Дело № 2-986/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Курилова М.К.,
при секретаре Гончаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
26 января 2011 г.
гражданское дело по иску Близнецова В.А. к администрации г.Кемерово об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Близнецов В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Кемерово об оспаривании распоряжения.
Свои требования мотивирует тем, что «15» мая 1997 г. ответчиком было принято решение о постановке Близнецова В.А. и членов его семьи в составе 5 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по льготной очереди среди офицеров запаса по следующим основаниям: увольнением в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и отсутствием жилплощади. К заявлению истцом были приложены соответствующие документы.
Истец проходил военную службу в органах внутренней службы МВД России в период с 01.04.1991 г. по 31.03.1997 г. Уволен со службы по сокращению штатов и имеет право на льготы на получение жилой площади, что подтверждается удостоверением ### от 12.05.1997 г. Календарная выслуга его военной службы составляет 25 лет 4 месяца, в льготном исчислении- 28 лет 4 месяца.
В силу п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 года "О статусе военнослужащих" № 4338-1 (действовавшего на момент постановки истца на льготную очередь военнослужащих запаса для получения квартиры) он имеет право на обеспечение жилым помещением по установленным нормам в избранном постоянном месте жительства. Закон РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», однако право на обеспечение жильем сохранилось.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в дальнейшем — Правила).
Согласно п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в определенных случаях. О принятом решении должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Согласно п. 22 Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
С 01.01.2005 г. вступили в силу изменения в вышеупомянутый ФЗ, согласно которым обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета, путем выдачи государственных жилищных сертификатов по месту постановки на учет.
24.02.2005 г. распоряжением ### Территориального управления Центрального района Администрации г. Кемерово истец был снят с льготной очереди на получение жилой площади в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Мариинск.
Однако письменного извещения Ответчика о его решении снять с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не получал, поэтому не обращался с заявлением о направлении документов учетного дела по месту жительства, т.е. в Администрацию г. Мариинска. О том, что он исключен из списка очередников на получение жилья, истец узнал только 19.04.2010 г., обратившись на прием по личным вопросам к специалистам Комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово.
Истцу было разъяснено, что согласно действующей редакции упомянутого ФЗ, граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы.
Согласно п. 14 ст. 15 упомянутого ФЗ, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан осуществляется федеральными органами исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Согласно п. 28 Правил, распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Истец не обеспечивался ни жилым помещением, ни ссудой, ни субсидией по месту жительства, что подтверждается справкой, выданной Комитетом по жилищным вопросам администрации г. Кемерово от 28.07.2010 г. ### и справками с места жительства.
В связи с тем, что основания для принятия решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не соответствуют действительности, истец просит признать распоряжение Администрации г. Кемерово от 24.02.2005 г. ### о снятии Близнецова В.А. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным. Обязать ответчика восстановить Истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании истец Близнецов В.А. на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Суворов А.В., действующий на основании доверенности, возражал против их удовлетворения.
Третьи лица Близнецова Л.В., Близнецов А.В., Близнецов С.В., Близнецова А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение истца, представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. На учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец был поставлен 26.11.2003г., то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР, поэтому, поскольку спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР, следует руководствоваться Кодексом, действовавшим на тот период.
Согласно ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В силу ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом. Часть 3 ст. 52 ЖК РФ говорит о том, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Судом установлено, что Близнецов В.А. проходил службу в органах МВД России в период с 04.04.1991 г. по 31.03.1997 г. Уволен со службы по сокращению штатов и имеет право на льготы на получение жилой площади, что подтверждается удостоверением ### от 12.05.1997 г. Календарная выслуга его военной службы составляет 25 лет 4 месяца, в льготном исчислении- 28 лет 4 месяца (л.д. 9-12, 15).
15.05.1997 года Близнецов В.А. обратился к председателю жилищно-бытовой комиссии Территориального управления ... с заявлением о принятии его семьи на учет для получения жилой площади (л. д. 9), мотивированное отсутствием собственного жилья и проживанием с семьей из 5 человек.
Близнецов В.А. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации города Кемерово с 15.05.1997г. по 24.02.2005г. в льготной очереди среди офицеров запаса (л.д. 16).
Распоряжением администрации города Кемерово ### от 24.02.2005 г. истец был снят с льготной очереди среди офицеров запаса в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Мариинск (л.д. 7-8).
Исследовав представленные доказательства по делу, суд считает распоряжение администрации г. Кемерово от 24.02.2005г. о снятии с льготной очереди офицеров запаса Близнецова В.А. не основанным на законе.
В силу п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 года "О статусе военнослужащих" № 4338-1 (действовавшего на момент постановки истца на льготную очередь военнослужащих запаса для получения квартиры) он имеет право на обеспечение жилым помещением по установленным нормам в избранном постоянном месте жительства. Закон РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», однако право на обеспечение жильем сохранилось.
Так, в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключение брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с пп. «б» п.6 настоящих Правил;
е) выявление в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений и улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.
Согласно п. 22 Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
Согласно п/п. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. постановлением Правительства Российской федерации от 21.03.2006г №153 (далее Правила), а также в соответствии с п. 2 раздела 2 Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане Российской Федерации уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Основанием для снятия Близнецова В.А. с льготной очереди послужил выезд на постоянное место жительства в г. Мариинск.
В силу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 июля 1997 г. N 10-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «№ О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Как следует из пояснений истца, он не обеспечивался ни жилым помещением, ни ссудой, ни субсидией по месту жительства. С 1998 г. он вместе со своей семье зарегистрирован и проживает в г. Мариинске (л.д. 14). Письменного извещения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не получал, что также не было оспорено представителем ответчика.
Как следует из пояснений истца, он узнал об исключении его из списка очередников на получение жилья 19.04.2010 г., доказательств извещения истца об исключении из указанного списка не имеется, кроме своего согласие на исключение из списка очередников на получение жилья в связи с переменой места жительства, истец не давал, желания встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте не выражал. В связи с изложенным, суд считает, что распоряжение администрации г. Кемерово от 24.02.2005 г. ### принято с нарушением закона и подлежит отмене.
С учетом изложенного, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность распоряжения от 24.02.2005 г. о снятии Близнецова В.А. с льготной очереди среди офицеров запаса, в связи с чем, требования истца о признании указанного распоряжения незаконным и обязании устранить допущенное нарушение посредством восстановления Близнецова В.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Близнецова В.А. удовлетворить.
Признать распоряжение администрации г. Кемерово ### от 24.02.2005 г. в части снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Близнецова В.А. незаконным.
Обязать администрацию г. Кемерово восстановить Близнецова В.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготной очереди среди офицеров запаса.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: М.К.Курилов