Дело № 2-4212/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Копыловой Е. В.
При секретаре Корсаковой А. С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
19 августа 2010 года
гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Кемерово в интересах Тебеньковой Л.Т. к Администрации г.Кемерово о признании действий администрации г.Кемерово незаконными, об обязании совершить действия, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец Прокурор г.Кемерово обратился в суд с исковым заявлением в интересах Тебеньковой Л. Т. к Администрации г.Кемерово о признании действий администрации г.Кемерово незаконными, об обязании совершить действия по признанию Тебеньковой Л. Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика во внеочередном порядке предоставить Тебеньковой Л. Т. жилое помещение в черте г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м.
Свои требования мотивирует тем, что Тебенькова Л. Т. с 06.03.1995 года состояла на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны.
На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.02.2007 ###-р «О предоставлении отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, благоустроенных квартир в областном доме для ветеранов», договора безвозмездного пользования ###, заключенного 01.03.2007 между Тебеньковой Л. Т. и ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство», ей было предоставлено в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Кемеровской области в Областном доме для ветеранов по адресу: ..., для проживания в нем.
В связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного пользования ### от 01.03.2007, начальником территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово было издано Распоряжение ### от 28.02.2007, которым Тебенькова Л. Т. в числе прочих граждан, была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец считает, что принятие вышеуказанного распоряжения нарушает права Тебеньковой Л. Т., лишает ее мер социальной поддержки, в связи с чем прокурор г. Кемерово обратился в суд с настоящими исковыми требованиями. При этом прокурор указывает, что Тебенькова Л. Т. самостоятельно защитить свои нарушенные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует ее престарелый возраст. Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законодательством механизмом обеспечения прав Тебеньковой Л. Т. на квалифицированную помощь и, соответственно, ее свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного ст.45 ГПК РФ.
Просит суд признать незаконным распоряжение начальника территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово ### от 28.02.2007 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Тебеньковой Л.Т., также просит признать Тебенькову Л. Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить ей вне очереди в собственность жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолированное, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта – г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м.
В судебном заседание представитель истца – помощник прокурора г. Кемерово Сафронова И. И. требования поддержала.
Истец в суд не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом повесткой.
Представитель ответчика Суворов А. В., действующий на основании доверенности, требования в части признании незаконным и отмене распоряжения и восстановления статуса истицы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также в части предоставления жилого помещения признал. В части предоставления жилья во внеочередном порядке требования не признал.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Тебенькова Л. Т. с 06.03.1995 года состояла на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны.
На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.02.2007 ###-р «О предоставлении отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, благоустроенных квартир в областном доме для ветеранов», договора безвозмездного пользования ###, заключенного 01.03.2007 между Тебеньковой Л. Т. и ГУ «Кузбасское дорожно-коммунальное хозяйство», ей было предоставлено в безвозмездное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности Кемеровской области в Областном доме для ветеранов по адресу: ..., для проживания в нем.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области ### от 17.01.2007, жилые помещения (квартиры с 1 по 74) включены в специализированный жилищный фонд Кемеровской области с отнесением их к жилым помещениям для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов», под областными домами для ветеранов для целей данного Закона понимаются специализированные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для проживания отдельных категорий граждан, предусмотренных статьей 2 данного Закона и нуждающихся в специальной социальной защите.
Областные дома для ветеранов находятся в государственной собственности Кемеровской области и входят в состав специализированного жилищного фонда Кемеровской области. Жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются по договору безвозмездного пользования, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.
В связи с указанными нормами данные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а именно жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан, предусмотренными пунктом 7 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений в данном доме является предоставлением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в порядке статьи 109 ЖК РФ, в соответствии с которой, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным данным разделом. В соответствии с частью 1 статьи 98 ЖК РФ, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
В связи с заключением вышеуказанного договора безвозмездного пользования ### от 01.03.2007года начальником территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово было издано Распоряжение ### от 28.02.2007, которым Тебенькова Л. Т. в числе прочих граждан была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, основанием для снятия Тебеньковой Л. Т. с учета нуждающихся послужило предоставление ей однокомнатной квартиры в доме для ветеранов, относящемся к специализированному жилому фонду.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Согласно частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Также, в соответствии со статьей 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования не является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Каких – либо иных обстоятельств, позволяющих ответчику лишить Тебенькову Л. Т. статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, а ответчиком не представлено.
Таким образом, распоряжение начальника Территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово ### от 28.02.2007 «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилищных помещениях» было издано с нарушением статьи 55, части 1 статьи 56 ЖК РФ, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», а также нарушает конституционное право указанного гражданина на жилище, закрепленное законодателем в части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также право на получение, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», мер социальной поддержки в виде предоставления инвалиду Великой Отечественной войны жилого помещения, в связи с чем подлежит признанию незаконным и отмене. Тебенькова Л. Т. подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Также подлежат удовлетворению требования истца об обязании ответчика предоставить Тебеньковой Л. Т. жилое помещение, однако не во внеочередном порядке, а в установленный судом срок.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.3 Закона Кемеровской области от 28.01.2010 №3-03 «Об обеспечении жильем ветеранов», в случае наделения органов местного самоуправления Кемеровской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов указанная мера предоставляется органом, уполномоченным органом местного самоуправления на предоставление указанной меры социальной поддержки.
Согласно п.27 ст.2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, установленной Федеральным законом «О ветеранах».
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, в силу п.п.1, 4 ч.1 ст.4 Закона №99-ОЗ, имеют право:
- на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставления бюджетам городских округов субвенций из бюджета Кемеровской области, а также
- на дополнительное использование собственных материальных и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно п.6 ч.2 ст. 11 Устава города Кемерово, отнесено к вопросам местного значения.
При этом в силу п.1 ч.2 ст.5 Закона № 99-03 в обязанности органов государственной власти Кемеровской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий входит обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Кроме того, согласно п.2 ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе, путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Жилые помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Кемеровской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, п. 10 Порядка предоставления жилых помещений, предоставляемое жилое помещение должно быть расположено в г.Кемерово, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям правилам и нормам, установленным для жилых помещений, а также иным требованиям.
С учетом изложенного суд полагает, что обязанность по предоставлению Тебеньковой Л. Т. жилого помещения должна быть возложена именно на администрацию г. Кемерово.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу требований ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Тебенькова Л. Т. не относится ни к одной из перечисленных категорий граждан, в связи с чем жилое помещение может быть ей предоставлено не во внеочередном порядке, а на общих основаниях.
Между тем, в силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего совершить какие-либо действия, не связанные с передачей денег, суд своим решением может установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение.
Принимая во внимание вышеуказанные положения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в части предоставления жилого помещения до 01.04.2011 года, поскольку полагает данный срок достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить распоряжение начальника территориального управления Рудничного района администрации города Кемерово ### от 28.02.2007 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Тебеньковой Л.Т..
Признать Тебенькову Л.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию города Кемерово предоставить ей в срок до 01.04.2011 года в собственность жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным ЖК РФ: изолированное, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта – г. Кемерово, общей площадью не менее 36 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления текста решения в окончательной форме.
Судья: Е. В. Копылова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2010 года.