Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-364/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

Председательствующего Курилова М.К.,

при секретаре Лютенко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

20 января 2010 г.

гражданское дело по иску прокурора г. Кемерово в интересах Голубева А.Ф. к администрации г. Кемерово об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах участника Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы Голубева А.Ф. с иском к администрации г. Кемерово об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования мотивированы тем, что Голубев А.Ф. является участником Великой Отечест­венной войны, инвалидом второй группы, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынужден проживать в квартире, 1/4 в праве собственности на которую принад­лежит его дочери - Х..

Поскольку Голубев А.Ф. является участником Великой Отечественной войны, то в соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостовере­ниях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Се­рия ВВ ### от 14.09.2006., относится к числу ветеранов Великой Отече­ственной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».

В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспече­ние за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отече­ственной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отече­ственной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей по­гибших в Великой Отечественной войне.

20.11.2009 Голубев А.Ф. обратился в территориальное управление Заводского района администрации г.Кемерово к специалисту коми­тета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пись­мом администрации города Кемерово от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано.

Действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Голубева А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются незаконными по сле­дующим основаниям.

Согласно письму администрации города Кемерово от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф. было отказано в приеме на учет нуждающихся в жи­лых помещениях на основании ст.53 ЖК РФ.

Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Голубев А.Ф. до прибытия в г.Кемерово проживал в жи­лом доме по адресу: ..., часть в котором принад­лежала ему на праве собственности. Указанный дом (его часть) был им приоб­ретен на основании договора купли-продажи от 25.08.1994г. у совхоза «Заря». Согласно представленным сведениям, техническому паспорту и объяснениям Голубева А.Ф., отобранным в прокуратуре города, принадлежавшая ему часть жилого дома имеет общую площадь 34 кв.м., в том числе жилую 22,1 кв.м., дом бревенчатый, неблагоустроенный, централизованное отопление, горячее водо­снабжение и канализование отсутствуют, отопление печное.

Данный дом (1/2 его часть) был продан Голубевым А.Ф. в 2006 году. Между тем, как следует из объяснений Голубева А.Ф., в январе 2006 года его жена - Н., **.**.**** г.р. (свидетельство о ре­гистрации брака серия ФИ ### от **.**.****), которая также является ве­тераном ВОв, была парализована, вследствие чего, ей 23.06.2006 была установ­лена 1 группа инвалидности, третья степень ограничения трудоспособности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 ###.

Как следует из объяснений Голубева А.Ф., отобранным в прокуратуре го­рода, одному ухаживать за больной женой, ежедневно топить печь, греть воду, носить уголь, откидывать снег, вести подсобное хозяйство и чинить старый дом, ему в силу возраста и состояния здоровья было уже очень тяжело. Ситуа­ция омрачалась еще и тем, что дочь и внуки проживают и работают в городе Кемерово, часто приезжать для помощи не имеют возможности.

Когда содержание дома и ведение подсобного хозяйства стало не воз­можным, он принял решение переехать в город. Помимо этого, полагает, необ­ходимо принять во внимание престарелый возраст Голубева А.Ф. и его жены, тяжелые жизненные условия, а также наличие у них обоих инвалидности. Вы­рученной суммы от продажи дома было не достаточно для приобретения иного благоустроенного жилого помещения.

Сведения о продаже дома заявителем не скрывались, к своему заявлению о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях от 20.11.2009 Го­лубевым А.Ф. были приложены документы, подтверждающие наличие ранее у него в собственности жилого дома и его продажу.

Кроме того, намерения Голубева А.Ф. по ухудшению жилищных условий именно с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях орга­ном местного самоуправления не устанавливались, какими-либо сведениями или документами не подтверждаются.

Напротив, после продажи дома в 2006 году, Голубев А.Ф. впервые обра­тился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях только в конце 2009 года, когда на уровне политического руководства государ­ства было принято решение к 65-летию Победы закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны.

Считает, что отказ администрации города Кемерово в принятии Голу­бева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.53 ЖК РФ является не законным.

Кроме того, истец считает, что органом местного самоуправления в данном случае, нару­шен порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

В нарушение ст. 3 Закона № 68-0З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», после принятия заявления Голубева А.Ф. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий заявителя не составлялся.

Как указывалось ранее, письмом от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано.

Между тем, согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч. 1 ст.4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом ме­стного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабо­чих дней со дня регистрации заявления.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об от­казе в принятии Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при от­сутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением установленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-03, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправ­ления.

В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Проведенной проверкой установлено, что Голубев А.Ф и Н. с 25.09.2006 зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве равно-долевой собственности их дочери - Т. ее мужу - Худякову В.Н. и их детям А. и И. Жилое помещение имеет общую площадь 66, 20 кв. м., в том числе жилую - 47,5 кв.м., состоит из 3 комнат. По указанному адресу зарегистрировано и проживает 6 человек.

В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жи­лых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, призна­ются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по дого­вору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жи­лого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспе­ченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавли­вается органом местного самоуправления.

В настоящее время размер учетной нормы на территории г.Кемерово со­ставляет 10 кв.м. общей площади на одного человека (п.1 Постановления Кеме­ровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об ут­верждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставле­ния площади жилого помещения по договору социального найма». При расчете нормы площади для определения нуждаемости гражданина в жилом помеще­нии, которое находится в собственности, учитываются члены семьи собствен­ника.

Х. принадлежит 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ..., что составляет 16,55 кв.м. Поскольку в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ Голубев А.Ф. является членом семьи Х.., его обеспеченность составляет 5,5 кв.м. общей площади на человека, что меньше установленного размера учетной нормы. Следовательно, Голубев А.Ф., в силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, является нуждающимся в жилых помещениях.

Наличие у Голубева А.Ф. права пользования жилым помещением по ..., не может быть мотивировано только наличием у него регистрации по указанному адресу.

В данном случае, отсутствие у Голубева А.Ф. собственного жилья ставит возможность проживания в квартире дочери в прямую зависимость от склады­вающихся межличностных отношений с членами семьи дочери.

Обращение Голубева А.Ф. с заявлением в администрацию города Кеме­рово являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и зако­нодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважитель­ным причинам не может сам обратиться в суд.

Как установлено, Голубев А.Ф. самостоятельно защитить свои нарушен­ные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует его пре­старелый возраст, когда в организме человека происходят возрастные измене­ния, и утрачивается возможность полного восприятия мира (снижается память, возможность осознания, изучения и т.п.), следовательно, отсутствует возмож­ность полноценно отстаивать свои права в судебном порядке.

Также Голубев А.Ф., как инвалид 2 группы в силу Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона от 24.11.05 №181-ФЗ «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» нуждается и находится под особой социальной защитой государства, а значит и прокуратуры, поскольку именно она в силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением за­конов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законода­тельством механизмом обеспечения прав Голубева А.Ф. на квалифицирован­ную помощь и, соответственно, его свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного ст.45 ГПК РФ.

Просит признать действия администрации г.Кемерово по отказу в принятии
Голубева А.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных усло­вий незаконным. Признать Голубева А.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных усло­вий. Обязать администрацию города Кемерово принять Голубева А.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий исходя из да­ты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В процессе рассмотрения дела представителем истца помощником прокурора г.Кемерово Пачгиной О.В. исковые требования были дополнены: просила также признать членом семьи собственников жилого помещения по адресу: ..., П..

В судебное заседание истец Голубев А.Ф. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца - помощник прокурора г. Кемерово Пачгина О.В. на требованиях настаивала.

Представитель истца Худяков В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что правовые основания для удовлетворения просьбы истца о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют, поскольку Голубев А.Ф. до переезда в г. Кемерово проживал в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности, указанный дом он продал. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, совершившие действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Голубева А.Ф.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7, часть 1), Рос­сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Россий­ской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходи­мость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распо­ряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституцион­но значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содер­жание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федера­ции. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помеще­ние, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 № 25-П, законодательное регулирование отноше­ний в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования диф­ференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения кон­ституционных прав граждан.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными норматив­ными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п. 3 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 21, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспече­ние за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отече­ственной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отече­ственной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей по­гибших в Великой Отечественной войне.

Судом установлено, что Голубев А.Ф. является участников Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы (л.д. 27).

20.11.2009 г. Голубев А.Ф. обратился в территориальное управление Заводского района администрации г. Кемерово к специалисту ко­митета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 12). Со­гласно информации администрации города Кемерово от 23.12.2009 исх. ###Ф, вопрос о постановке Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях был рассмотрен на комиссии по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, созданной в администрации г.Кемерово. Голубеву А.Ф. в принятии на учет ну­ждающихся в жилых помещениях было отказано в связи с тем, что в 2006г. он продал принадлежавший ему на праве собственности дом по адресу: .... В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, совершившие действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий (л.д. 13).

Отказ администрации г. Кемерово в принятии на учет Голубева А.Ф. суд считает незаконным на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом категории, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом Жилищный кодекс РФ не приводит перечня таких действий, т.е. данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом имеющейся информации, подтвержденной документально.

Как следует из пояснений представителей истца, письменных материалов настоящего дела, Голубев А.Ф. до прибытия в г. Кемерово проживал в жилом доме по адресу: ..., часть в котором принадлежала ему на праве собственности. Указанная часть дома была приобретена им на основании договора купли-продажи от 25.08.1994г. у совхоза «Заря» (л.д.14). Согласно представленным техническому паспорту, принадлежавшая Голубеву А.Ф. часть жилого дома имела общую площадь 34 кв.м., в том числе жилую 22,1 кв.м., дом бревенчатый, неблагоустроенный, централизованное отопление, горячее водо­снабжение и канализация отсутствуют, отопление печное (л.д.15,16-21).

Данный дом (1/2 его часть) был продан Голубевым А.Ф. в 2006 году (л.д.22-23) по причине того, что в январе 2006 года его жена - Н., **.**.**** г.р. (свидетельство о ре­гистрации брака серия ФИ ### от 19.06.1950 – л.д.29), которая также является ве­тераном ВОв, была парализована, вследствие чего, ей 23.06.2006 была установ­лена 1 группа инвалидности, третья степень ограничения трудоспособности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 ### (л.д.32), содержание дома и ведение подсобного хозяйства стало не воз­можным. Вы­рученной суммы от продажи дома было не достаточно для приобретения иного благоустроенного жилого помещения.

Сведения о продаже дома заявителем не скрывались, в своем заявлении о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях от 20.11.2009 г. Голубевым А.Ф. были приложены документы, подтверждающие наличие ранее у него в собственности жилого дома и его продажу.

Намерения Голубева А.Ф. по ухудшению жилищных условий именно с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления не устанавливались, какими-либо сведениями или документально не подтверждены.

Кроме того, ответчиком в данном случае был нарушен порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по установленной форме. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 68-ОЗ, после регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам, в силу ч. 2 ст. 3 Закона № 68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.

В нарушение ст. 3 Закона № 68-03, после принятия заявления Голубева А.Ф. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий заявителя не составлялся.

Как указывалось ранее, письмом от 23.12.2009 исх. ###Ф Голубеву А.Ф.в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано.

Между тем, согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч. 1 ст.4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом ме­стного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабо­чих дней со дня регистрации заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об от­казе в принятии Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при от­сутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением установленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-03, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправ­ления.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Феде­рации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых по­мещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами се­мьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из представленных документов, Голубев А.Ф и Н. с 25.09.2006 зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве общей совместной собственности их дочери - Т.., ее мужу - Худякову В.Н. и их детям А. и И. Жилое помещение имеет общую площадь 66, 20 кв. м., в том числе жилую - 47,5 кв.м., состоит из 3 комнат (л.д.34-35,36-37).

В настоящее время по указанному адресу зарегистрировано 5 человек (л.д.38,39-40). Из пояснений представителей истца следует, что фактически в указанной квартире в настоящее время проживает 5 человек: Голубев А.Ф., Н., Худякова Т.А., Худяков В.Н., П., **.**.****г.р. Согласно свидетельства о рождении II-АК ### от **.**.**** П. является дочерью И. и Д. Факт проживания в квартире по адресу: ... П. подтверждается копией истории развития ребенка, в которой указан домашний адрес ребенка – .... Также указанное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели.

Так, свидетель СВИДЕТЕЛЬ2 суду пояснила, что является соседкой семьи Худякова В.. В квартире с ним проживают жена Т., сын, дочь, внучка П., дедушка с бабушкой. Внучка проживает в указанной квартире постоянно с момента рождения.

Свидетель СВИДЕТЕЛЬ1 суду пояснил, что является коллегой по работе Худякова В.Н. У Х. есть две внучки, старшая проживает с родителями, младшая - П. – с ним в квартире на .... Свидетель по просьбе Худякова В.Н. неоднократно отвозил П. на автомобиле в поликлинику – забирал из квартиры на ..., и привозил туда же. В квартире проживают: Худяков В.Н., его супруга Т., сын, внучка П., дедушка с бабушкой. Дочь Худякова В.Н. – И.. временно выехала из квартиры.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда нет оснований, поскольку показания данных свидетелей являются последовательными, соответствуют представленным письменным материалам дела, свидетели не являются лицами, заинтересованными в исходе дела.

В связи с изложенным, на основании ст.31 ЖК РФ суд считает возможным признать П. членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: ....

В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жи­лых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, призна­ются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по дого­вору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жи­лого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частям 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспе­ченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавли­вается органом местного самоуправления.

В настоящее время размер учетной нормы на территории г.Кемерово со­ставляет 10 кв.м. общей площади на одного человека (п.1 Постановления Кеме­ровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об ут­верждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставле­ния площади жилого помещения по договору социального найма». При расчете нормы площади для определения нуждаемости гражданина в жилом помеще­нии, которое находится в собственности, учитываются члены семьи собствен­ника.

Поскольку в силу ч.1 ст.31 ЖК РФ Голубев А.Ф. является членом семьи Худяковой Т.А., его обеспеченность жилой площадью составляет 9,4 кв.м., т.е. меньше установленного размера учетной нормы. Следовательно, Голубев А.Ф., в силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, является нуждающимся в жилом помещении.

Пленумом Верховного суда РФ по данному вопросу, постановлено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого по­мещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помеще­ния, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ре­гистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конститу­цией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи соб­ственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

При этом, из системного толкования вышеприведенных норм жилищного законодательства во взаимосвязи с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федера­ции и ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Рос­сийской Федерации», предусматривающих, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собст­венника, если они в момент приватизации данного жилого помещения имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, следует, что члены семьи собственника, не имевшие права на приватизацию жилого помещения, являются нуждающимися в предоставлении жилого поме­щения, поскольку их право пользования жилым помещением не носит бессрочный характер, так как прекращается при окончании семейных отношений с соб­ственником жилого помещения либо при переходе права собственности на жи­лое помещение другому лицу.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Голубева А.Ф. на имеющиеся объекты недвижимости.

С учетом изложенного, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответчиком не представлено достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения от 23.12.2009 г. об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, требования заявителя о признании указанного решения незаконным и обязании устранить допущенное нарушение посредством постановки Голубева А.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из первоначальной даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора г. Кемерово удовлетворить.

Признать отказ администрации г. Кемерово в принятии Голубева А.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от 23.12.2009г. ###Ф незаконным.

Признать П. членом семьи собственников жилого помещения, расположенного по адресу: ...: Худякова В.Н., Х..

Признать Голубева А.Ф., **.**.**** г.р., нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию г. Кемерово принять Голубева А.Ф., **.**.**** г.р., на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, исходя из даты подачи им заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: М.К. Курилов