Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2- 5720/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

председательствующего Курилова М.К.,

при секретаре Лютенко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

19 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Утиной А.И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» о признании решения незаконным, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ ### от 27.08.2010 г. об отказе в назначении пенсии по пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», обязании назначить ей пенсию с момента обращения за ее назначением, т.е. с 05.08.2010 г., включив в специальный трудовой стаж периоды работы.

Свои требования мотивировала тем, что 5 августа 2010 г. она обратилась в Управление Пенсионного Фонда г. Кемерово и Кемеровского района с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Занимаясь лечебной деятельностью в должности медицинской сестры с 07.08.1980 г. по 12.11.1984 г., с 13.11.1984 г. по 31.01.1992 г., с 01.02.1992 г. по 31.03.2003 г., с 01.04.2003 г. по настоящее время в различных медицинских учреждениях, полагала, что выработала необходимый для этого 30-ти летний стаж.

Однако Решением Комиссии по пенсионным вопросам ### от 27 августа 2010г. ей в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ РФ «О трудовых пенсиях РФ» отказано в связи с недостаточностью специального стажа, который, по мнению ответчика к моменту ее обращения за назначением пенсии составил 11 лет 5 месяцев 25 дней.

При определении специального стажа в него не включен период деятельности истца в Центре здоровья «Энергетик» с 01.02.1992 г. по 05.08.2010 г. в должности медицинской сестры, исключено 18 лет 7 месяцев 7 дней.

Исключение этого периода мотивировано тем, что Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002г. № 78 не предусмотрены «Центры здоровья».

Решение ответчика в части исключения из специального стажа периода деятельности в Центре здоровья «Энергетик» и отказа в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью стажа истец считает незаконным по следующим основаниям.

Во-первых, такое условие, как наличие статуса юридического лица, в котором проходит медицинская деятельность, не предусмотрено Правилами исключения стажа работы ни в 1998г., ни в 1999г. ни в 2002г. ни в 2010г.

Во- вторых, в момент обращения истца за назначением пенсии 05.08.2010г. ответчик обязан был в соответствии с ч. 9 ст. 30 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» произвести оценку ее пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года. При этом должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На 01.01.2002 года действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.2001г. № 130).

В п. 3 данного Постановления указано на то, что выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.

В соответствии с п. 2 Постановления Советов Министра РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

В стаж, дающий право на выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.

В п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991г. указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования учреждений всех форм собственности.

Таким образом, учитывая Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г.№ 1066 период работы с 01.02.1992 по 05.08.2010 года должен быть безусловно зачтен в специальный трудовой стаж независимо от формы собственности медицинского учреждения, в котором истец работала.

Список и Правила применяются для исчисления стажа после 01.11.1999 г. Таким образом, Постановление № 1066 необоснованно сузило сферу деятельности Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», ст.ст. 81 и 83 которого не делали каких либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что работники негосударственных организаций имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных учреждений.

Поручение подготовить и ввести предложение о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников негосударственных учреждений не может означать, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения, какие-либо категории работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет. Это означало бы нарушение конституционных принципов и норм Федерального законодательства.

В силу ст.4 (ч. 2) и ст. 15 (ч.ч. 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципам верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которые не могут противоречить Федеральным законам.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» производится на общих основаниях. При этом законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страхового взноса для работодателей в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными.

Поэтому до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную деятельность по охране здоровья населения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, периоды их работы в учреждениях, не являются государственными, должны засчитываться в соответствующий стаж. Такая правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положение п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в той мере, в которой данные положения не позволяют засчитывать в стаж в период осуществления этой деятельности в негосударственных учреждениях, которые включались в стаж ранее действующим законодательством.

Таким образом, к моменту обращения истца к ответчику за назначением пенсии медицинский стаж истца является достаточным для назначения пенсии по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-Ф3, и был достаточным для назначения пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», действующим до 2002 г.

Считает, что решение ### Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово от 27.08.2010 г. нарушило право истца на получение досрочной трудовой пенсии.

Просит признать решение Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово от 27.08.2010 г. ### незаконным. Обязать ответчика Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово зачесть в специальный стаж работы периоды с 01.02.1992 г. по 05.08.2010 г., и назначить Утиной А.И., достаточную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-Ф3 со дня обращения за назначением пенсии 05.08.2010 г.

В судебном заседании истец Утина А.И. исковые требования уточнила: просила обязать ГУ УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы:

- с 01.02.1992 г. по 31.03.2003 г. (11 лет 02 мес. 02 дн.) в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго»,

- с 01.04.2003 г. по 05.08.2010 г. (07 лет 04 мес. 05 дн.) – в должности медицинской сестры ЗАО «Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик» и назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-Ф3 со дня обращения за назначением пенсии 05.08.2010 г. На уточненных требованиях настаивала.

Представитель ответчика Лиманская А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что период с 01.02.1992 по 31.03.2003г. не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку такое учреждение как «Центр здоровья» не предусмотрено Списками учреждений здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781. Период с 01.04.2003 по 05.08.2010г. также не подлежит зачету в специальный стаж истца, так как медико-санитарная часть Центра здоровья «Энергетик» образована в форме Закрытого акционерного общества, согласно Устава ЗАО Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик», в состав общества входят три филиала с указанием их места расположения, наименование филиалов отсутствует и на каких правах созданы филиалы (врачебный здравпункт, поликлиника, медицинская часть и т.д.) не усматривается, поэтому определить вид деятельности указанных филиалов невозможно.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, подлинные материалы пенсионного дела Утиной А.И., суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Утина А.И. 05.08.2010 г. обратилась в отдел ПФР в Заводском районе г. Кемерово за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии Управления ПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе ### от 27.08.2010 года Утиной А.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в виду отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения.

При этом истцу не были зачтены в специальный стаж следующие периоды работы:

- с 01.02.1992 г. по 31.03.2003 г. (11 лет 02 мес. 02 дня) – в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго», так как указанное учреждение не предусмотрено Списками учреждений здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781,

- с 01.04.2003 по 05.08.2010г. (07 лет 04 мес. 05 дней) – в должности медицинской сестры ЗАО Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик», так как медико-санитарная часть Центра здоровья «Энергетик» образована в форме Закрытого акционерного общества, согласно Устава ЗАО Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик», в состав общества входят три филиала с указанием их места расположения, наименование филиалов отсутствует и на каких правах созданы филиалы (врачебный здравпункт, поликлиника, медицинская часть и т.д.) не усматривается, поэтому определить вид деятельности указанных филиалов невозможно. Согласно п. 6 Правил наименование «филиал» как структурное подразделение не предусмотрен, следовательно, право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ у медицинских работников филиалов ЗАО Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик» отсутствует (Постановление Правительства от 29.10.2002 № 781).

Доводы Комиссии при отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд находит необоснованными в связи со следующим.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе от рода и места деятельности.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») пенсия за выслугу лет назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона от 17.12.2001, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона от 17.12.2002 г.

Согласно абз. 2 п. 1 Правил от 11.07.2002, наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона от 17.12.2001 (далее - Списки от 29.10.2002 № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона от 17.12.2001 (далее - Правила от 29.10.2002 № 781).

Согласно п. 3 Правил от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, при исчислении стажа для досрочного назначения пенсии по старости, могут применяться ранее действовавшие правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа до введения в действие новых.

С учетом принятого Конституционным Судом РФ решения, право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения должно определяться независимо от формы собственности учреждений (государственной, муниципальной, негосударственной).

В соответствии с п. 6 Правил от 29.10.2002 № 781, в стаж на соответствующих видах работ включается работа в определенных Правилами структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001, на периоды деятельности до 01.11.1999 г. применялись Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а до 14.11.2002 применялись Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.

Согласно указанным Спискам в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии включается период работы врачами и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении Пленума № 25 от 20 декабря 2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дела, связанных в реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы с учетом которого может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях» (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п.1 ст. 28 названного Закона), период работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п. (п. 9 Постановления).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.01.1992г. Производственное объединение энергетики и электрификации «Кузбассэнерго» и Обком «Электропрофсоюза» приняли совместное решение о прекращении с 28.01.1992 г. функционирования профилактория РП «Кузбассэнергоремонт» и организации Центра диагностической лечебно-профилактической, реабилитационной помощи трудящимся энергопредприятий г. Кемерово – центр здоровья «Энергетик» (л.д. 32).

Утина А.И. в период с 01.02.1992г. по 31.03.2003г. работала в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго», а с 01.04.2003г. по 05.08.2010г. – в должности медицинской сестры ЗАО «Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик», что подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д. 10-12).

Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781 не предусмотрено такого наименования учреждения, как «Центр здоровья».

В соответствии с п. 3.1 Положения о структурном подразделении Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации открытого типа «Кузбассэнерго» от 1994 г., основными задачами Предприятия являются, в том числе, разработка и внедрение современных методов диагностики, лечения, профилактики заболеваемости и реабилитации работников Акционерного общества и их семей; изучение факторов риска, своевременная диагностика предболезни, организация первичной профилактики; внедрение методов профилактики, лечения и реабилитации больных; создание и организация медико-социальной помощи, ухода за больными, помощи больным в терминальной стадии, оказание неотложной помощи больным с острыми заболеваниями; организация оказания медицинской помощи на дому работающим и пенсионерам; организация медицинских осмотров при приеме на работу; оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи; проведение необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно п. 3.3 Положения, основными видами деятельности Предприятия являются: оказание доврачебной помощи; амбулаторно-поликлиническая врачебно-медицинская помощь; лабораторно-диагностические, рентгенологические, функциональные, УЗИ, эндоскопические исследования и физиотерапевтические исследования; оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

Центр здоровья «Энергетик» ПОЭиЭ «Кузбассэнерго» имел лицензию на оказание медицинских услуг (л.д. 33,34).

Согласно приказа ### от 15.09.1999г. (л.д. 31) наименование «Центр здоровья «Энергетик» ОАО «Кузбассэнерго» изменено на «Медсанчасть – Центр здоровья «Энергетик» филиала ОАО «Кузбассэнерго» с 15.09.1999 г.

«Медсанчасть» - центр здоровья «Энергетик» филиала ОАО «Кузбассэнерго» также имела лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д. 35).

Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не предусмотрено такого наименования структурного подразделения, как «филиал».

Из представленного в материалы дела Устава Закрытого акционерного общества Медико-санитарная часть «Центр Здоровья «Энергетик» следует, что приоритетными направлениями деятельности Общества являются: оказание квалифицированной медицинской, в том числе специализированной помощи; оказание доврачебной медицинской помощи; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь (в т.ч. первичная медико-санитарная помощь, медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированная медицинская помощь); проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; использование современных методов диагностики (рентгенологическая диагностика, УЗИ-диагностика, функциональная диагностика, эндоскопическая диагностика, лабораторная диагностика и др.); профилактическая деятельность, экспертиза профпригодности; организация медицинских осмотров при приеме на работу; экспертная медицинская деятельность; изучение факторов риска, современная диагностика предболезни, организация первичной профилактики; дневной стационар; санаторно-курортная помощь; диетотерапия; восстановительное лечение и медицинская реабилитация; оказание медицинской помощи на дому работающим и пенсионерам и др.

ЗАО «Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик» также лицензировано на осуществление медицинской деятельности (л.д. 36-39).

Как пояснила в судебном заседании истица, весь период времени работы медицинской сестрой она занималась лечебной деятельностью: выполняла распоряжения врача, назначения лечащих врачей, принимала больного после осмотра его врачом и отмечала выполнение процедур, измеряла по указанию врача артериальное давление, проводила термометрию и другие медицинские манипуляции, оказывала неотложную и экстренную доврачебную помощь рабочим и служащим. При изменении организационно-правовой формы и наименований медицинского учреждения характер ее работы и ее объем не менялся, она продолжала работать на одном и том же месте.

Законодательное введение досрочной пенсии (или как это именовалось ранее пенсий за выслугу лет) медицинским работникам связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда) а также особая значимость, ценность такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

С учетом изложенного, установление возможности досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям граждан, является ничем иным как одним из видов социальной защиты указанных лиц, и отказ в досрочном назначении пенсии истцу, осуществлявшему лечебную деятельность в течение всего периода трудовой деятельности в Центре здоровья «Энергетик» только по тем основаниям, что наименование учреждения не предусмотрено Списками…, повлечет нарушение конституционных прав истца, гарантирующих всем гражданам РФ равные права в сфере социального обеспечения.

Согласно ст. 8 и ст. 35 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; право частной собственности охраняется законом.

Ни Трудовой Кодекс РФ, ни законы, регулирующие порядок назначения и выплат трудовых пенсий, не содержат каких-либо изъятий по пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе медицинские работники больниц и других лечебных учреждений, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных медицинских учреждений.

Указанная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения п.п. 10, 11, 12 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в той мере, в какой данные положения не позволяют засчитывать в стаж периоды осуществления этой деятельности в негосударственных учреждениях, которые включались в стаж ранее действующим законодательством.

Правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам.

Исходя из того, что на момент рассмотрения настоящего спора Правительством РФ не приняты нормы, регулирующие пенсионное обеспечение медицинских работников, осуществляющих лечебную деятельность в не государственных и муниципальных учреждениях, а также то, что ни ТК РФ, ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не содержат какие-либо ограничения для медицинских работников негосударственных и муниципальных учреждений, при решении вопроса о включении в специальный трудовой стаж определенных периодов работы необходимо руководствоваться положениями Конституции РФ и указанным Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в оспариваемые периоды времени происходило переименование медицинского учреждения, при этом функции и объем работы данного учреждения оставались прежними, истица весь период времени работала на одном и том же месте в должности, предусмотренной Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим врачебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Таким образом, суд считает, что периоды работы истицы в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго» (с 01.02.1992 по 31.03.2003г.), в должности медицинской сестры ЗАО «Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик» (с 01.04.2003 по 05.08.2010) должны быть включены в специальный стаж работы, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, оценивая собранные доказательства по делу в их совокупности, учитывая нормы Конституции РФ, закона, иных нормативно-правовых актов, определения Конституционного суда РФ, суд считает, что при подсчете специального стажа истицы необоснованно не включены в указанный стаж периоды работы истицы с 01.02.1992 г. по 31.03.2003 г. (11 лет 02 мес. 02 дня) в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго», с 01.04.2003 по 05.08.2010 (07 лет 04 мес. 05 дней) – в должности медицинской сестры ЗАО «Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик».

С учетом указанных периодов, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, а также на момент вынесения судом данного решения, специальный медицинский стаж истца составляет более 30 лет, что дает истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета…», утвержденными Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.02. № 16/19 Па, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения считается прием органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы и орган, принявший заявление дает разъяснение лицу о необходимости представить дополнительные документы, то днем обращения будет считаться день первичного обращения, в случае предоставления дополнительных документов в течение трех месяцев со дня первого обращения (ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Из материалов дела следует, что истец обратилась в Отдел ПФР в Заводском районе г. Кемерово 05.08.2010 г. Истцом были представлены все необходимые документы для решения вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью.

Поскольку требования истицы о включении в специальный стаж спорного периода работы судом удовлетворены, днем приобретения права на назначение досрочной пенсии является 05.08.2010 г. – дата обращения истицы в органы пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии.

Доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, поскольку основаны на неправильно истолкованных нормах материального права, не соответствуют обстоятельствам дела. При этом, судом принято во внимание, что ответчиком не оспорен факт осуществления трудовой деятельности истца в спорный период по охране здоровья населения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Утиной А.И. удовлетворить.

Признать решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ### от 27.08.2010 г. незаконным в части отказа в принятии к зачету периодов работы Утиной А.И.:

- с 01.02.1992г. по 31.03.2003г. – в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго»;

- с 01.04.2003г. по 05.08.2010г. – в должности медицинской сестры ЗАО Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик».

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Утиной А.И. периоды работы:

- с 01.02.1992г. по 31.03.2003г. (11 лет 02 мес. 02 дня) – в должности медицинской сестры Центра здоровья «Энергетик» КОАО энергетики и электрификации «Кузбассэнерго»;

- с 01.04.2003г. по 05.08.2010г. (07 лет 04 мес. 05 дней) – в должности медицинской сестры ЗАО Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик».

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить Утиной А.И. досрочную пенсию по старости со дня обращения с заявлением о ее назначении, то есть с 05.08.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.К.Курилов

Решение в окончательной форме изготовлено 24.11.2010 г.