- с 01.09.1984 по 23.06.1985 в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта;

В календарном исчислении:

с 16.10.2007 по 19.11.2007 (01 мес. 04 дня) – период обучения на курсах повышения квалификации.

с 04.10.1993 по 09.06.1994 (08 мес. 06 дней) - в должности фельдшера ТМУ №7.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) включить в трудовой стаж Николаевой С.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», следующие периоды работы:

В льготном исчислении как год работы за один год и три месяца

с 16.03.1983 по 01.12.1983 года - дородовым и послеродовый больничный лист, отпуск по уходу за ребенком до года;

с 19.03.1984 по 31.08.1984 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года.

с 27.06.1982 по 15.03.1983 - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта;

с 02.12.1983 по 18.03.1984 - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта;

- с 01.09.1984 по 23.06.1985 - в должности заведующей Чистоборского (село) фельдшерско-акушерского пункта;

В календарном исчислении:

с 16.10.2007 по 19.11.2007 – период обучения на курсах повышения квалификации.

с 04.10.1993 по 09.06.1994 - в должности фельдшера ТМУ №7.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу Николаевой С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья: Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 25.10.2010 года.