Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-613/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Савинцевой Н. А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

11 января 2011 года

гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Кемерово в интересах Дмитриевой Е.В. к муниципальному образованию город Кемерово – в лице администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кемерово обратился в суд в интересах Дмитриевой Е.В. к муниципальному образованию город Кемерово – в лице администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действия. Свои требования мотивирует тем, что проверкой, проведенной прокурором г. Кемерово по обращению Дмитриевой Е.В. — лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе Администрации г. Кемерово во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, установлено, что мать Дмитриевой Е.В.- А. по решению Центрального районного суда от 22.04.1999 была лишена родительских прав, отец — Б. умер **.**.****. На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 22.09.1998 № 90 «О направлении несовершеннолетних детей в детское госучреждение» Дмитриева Е.В. была определена в детское государственное учреждение - детский дом № 2 на полное государственное обеспечение. Дом, в котором проживала Дмитриева Е.В. по адресу: ... 09.11.2003 сгорел.

Администрацией детского дома № 2 Дмитриева Е.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (Распоряжение администрации города Кемерово «О постановке на очередь» от 14.04.2004 № 111), однако обеспечение её жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц.

Отказ исполнительного органа местного самоуправления -Администрации города Кемерово - от предоставления Дмитриевой Е.В. жилого помещения является незаконным и необоснованным.

В соответствии со ст. 46 Конституции каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если основанием для такого обращения является обращение гражданина о защите и обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статья 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет прокуроров правом обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, просил суд обязать муниципальное образование в лице Администрации города Кемерово предоставить Дмитриевой Е.В., **.**.**** г.р., вне очереди в черте города Кемерово жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м.

В судебное заседание истец Дмитриева Е.В. не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующая расписка. При проведении досудебной подготовки истец на исковых требованиях настаивала.

Прокурор также в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав, что настаивает за заявленных исковых требованиях.

Представитель Администрации города Кемерово также в суд не явился, извещен надлежащим образом, лично под роспись, что подтверждается распиской о получении повестки.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что мать Дмитриевой Е.В.- А. решением Центрального районного суда г. Кемерово от 22.04.1999 лишена родительских прав в отношении дочери Дмитриевой Е.В. (л.д. 12-16), отец Дмитриевой Е.В.- Б. умер **.**.****. ( свидетельство о смерти л.д. 21).

На основании распоряжения Администрации города Кемерово от 22.09.1998 № 90 «О направлении несовершеннолетних детей в детское госучреждение» Дмитриева Е.В. была определена в детское государственное учреждение -детский дом № 2 на полное государственное обеспечение ( л.д. 23).

Дом, в котором проживала Дмитриева Е.В. по адресу: ... 09.11.2003 сгорел ( л.д. 24).

Администрацией детского дома № 2 Дмитриева Е.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (Распоряжение администрации города Кемерово «О постановке на очередь» от 14.04.2004 № 111 (л.д. 25).

С 07.10.1998г. по 19.10.2005г. Дмитриева Е.В. воспитывалась в детском доме № 2 г.Кемерово ( справка л.д. 10).

Таким образом, Дмитриева Е.В., в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как ребенок-сирота.

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу Дмитриевой Е.В. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено.

То обстоятельство, что жилое помещение Дмитриевой Е.В. не предоставлено, и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтверждается фактом её принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях распоряжением Администрации города Кемерово от 14.04.2004г. № 111.

Как следует из письма администрации г.Кемерово от 02.11.2010г. № 01-12/2776 (л.д. 17-18), обеспечение Дмитриевой Е.В. жильём поставлено в зависимость от наступления очереди, поскольку, как считает орган местного самоуправления, в противном случае будут нарушены права впереди стоящих в очереди лиц.

Суд считает, что отказ Администрации г. Кемерово в предоставлении Дмитриевой Е.В., как ребенку-сироте, в предоставлении жилого помещения вне очереди необоснованным по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ).

Согласно ст. 8 п. 1 п.п. 2 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 30.06.2007) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных настоящим законом.

С учетом установленного факта нуждаемости Дмитриевой Е.В. в жилом помещении, она, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете.

Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.

Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.

В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.

При таких обстоятельствах суд считает, что ответ Администрации г. Кемерово об отказе в предоставлении истцу вне очереди жилого помещения как ребенку-сироте, противоречит действующему законодательству, в том числе ст. 57 ЖК РФ.

Ссылка ответчика на то, что при предоставлении жилья Дмитриевой Е.В. будут нарушены права иных лиц, указанной категории, принятых на учет ранее, суд находит несостоятельными, поскольку финансовые трудности, испытываемые властным органом не должны препятствовать гражданину в реализации его права, в данном случае права истцу на предоставление жилого помещения. Более того, сама по себе закрепленная в законе гарантия на внеочередное получение жилого помещения, не предполагает постановку принятых на учет лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальную очередь.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по дого­вору социального найма (далее - норма предоставления) является ми­нимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставля­емого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного са­моуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем му­ниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помеще­ниями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Фе­дерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помеще­ний по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан об­щей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в каче­стве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предос­тавления, установленной данным органом.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.

С учетом изложенного суд считает, что Дмитриева Е.В. имеет право на предоставление жилой площади не ниже установленной социальной нормы 14 кв. м.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования прокурора города в интересах Дмитриевой Е.В. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Дмитриевой Е.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 кв. м общей площади. Принимая во внимание, что исходя из положений ст.ст. 15,62 ЖК РФ по жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для проживания, свободным как фактически, так и юридически от прав третьих лиц, суд считает, что дополнительное указание на данные обстоятельства в решении суда, не требуется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Кемерово в интересах Дмитриевой Е.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Кемерово предоставить вне очереди Дмитриевой Е.В., **.**.**** года рождения, на состав семьи 1 человек, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы или принесением кассационного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 04.02.2011г.