Дело № 2-5826/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,
при секретаре Семешовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
07 декабря 2010 года
гражданское дело по иску Прокурора города Кемерово в интересах Топырика А.М. к Администрации города Кемерово о признании отказа незаконным и другим требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах Топырика А.М. к Администрации города Кемерово о признании отказа незаконным и другим требованиям.
Свои требования мотивирует тем, что Топырик А.М. является участником Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынужден проживать в квартире, принадлежащей на праве собственности его дочери - А..
Поскольку Топырик A.M. является участником Великой Отечественной войны, то в соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от **.**.****, относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне.
Установлено, что 07.12.2009 Топырик A.M. обратился в территориальное управление Кировского района администрации г.Кемерово к специалисту комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом от 29.12.2009 исх. №2435/4Ф в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ему было отказано.
Действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Топырика A.M. нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях являются незаконными по следующим основаниям.
В данном случае органом местного самоуправления был нарушен порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ, ч.ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 №68-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон №68-03), принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело.
Согласно ч.1 ст. 3 Закона №68-03, после регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам, в силу ч.2 ст.З Закона №68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.
В нарушение ст.3 Закона №68-03, после принятия заявления Топырика A.M. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий заявителя не составлялся.
Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч.1 ст.4 Закона №68-ОЗ, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
В случае проведения проверки жилищных условий Топырика A.M. факт раздельного проживания заявителя с дочерью был бы установлен и отражен в акте проверки.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об отказе в принятии Топырика A.M. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при отсутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением установленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-ОЗ, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправления.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Проведенной проверкой установлено, что Топырик A.M. вместе с супругой Б., **.**.**** г.р., с 20.11.2001 зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности их дочери - А.. Жилое помещение общей площадью 30,2 кв. метра, в том числе жилой - 18,6 кв.м. По указанному адресу зарегистрировано 2 человека. Дочь Топырика A.M. проживает отдельной семьей по адресу: ....
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 №25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.
Необходимо принять во внимание, что собственник жилого помещения обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. При этом, пользователь ограничен в правах, не может им распорядиться, его проживание в жилом помещении зависит от волеизъявления собственника и может быть прекращено в любой момент.
В данном случае, отсутствие у Топырик A.M. собственного жилья ставит возможность проживания в квартире дочери в прямую зависимость от складывающихся межличностных отношений с членами семьи дочери.
Обращение Топырик A.M. с заявлением в администрацию города Кемерово являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны.
Право гражданина Российской Федерации на жилище относится к числу социально-экономических прав и нацелено прежде всего на правообладание жилым помещением, а не только правомочие. Именно фактическое обладание и постоянное пользование жилым помещением являются формами процесса реализации провозглашенного конституционного права.
Полагают, что при решении вопроса о наличии у Топырик A.M. права на получение жилого помещения необходимо также учитывать положения части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, право гражданина на предоставление ему жилого помещения не должно находиться в зависимости от имущественного положения иных граждан, в том числе и формально находящихся с ним в родственных отношениях.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как установлено, Топырик A.M. самостоятельно защитить свои нарушенные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует его престарелый возраст, когда в организме человека происходят возрастные изменения, и утрачивается возможность полного восприятия мира (снижается память, возможность осознания, изучения и т.п.), следовательно, отсутствует возможность полноценно отстаивать свои права в судебном порядке.
Также Топырик A.M., как ветеран Великой Отечественной войны в силу Федерального закона «О ветеранах» нуждается и находится под особой социальной защитой государства, а значит и прокуратуры, поскольку именно она в силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законодательством механизмом обеспечения прав Топырика A.M. на квалифицированную помощь и, соответственно, его свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного ст.45 ГПК РФ.
На основании изложенного, просил суд признать действия администрации г.Кемерово по отказу в принятии Топырика Аркадия Макаровича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Признать Топырика А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию города Кемерово принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании помощник прокурора города Кемерово Пачгина О.В. исковые требования поддержала, уточнив, что просит обязать ответчика принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. с 07.12.2009 года.
Истец Топырик А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Администрации города Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
С учетом мнения прокурора и представителя ответчика, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Топырика А.М.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля А., изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что Топырик A.M. является участником Великой Отечественной войны. В соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от **.**.**** ( л.д. 13), относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
В число мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне.
07.12.2009 Топырик A.M. обратился в территориальное управление Кировского района администрации г.Кемерово к специалисту комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом от 29.12.2009 исх. №2435/4Ф в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ему было отказано ( л.д. 10).
Суд считает, что органом местного самоуправления был нарушен установленный порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ, ч.ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 №68-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления.
Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело.
Согласно ч.1 ст.3 Закона № 68-03, после регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам, в силу ч.2 ст.3 Закона №68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.
В нарушение ст.3 Закона №68-03, после принятия заявления Топырика A.M. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жилищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жилищных условий заявителя не составлялся.
Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч.1 ст.4 Закона №68-ОЗ, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
В случае проведения проверки жилищных условий Топырика A.M. факт раздельного проживания заявителя с дочерью был бы установлен и отражен в акте проверки.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об отказе в принятии Топырика A.M. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при отсутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением установленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-ОЗ, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправления.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Топырик A.M. вместе с супругой Б., **.**.**** г.р., с **.**.**** зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности их дочери - А.. Жилое помещение общей площадью 30,2 кв. метра, в том числе жилой - 18,6 кв.м. По указанному адресу зарегистрировано 2 человека. Дочь Топырика A.M. проживает отдельной семьей по адресу: ....
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 №25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.
Необходимо принять во внимание, что собственник жилого помещения обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. При этом, пользователь ограничен в правах, не может им распорядиться, его проживание в жилом помещении зависит от волеизъявления собственника и может быть прекращено в любой момент.
Как пояснила допрошенная в судебном заседании дочь Топырика А.М. – А., квартира по адресу ..., в которой проживают и зарегистрированы ее родители принадлежит ей на праве собственности, была приобретена свидетелем для своих собственных детей. Однако, ввиду возраста и болезненного состояния ее родителей, свидетель была вынуждена перевезти их в г. Кемерово. Собственного жилья у Топырика А.М. и Б. нет. Свидетель проживает по адресу: .... Несмотря на то, что истец Топырик А.М. приходится свидетелю родным отцом и она оказывает родителям материальную помощь, одной семьей они не проживают, у свидетеля имеется своя семья.
Отсутствие у Топырик А.М. и Б. в собственности недвижимого имущества подтверждено представленным в материалы дела информацией ОАО «Городское бюро недвижимости» от 02.12.2010г., а также сведениями из ЕГРП.
Обращение Топырик A.M. с заявлением в администрацию города Кемерово являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны.
Право гражданина Российской Федерации на жилище относится к числу социально-экономических прав и нацелено прежде всего на правообладание жилым помещением, а не только правомочие. Именно фактическое обладание и постоянное пользование жилым помещением являются формами процесса реализации провозглашенного конституционного права.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Топырика A.M. нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях являются незаконными, в связи с чем исковые требования прокурора города в интересах Топырика А.М. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым признать действия администрации г.Кемерово по отказу в принятии Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признать Топырика А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию города Кемерово принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 07.12.2009г., с даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Топырика А.М. удовлетворить.
Признать действия Администрации города Кемерово по отказу в принятии Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – незаконными.
Признать Топырика А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию города Кемерово принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 07.12.2009 года, с даты подачи им заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Н.А. Савинцева
Решение в мотивированной форме составлено 17.12.2010 года.