Дело № 2-5576/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,
при секретаре Семешовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
13 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Радченко А.В. к Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Радченко А.В. обратилась в суд с иском к администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что является сиротой, так как ее родители были лишены родительских прав и не восстановлены в данных правах. На основании этого, в 2003 году истец встала на очередь в Администрацию города Кемерово за получением жилплощади. В 2004 году на основании распоряжения Администрации Кемеровской области, истцу было предоставлено временное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью 12.4 кв.м., жилой площадью - 7,3 кв.м., расположенное по адресу: .... В 2005 истец стала проживать гражданским браком с А.. От данного брака у истца имеются двое несовершеннолетних детей: Б., **.**.**** года рождения и В., **.**.**** года рождения. Истец с детьми проживает в квартире по вышеуказанному адресу, так как брак с их отцом распался.
В 2005 году, после рождения первого ребенка истец обратилась в Администрацию г. Кемерово с заявлением о предоставлении жилого помещения бессрочного пользования, а также в заявление истцом было указано, что предоставляемое жилое помещение должно быть большей площадью, чем предыдущее. Однако до настоящего времени ответ на данное заявление истец не получила. На мое заявление о предоставлении жилья, был дан ответ следующего характера: Администрация г. Кемерово сообщает, на приобретение детской одежды администрацией города Вам предоставлена адресная помощь в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей. Истец стоит в очереди на получение постоянного жилья, вот уже пять лет. По состоянию на 13.09.2010 очередь истца № 299. На основании изложенного, просит суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение жилой площадью не менее 36 кв.метров для постоянного проживания и пользования.
Определением суда от 19.10.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Кемерово.
В судебном заседании истец Радченко А.В. на исковых требованиях настаивала.
Представитель Администрации города Кемерово не явился, извещался о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, направлением судебного уведомления, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился, в порядке ст. 35 ГПК РФ представил письменный отзыв, в котором указал, что требования не признает, а также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Кемеровской области.
С учетом мнения истца, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика Администрации Кемеровской области и соответчика Администрации города Кемерово.
Суд, выслушав истца, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Радченко А.В., **.**.**** г.рождения состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с 25.09.2010г., по состоянию на 13.09.2010г. очередь № 299, что подтверждается справкой № 6327, выданной администрацией г.Кемерово 16.09.2010г. ( л.д. 11).
Как следует из пояснений истца, ее родители лишены родительских прав.
06.02.2010г. между администрацией города Кемерово и Радченко А.В. заключен договор краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, согласно условиям которого, на основании распоряжений администрации города Кемерово № 2531 от 13.08.2004г. и № 84 от 19.01.2009г. истцу и членам ее семьи – В. и Б. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ... ( л.д. 3).
Таким образом, Радченко А.В., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу Радченко А.В. жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
То обстоятельство, что жилое помещение истцу не предоставлено, и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается фактом принятия Радченко А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях распоряжением Администрации города Кемерово.
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ).
Согласно ст. 8 п. 1 п.п. 2 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 30.06.2007) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных настоящим законом.
С учетом установленного факта нуждаемости Радченко А.В. в жилом помещении, она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете.
Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.
Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Вместе с тем, требования истца к Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как уже было указано ранее, полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления согласно Закону Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.
Кроме того, Закон Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установил порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.
Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Таким образом, администрация г. Кемерово не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.
Кроме того, ст.35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
Жилые помещения детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами.
Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения.
Из вышеперечисленных норм, не следует, что исполнительный орган государственной власти - Администрация Кемеровской области обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Администрация Кемеровской области не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета.
Таким образом, на Администрацию Кемеровской области неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу.
Субъект Федерации - Кемеровская область, жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления -администрацию г.Кемерово. Административные районы в городе к таким органам не относятся.
Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам — соответствующие районы и города субъектов РФ.
Таким образом, учитывая, что жилой фонд находится в муниципальной собственности, и обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления, правовые основания для возложения ответственности на Администрацию Кемеровской области отсутствуют.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
При этом, исходя из буквального толкования указанных положений законодательства, закрепленная с законе норма о предоставлении жилого помещения на одного человека не менее нормы применяется независимо от того, предоставляется жилое помещение в очередном или внеочередном порядке.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.
С учетом изложенного суд считает, что Радченко А.В. имеет право на предоставление жилой площади не ниже установленной социальной нормы 14 кв. м.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Радченко А.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 кв. м общей площади. Принимая во внимание, что исходя из положений ст.ст. 15,62 ЖК РФ по жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для проживания, свободным как фактически, так и юридически от прав третьих лиц, суд считает, что дополнительное указание на данные обстоятельства в решении суда, не требуется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Радченко А.В. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Кемерово предоставить вне очереди Радченко А.В., **.**.**** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 квадратных метров общей площади.
В остальной части исковых требований, в том числе, в требованиях к Администрации Кемеровской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Н.А. Савинцева
Решение в мотивированной форме составлено 24.12.2010 года.