Дело № 2-364/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Курилова М.К.,
при секретаре Лютенко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 января 2010 г.
гражданское дело по иску прокурора г. Кемерово в интересах Голубева А.Ф. к администрации г. Кемерово об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах участника Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы Голубева А.Ф. с иском к администрации г. Кемерово об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что Голубев А.Ф. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынужден проживать в квартире, 1/4 в праве собственности на которую принадлежит его дочери - Х..
Поскольку Голубев А.Ф. является участником Великой Отечественной войны, то в соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от 14.09.2006., относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».
В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне.
20.11.2009 Голубев А.Ф. обратился в территориальное управление Заводского района администрации г.Кемерово к специалисту комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом администрации города Кемерово от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано.
Действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Голубева А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются незаконными по следующим основаниям.
Согласно письму администрации города Кемерово от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф. было отказано в приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.53 ЖК РФ.
Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Голубев А.Ф. до прибытия в г.Кемерово проживал в жилом доме по адресу: ..., часть в котором принадлежала ему на праве собственности. Указанный дом (его часть) был им приобретен на основании договора купли-продажи от 25.08.1994г. у совхоза «Заря». Согласно представленным сведениям, техническому паспорту и объяснениям Голубева А.Ф., отобранным в прокуратуре города, принадлежавшая ему часть жилого дома имеет общую площадь 34 кв.м., в том числе жилую 22,1 кв.м., дом бревенчатый, неблагоустроенный, централизованное отопление, горячее водоснабжение и канализование отсутствуют, отопление печное.
Данный дом (1/2 его часть) был продан Голубевым А.Ф. в 2006 году. Между тем, как следует из объяснений Голубева А.Ф., в январе 2006 года его жена - Н., **.**.**** г.р. (свидетельство о регистрации брака серия ФИ ### от **.**.****), которая также является ветераном ВОв, была парализована, вследствие чего, ей 23.06.2006 была установлена 1 группа инвалидности, третья степень ограничения трудоспособности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 ###.
Как следует из объяснений Голубева А.Ф., отобранным в прокуратуре города, одному ухаживать за больной женой, ежедневно топить печь, греть воду, носить уголь, откидывать снег, вести подсобное хозяйство и чинить старый дом, ему в силу возраста и состояния здоровья было уже очень тяжело. Ситуация омрачалась еще и тем, что дочь и внуки проживают и работают в городе Кемерово, часто приезжать для помощи не имеют возможности.
Когда содержание дома и ведение подсобного хозяйства стало не возможным, он принял решение переехать в город. Помимо этого, полагает, необходимо принять во внимание престарелый возраст Голубева А.Ф. и его жены, тяжелые жизненные условия, а также наличие у них обоих инвалидности. Вырученной суммы от продажи дома было не достаточно для приобретения иного благоустроенного жилого помещения.
Сведения о продаже дома заявителем не скрывались, к своему заявлению о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях от 20.11.2009 Голубевым А.Ф. были приложены документы, подтверждающие наличие ранее у него в собственности жилого дома и его продажу.
Кроме того, намерения Голубева А.Ф. по ухудшению жилищных условий именно с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления не устанавливались, какими-либо сведениями или документами не подтверждаются.
Напротив, после продажи дома в 2006 году, Голубев А.Ф. впервые обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях только в конце 2009 года, когда на уровне политического руководства государства было принято решение к 65-летию Победы закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны.
Считает, что отказ администрации города Кемерово в принятии Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.53 ЖК РФ является не законным.
Кроме того, истец считает, что органом местного самоуправления в данном случае, нарушен порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
В нарушение ст. 3 Закона № 68-0З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», после принятия заявления Голубева А.Ф. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий заявителя не составлялся.
Как указывалось ранее, письмом от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано.
Между тем, согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч. 1 ст.4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об отказе в принятии Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при отсутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением установленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-03, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Проведенной проверкой установлено, что Голубев А.Ф и Н. с 25.09.2006 зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве равно-долевой собственности их дочери - Т. ее мужу - Худякову В.Н. и их детям А. и И. Жилое помещение имеет общую площадь 66, 20 кв. м., в том числе жилую - 47,5 кв.м., состоит из 3 комнат. По указанному адресу зарегистрировано и проживает 6 человек.
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В настоящее время размер учетной нормы на территории г.Кемерово составляет 10 кв.м. общей площади на одного человека (п.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». При расчете нормы площади для определения нуждаемости гражданина в жилом помещении, которое находится в собственности, учитываются члены семьи собственника.
Х. принадлежит 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ..., что составляет 16,55 кв.м. Поскольку в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ Голубев А.Ф. является членом семьи Х.., его обеспеченность составляет 5,5 кв.м. общей площади на человека, что меньше установленного размера учетной нормы. Следовательно, Голубев А.Ф., в силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, является нуждающимся в жилых помещениях.
Наличие у Голубева А.Ф. права пользования жилым помещением по ..., не может быть мотивировано только наличием у него регистрации по указанному адресу.
В данном случае, отсутствие у Голубева А.Ф. собственного жилья ставит возможность проживания в квартире дочери в прямую зависимость от складывающихся межличностных отношений с членами семьи дочери.
Обращение Голубева А.Ф. с заявлением в администрацию города Кемерово являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как установлено, Голубев А.Ф. самостоятельно защитить свои нарушенные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует его престарелый возраст, когда в организме человека происходят возрастные изменения, и утрачивается возможность полного восприятия мира (снижается память, возможность осознания, изучения и т.п.), следовательно, отсутствует возможность полноценно отстаивать свои права в судебном порядке.
Также Голубев А.Ф., как инвалид 2 группы в силу Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона от 24.11.05 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нуждается и находится под особой социальной защитой государства, а значит и прокуратуры, поскольку именно она в силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законодательством механизмом обеспечения прав Голубева А.Ф. на квалифицированную помощь и, соответственно, его свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного ст.45 ГПК РФ.
Просит признать действия администрации г.Кемерово по отказу в принятии
Голубева А.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Признать Голубева А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию города Кемерово принять Голубева А.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В процессе рассмотрения дела представителем истца помощником прокурора г.Кемерово Пачгиной О.В. исковые требования были дополнены: просила также признать членом семьи собственников жилого помещения по адресу: ..., П..
В судебное заседание истец Голубев А.Ф. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца - помощник прокурора г. Кемерово Пачгина О.В. на требованиях настаивала.
Представитель истца Худяков В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что правовые основания для удовлетворения просьбы истца о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют, поскольку Голубев А.Ф. до переезда в г. Кемерово проживал в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности, указанный дом он продал. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, совершившие действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Голубева А.Ф.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7, часть 1), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 № 25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п. 3 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 21, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне.
Судом установлено, что Голубев А.Ф. является участников Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы (л.д. 27).
20.11.2009 г. Голубев А.Ф. обратился в территориальное управление Заводского района администрации г. Кемерово к специалисту комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 12). Согласно информации администрации города Кемерово от 23.12.2009 исх. ###Ф, вопрос о постановке Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях был рассмотрен на комиссии по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, созданной в администрации г.Кемерово. Голубеву А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано в связи с тем, что в 2006г. он продал принадлежавший ему на праве собственности дом по адресу: .... В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, совершившие действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий (л.д. 13).
Отказ администрации г. Кемерово в принятии на учет Голубева А.Ф. суд считает незаконным на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом категории, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом Жилищный кодекс РФ не приводит перечня таких действий, т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально.
Как следует из пояснений представителей истца, письменных материалов настоящего дела, Голубев А.Ф. до прибытия в г. Кемерово проживал в жилом доме по адресу: ..., часть в котором принадлежала ему на праве собственности. Указанная часть дома была приобретена им на основании договора купли-продажи от 25.08.1994г. у совхоза «Заря» (л.д.14). Согласно представленным техническому паспорту, принадлежавшая Голубеву А.Ф. часть жилого дома имела общую площадь 34 кв.м., в том числе жилую 22,1 кв.м., дом бревенчатый, неблагоустроенный, централизованное отопление, горячее водоснабжение и канализация отсутствуют, отопление печное (л.д.15,16-21).
Данный дом (1/2 его часть) был продан Голубевым А.Ф. в 2006 году (л.д.22-23) по причине того, что в январе 2006 года его жена - Н., **.**.**** г.р. (свидетельство о регистрации брака серия ФИ ### от 19.06.1950 – л.д.29), которая также является ветераном ВОв, была парализована, вследствие чего, ей 23.06.2006 была установлена 1 группа инвалидности, третья степень ограничения трудоспособности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 ### (л.д.32), содержание дома и ведение подсобного хозяйства стало не возможным. Вырученной суммы от продажи дома было не достаточно для приобретения иного благоустроенного жилого помещения.
Сведения о продаже дома заявителем не скрывались, в своем заявлении о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях от 20.11.2009 г. Голубевым А.Ф. были приложены документы, подтверждающие наличие ранее у него в собственности жилого дома и его продажу.
Намерения Голубева А.Ф. по ухудшению жилищных условий именно с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления не устанавливались, какими-либо сведениями или документально не подтверждены.
Кроме того, ответчиком в данном случае был нарушен порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по установленной форме. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 68-ОЗ, после регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам, в силу ч. 2 ст. 3 Закона № 68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.
В нарушение ст. 3 Закона № 68-03, после принятия заявления Голубева А.Ф. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий заявителя не составлялся.
Как указывалось ранее, письмом от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф.в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано.
Между тем, согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч. 1 ст.4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об отказе в принятии Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при отсутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением установленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-03, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправления.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из представленных документов, Голубев А.Ф и Н. с 25.09.2006 зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве общей совместной собственности их дочери - Т.., ее мужу - Худякову В.Н. и их детям А. и И. Жилое помещение имеет общую площадь 66, 20 кв. м., в том числе жилую - 47,5 кв.м., состоит из 3 комнат (л.д.34-35,36-37).
В настоящее время по указанному адресу зарегистрировано 5 человек (л.д.38,39-40). Из пояснений представителей истца следует, что фактически в указанной квартире в настоящее время проживает 5 человек: Голубев А.Ф., Н., Худякова Т.А., Худяков В.Н., П., **.**.****г.р. Согласно свидетельства о рождении II-АК ### от **.**.**** П. является дочерью И. и Д. Факт проживания в квартире по адресу: ... П. подтверждается копией истории развития ребенка, в которой указан домашний адрес ребенка – .... Также указанное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели.
Так, свидетель СВИДЕТЕЛЬ2 суду пояснила, что является соседкой семьи Худякова В.. В квартире с ним проживают жена Т., сын, дочь, внучка П., дедушка с бабушкой. Внучка проживает в указанной квартире постоянно с момента рождения.
Свидетель СВИДЕТЕЛЬ1 суду пояснил, что является коллегой по работе Худякова В.Н. У Х. есть две внучки, старшая проживает с родителями, младшая - П. – с ним в квартире на .... Свидетель по просьбе Худякова В.Н. неоднократно отвозил П. на автомобиле в поликлинику – забирал из квартиры на ..., и привозил туда же. В квартире проживают: Худяков В.Н., его супруга Т., сын, внучка П., дедушка с бабушкой. Дочь Худякова В.Н. – И.. временно выехала из квартиры.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда нет оснований, поскольку показания данных свидетелей являются последовательными, соответствуют представленным письменным материалам дела, свидетели не являются лицами, заинтересованными в исходе дела.
В связи с изложенным, на основании ст.31 ЖК РФ суд считает возможным признать П. членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: ....
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В настоящее время размер учетной нормы на территории г.Кемерово составляет 10 кв.м. общей площади на одного человека (п.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». При расчете нормы площади для определения нуждаемости гражданина в жилом помещении, которое находится в собственности, учитываются члены семьи собственника.
Поскольку в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ Голубев А.Ф. является членом семьи Худяковой Т.А., его обеспеченность жилой площадью составляет 9,4 кв.м., т.е. меньше установленного размера учетной нормы. Следовательно, Голубев А.Ф., в силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, является нуждающимся в жилом помещении.
Пленумом Верховного суда РФ по данному вопросу, постановлено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Согласно части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
При этом, из системного толкования вышеприведенных норм жилищного законодательства во взаимосвязи с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающих, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если они в момент приватизации данного жилого помещения имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, следует, что члены семьи собственника, не имевшие права на приватизацию жилого помещения, являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения, поскольку их право пользования жилым помещением не носит бессрочный характер, так как прекращается при окончании семейных отношений с собственником жилого помещения либо при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Голубева А.Ф. на имеющиеся объекты недвижимости.
С учетом изложенного, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения от 23.12.2009 г. об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, требования заявителя о признании указанного решения незаконным и обязании устранить допущенное нарушение посредством постановки Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из первоначальной даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора г. Кемерово удовлетворить.
Признать отказ администрации г. Кемерово в принятии Голубева А.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от 23.12.2009г. ###Ф незаконным.
Признать П. членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: ...: Худякова В.Н., Х..
Признать Голубева А.Ф., **.**.**** г.р., нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию г. Кемерово принять Голубева А.Ф., **.**.**** г.р., на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, исходя из даты подачи им заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: М.К. Курилов