Дело № 2-6029/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
Председательствующего Трубиной И.Н.
При секретаре Мартынкиной В.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
14 декабря 2010 г.
гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Кемерово в интересах Соловьевой Е.Л. к Администрации г.Кемерово, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор города г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах Соловьевой Е.Л. к Администрации г.Кемерово, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что прокурором г. Кемерово проведена проверка обращения Соловьевой Е.Л. - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе Администрации г. Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.
Проверкой установлено, что отец заявителя - В. - умер, о чем **.**.****. выдано свидетельство о смерти, мать - Т. решением Кировского районного суда г. Кемерово от 19.07.2000 г. лишена родительских прав в отношении дочери Соловьевой Е.Л..
Распоряжением городского управления образованием от 11.08.2000 г. ### Соловьева Е.Л. определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, с **.**.**** являлась воспитанницей Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...». Жилья, подлежащего закреплению в Кировском районе, Соловьева Е.Л. не имеет.
С 15.12.2003 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжение начальника территориального управления Кировского района администрации города Кемерово ### от 13.01.2004 г. поставлена на льготную очередь, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на **.**.**** общегородская очередь Соловьевой Е.Л. по категории «дети-сироты» - ###.
Из ответа администрации города от 13.10.2010 г. ### следует, что обеспечение её жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц.
Прокурором изучены истребованные и представленные материалы, которым дана правовая оценка.
Считает, что обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов.
Суд считает, что отказ исполнительного органа местного самоуправления -Администрации г. Кемерово - от предоставления Соловьевой Е.Л. жилого появляется незаконным и необоснованным. Поскольку исполнение данной обязанности возможно при надлежащем финансовом обеспечении, предоставляемом из бюджета Кемеровской области, привлечению к делу в качестве ответчика подлежит субъект Российской Федерации Кемеровская область.
Просит обязать муниципальное образование в лице Администрации г. Кемерово предоставить Соловьевой Е.Л., **.**.**** г.р., вне очереди в г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м., обязать субъект Российской Федерации - Кемеровскую область – в лице Администрации Кемеровской области профинансировать выполнение данной обязанности муниципальным образованием в лице Администрации г. Кемерово.
В судебном заседание прокурор г. Кемерово в суд не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом заявкой.
Истец Соловьева Е.Л. требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом повесткой.
Суд, заслушав участников процесса, рассмотрев письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что отец Соловьевой Е.Л. - В. - умер, о чем **.**.**** выдано свидетельство о смерти, мать - Т. решением Кировского районного суда г. Кемерово от 19.07.2000 г. лишена родительских прав в отношении дочери Соловьевой Е.Л. (л.д.16-19).
Распоряжением городского управления образованием от 11.08.2000 г. ### Соловьева Е.Л. определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, с **.**.**** являлась воспитанницей Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «...» (л.д. 20). Жилья на праве собственности или каком-либо другом праве Соловьева Е.Л. не имеет.
С 15.12.2003 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжение начальника территориального управления Кировского района администрации города Кемерово ### от 13.01.2004 г. поставлена на льготную очередь, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.10.2010 г. общегородская очередь Соловьевой Е.Л. по категории «дети-сироты» - ###.
Из ответа администрации города от 13.10.2010 г. ### следует, что обеспечение её жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц.
По окончании обучения ему должно было предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Однако до настоящего времени Соловьевой Е.Л. жилого помещения не предоставлено.
В соответствии со ст. 49 п. п. 3, 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. К указанным категориям граждан относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закон: 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядок, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Данным категориям граждан могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов установленном законодательством порядке государственными полномочиями обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ)
Вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях (ст. 57 п. 2 Жилищного кодекса).
Гражданам, указанным выше, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решения органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (п.п. 3, 4 ст.52 ЖК РФ).
Законодательство Российской Федерации о дополнительных социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и в нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Статья 2 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ).
В силу абз. 3 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. В соответствии со ст. 19 с. 2 данного Закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ст. 19 ч.5 Закона). Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В соответствии со ст. 2 п.9 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 24-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. ст. 1,3 Закона Кемеровской области 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детях попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, жилые помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным выше лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма".
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополните жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансы (ст. 4 Закона № 67-ОЗ).
Таким образом, истец Соловьева Е.Л., имея статус ребенка-сироты, по окончанию общеобразовательного учреждения и прекращения опеки, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время Соловьева Е.Л. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено.
То обстоятельство, что жилое помещение Соловьевой Е.Л. не предоставлено и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается материалами дела.
Суд считает, что отказ Администрации г. Кемерово в предоставлении Соловьевой Е.Л., как ребенку-сироте, в предоставлении жилого помещения вне очереди необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ).
Согласно ст. 8 п. 1 п.п. 2 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. N 165 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органы местного самоуправления приобретают жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов.
Законом Кемеровской области от 26.03.2001г. № 28-03 "О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" п. 2 ст. 4 предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, целевой безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Такая субсидия предоставляется при отсутствии необходимого жилого фонда за счет средств бюджета Кемеровской области.
С учетом установленного факта нуждаемости Соловьевой Е.Л. в жилом помещении, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете.
Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-03 от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.
Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г. Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57ЖКРФ.
Ссылка представителя ответчика на недостаточность средств, выделяемых на предоставление жилья детям сиротам, суд находит несостоятельными, поскольку финансовые трудности, испытываемые властным органом не должны препятствовать гражданину в реализации его права, в данном случае права Соловьевой Е.Л. на предоставление жилого помещения.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-03 (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-03) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.
С учетом изложенного, суд считает, что Соловьева Е.Л. имеет право на предоставление жилой площади.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Соловьевой Е.Л. подлежат удовлетворению в части обязании муниципального образования в лице Администрации г. Кемерово предоставить Соловьевой Е.Л., **.**.**** г.р., вне очереди в г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части обязания субъекта Российской Федерации - Кемеровскую область – в лице Администрации Кемеровской области профинансировать выполнение данной обязанности муниципальным образованием в лице Администрации г. Кемерово по следующим основаниям:
Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, новая редакция Закона Кемеровской области от 16.05.2006 М 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрела особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установила порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.
Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Таким образом, администрация города Кемерово не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.
Кроме того, ст.35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
При этом жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
То есть, для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами.
Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения.
Областным бюджетом предусмотрены субвенции местным бюджетам муниципальных образований на обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование из областного бюджета осуществляется в течение финансового года. Администрация Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» является одним из исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, наряду с другими органами.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 органам местного самоуправления переданы не полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти Кемеровской области- Администрации Кемеровской области, а государственные полномочия, которыми обладает субъект Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации - Кемеровская область, жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления - администрацию города Кемерово. Администрации районов (в нашем деле Администрация Кировского района) не обладают распорядительными функциями относительно средств местного бюджета.
Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Соловьевой Е.Л. удовлетворит частично.
Обязать муниципальное образование в лице Администрации г. Кемерово предоставить Соловьевой Е.Л., **.**.**** г.р., вне очереди в г. Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.
В части требований обязать субъект Российской Федерации - Кемеровскую область – в лице Администрации Кемеровской области профинансировать выполнение данной обязанности муниципальным образованием в лице Администрации г. Кемерово - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья И.Н. Трубина