Дело № 2-5517/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииЦентральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего Костровой Т.В.
при секретаре Сапожниковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
23 декабря 2010г.
гражданское дело по заявлению ЗАЯВИТЕЛЬ к Администрации г. Кемерово об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в суд с заявлением к Администрации г. Кемерово о признании незаконным решения об отказе поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании устранить допущенное нарушение его прав.
Требования мотивирует тем, что Администрацией города Кемерово, в лице первого заместителя Главы города, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалиду Великой Отечественной войны ЗАЯВИТЕЛЬ
Отказ изложен в письме от 21.06.2010г., из которого следует, что площадь принадлежащего собственнику жилого помещения свыше учетной нормы. При этом в расчет не приняты остальные члены семьи, проживающие совместно с собственником.
Данный отказ нарушает права, предусмотренные ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, а также Законом Кемеровской области от 28.01.2010 г. № З-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов» и лишает возможности получить меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ и постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 274 учетная норма площади жилого помещения в городе Кемерово составляет 10 кв. м общей площади на одного человека.
Статьей 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В настоящее время семья собственника состоит из пяти человек, а общая площадь квартиры составляет 47,1 кв.м.
Просит суд:
Признать незаконным решение Администрации г. Кемерово об отказе поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ЗАЯВИТЕЛЬ- инвалида Великой Отечественной войны и обязать Администрацию г. Кемерово устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В судебное заседание заявитель ЗАЯВИТЕЛЬ не явился, о слушании по делу извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Колбенко А.Ю., действующий на основании доверенности от 28.09.2010г. сроком на 1 год, заявленные требования уточнил: просил суд обязать Администрацию г. Кемерово поставить ЗАЯВИТЕЛЬ на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. На удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения, настаивал.
Представитель Администрации г. Кемерово Фролов С.В., действующий на основании доверенности от 31.12.2009г. сроком до 31.12.2010г., заявленные требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные ЗАЯВИТЕЛЬ требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Администрация Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти, жалоба на его действия рассматривается с применением норм ГПК РФ, регулирующих производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 249 ГПК РФ предусматривает, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 7, часть 1), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Это означает, что регулирование права собственности на жилое помещение, как и прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения, должно осуществляться на основе баланса интересов всех участников соответствующих правоотношений.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 № 25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п. 3 ст. 8, п. 3 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 21, ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, урегулировано также Законом Кемеровской области от 28.01.2010 N 3-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов", в соответствии с п.5 которого, мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет:
до 1 марта 2005 года в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим до указанной даты;
1 марта и после 1 марта 2005 года, если они в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления;
3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что ЗАЯВИТЕЛЬ является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы (л.д.4)
ЗАЯВИТЕЛЬ обратился в Администрацию г. Кемерово с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обращение заявителя рассмотрено комиссией для разрешения конфликтных ситуаций.
Письмом от 21.06.2010г. ### ЗАЯВИТЕЛЬ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях отказано, в связи с тем, что он как собственник, обеспечен площадью жилого помещения свыше учетной нормы (л.д.5-6)
В свою очередь, ЗАЯВИТЕЛЬ считает ответ Администрации г. Кемерово незаконным, указывая на то, что фактически ответ является отказом в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства в случаях и порядке, установленными законодательством. При этом, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по установленной форме. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 68-ОЗ, после регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам, в силу ч. 2 ст. 3 Закона № 68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.
В данном случае, фактически заявитель не обращался в Администрацию г. Кемерово в установленном законом порядке с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий не составлялся, правового акта по решению данного вопроса Администрацией г. Кемерово вынесено не было.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 68-ОЗ, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
Таким образом, письмо Администрации г. Кемерово нельзя признать отказом в принятии ЗАЯВИТЕЛЬ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, в настоящее время указанное заявление ЗАЯВИТЕЛЬ только находится на рассмотрении в Администрации г. Кемерово, по которому правовой акт еще не принят.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом категории, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Установлено, что ЗАЯВИТЕЛЬ зарегистрирован и проживает в жилом помещении ..., общей площадью 47,1 кв.м., принадлежащем ему на праве собственности, с внуком и его семьей: ЗАЯВИТЕЛЬ, П., О., Р..
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005г. ### утверждена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в размере 10,0 кв.м. общей площади.
При расчете нормы площади для определения нуждаемости в жилом помещении гражданина, который является собственником жилья либо собственном части жилого помещения, учитываются члены семьи собственника. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственности жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, как собственник жилого помещения ЗАЯВИТЕЛЬ обеспечен площадью жилого помещения свыше учетной нормы. При этом, внук заявителя и семья внука, членами семьи собственника в установленном законом порядке на данный момент не признаны, а следовательно, отсутствуют основания для их отнесения к членам семьи собственника в силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ.
Пленумом Верховного суда РФ по данному вопросу, постановлено, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
С учетом вышеизложенного, оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконным решения Администрации г. Кемерово об отказе поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании Администрацию г. Кемерово поставить ЗАЯВИТЕЛЬ на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ЗАЯВИТЕЛЬ о признании незаконным решения Администрации г. Кемерово об отказе поставить ЗАЯВИТЕЛЬ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Т.В. Кострова