Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-4524/10

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

08 октября 2010 года

Гражданское дело по иску Лучниковой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лучниковой Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 21.06.2010 г., которым Лучниковой Л.В. отказано в назначении льготной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предусмотренной абз.2 пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы истца с 15.11.1990 г. по 21.01.1991 г. – 02 месяца 07 дней – в должности хронометражиста на подземных работах в отделе проведения хронометражных наблюдений отдела труда и заработной платы нормативно-исследовательской станции (НИС) Северокузбасского производственного объединения по добыче угля, а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента возникновения права на назначение пенсии, то есть с 08.04.2010 г. и выплатить Лучниковой Л.В. причитающийся размер пенсии.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья Н.Н. Зверева


Дело № 2-4524/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Зверевой Н.Н.

При секретаре Рязановой Ж.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

08 октября 2010 года

Гражданское дело по иску Лучниковой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,

У С Т А Н О В И Л :

Лучникова Л.В. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Заявленные требования мотивировала следующим:

08.04.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с положениями абз.2 пп.1 п.1. ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 г. №173-ФЗ.

Решением комиссии Управления от 21.06.2010 г. ### в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием у истца специального трудового стажа.

Комиссия не включила в специальный стаж период работы с 15.11.1990 г. по 21.01.1991 г. – 02 месяца 07 дней – в должности хронометражиста на подземных работах в отделе проведения хронометражных наблюдений ОТиЗ нормативно-исследовательской станции (НИС) Северокузбасского производственного объединения по добыче угля.

Указанный период не был включен в специальный стаж в связи с тем, что представленными документами не подтверждается 50% занятости рабочего времени под землей в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, предусмотренных Списком №1 от 22.08.1956 г. №1173 и от 26.01.1991 г. №10.

Без спорного периода работы специальный стаж на 08.04.2010 г. составил 03 года 07 месяцев 24 дня при требуемом стаже 03 года 09 месяцев.

Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным и просит суд:

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 21.06.2010 г., которым истцу отказано в назначении льготной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Обязать ответчика включить спорный период рудовой деятельности истца в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента возникновения права на назначение пенсии, то есть с 08.04.2010 г. и выплатить истцу причитающийся размер пенсии.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель ответчика Березовская Ж.С., действующая на основании доверенности от 20.02.2009 г., в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика представила в суд письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что Управление ПФР считает требование истца незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению, а отказ в назначении досрочной трудовой пенсии правомерным по следующим основаниям.

Частью 2 ст.39 Конституции РФ установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют женщины по достижении ими возраста 45 лет, если они проработали не менее 07 лет 06 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока, и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Закона, на один год за каждый полный год такой работы.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст.27, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п.4 Правил от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (п.5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», зарегистрированного в Минюсте 24.10.1996 №1181). Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерального» предусмотрено суммирование работы по Списку №1 с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком №2.

Согласно пп.«б» п.1 постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г. №239 «О внесении изменений в п.1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. №537» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком от 26.01.1991 г.

Разделом 1 «Горные работы» Списка №1 от 22.08.1956г №1173 и Списка №1 от 26.01.1991г. №10 предусмотрены «подземные горные нормировщики».

В соответствии с кодом 1010100г раздела 1 «Горные работы» Списка №1 26.01.1991 №10, правом на пенсию в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001, пользуются рабочие, руководители, специалисты и служащие. занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде).

В соответствии с кодом 2010100б раздела 11 «Горные работы» Списка №2 от 26.01.1991 №10 правом на пенсию в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г., пользуются руководители и специалисты разрезов, карьеров, приисков, гидравлик и промывочных приборов, промышленных площадок строительства шахт, рудников, разрезов, разрезоуправлений, карьеров, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений, шахт.

Согласно п.1 и п.2 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г., периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе КО (межрайонное) 08.04.2010 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в условием зачета в специальный стаж периодов работы по списку №1:

- с 15.11.1990 по 21.01.1991 (2 месяца 7 дней) - в должности хронометражиста на подземных работах в отдел проведения хронометражных наблюдений ОТиЗ нормативно-исследовательской станции Северокузбасского производственного объединения по добыче угля.

Указанный период не включен в специальный трудовой стаж в связи с тем, что из представленных документов не подтверждается 50% занятости рабочего времени под землей в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, предусмотренных Списком №1 от 22.08.56г №1173 и Списком №1 от 26.01.1991г. №10.

По представленным документам (трудовая книжка, справки) стаж заявителя, дающий право на работу с вредными условиями труда в соответствии с пп. 1 ст.27 Закона от 17.12.2001 г. на дату обращения составляет 03 года 07 месяцев 24 дня, при требуемом 03 года 09 месяцев, периоды трудовой деятельности протекали в учреждениях и должностях, поименованных в вышеуказанных Списках. Страховой стаж составляет 26 лет 08 месяцев 18 дней.

Представитель ответчика считает что, отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, комиссия действовала в соответствии с законом и в пределах своих полномочий. Представитель ответчика просила суд в удовлетворении требований Лучниковой Л.В. отказать.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, свидетелей, изучив письменные материалы гражданского дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

С 01.01.2002 г. введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют женщины по достижении ими возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 06 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока, и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Закона, на один год за каждый полный год такой работы.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

При определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда применяются:

Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 (в редакции Постановлений Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 г. №591, от 23.07.1991 г. №497, Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 г. №517);

Список №1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 (в редакции Постановлений Совмина СССР от 29.10.1959 г. №1218, от 10.03.1969 г. №182, от 27.09.1990 г. №969, с изменениями, внесенными Постановлениями Совмина СССР от 16.04.1958 г. №407, от 23.12.1967 г. №1145).

Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п.4 Правил от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное рабочее время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций (п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. №5).

Таким образом, закон, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии, которые длительное время были заняты деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятным воздействиям различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы. На это обстоятельство было также обращено внимание в определении Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 г. №107-О.

08.04.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с положениями абз.2 пп.1 п.1. ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 г. №173-ФЗ.

Решением комиссии Управления от 21.06.2010 г. №1855 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием у истца специального трудового стажа.

Комиссия не включила в специальный стаж период работы с 15.11.1990 г. по 21.01.1991 г. – 02 месяца 07 дней – в должности хронометражиста на подземных работах в отделе проведения хронометражных наблюдений ОТиЗ нормативно-исследовательской станции (НИС) Северокузбасского производственного объединения по добыче угля.

Указанный период не был включен в специальный стаж в связи с тем, что представленными документами не подтверждается 50% занятости рабочего времени под землей в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, предусмотренных Списком №1 от 22.08.1956 г. №1173 и от 26.01.1991 г. №10.

Без спорного периода работы специальный стаж на 08.04.2010 г. составил 03 года 07 месяцев 24 дня при требуемом стаже 03 года 09 месяцев.

Как следует из представленной суду трудовой книжки истца (л.д 6), Лучникова Л.В. 11.11.1990 г. на основании приказа ### переведена с должности инженера 2 категории по нормированию и организации труда на должность хронометражиста на подземных работах нормативно-исследовательской станции производственного объединения «Кузбассуголь» и работала в этой должности до 21.01.1991 г. Указанное обстоятельство также подтверждается представленной суду архивной справкой от 20.01.2010 №Л-139, выданной ГУ КО «Государственный архив документов по личному составу Кемеровской области в г. Кемерово» (л.д. 7). Также в указанной справке приводятся сведения об обучении истца технике безопасности в учебном пункте шахты «Северная» в период с 12 по 14 ноября 1990 года. При этом судом установлено, что в указанных документах работодателем по-разному указаны наименования производственного объединения: «нормативно-исследовательская станция производственного объединения «Кузбассуголъ» и «нормативно-исследовательская станция производственного объединения Северокузбасского производственного объединения по добыче угля».

В судебном заседании истец поясняла, что данное обучение проводилось со всеми работниками сторонних организаций, работа которых была связана с подземными условиями, а разночтения в наименовании предприятия вызваны тем, что в указанный период времени производственное объединение реорганизовывалось и переименовывалось.

Судом установлено, что нормативно-исследовательские станции на угледобывающих предприятиях занимались детальным анализом работы шахт и разрезов, эффективности организации производственных процессов, разработкой нормативных материалов в области организации, нормирования и стимулирования труда.

В соответствии с положениями ст.102 Кодекса законов о труде РФ, действующего в период трудовой деятельности истца в должности хронометражиста, нормы труда - нормы выработки, времени, обслуживания, численности - устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Рабочий процесс по нормированию труда регламентировался в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 19.06.1986 г. №226/П-6 «Об утверждении Положения об организации нормирования труда в народном хозяйстве». Согласно указанному Положению, хронометраж - измерение затрат рабочего времени работника на выполнение отдельных трудовых операций с целью определения трудоемкости этих операций, работ (проводится в течение всей рабочей смены). Вопросами нормирования труда на нормативно-исследовательских станциях занимались инженеры по нормированию труда и хронометражисты.

Должностные обязанности инженера по нормированию труда (нормировщика) приведены в Квалификационном справочнике должностей служащих «Должности руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях», утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР от 08.10.1969 г. №400.

В должностные обязанности инженера по нормированию труда (нормировщика) входит, в том числе ведение учета и отчетности о количестве и составе норм, уровне их выполнения; организация проведения фотохронометражных наблюдений, обработку и анализ полученных данных; выявление потерь рабочего времени и изучение причин потерь, разработка предложения по их устранению.

Как следует из приведенных должностных обязанностей, инженер по нормированию труда самостоятельно не проводит хронометраж рабочего времени.

С 09.09.1967 в СССР использовалась Единая номенклатура должностей служащих, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 г. №443, в которой содержались категория «специалисты», группа 7 «специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами», включающие в себя должность хронометражист код 7560.

Согласно Общесоюзному классификатору. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86016, утвержденному Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 г.№016, введенному в действие с 01.01.1987 г., предусмотрено две различные должности (категория специалисты): хронометражист (код 25226) и хронометражист на подземных работах (код 25227).

Должностные обязанности хронометражиста приведены в Квалификационном справочнике должностей служащих «Должности руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях», утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР от 08.10.1969 г. №400:

Хронометражист проводит хронометражные и другие наблюдения с целью изучения затрат времени на выполнение отдельных элементов операций технологического процесса для разработки нормативов основного и вспомогательного времени, проверки технически обоснованных норм времени (выработки), установленных аналитически-расчетным методом, определения наиболее рационального режима работы, изучения передовых методов и приемов труда. Изучает и анализирует трудовые процессы, расчленяет изучаемые операции на элементы, определяет необходимое количество наблюдений, производит измерение этих элементов и обрабатывает полученные данные, анализирует результаты наблюдений и отбирает наиболее рациональные элементы операций для включения их в нормативы времени. Выявляет потери рабочего времени, устанавливает причины их возникновения, делает выводы и дает заключения о затратах рабочего времени. Участвует в разработке нормативных материалов по труду и мероприятий по устранению потерь рабочего времени.

Для разрешения вопроса о характере условий труда истца в течение спорного периода трудовой деятельности, судом было назначено производство судебной экспертизы условий труда. Как следует из представленного экспертного заключения №77 от 23.09.2010 г., хронометражные наблюдения проводились за рабочим или группой рабочих шахты (в очистном и подготовительном забоях, на шахтном транспорте, участках вентиляции, водоотлива, дегазации и других) непрерывно в течение всей рабочей смены - с момента прихода на рабочее место и до момента ухода с работы, т.е. замерялись все затраты рабочего времени с целью выявления потерь рабочего времени, установления причин, их вызывающих, составления рекомендаций по устранению этих потерь. Проводились также наблюдения за отдельными операциями или отдельными элементами работы в шахте по обслуживанию рабочего места (выемкой угля комбайном, управлением кровлей, бурением шпуров, погрузкой горной массы, передвижкой секций механизированной крепи и др.) с точностью замеров до 1 сек. для установления или проверки норм и нормативов труда, выявления и устранения причин недостаточного использования рабочего времени на шахте. По результатам наблюдений в течение всей рабочей смены составлялись специальные хронокарты, которые использовались для расчета технически-обоснованных норм выработки, рационализации рабочих процессов добычи угля.

Таким образом, время подземных работ по должности хронометражиста на подземных работах является равным продолжительности рабочей смены в подземных условиях и составляет 6 часов в смену (30 часов в неделю).

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровской районе Кемеровской области (межрайонное) от 21.06.2010 в назначении досрочной трудовой пенсии отказано по причине отсутствия специального стажа. При этом ответчик указал, что из представленных истцом документов не усматривается 50% занятость рабочего времени под землей в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых, предусмотренных Списком № 1 от 22.08.1956 г. №1173, от 26.01.1991 №10.

24.04.2003 г. Правительством РФ было принято Постановление №239 «О внесении дополнений в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537», в котором дается разъяснение порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.

В соответствии с внесенными изменениями, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, используется Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В Разделе I «Горные работы» Списка №1 от 26.01.1991 г. предусмотрены рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) код 1010100г, а также хронометражисты на подземных работах (подземные) код 1010100г-25227.

В то время как в Разделе I «Горные работы» Списка №1 от 22.08.1956 г. в подразделе 2 «Работы на поверхности», пункта «б» «Инженерно-технические работники, связанные с подземными работами на рудниках, шахтах, в угольных шахтоуправлениях (на правах шахт), на шахтостроительных и проходческих работах и на приисках с подземной добычей» предусмотрена должность хронометражиста (подземные).

При этом в Списке №2 1956 года отсутствует требование о занятости на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде).

Не содержится данного требования и в Разъяснении «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 г. №81/8.

Таким образом, суд считает установленным, что работа истца в период с 15.11.1990 г. по 21.01.1991 г. в должности хронометражиста на подземных работах в отделе проведения хронометражных наблюдений отдела труда и заработной платы нормативно-исследовательской станции (НИС) Северокузбасского производственного объединения по добыче угля, соответствует работе, предусмотренной Разделом I. «горные работы» Списка №1 от 22.08.1956 г., подраздел 2 «Работы на поверхности», пункт «б» «Инженерно-технические работники, связанные с подземными работами на рудниках, шахтах, в угольных шахтоуправлениях (на правах шахт), на шахтостроительных и проходческих работах и на приисках с подземной добычей», наименование должности «хронометражисты (подземные)». При этом продолжительность рабочего времени (подземные работы) хронометражиста подземного равна продолжительности рабочего времени, установленной для основных рабочих, занятых в подземных условиях, и составляет 6 чесов в день.

В связи с этим, а также с учетом практики Верховного Суда РФ, сложившейся при рассмотрении аналогичных гражданских дел (решение Верховного Суда РФ от 17.10.2003 г. №ГКПИ 03-1111), суд считает, что ответчик необоснованно исключил спорный период из специального трудового стажа истца по основанию отсутствия документального подтверждения занятости на подземных работах более 50% рабочего времени.

Как следует из представленной суду трудовой книжки, с должности хронометражист на подземных работах НИС Лучникова Л.В. переведена на должность горного нормировщика подземного шахты «Северная» ПО «Северокузбассуголь». Данные периоды вошли в специальный стаж. Должностные обязанности по должности горного нормировщика определены в Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов, специфических для угольной (сланцевой) промышленности, принятых Министерством угольной промышленности СССР, ЦНИИЭИ уголь.

Должностные обязанности участкового горного нормировщика включают в себя как работу свойственную хронометражисту подземному, так и работу свойственную инженеру по нормированию, которая осуществляется на поверхности.

В связи с изложенным суд считает, что, период работы истца с 15.11.1990 г. по 21.01.1991 г. – 02 месяца 07 дней – в должности хронометражиста на подземных работах в отделе проведения хронометражных наблюдений отдела труда и заработной платы нормативно-исследовательской станции (НИС) Северокузбасского производственного объединения по добыче угля должен быть зачтен в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также в соответствии с «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета», утвержденными Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002. №16/19Па, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее дня приобретения права на пенсию.

С учетом спорного периода работы истца, специальный трудовой стаж на момент обращения Лучниковой Л.В. с заявлением о назначении пенсии составит 03 года 10 месяцев 01 день и будет являться достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда.

В связи с изложенным суд считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении Лучниковой Л.В. досрочной трудовой пенсии незаконным. Кроме того, суд считает возможным с учетом положений ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить требования истца об обязании ответчика назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 08.04.2010 г. и выплатить истцу причитающийся размер пенсии.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лучниковой Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ### от 21.06.2010 г., которым Лучниковой Л.В. отказано в назначении льготной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предусмотренной абз.2 пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы истца с 15.11.1990 г. по 21.01.1991 г. – 02 месяца 07 дней – в должности хронометражиста на подземных работах в отделе проведения хронометражных наблюдений отдела труда и заработной платы нормативно-исследовательской станции (НИС) Северокузбасского производственного объединения по добыче угля, а также произвести начисление пенсии с учетом этого периода с момента возникновения права на назначение пенсии, то есть с 08.04.2010 г. и выплатить Лучниковой Л.В. причитающийся размер пенсии.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.Н. Зверева

В мотивированной форме решение изготовлено 13 октября 2010 года.