Дело №2-479/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Курилова М.К.
при секретаре Гончаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
24 января 2011 г.
гражданское дело по исковому заявлению Королевой И.А., Королева Е.А. к администрации г.Кемерово о признании отказа незаконным, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании отказа незаконным, обязании совершить действия.
Свои требования мотивируют тем, что с 27.04.1979 года истец Королева И.А. работала в Государственном институте по проектированию «Кузбассгипрошахт». Согласно ордеру от 29.11.1999 г. ей была предоставлена для проживания жилая площадь в общежитии, расположенном по адресу: ...
В связи с тем, что в 2000 году дом по адресу ... был передан в ведение органов местного самоуправления, она обратилась в Администрацию г. Кемерово с целью приватизации предоставленного ей жилого помещения. Однако получила отказ на передачу вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, ввиду того, что пятый этаж, на котором располагается комната ### в доме по вышеуказанному адресу имеет статус общежития, и его статус не менялся.
Считает, что данный отказ является незаконным в связи со следующим: в силу ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»: «К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма».
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Просят признать незаконным отказ Администрации г. Кемерово в заключении договора на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения,
расположенного по адресу .... Обязать Администрацию г. Кемерово заключить договор на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу ....
Истцы Королева И.А., Королев Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов Столярова А.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Суворов А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признал.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Протокола 1 от 20.03.52 г. к Конвенции от 04.11.1950 г. «О защите прав человека и основных свобод», каждое физическое либо юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и принципами международного права.
Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР, следует руководствоваться Кодексом, действовавшим на тот период. Однако, согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с посл. изменениями), приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N. 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст. 11 данного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации Жилищного фонда в РФ» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных в Конституции РФ. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустим только в случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевого назначения, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Статьей 4 вышеупомянутого закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, а именно: не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В то же время, согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из буквального толкования данной нормы права следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо муниципальным и государственным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного федерального закона утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу данного закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе право на приватизацию.
Из смысла п. 2 ст. 62 ЖК РФ следует, что приватизации подлежит изолированное жилое помещение, которое может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно ст. 51 ЖК РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
При этом отсутствие договора социального найма, заключенного между гражданином и органом местного самоуправления, а также решение органа местного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Судом установлено, что истица Королева И.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .... Жилое помещение было получено истицей по ордеру от 29.11.1999 года. Ордер выдан на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола ОАО «Кузбассгипрошахт» (л.д.5).
Истец обратилась в администрацию г.Кемерово с целью приватизации предоставленного ей жилого помещения. 01.10.2009г. истец получила отказ 10218 в передаче вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, ввиду того, что пятый этаж, на котором располагается комната ### в доме по вышеуказанному адресу имеет статус общежития, и его статус не менялся (л.д.18).
Суд считает отказ администрации г.Кемерово от 01.10.2009г. ### незаконным на основании следующего.
Согласно ст. 109 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, т. е. в период предоставления истице Королевой И.А. спорного жилого помещения, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
В соответствии с п. 10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1998 года № 328, жилая площадь в общежитиях предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
Из материалов дела следует, что жилое помещение предоставлено истице Королевой И.А. в силу того, что она является работником ОАО «Кузбассгипрошахт» (л.д.8-14).
Сын истицы Королев Е.А. включен в ордер в качестве члена семьи нанимателя.
Из поквартирной карточки (л.д.7), справки РЭУ №7 (л.д.6), представленных в материалы дела, а также адресных справок (л.д.28) следует, что Королева И.А., ее сын Королев Е.А. зарегистрированы по адресу: ... до настоящего времени.
На момент предоставления квартиры Королевой И.А. дом по адресу: ... имел статус специализированного дома гостиничного типа, а жилое помещение в данном доме – статус специализированного жилого помещения.
Общежитие включено в реестр муниципальной собственности города Кемерово в связи с передачей в муниципальную собственность на основании Решения Малого совета народных депутатов Кемеровской области №171 от 21.09.1992г. от ОАО «Кузбассгипрошахт», на балансе которого находилось.
Таким образом, после 01.03.2005 года – вступление в действие ЖК РФ к отношениям истцов по пользованию данным жилым помещением по ... применяются нормы о договоре социального найма.
Следовательно, ограничения, установленные ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» к правоотношениям, возникшим между истцами и органом местного самоуправления по поводу пользования спорным жилым помещением, не применяются, в связи с чем, истцы имеют право получить жилое помещение в свою собственность в порядке приватизации.
Таким образам, оценивая все доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемым отказом в заключении с истцами договора приватизации Администрация города Кемерово нарушает права и законные интересы истцов, постоянно проживающих в спорном жилом помещении и имеющим право пользования данным жилым помещением, в связи с чем данный отказ должен быть признан незаконным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Суд считает, что истцы представили суду доказательства обоснованности заявленных ими требований, в связи с чем, требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Королевой И.А., Королева Е.А. удовлетворить.
Признать отказ администрации г.Кемерово ### от 01.10.2009г. в передаче в собственность граждан квартиры, расположенной по адресу: ... – незаконным.
Обязать администрацию г.Кемерово заключить с Королевой И.А., Королевым Е.А. договор на передачу квартиры, расположенной по адресу: ..., в собственность граждан.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.
Судья М.К.Курилов