Дело № 2-4519/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Трубиной И.Н.
При секретаре Мартынкиной В.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
29 сентября 2010 года
гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Открытому акционерному обществу «Кузбассэнерго» о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Кузбассэнерго» о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.
Свои требования мотивирует тем, что «НК ТЭЦ» эквивалентной мощностью 600 МВт осуществляет деятельность по производству электрической и тепловой энергии посредством сжигания твердого топлива (каменного угля), в качестве растопочного топлива - мазута, в качестве буферного топлива - природного газа.
В соответствии СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «НК ТЭЦ»» относится к предприятиям I класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 1000 метров.
При сжигании каменного угля и мазута в атмосферный воздух выбрасываются зола углей, сера диоксид, азота диоксид, азота оксид, углерода оксид. При ветровой эрозии золошлакоотвала в атмосферный воздух поступают взвешенные вещества.
Жилая застройка пос. Предзаводской расположена от «НК ТЭЦ» на расстоянии 285 м. В санитарно-защитную зону «НК ТЭЦ» попадают жилые дома ....
Золошлакоотвал является источником загрязнения взвешенными веществами атмосферного воздуха. В санитарно-защитную зону золошлакоотвала попадает жилая застройка ..., расположенный от золошлакоотвала на расстоянии 50 м.
По требованию прокуратуры Кемеровской области от 18.01.2010 ### Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в период с 18.03.2010 по 05.04.2010 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО «Кузбассэнерго» требований санитарного законодательства в области организации санитарно-защитной зоны предприятия.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарного законодательства в области организации санитарно-защитной зоны предприятия и невыполнение мероприятий по переселению жителей, проживающих в границах санитарно-защитной зоны:
- отсутствует проект организации СЗЗ предприятия, разработанный индивидуально или в составе группа примышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) в соответствии с требованиями п. 3.1, 3.2, 3.13 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09).
- промышленные объекты «НК ТЭЦ» (основная промышленная площадка) и золошлакоотвал, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека не отделены санитарно-защитными зонами (защитными барьерами) от территории жилой застройки ..., тем самым не обеспечен уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, не выполняются мероприятия по отселению жителей из санитарно-защитной зоны (требование п. 2.1, п. 2.5, п. 3:2 СанШйГ 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитые зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09)).
Загрязнение атмосферного воздуха селитебной территории поселков, попадающих в границы санитарно-защитной зоны промплощадок химическими веществами представляет опасность для жизни и здоровья населения ... и ....
Меры по устранению нарушений санитарного законодательства ОАО «Кузбассэнерго» Кузбасский филиал Дирекции Кемеровских электрических станций, отдельное структурное подразделение (ОСП) «Ново-Кемеровская ТЭЦ»» не принимает.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании п. 2.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назна-
чению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме».
Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков».
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «проектирование сани-тарно-защитных зон должно осуществляться на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной».
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств».
Согласно п. 3.13 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта».
Согласно 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) « в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки».
Просит суд обязать открытое акционерное общество «Кузбассэнерго» исполнить требования СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,/сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и Щ\ (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) в срок до 30.12.2011 (л.д. 8).
16.06.2010 г. истец уточнил требования, просили обязать открытое акционерное общество «Кузбассэнерго» в лице филиала - Дирекция Кемеровских электрических станций ОСП «Новокемеровская ТЭЦ» разработать проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, являющегося источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду, индивидуально или в составе группы промышленных объектов, и установить размер санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.п. 3.1, 3.2, 3.13, 4.1, 4.3, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно -защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 № 25, изменениями № 2, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61, в срок до 30.12.2011 года.
24.08.2010 г. истец уточнил исковые требования, просили суд обязать открытое акционерное общество «Кузбассэнерго» в лице филиала - Дирекция Кемеровских электрических станций ОСП «Новокемеровская ТЭЦ» разработать проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, являющегося источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду, индивидуально или в составе группы промышленных объектов, и установить размер санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.п. 3.1, 3.2. 3.13, 4.1. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 № 25. изменениями № 2, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61, в срок до 30.12.2011 года (л.д. 80).
В судебном заседание представитель истца Григорьев М.И., действующий на основании доверенности от 12.01.2010 г. (л.д.79), представитель истца Ващиникина Н.В., действующая на основании доверенности от 12.05.2010г., уточненные требования поддержали.
Представитель ответчика Борщенко П.А., действующий на основании доверенности от 22.09.2010г., требования не признал, доводы отзыва поддержал.
Суд считает, что ходатайство ответчика о прекращении производства по делу на основании ст.ст. 22 ч. 3, 28 ГПК РФ, заявленное повторно после передачи в Центральный районный суд г. Кемерово удовлетворению не подлежит.
Представитель ответчика полагает, что обязанность по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны ОСП «Ново-Кемеровская ТЭЦ» возникает у ОАО «Кузбассэнерго» из экономической деятельности по производству электрической и тепловой энергии.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
Согласно ст. 20 указанного Закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам (ч. 3 ст. 46).
В соответствии с пунктом 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года N 569 главные государственные врачи по субъектам Российской Федерации являются руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Кемеровской области - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
Таким образом, исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, граждан, имеющих права на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управлением заявлено требование к ответчику не как к участникам предпринимательской и иной экономической деятельности, а в порядке защиты интересов неопределенного круга лиц, которые не находятся в экономических отношениях с ответчиком, и направлено на защиту интересов граждан.
При таких обстоятельствах данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном суде.
Заслушав участников процесса, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что «НК ТЭЦ» эквивалентной мощностью 600 МВт осуществляет деятельность по производству электрической и тепловой энергии посредством сжигания твердого топлива (каменного угля), в качестве растопочного топлива - мазута, в качестве буферного топлива - природного газа.
В соответствии СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями ### (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и ### (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «НК ТЭЦ»» относится к предприятиям I класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 1000 метров.
При сжигании каменного угля и мазута в атмосферный воздух выбрасываются зола углей, сера диоксид, азота диоксид, азота оксид, углерода оксид. При ветровой эрозии золошлакоотвала в атмосферный воздух поступают взвешенные вещества.
Жилая застройка ... расположена от «НК ТЭЦ» на расстоянии 285 м. В санитарно-защитную зону «НК ТЭЦ» попадают жилые дома ....
Золошлакоотвал является источником загрязнения взвешенными веществами атмосферного воздуха. В санитарно-защитную зону золошлакоотвала попадает жилая застройка ... – ..., расположенный от золошлакоотвала на расстоянии 50 м.
По требованию прокуратуры Кемеровской области от 18.01.2010 №7/3-27-20 Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в период с 18.03.2010 по 05.04.2010 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО «Кузбассэнерго» требований санитарного законодательства в области организации санитарно-защитной зоны предприятия.
В ходе проверки выявлены нарушения санитарного законодательства в области организации санитарно-защитной зоны предприятия и невыполнение мероприятий по переселению жителей, проживающих в границах санитарно-защитной зоны:
- отсутствует проект организации СЗЗ предприятия, разработанный индивидуально или в составе группа примышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) в соответствии с требованиями п. 3.1, 3.2, 3.13 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09).
- промышленные объекты «НК ТЭЦ» (основная промышленная площадка) и золошлакоотвал, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека не отделены санитарно-защитными зонами (защитными барьерами) от территории жилой застройки ..., тем самым не обеспечен уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, не выполняются мероприятия по отселению жителей из санитарно-защитной зоны (требование п. 2.1, п. 2.5, п. 3:2 СанШйГ 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитые зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09)), что подтверждается Актом проверки № 377 от 05.04.2010 г. (л.д. 15-17).
Загрязнение атмосферного воздуха селитебной территории поселков, попадающих в границы санитарно-защитной зоны промплощадок химическими веществами представляет опасность для жизни и здоровья населения ... и ....
Постановлением по делу об административном правонарушении № 580 от 29.04.2010 г. ОАО «Кузбассэнерго» привлечено к административной ответственности в виде штрафа, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» в сумме 10000 руб. (л.д. 11-12).
Меры по устранению нарушений санитарного законодательства ОАО «Кузбассэнерго» Кузбасский филиал Дирекции Кемеровских электрических станций, отдельное структурное подразделение (ОСП) «Ново-Кемеровская ТЭЦ»» не принимает.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании п. 2.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назна-
чению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме».
Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков».
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «проектирование сани-тарно-защитных зон должно осуществляться на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной».
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств».
Согласно п. 3.13 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) «размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта».
Согласно п.п. 4.1. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 № 25. изменениями № 2, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25)
-предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения;
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25) (п. 4.2).
Согласно 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03) и № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09) « в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки».
В соответствии ст. 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ нормативы предельно-допустимых выбросов химических веществ в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Изложенные в отзыве доводы ответчика по поводу заявленных исковых требований суд не может принять во внимание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку со стороны ответчика не предоставлено доказательств разработки проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия - ОСП «Ново-Кемеровская ТЭЦ» и установлении размера санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.п. 3.1, 3.2, 3.13, 4.1, 4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008г. № 25, изменениями № 2, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009г. № 61.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства, нормы закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Открытое акционерное общество «Кузбассэнерго» в лице Кузбасского филиала ОАО «Кузбассэнерго» разработать проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - ОСП «Ново-Кемеровская ТЭЦ», являющегося источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду, индивидуально или в составе группы промышленных объектов, и установить размер санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.п. 3.1, 3.2, 3.13, 4.1, 4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008г. № 25, изменениями № 2, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009г. № 61.
В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обоснованные возражения ответчика по поводу заявленного истцом срока для разработки проекта 30.12.2011 г., процедуру разработки проекта, учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, суд считает необходимым установить более длительный срок – до 01.07.2012 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Кузбассэнерго» в лице Кузбасского филиала ОАО «Кузбассэнерго» разработать проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - ОСП «Ново-Кемеровская ТЭЦ», являющегося источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду, индивидуально или в составе группы промышленных объектов, и установить размер санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями п.п. 3.1, 3.2, 3.13, 4.1, 4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменениями № 1, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008г. № 25, изменениями № 2, утвержденными постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009г. № 61, в срок до 01.07.2012года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме 14.10.2010 г.