Дело №2-3174/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе судьи Марковой Н.В.
при секретаре Фоминых К.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кемерово 26 августа 2010 г.
гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению №9 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников», Муниципальному учреждению здравоохранению «Детская клиническая больница №1» о признании договора недействительным в части,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района г.Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями о признании незаконным договора от 15.02.2010г. о взаимодействия, заключенного между МОУ №9 «Детский сад компенсирующего вида» и МУЗ «Детская клиническая больница №1», в части (пп. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4).
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области проведена проверка соблюдения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь государственными, муниципальными, ведомственными учреждениями здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, образовательными учреждениями, в которых функционируют медицинские кабинеты.
В ходе проведенной проверки установлено, что 15.02.2010г. между Муниципальным дошкольным образовательным учреждением № 9-0 «Детский сад компенсирующего вида» (далее по тексту МДОУ № 9-0) и Муниципальным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница №1» (МУЗ «ДКБ №1») заключен договор о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ (далее Договор).
Сторонами Договора определено предоставление медицинских услуг МУЗ «ДКБ №1» по месту расположения медицинского кабинета МДОУ №9-0 – ....
Между тем, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ (в ред. от 30.12.2008, с изм. от 18.07.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон) медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно ст. 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу ст. 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия на право ведения медицинской деятельности выдается лицензирующим органом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
При этом, лицензирующие органы наделены правом осуществления контроля за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий (ст.6 Закона).
Проведенной прокурорской проверкой установлено МДОУ №9-0 не имеет лицензии на право осуществления медицинской деятельности.
МУЗ «ДКБ №1» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития №### от 08.12.2005г.
В соответствии со ст. 9, 10, 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляет право осуществления соответствующего вида деятельности лишь по определенных адресам, указанных в лицензии как места осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом лицензиат обязан сообщать в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности с последующем переоформлением лицензии.
Медицинский кабинет МДОУ №9-0, расположенный по адресу: ..., не указан в лицензии ### от 08.12.2005г. как место осуществления медицинской деятельности.
Прокурор считает, что п.п.2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 Договора о взаимодействии по медицинскому обслуживанию ДОУ, определившие медицинский кабинет МДОУ №9-0 как место предоставления медицинских услуг ДКБ №1 не соответствуют закону и должны быть признаны недействительными.
Отсутствие лицензии на право осуществления медицинской деятельности по месту расположения медицинского кабинета МДОУ №9-0 не позволяет судить о соответствии осуществляемой медицинской деятельности лицензионным требованиям и может повлечь за собой причинение вреда здоровью воспитанников МДОУ № 9-0, нанесение ущерба их правам и законным интересам.
Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц воспитанников МДОУ, круг которых определить невозможно в связи с тем, что одни воспитанники переходят в другие образовательные учреждения, новые воспитанники поступают в детский сад.
Кроме того, несовершеннолетние в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд, в связи с чем, прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предъявлен иск в их интересах.
Просит суд признать незаконными п. п.2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 Договора о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ, заключенному 15.02.2010г. между Муниципальным дошкольным образовательным учреждением № 9-0 «Детский сад компенсирующего вида» и Муниципальным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница №1».
Впоследствии прокурор Центрального района г.Кемерово исковые требования уточнил, просит суд признать недействительными пп.2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 Договора о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ, заключенному 15.02.2010г. между Муниципальным дошкольным образовательным учреждением № 9-0 «Детский сад компенсирующего вида» и Муниципальным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница №1» в части определения медицинского кабинета МДОУ №9-0, расположенного по адресу ..., как место предоставления медицинских услуг МУЗ «ДКБ №1» (л.д.40-42).
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г.Кемерово Канаплицкая О.А. на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель МДОУ №9-0 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» Коненко О.В., действующая на основании приказа (л.д.27), требования прокурора не признала, пояснив, что медицинская деятельность в детском саду не осуществляется. Врач из поликлиники приходит в детский сад, в мед. кабинете изучает медицинские карты детей, график прививок; медицинский осмотр детей не проводит.
Представитель МУЗ «ДКБ №1» - Гуляев Ю.М., действующий на основании доверенности от 09.07.2010г., требования прокурора также не признал, считает, что оспариваемый договор заключен в рамках действующего законодательства, права детей не нарушены.
Представитель Администрации г.Кемерово – Леонова Ю.Г., действующий на основании доверенности от 14.01.2010г. (л.д.28), с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что у МУЗ есть лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Представитель Администрации г.Кемерово – Крючкова М.С., действующий на основании доверенности от 31.12.2009г. (л.д.37) иск не признала, пояснила, что МДОУ в настоящее время занимается оформлением лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Представитель Управления лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки (л.д. ), о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что МДОУ №9-0 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» в соответствии с лицензией Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области №8990 от 15.10.2008г. имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам при соблюдении контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.
Согласно п.4.1 Устава МДОУ № 9-0 (л.д.8-24) предметом его деятельности является реализация общеобразовательных, коррекционных программ дошкольного образования, предусмотренных данным Уставом.
Между Муниципальным дошкольным образовательным учреждением № 9-0 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» и Муниципальным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница №1» 15.02.2010г. заключен договор о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ (л.д.4).
В п.1.1 договора указано, что стороны договорились осуществлять совместную деятельность в целях охраны здоровья детей и подростков, основанную на приоритете профилактического направления с целью создания благоприятных условий для пребывания детей и проведения учебно-воспитательного процесса.
Согласно п.2.1.2 договора от 15.02.2010г. МДОУ №9-0 обязалось предоставить МУЗ «ДКБ №1» помещение, соответствующее государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности и обеспечить оснащение медицинского кабинета оборудованием, инструментарием, медикаментами, лекарственными средствами и перевязочным материалом в полном соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03.
Помещение, предназначенное для медицинского обслуживания детей, расположено по адресу: ... в виде двух комнат, общей площадью 27 кв.м. (п.2.1.3).
Согласно п. 2.1.4 договора предоставленное помещение является собственностью КУМИ и предоставлено муниципальному дошкольному образовательному учреждению на праве оперативного управления, что подтверждается Свидетельством от 17.06.2003 №1130.
В свою очередь, МУЗ «ДКБ №1» по договору обязалось: осуществлять контроль за состоянием здоровья воспитанников, условий среды обучения и информировать о результатах педагогический коллектив (п.2.2.1);
осуществлять организацию и проведение комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий среди обучающихся на основе результатов профилактических осмотров (п.2.2.2);
осуществлять организацию и проведение мероприятий по медицинской профилактике и пропаганде здорового образа жизни с целью повышения уровня образования детей и подростков, педагогического коллектива и родителей по вопросам гигиенического воспитания (п.2.2.3).
Изучив представленные сторонами документы, доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной.
Из содержания оспариваемых прокурором пунктов 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора от 15.02.2010г. следует, что МДОУ №9-0 предоставляет МУЗ «ДКБ №1» помещение (две комнаты), находящееся в оперативном управлении у МДОУ №9-0, расположенное по адресу ... (место нахождение МДОУ №9-0) для медицинского обслуживания детей.
Предметом спорного договора является медицинская деятельность, которая на основании ст. 17 ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» включена в перечень видов деятельности на осуществление которых требуются лицензии.
Довод стороны ответчика о том, что данным договором предусмотрено проведение лишь профилактических мероприятий, на которые получение лицензии не требуется, являются несостоятельными.
В оспариваемых пунктах договора от 15.02.2010г. четко указано о том, что помещение (..., в виде двух комнат, 27 кв.м) предназначено для медицинского обслуживания детей; должно соответствовать государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам; оснащено оборудованием, инструментарием, медикаментами, лекарственными средствами и перевязочным материалом в полном соответствии с СаНПин 2.4.1. 1249-03.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г. № 666 медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.
Указанный выше нормативный правовой акт не содержит положения о том, что дошкольное образовательное учреждение не имеет права осуществлять медицинскую деятельность в рамках своей компетенции.
Кроме того, п.п. 41, 46 указанного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом учреждения самостоятельно. Также дошкольное образовательное учреждение устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников.
Таким образом, суд не считает получение дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности, противоречащим действующим нормативным правовым актам в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом дошкольного образовательного учреждения. В противном случае лицензию на медицинскую деятельность должно получать учреждение здравоохранения, в штат которого включен медицинский персонал для оказания медицинской помощи детям в данном дошкольном образовательном учреждении.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 23.11.2009г., вступившим в законную силу, МДОУ №9-0 запрещено осуществлять медицинскую деятельность до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, в момент заключения договора о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ (15.02.2010г.) и до настоящего времени у МДОУ №9-0 отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Также не представлено суду доказательств того, что учреждение здравоохранения - МУЗ «ДКБ №1» имеет лицензию на осуществление медицинской помощи детям в данном дошкольном образовательном учреждении - МДОУ №9-0.
Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ предусматривает обязательность указания адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, которую намерен осуществлять заявитель. Постановление Правительства РФ обязывает указывать место нахождения помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности.
В соответствии со ст. 9, 10, 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляет право осуществления соответствующего вида деятельности лишь по определенных адресам, указанных в лицензии как места осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом лицензиат обязан сообщать в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности с последующем переоформлением лицензии.
Тогда как в лицензии ### от 08.12.2005г., выданной МУЗ «ДКБ №1» на осуществление медицинской деятельности в период с 08.12.2005г. по 08.12.2010г., помещение - медицинский кабинет (..., в виде двух комнат, 27 кв.м) не указан в качестве места осуществления медицинской деятельности.
Между тем руководитель МДОУ №9-0, заведомо зная, что для осуществления медицинской деятельности требуется лицензия, тем не менее, заключил сделку (договор от 15.02.2010г.) в нарушение ст. 173 ГК РФ, то есть им не была проявлена особая, повышенная заботливость при оценке правоспособности юридического лица на совершение им сделки.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что и у МУЗ «ДКБ №1» также отсутствовала лицензия на осуществление медицинской помощи детям в медицинском кабинете, предоставляемом МДОУ №9-0.
Все вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что заключенный 15.02.2010г. между МОУ №9 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» и МУЗ «Детская клиническая больница №1» договор о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ недействителен в силу ст. 173 ГК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым требования прокурора Центрального района г.Кемерово удовлетворить, признав пункты 2.1.2., 2.1.3., 2.1.4 договора от 15.02.2010г. противоречащим закону, недействительными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению №9 «Детский сад компенсирующего вида», Муниципальному учреждению здравоохранению «Детская клиническая больница №1» о признании договора недействительным в части – удовлетворить частично.
Признать недействительными пункты 2.1.2., 2.1.3., 2.1.4 договора о взаимодействии по медицинскому обслуживанию МДОУ, заключенному 15.02.2010г. между Муниципальным образовательным учреждением №9 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» и Муниципальным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница №1» в части определения медицинского кабинета Муниципального образовательного учреждения №9 «Детский сад компенсирующего вида», расположенного по адресу ..., как место предоставления медицинских услуг Муниципальным учреждением здравоохранения «Детская клиническая больница №1».
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2010 года.
Судья Н.В. Маркова