Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-5826/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

07 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Прокурора города Кемерово в интересах Топырика А.М. к Администрации города Кемерово о признании отказа незаконным и другим требованиям,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах Топырика А.М. к Администрации города Кемерово о признании отказа незаконным и другим требованиям.

Свои требования мотивирует тем, что Топырик А.М. является участником Великой Отечествен­ной войны, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынужден проживать в квар­тире, принадлежащей на праве собственности его дочери - А..

Поскольку Топырик A.M. является участником Великой Отечественной войны, то в соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостовере­ниях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмот­ренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от **.**.****, относится к числу ветеранов Великой Оте­чественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными норматив­ными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В число мер социальной поддержки ветеранов ВОВ, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспече­ние за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отече­ственной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отече­ственной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей по­гибших в Великой Отечественной войне.

Установлено, что 07.12.2009 Топырик A.M. обратился в территориальное управление Кировского района администрации г.Кемерово к специалисту ко­митета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом от 29.12.2009 исх. №2435/4Ф в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ему было отказано.

Действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Топырика A.M. нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях являются незаконными по следующим основаниям.

В данном случае органом местного самоуправления был нарушен поря­док признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждаю­щихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ, ч.ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеров­ской области от 10.06.2005 №68-03 «О порядке ведения органами местного са­моуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон №68-03), принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправле­ния на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. На основании каждого за­явления о принятии на учет заводится учетное дело.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона №68-03, после регистрации заявления о приня­тии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных ус­ловий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответст­вия их представленным документам, в силу ч.2 ст.З Закона №68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гра­жданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о поста­новке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.

В нарушение ст.3 Закона №68-03, после принятия заявления Топырика A.M. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жи­лищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жи­лищных условий заявителя не составлялся.

Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч.1 ст.4 Закона №68-ОЗ, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного са­моуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему до­кументов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.

В случае проведения проверки жилищных условий Топырика A.M. факт раздельного проживания заявителя с дочерью был бы установлен и отражен в акте проверки.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об от­казе в принятии Топырика A.M. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при от­сутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением уста­новленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-ОЗ, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправ­ления.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Феде­рации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых по­мещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами се­мьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Проведенной проверкой установлено, что Топырик A.M. вместе с супру­гой Б., **.**.**** г.р., с 20.11.2001 зарегистриро­ваны и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности их дочери - А.. Жилое помещение общей площадью 30,2 кв. метра, в том числе жилой - 18,6 кв.м. По указанному адресу зарегистрировано 2 человека. Дочь Топырика A.M. проживает отдельной семьей по адресу: ....

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Рос­сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановле­нии от 03.11.1998 №25-П, законодательное регулирование отношений в жи­лищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференци­рованного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституцион­ных прав граждан.

Необходимо принять во внимание, что собственник жилого помещения обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежа­щим ему жилым помещением. При этом, пользователь ограничен в правах, не может им распорядиться, его проживание в жилом помещении зависит от воле­изъявления собственника и может быть прекращено в любой момент.

В данном случае, отсутствие у Топырик A.M. собственного жилья ставит возможность проживания в квартире дочери в прямую зависимость от склады­вающихся межличностных отношений с членами семьи дочери.

Обращение Топырик A.M. с заявлением в администрацию города Кеме­рово являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и зако­нодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны.

Право гражданина Российской Федерации на жилище относится к числу социально-экономических прав и нацелено прежде всего на правообладание жилым помещением, а не только правомочие. Именно фактическое обладание и постоянное пользование жилым помещением являются формами процесса реа­лизации провозглашенного конституционного права.

Полагают, что при решении вопроса о наличии у Топырик A.M. права на получение жилого помещения необходимо также учитывать положения части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, право гражданина на предоставление ему жилого помещения не должно находиться в зависимости от имущественного положе­ния иных граждан, в том числе и формально находящихся с ним в родственных отношениях.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважитель­ным причинам не может сам обратиться в суд.

Как установлено, Топырик A.M. самостоятельно защитить свои нарушен­ные права в судебном порядке не в состоянии, об этом свидетельствует его пре­старелый возраст, когда в организме человека происходят возрастные измене­ния, и утрачивается возможность полного восприятия мира (снижается память, возможность осознания, изучения и т.п.), следовательно, отсутствует возмож­ность полноценно отстаивать свои права в судебном порядке.

Также Топырик A.M., как ветеран Великой Отечественной войны в силу Федерального закона «О ветеранах» нуждается и находится под особой социальной защитой государст­ва, а значит и прокуратуры, поскольку именно она в силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, единственным предусмотренным федеральным законода­тельством механизмом обеспечения прав Топырика A.M. на квалифицирован­ную помощь и, соответственно, его свободного доступа к правосудию, а также соблюдение установленного ст.45 ГПК РФ.

На основании изложенного, просил суд признать действия администрации г.Кемерово по отказу в принятии Топырика Аркадия Макаровича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Признать Топырика А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию города Кемерово принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании помощник прокурора города Кемерово Пачгина О.В. исковые требования поддержала, уточнив, что просит обязать ответчика принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий исходя из даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. с 07.12.2009 года.

Истец Топырик А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Администрации города Кемерово Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

С учетом мнения прокурора и представителя ответчика, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Топырика А.М.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля А., изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Судом установлено, что Топырик A.M. является участником Великой Отечественной войны. В соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостовере­ниях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмот­ренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ ### от **.**.**** ( л.д. 13), относится к числу ветеранов Великой Оте­чественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными норматив­ными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

В число мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспече­ние за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отече­ственной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отече­ственной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей по­гибших в Великой Отечественной войне.

07.12.2009 Топырик A.M. обратился в территориальное управление Кировского района администрации г.Кемерово к специалисту ко­митета по жилищным вопросам администрации города Кемерово с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом от 29.12.2009 исх. №2435/4Ф в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях ему было отказано ( л.д. 10).

Суд считает, что органом местного самоуправления был нарушен установленный поря­док признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях.

Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждаю­щихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ, ч.ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеров­ской области от 10.06.2005 №68-03 «О порядке ведения органами местного са­моуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправле­ния на основании его заявления.

Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. На основании каждого за­явления о принятии на учет заводится учетное дело.

Согласно ч.1 ст.3 Закона № 68-03, после регистрации заявления о приня­тии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных ус­ловий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответст­вия их представленным документам, в силу ч.2 ст.3 Закона №68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гра­жданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о поста­новке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации города Кемерово под руководством начальников территориальных управлений.

В нарушение ст.3 Закона №68-03, после принятия заявления Топырика A.M. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проверка жи­лищных условий заявителя органом местного самоуправления в лице комитета по жилищным вопросам организована и проведена не была, акт проверки жи­лищных условий заявителя не составлялся.

Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч.1 ст.4 Закона №68-ОЗ, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного са­моуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему до­кументов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.

В случае проведения проверки жилищных условий Топырика A.M. факт раздельного проживания заявителя с дочерью был бы установлен и отражен в акте проверки.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, решение об от­казе в принятии Топырика A.M. на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято без проведения проверки жилищных условий заявителя, при от­сутствии акта проверки его жилищных условий, а также с нарушением уста­новленного законодателем месячного срока. Кроме того, в нарушение ч.7 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.4 Закона №68-ОЗ, указанное решение об отказе не соответствует по форме, т.е. принято не в форме правового акта органа местного самоуправ­ления.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Феде­рации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых по­мещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами се­мьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что Топырик A.M. вместе с супру­гой Б., **.**.**** г.р., с **.**.**** зарегистриро­ваны и проживают в жилом помещении по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности их дочери - А.. Жилое помещение общей площадью 30,2 кв. метра, в том числе жилой - 18,6 кв.м. По указанному адресу зарегистрировано 2 человека. Дочь Топырика A.M. проживает отдельной семьей по адресу: ....

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Рос­сийская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановле­нии от 03.11.1998 №25-П, законодательное регулирование отношений в жи­лищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференци­рованного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституцион­ных прав граждан.

Необходимо принять во внимание, что собственник жилого помещения обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежа­щим ему жилым помещением. При этом, пользователь ограничен в правах, не может им распорядиться, его проживание в жилом помещении зависит от воле­изъявления собственника и может быть прекращено в любой момент.

Как пояснила допрошенная в судебном заседании дочь Топырика А.М. – А., квартира по адресу ..., в которой проживают и зарегистрированы ее родители принадлежит ей на праве собственности, была приобретена свидетелем для своих собственных детей. Однако, ввиду возраста и болезненного состояния ее родителей, свидетель была вынуждена перевезти их в г. Кемерово. Собственного жилья у Топырика А.М. и Б. нет. Свидетель проживает по адресу: .... Несмотря на то, что истец Топырик А.М. приходится свидетелю родным отцом и она оказывает родителям материальную помощь, одной семьей они не проживают, у свидетеля имеется своя семья.

Отсутствие у Топырик А.М. и Б. в собственности недвижимого имущества подтверждено представленным в материалы дела информацией ОАО «Городское бюро недвижимости» от 02.12.2010г., а также сведениями из ЕГРП.

Обращение Топырик A.M. с заявлением в администрацию города Кеме­рово являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и зако­нодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны.

Право гражданина Российской Федерации на жилище относится к числу социально-экономических прав и нацелено прежде всего на правообладание жилым помещением, а не только правомочие. Именно фактическое обладание и постоянное пользование жилым помещением являются формами процесса реа­лизации провозглашенного конституционного права.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что действия администрации г.Кемерово по отказу в признании Топырика A.M. нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях являются незаконными, в связи с чем исковые требования прокурора города в интересах Топырика А.М. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым признать действия администрации г.Кемерово по отказу в принятии Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признать Топырика А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию города Кемерово принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 07.12.2009г., с даты подачи им заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Топырика А.М. удовлетворить.

Признать действия Администрации города Кемерово по отказу в принятии Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – незаконными.

Признать Топырика А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию города Кемерово принять Топырика А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 07.12.2009 года, с даты подачи им заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 17.12.2010 года.