Решение - требования удовлетворить.



Дело № 2-701/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Савинцевой Н.А.,

при секретаре Семешовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

19 января 2011 года

гражданское дело по иску Рукавицына В.В. к Администрации города Кемерово о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец Рукавицын В.В. обратился в суд с иском к Администрации города Кемерово о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что 20.01.1999 г. двоюродной бабушкой истца - А. на имя директора школы-интерната № 9 г. Кемерово было написано заявление с просьбой определить истца Рукавицына В.В. в детдомовскую группу, т.к. его мать Б. бросила его и уехала в неизвестном направлении. Распоряжением территориального управления Рудничного района администрации г. Кемерово № 41/42 от 25.02.1999 г. истец был помещен в детское госучреждение в связи с тем, что его мать выбыла в неизвестном направлении, а отца нет. В свидетельстве о рождении отцом записан В., который истца не признает, так как с его матерью задолго до рождения истца не проживал. Со времени помещения истца в школу- интернат № 9 г. Кемерово и по настоящее время со своей матерью - Б., истец не общался. Место ее проживания не знает.

С 1999 г. по начало 2002 г. истец проживал в интернате № 9 г. Кемерово на полном государственном обеспечении и числился в детдомовской группе, т.е., в соответствии с положениями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей.

По достижении истцом возраста 18 лет в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, он являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из информации, предоставленной письмом территориального управления Рудничного района администрации г. Кемерово от 27.06.2006 №585 в адрес специальной коррекционной общеобразовательной школы - интерната №9, следует, что Рукавицын В.В., 1981 г.р. состоит в льготном списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сирота. На 26.06.2006 года его очередь по району №80. Своего жилья не имеет.

Указанный документ подтверждает постановку Рукавицина В.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет, а также нарушение органами территориального управления Рудничного района администрации г. Кемерово требований законодательства РФ об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В нарушение ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; подпункта 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также Закона Кемеровской области от 26 марта 2001 г. N 28-03 «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - территориальным управлением Рудничного района администрации г. Кемерово жилая площадь истцу до настоящего времени предоставлена не была.

На основании изложенного, просит суд обязать администрацию г. Кемерово предоставить Рукавицыну В.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке, за счет средств бюджета г. Кемерово с последующей компенсацией из областного бюджета.

В процессе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, истец просил суд обязать администрацию г. Кемерово предоставить Рукавицыну В.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель истца Главинский А.В., действующий на основании доверенности, на уточненных требованиях настаивал.

Истец в суд не явился, письменным заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Главинского А.В., о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Суворов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Рукавицына В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что родителями Рукавицына В.В., **.**.**** рождения являются В. и Б. ( свидетельство о рождении V-ЛО ### л.д. 6).

Как следует из заявления В., он Рукавицына В.В., который согласно документам, является его сыном, за сына не признает, с его матерью не проживал, ребенка не видел, не содержал. Подпись В. удостоверена руководителем Опаринского территориального организационно-распорядительного органа МУ «город Топки и Топкинский район Кемеровской области» ( л.д. 10).

**.**.**** В. умер (справка о смерти л.д. 11).

Согласно объяснительной А., она является бабушкой Рукавицына В.В., **.**.**** г. рождения, местонахождение матери ребенка - Б. неизвестно, она не сообщала о себе с **.**.****. Ребенок голодал, в связи с чем, А. была вынуждена отдать В. в интернат, так как не имела материальной возможности обеспечить его питанием ( л.д. 8).

**.**.**** А. умерла ( свидетельство о смерти л.д. 9).

Распоряжением отдела образования ТУРР администрации г.Кемерово № 41/42 от 25.02.1999г. Рукавицын В.В. помещен в детское государственное учреждение, в связи с тем, что мать бросила и выбыла в неизвестном направлении, отца нет ( л.д. 12).

Распоряжением Главы администрации Рудничного района г. Кемерово № 20 от 13.03.2003г. Рукавицын В.В., являвшийся учащимся специальной коррекционной общеобразовательной школы - интерната № 9, поставлен на учет для улучшения жилищных условий, как ребенок-сирота, на 26.06.2006г. очередь Рукавицына В.В. № 80 ( л.д. 13).

Согласно представленным письменным доказательствам, Рукавицын В.В. не имеет принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества ( уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от **.**.**** ###).

Таким образом, Рукавицын В.В. в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, как ребенок-сирота.

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу Рукавицыну В.В. жилое помещение как ребенку-сироте не предоставлено, его очередь на получение жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по городу Кемерово – 224.

То обстоятельство, что жилое помещение истцу не предоставлено, и он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, подтверждается фактом его принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях распоряжением Администрации города Кемерово от 13.03.2003г.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 2 пункт 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частями 3,4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (статья 52 ЖК РФ).

Согласно ст. 8 п. 1 п.п. 2 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 30.06.2007) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных настоящим законом.

С учетом установленного факта нуждаемости Рукавицына В.В. в жилом помещении, он, как ребенок-сирота, имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеприведенными нормами права.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований могут находиться отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статьей 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрены в областном бюджете.

Таким образом, законом субъекта РФ регламентирован порядок исполнения своей обязанности органом исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, в виде возмещения расходов органам местного самоуправления, что не противоречит федеральному закону.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области № 124-ОЗ от 14.11.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с передачей полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вышеуказанными Законами, органам местного самоуправления соответственно передаются и финансовые средства для их реализации.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.

Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений.

В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди, сама по себе закрепленная в законе гарантия на внеочередное получение жилого помещения, не предполагает постановку принятых на учет лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальную очередь.

В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по дого­вору социального найма (далее - норма предоставления) является ми­нимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставля­емого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного са­моуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем му­ниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помеще­ниями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, законами субъектов Российской Фе­дерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помеще­ний по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан об­щей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в каче­стве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предос­тавления, установленной данным органом.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 3 Закона КО от 16.05.06 № 67-ОЗ (в ред. Закона КО от 30.06.07 № 98-ОЗ) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления.

При этом, исходя из буквального толкования указанных положений законодательства, закрепленная с законе норма о предоставлении жилого помещения на одного человека не менее нормы применяется независимо от того, предоставляется жилое помещение в очередном или внеочередном порядке.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.05 г. № 274 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово в размере 14 кв.м. на одного человека.

С учетом изложенного суд считает, что Рукавицын В.В. имеет право на предоставление жилого помещения размером, не ниже установленной социальной нормы 14 кв. м.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования истца о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым обязать Администрацию г. Кемерово предоставить Рукавицыну В.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 кв. м общей площади. Принимая во внимание, что исходя из положений ст.ст. 15,62 ЖК РФ по жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для проживания, свободным как фактически, так и юридически от прав третьих лиц, суд считает, что дополнительное указание на данные обстоятельства в решении суда, не требуется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Рукавицына В.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кемерово предоставить вне очереди Рукавицыну В.В., **.**.**** года рождения, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в г. Кемерово, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированной форме подачей кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья: Н.А. Савинцева

Решение в мотивированной форме составлено 04.02.2011 года.