Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-5312/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Ворожцовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 18 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах Рыбиной М.А. к Негосударственному пенсионному фонду «Социальное развитие» о признании договора недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Кемерово обратился в суд в интересах Рыбиной М.А. с иском к Негосударственному пенсионному фонду «Социальное развитие» о признании договора недействительным.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению работников ЗАО «Мелькомбинат» о незаконном переводе накопительной части их пенсионных сбережений из Пенсионного фонда РФ в Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие». По результатам проверки установлено, что 30.04.2009г. от имени Рыбиной М.А., **.**.**** г.р. в Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие» поступило заявление о передаче средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ее индивидуального лицевого счета в НПФ «Социальное развитие», а также последующей передаче страховых взносов, которые будут поступать на финансирование накопительной части ее трудовой пенсии в Пенсионный фонд России, в указанный НПФ для формирования им накопительной части ее трудовой пенсии. Вместе с указанным заявлением от имени Рыбиной М.А. в НПФ «Социальное развитие» поступило поручение застрахованного лица об удостоверении его личной подписи на заявлении от 30.04.2009г., а также передаче заявления в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» в Управление Пенсионного фонда России (Государственное учреждение) по Кемеровской области.

Между НПФ «Социальное развитие» в лице директора представительства НПФ «Социальное развитие» в г.Кемерово и Рыбиной М.А. 29.04.2009г. заключен Договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом ###. Указанный договор также подписан от имени Рыбиной М.А.

При этом подлинность подписи Рыбиной М.А. в поручении от 30.04.2009г., заявлении от 30.04.2009г. удостоверена менеджером по работе с корпоративными клиентами Кемеровского представительства НПФ «Социальное развитием РАБОТНИК1, действующей на основании доверенности № 99/09 от 11.02.2009г., уполномочивающей ее на удостоверение подписей. Подлинность подписи Рыбиной М.А. в и Договоре ### от 29.04.2009г. удостоверена директором представительства НПФ «Социальное развитие» в г.Кемерово РАБОТНИК2, действующим на основании доверенности № 85/09 от 12.01.2009г.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Рыбина М.А., намерения перевести накопительную масть пенсионных сбережений из ПФ РФ в НПФ не имела, вышеуказанные документы не подписывала.

В ходе проверки также установлено, что при оформлении документов Рыбиной М.А., заключении Договора об ОПС между НПФ и застрахованным лицом ### от 29.04.2009г. сотрудниками представительства НПФ «Социальное развитие» в г. Кемерово - менеджером по работе с корпоративными клиентами Кемеровского представительства НПФ «Социальное развитие» РАБОТНИК1, а также директором представительства НПФ «Социальное развитие» в г. Кемерово РАБОТНИК2 были допущены существенные нарушения Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (ст.ст. 36.3, 36.4, 36.7), а также Инструкции по заполнению форм заявлений застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный Пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, и о переходе из негосударственного Пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, в Пенсионный фонд Российской Федерации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 05.04.2004 N 42.

Так, Договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации (ст.36.3 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").

Согласно п.1 Инструкции заявление застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование может быть подано застрахованным лицом лично, в том числе, в орган (организацию), с которым Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей в соответствии с пунктом 4 статьи 36.7 Федерального закона от 7 мая 1998г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", утвержденное уполномоченным федеральным органом по представлению Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом застрахованное лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или соответствующий документ, выданный застрахованному лицу территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором указан номер страхового свидетельства.

В строках "Подпись застрахованного лица" заявлений проставляется личная подпись застрахованного лица, которой заверяется правильность указанных в заявлении сведений. Застрахованное лицо проставляет личную подпись в присутствии работника территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченного лица органа (организации), с которым Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей (п. 13 Инструкции).

В ходе проверки установлено, что сведения о привлечении застрахованного лица - Рыбиной М.А. поступили на электронный адрес представительства НПФ «Социальное развитие» в г.Кемерово при содействии АГЕНТ, с которой действовал субагентский договор ### от 01.04.2009г., заключенный между РАБОТНИК2 и АГЕНТ

Уполномоченными работниками фонда РАБОТНИК1 и РАБОТНИК2 на основе поступивших данных были подготовлены комплекты документов (договор об ОПС, заявление и поручение) на Рыбину М.А., как застрахованного лица.

При этом в нарушение положений ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Инструкции, утв. Постановлением Минтруда РФ от 05.04.2004 N 42, сотрудники представительства НПФ «Социальное развитие» в г. Кемерово РАБОТНИК1, РАБОТНИК2 подготовленные на Рыбину М.А. комплекты документов по ОПС передали агенту АГЕНТ для подписания Рыбиной М.А., как застрахованным лицом.

Впоследствии агент АГЕНТ возвратила вышеуказанным работникам представительства НПФ «Социальное развитие» в г.Кемерово соответствующие комплекты документов по ОПС (договор ОПС, заявление, поручение), подписанные от имени Рыбиной М.А.

Уполномоченные сотрудники фонда РАБОТНИК1, РАБОТНИК2 проставили удостоверительные надписи на представленных АГЕНТ документах и передали в ПФР для регистрации.

Таким образом, Договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом ### от 29.04.2009г., заключенный между НПФ «Социальное развитие» в лице директора представительства НПФ «Социальное развитие» в г.Кемерово и Рыбиной М.А. является недействительным в силу ничтожности, поскольку не соответствует требованиям закона.

Сделка действительна при одновременном наличии следующих условий: содержание и правовой результат сделки не противоречат закону и иным правовым актам; каждый участник сделки обладает дееспособностью, необходимой для ее совершения; волеизъявление участника сделки соответствует его действительной воле: волеизъявление совершено в форме, предусмотренной законом для данной сделки.

В данном случае Рыбина М.А. не изъявляла волю на заключение договора об ОПС ### от 29.04.2009г. с НПФ «Социальное развитие», указанный договор не подписывала.

В прокуратуру района обратилась Рыбина М.А. с заявлением о защите ее нарушенных прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, нарушенных в результате заключения от ее имени с НПФ «Социальное развитие» договора об обязательном пенсионном страховании ### от 29.04.2009г.

Просит договор об обязательном пенсионном страховании ### от 29.04.2009г., заключенный между Негосударственным пенсионным фондом «Социальное развитие» в лице директора представительства Негосударственного пенсионного фонда «Социальное развитие» в г.Кемерово и Рыбиной М.А. признать ничтожным в силу несоответствия требованиям закона. Применить последствия признание сделки недействительной в силу ничтожности - обязать Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие» передать Пенсионном; фонду Российской Федерации в лице Отделения Пенсионного фонда Российском Федерации (Государственное учреждение) по Кемеровской области средства пенсионных накоплений Рыбиной М.А..

В судебном заседании старший помощник прокурора Канаплицкая О.А., действующий на основании удостоверения, на исковых требованиях настаивал.

Истец Рыбина М.А. в судебном заседании на требованиях также настаивала, пояснив, что ни заявления о переходе из ПФ РФ в Фонд «Социальное развитие», ни сам договор с ответчиком она не подписывала.

Представитель ответчика – НПФ «Социальное развитие» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Кроме того ранее представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать, также просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.34).

Представитель третьего лица – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате слушания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения прокурора и истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч.3 ст.155 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон.

Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ст.166 ГК РФ).

В силу положений ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с положениями ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения; при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Судом установлено, что в прокуратуру Центрального района г.Кемерово обратилась Рыбина М.А. с заявлением о защите ее прав, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями, а также права на социальное обеспечение, нарушенных в результате исполнения договора об обязательном пенсионном страховании (л.д.7).

Также установлено, что В. получено уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.04.2010г. о передаче средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, из Пенсионного фонда РФ в Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие», осуществляющий обязательное пенсионное страхование. При этом в уведомлении указано, что передача средств пенсионных накоплений осуществлена на основании заявления от 07.10.2009г. и договора об обязательном пенсионном страховании от 30.09.2009г.

Пенсионным фондом РФ, в лице управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области А., и НПФ «Социальное развитие», в лице директора Кемеровского представительства РАБОТНИК2, 02.04.2009 заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей ###, в соответствии с которым (п. 1.1.1 Соглашения) ПФ РФ поручил НПФ принимать заявления застрахованных лиц о переходе из ПФ РФ в НПФ, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, о переходе из НПФ в ПФ РФ, устанавливать личность застрахованного лица, удостоверять подлинность его личной подписи на заявлении и направлять заявление в ПФ РФ в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Пунктом 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что НПФ при удостоверении подлинности подписи застрахованного лица на заявлении обязан: устанавливать личность застрахованного лица, обратившегося за удостоверением его подписи, которое производится при личном обращении застрахованного на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного ПФ РФ (п. 2.1.3.1); проверять заявление на полноту и правильность заполнения (п. 2.1.3.2); проставлять удостоверительную надпись на заявлении застрахованного лица в его присутствии (п. 2.1.3.3); вести журнал регистрации действий по удостоверению подлинности подписи застрахованного лица, проставлять на заявлении порядковый номер и дату внесения записи в журнал регистрации (п. 2.1.3.7).

Приказом президента НПФ «Социальное развитие» 14.01.2009 № 8-ф ответственными за прием и регистрацию заявлений застрахованных лиц, за удостоверение подлинности подписей застрахованных назначены директор представительства РАБОТНИК2 и специалист представительства РАБОТНИК1

Из представленных документов следует, что 30.04.2009г. в ГУ отделение ПФР по Кемеровской области от имени Рыбиной М.А. поступило заявление о переводе средств пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в НПФ «Социальное развитие», поручение об удостоверении подлинности личной подписи на заявлении (л.д.8).

При этом на заявлении имеется удостоверительная надпись специалиста представительства НПФ «Социальное развитие» в г.Кемерово РАБОТНИК1 о подлинности подписи Рыбиной М.А.

НПФ «Социальное развитие» в лице директора представительства в г.Кемерово РАБОТНИК2 29.04.2009г. с Рыбиной М.А. заключен договор об обязательном пенсионном страховании ### (л.д.9-10).

Как пояснила в судебном заседании истец Рыбина М.А., она заявление о переводе пенсионных накоплений в НПФ «Социальное развитие» не писала, поручение об удостоверении подписи на заявлении не подписывала, как не подписывала и договор об обязательном пенсионном страховании. Кроме того, ей домой пришло письмо из НПФ «Социальное развитие», из которого она узнала, что ее деньги перевили из УПФ в НПФ. Она ходила в НПФ «Социальное развитие», написала заявление о переводе ее обратно в УПФ. Там ей сказали, что ее переведут обратно.

Как следует из объяснения директора представительства НПФ «Социальное развитие» РАБОТНИК2, данных им в ходе проведения прокурорской проверки, работа с ЗАО «Мелькомбинат», работником которого является истец Рыбина, была проведена некорректно, поскольку вся работа проводилась через руководство, а потому не возникло подозрений, что сотрудники сами не подписывали договоры, телефонов на договорах не было и непосредственно с работниками связаться было невозможно, поэтому на заявлениях были проставлены удостоверительные подписи, а заявления были переданы в ПФР для регистрации. Подлинность подписей не проверялась (л.д.13).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что договор об обязательном пенсионном страховании ### от 29.04.2009г. Рыбиной М.А. не заключался, соглашения НПФ «Социальное развитие» с Рыбиной М.А. об осуществлении негосударственным фондом обязательного пенсионного страхования не достигалось, волеизъявления на заключение данной сделки Рыбина М.А. не выражала.

В связи с чем, договор об обязательном пенсионном страховании ### от 29.04.2009г.является недействительным в силу ничтожности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах Рыбиной М.А. к Негосударственному пенсионному фонду «Социальное развитие» о признании договора недействительным удовлетворить.

Признать договор ### от 29.04.2009г. об обязательном пенсионном страховании, заключенный между Негосударственным пенсионным фондом «Социальное развитие» и Рыбиной М.А. недействительным в силу ничтожности.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки – обязать Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие» передать Пенсионному фонду Российской Федерации средства пенсионных накоплений Рыбиной М.А..

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2010 года.

Судья Н.В. Маркова